Научная статья на тему 'О структуре нейронной сети при построении устного высказывания'

О структуре нейронной сети при построении устного высказывания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
261
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РЕЧИ / ЯЗЫК / СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ПОСТРОЕНИЕ УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ / СТРУКТУРА НЕЙРОННОЙ СЕТИ / SPEECH / LANGUAGE / SOCIAL THOUGHT / SOCIAL CONSCIOUSNESS / ORAL UTTERANCE BUILDING UP / STRUCTURE OF NEURONAL NETWORK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маланчук Ирина Григорьевна

В статье рассматриваются нейронные механизмы построения устного высказывания в его невербальной и вербальной реализациях. Утверждается существование как минимум двух уровней нейронной сети, обеспечивающей построение устного вербального высказывания: нейронного коррелята речевого компонента высказывания, который отстраивается и активируется начиная с младенческих вокализаций и обусловливает особенности функционирования второго уровня, соотносящегося с языковыми структурами сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the structure of neuronal network when building up an oral utterance

The article deals with neuronal mechanisms when an oral utterance in its verbal and non-verbal forms of realizations is built up. The article also states that there are two levels of neuronal network. The neuronal network provides the oral utterance upbuilding which determines the peculiarities of the second level correlated with language structures of consciousness.

Текст научной работы на тему «О структуре нейронной сети при построении устного высказывания»

ПСИХОЛОГИЯ

И.Г. Маланчук

О СТРУКТУРЕ НЕЙРОННОЙ СЕТИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Система речи, язык, социальное мышление, социальное сознание, построение устного высказывания, структура нейронной сети.

В современной лингвистике, речеведении, психологии актуальной остается дифференциация систем речи и языка, в частности, в связи с задачами реконструкции когнитивных моделей, соотносимых как с собственно речью и языком, так и с интегративными образованиями (вербальной речью, лексикой со значением речевых жанров, особенностей речи и пр.), а также с ситуациями социального взаимодействия, актуализирующими те или иные формы речи. Одной из целей нашей работы в последние годы являются разработка концепции речи на основе мультидисципинарного подхода, в частности в аспекте когнитивной психологии, и, соответственно, выработка такой когнитивной модели, которая бы адекватно отражала уровневое строение процесса продуцирования устного высказывания в его вербальной и невербальной реализациях.

Систему речи мы определяем как совокупность коммуникативно значимых вокальных конструкций (звукокомплексов), представляющих собой особым образом - в пространственно-временных и интенсивностных характеристиках - упорядоченную звуковую материю. К характеристикам вокальной фразы (в ее абстрагировании от фонемного состава; о тенденциях упорядочения вокального сигнала в антропогенезе см.: [Маланчук, 2007], ср.: [Галунов и др., 1985]) относятся динамика частоты основного тона, сила, громкость, долгота, темп, тем-бральные характеристики.

Базовым понятием для описания и анализа процесса речи является форма речи - речевой жанр, который, с точки зрения вокального оформления высказывания, можно определить как сложный просодический, вокальный комплекс, инвариантный при реализации речи в отношении типичных ситуаций социального взаимодействия и имеющий такие характеристики, которые определяют содержание социального взаимодействия и адекватно распознаются участниками. Это, вне естественно-языкового содержания, дает возможность каждому коммуникатору вести интеракцию, ориентируясь в целях партнера, интенциональном содержании его речи, и, согласуясь с собственными целями, активно корректировать взаимодействие.

Симультанирование сукцессивного вокального ряда создает целостный акустический образ, с одной стороны, интегрированный с аффектом (минимально представленным в информативных жанрах), а с другой - с образом прагматической ситуации в ее динамических характеристиках, представляющий собственно форму речи. При этом в отношении генетически ранних, доязыковых форм речи мы используем термин «протожанр», в отношении же

культурспецифичных форм речевой коммуникации - термин «речевой жанр». Таким образом, преодолевается лингвоцентричный подход к форме речи - речевому жанру (ср.: [Седов, 1999, с. 115]) и решается проблема различения структур речи и структур языка, которая Б.М. Величковским сформулирована как «восприятие глобальных акустических признаков, характеризующих сегменты речи, более крупные, чем отдельные фонемы, слоги и слова» [Величковский, 2006, с. 100].

В каких структурах высказывания лежит информация о мотивах, характере социальных отношений и какие задачи в действительности решаются высказыванием, если вербально не выражается ни одно, ни другое, ни третье, - вопрос, не получивший серьезной разработки в психологии, акцентировавшей связь мышления и языка. Существенным является и то, что понимание этих аспектов высказывания, как правило, не определяется общим фондом знаний собеседников, составляющим пресуппозитивную основу вербального высказывания, за исключением того, что специфическим слоем в этом фонде являются знания о социальном мире, в том числе о конкретных людях. Однако последнее если и задает возможности для начала речевой интеракции, то ориентировка в ее ходе, хотя и соотносится с фондом социальных знаний, требует актуальной регуляции социального поведения средствами речи. Поэтому для нас на сегодняшний день проблема того, какие задачи решает высказывание, довольно очевидна: оно решает социальные задачи, даже если в реальной коммуникации речь идет об абстракциях: высказываясь, люди всегда говорят о себе, позиционируются в социальном пространстве, транслируют особенности своего понимания социального мира, актуально, в речи выражают социальные эмоции, отношение к собеседнику. Интереснейший пример в этом смысле описан в [Психология..., 2003, с. 409] со ссылками на Latour, 1987; Бос, Майер, 1993. (Полагаем, что и эмоции, возникающие при получении «интеллектуальной» информации, относящейся к миру несоциальных объектов, и эмоции, отражающиеся в речевом звуке, становятся в акте речевой коммуникации социальными сигналами.)

С нашей концепцией речи, где мы полагаем двуканальность трансляции / обработки вербальных высказываний (в аспекте собственно речи и использования языка) и многоканаль-ность (а точнее, межмодальность) обработки информации, позволяющей адекватно их интерпретировать [Маланчук, 2009], соотносится модель «двухканальной структуры речевой коммуникации» В.П. Морозова [Морозов, 2003, с. 423-424]. Одним из ее оснований являются сравнительные исследования особенностей восприятия человеком вербальной или невербальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихотическом восприятии, которые показали, что вербальная информация по критерию запоминания слов лучше воспринимается правым ухом (так как в этом случае адресуется к левому полушарию, т. е. речевым центрам Вернике), а невербальная информация по критерию узнавания эмоциональной интонации лучше воспринимается левым ухом (так как адресуется к правому полушарию мозга) [Морозов и др., 1988; Балонов, Деглин, 1976; Балонов и др., 1985; Черниговская, Деглин, 2001].

Автор обсуждаемой модели пишет: «... имея в виду сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и ряд вышеприведенных принципиальных отличий невербальной коммуникации от собственно речевой - вербальной, общую структуру системы речевой коммуникации следует представить как двухканальную (разумеется, не в технологическом, а в психологическом смысле), т. е. как состоящую из вербального, собственно речевого лингвистического, и невербального экстралингвистического каналов» [Морозов, 2003, с. 423]. Разделение вербального и невербального каналов имеет место не только в среднем звене системы коммуникации (акустический сигнал), но и в начальном (говорящий) и конечном (слушатель) звеньях. Вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвисти-ческий) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации. Вместе с тем между этими каналами существуют теснейшее взаимодействие и взаимовлияние [Морозов, 2003, с. 423-424].

©

\ Шум I

Источник речи

Речево-й сигнал

Источник речи

Речевой сигнал

Шум ]

т

1 * Приемннх

J * {слушатель-)

Приемник

(слушатель)

Лелый мозг J 1 J Лимпшсгм-ЧАггаа 1 f

1 1 | информация

' : : ; .... ' _ ! !

Правый- мозг

1 1 | инйкюмаиня 1 I j '

Jlei мозг

Шум

«ый I

oaf I

Правый

мозг___

| Щук I

Р Системаобратмыхсвяэвй )J (Б^

в сравнении с одноканальной моделью К. Шеннона (1983) (А)

Автор модели полагает, что спектр звука «является носителем одновременно как вербальной (фонетической), так и невербальной (тембр голоса) информации» и ставит чрезвычайно важный вопрос: как мозг разделяет одно и другое [Морозов, 2003, с. 423]. Таким образом, речь идет только о распознавании структур вербального сообщения и, в нашей концепции, собственно речевого. Объясняя это, автор пишет: «Выдвинута гипотеза, что данное разделение возможно благодаря реализуемым мозгом человека двум принципам (механизмам) обработки речевой информации, каждый из которых соответствует правому или левому полушарию мозга» [Галунов и др., 1985; Морозов и др., 1988]. «Первый механизм характеризуется тем, что мозг производит детальный посегментный (пофонемный) анализ временной последовательности речевых звуков подобно тому, как обучающийся речи ребенок составляет слово из кубиков с изображением букв. Это свойственно левому полушарию мозга. Второй механизм заключается в интегральной целостной оценке речевых единиц (паттернов), например слов, и сравнении их с хранящимися в памяти эталонами звучания тембральных, интонационных, ритмических и других характеристик речи (правополушарный принцип обработки речевой информации)» [Там же]. Это несколько противоречит тому, что сам автор концепции пишет по поводу формантной структуры спектра, отражающей качество звука языковой единицы и позволяющей распознать его фонемный состав: «Носителем вербальной фонетической информации является спектр сложного речевого звука, точнее, динамика формантной структуры спектра во времени [Фант, 1964]. При этом для речи (читай: языка. -И.М.) высота голоса, т. е. частота основного тона, практически не имеет значения... Что же касается невербальных видов информации, то носителем ее наряду со спектром являются и звуковысотные характеристики голоса (мелодика речи, т. е. динамика частоты основного тона)» [Морозов, 2003, с. 420-421]. И если первый описанный выше механизм имеет подтверждения в соответствующих исследованиях (см. об этом: [Леонтьев, 2003], то второй, с нашей точки зрения, адекватен в описании распознавания целостных паттернов собственно речи (при этом требуется исследовать, каких) и сравнения с собственно речевым эталоном, но невозможно согласиться с тем, что речевым фактом является слово, тем более что звучание слова в предложенной интерпретации должно сравниваться с тембральными, интонационными, ритмическими характеристиками эталона.

Все сказанное заставляет предполагать (1) существование нейронной сети, отстраивающейся в раннем онтогенезе под воздействием невербальной составляющей речи, обращенной к младенцу («baby talk») и активирующейся при продуцировании невербальных форм речи, начиная с младенческих вокализаций, (2) обусловленность ансамблей вербальной нейронной сети, активирующейся при построении вербального устного высказывания, тем звеном, которое представляет акустический образ формы речи. Соответственно, требуется включение нейронных коррелятов собственно речевого компонента в структуру нейронной сети.

Библиографический список

1. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1976.

2. Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Черниговская Т.В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985.С. 99-115.

3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл, 2006. Т. 2.

4. Галунов В.И., Королева И.В., Шургая Г.Г. Два возможных механизма восприятия речи // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 52-61.

5. Деглин В.Л. Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга человека // Die Metapher und Das Gestalt. 2001. № 1. URL: http://metaphor.narod.ru/misc/ num1/num1_deglin.htm

6. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969; М.: URSS, 2003.

7. Маланчук И.Г. О двух тенденциях упорядочения вокального сигнала в антропогенезе // Школа и личность. Красноярск, 2007. С. 15-31.

8. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009.

9. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения // Психология XXI века. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 415-440.

10.Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов В.И. и др. Восприятие речи // Вопросы функциональной асимметрии мозга / под ред. В.П. Морозова. М.; Л.: Наука, 1988.

11.Психология XXI века. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 409.

12.Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.

13.Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М.: Наука, 1964.

14.Черниговская Т.В., Деглин В.Л. Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга // Die Metapher und Das Gestalt. 2001. № 1. URL: http://metap-hor.narod.ru/misc/num1/num 1 chern1.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.