СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК-33
Ананьев А.В.
студент 3 курса магистратуры ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и
управления при Главе Республики Башкортостан
г.Уфа, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Каратеев О.В. кандидат психологических наук ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и
управления при Главе Республики Башкортостан
г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]
О СТРАТЕГИИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ Аннотация
Значимость бизнес-планирования высока, в тех видах деятельности, где требуются как предвидения на долгосрочную перспективу, так и качественные предварительные исследования, которые необходимо провести перед началом деятельности зарождающегося предприятия. В статье дано определение структуры бизнес плана на современном этапе, отмечается значимость планирования в рамках предпринимательской деятельности.
Ключевые слова
бизнес-план, планирование, стратегия, инвестиции, финансовый план
Для того чтобы начать предпринимательский проект, как коммерческий, так и социальный, в большинстве случаев нужен бизнес-план. Бизнес-план обосновывает наиболее важные аспекты нового предприятия или проекта и позволяет привлечь инвестиции и внедрить инновации в обществе. Как правило, бизнес-план разъясняет цели нового предприятия, их достижимость и конкретные планы их достижения. Начиная предпринимательскую деятельность, необходимо четко понимать потребность в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, ясно представлять источники их получения, а также как можно более точно рассчитать эффективность этих ресурсов в процессе деятельности предприятия. Для достижения стабильного успеха в современных рыночных условиях предпринимателям необходимо эффективно и точно планировать деятельность, регулярно собирать и анализировать актуальную информацию как о собственных состояниях и перспективах, так и об общем состоянии рынка и конкурентов.
Теоретические и методологические аспекты исследования проблем бизнес-планирования при осуществлении предпринимательской деятельности нашли отражение в трудах зарубежных ученых Н. И. Ансофф, М. Альберт, П. Дойль, Ф. Котлер, И.В. Каверн, Ж.Ж. Ламбен, Г. Армстронг, Ф.Х. Найт, М.Х. Мескон, А.А. Томпсон, Peter F. Drucker и др. Вопросы развития и функционирования бизнес-планирования, как сектора рыночной экономики рассмотрены в трудах отечественных ученых: С.Н. Андреева, В.А. Баринова, О.Н. Бекетовой, В.П. Бурова, В.Д. Грибова, М.И. Дудина, А.С. Пелиха, Э.А Уткина, И.И. Ушакова, Ю.Н. Лапыгина и др. Анализируя мнения авторов, следует, что бизнес - планирование - это упорядоченная цикличность приемов и действий, связанная с инструментом прогнозов окружающей среды, постановкой целей бизнес - планирования, разработкой и реализацией бизнес - плана, продвижением его на рынок интеллектуальной собственности, осуществляя контроль за выполнением.
Многолетние исследования зарубежных фирм и российских предприятий отметили, что недооценивание планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, некомпетентное осуществление или игнорирование, зачастую приводят к неоправданным
1 11 }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
экономическим потерям и, зачастую, к банкротству [4, с. 65].
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности что отражено в работах авторов Омск - О.В. Шумаковой, В.Ю Епанчинцева, Ю.И Новикова [5,6,10]. Ценность бизнес плана определяется тем, что: дает возможность определения жизнеспособности проекта в условиях конкуренции, содержит ориентир развития организации, служит важным инструментом в получении денежной поддержки от инвесторов. Из высказываний авторов можно сделать вывод что бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия. Составляется бизнес-план на ближайшие 3 - 5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. В этом документе анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются способы их решения. Размер и содержание плана сильно зависит от того для каких целей он пишется, а также в какой сфере ведется бизнес. Например, для открытия производства, желательно очень подробно, пошагово прописать весь процесс его изготовления, от склада сырья, до передачи конечному потребителю-заказчику. Тогда как для строительства какого-либо магазина или объекта недвижимости под сдачу в аренду, можно обойтись менее подробным и детальным планом. Здесь напротив важна простота, и нужно описать сам проект и расчеты со сроками его окупаемости.
Мировой опыт показывает, что бизнес-план - документ, принятый в большинстве стран с прогрессивной рыночной экономикой [5, с. 134]. В России понятие «бизнес-план» появилось в начале XXI века и с тех пор прогрессировало: сначала бизнес-план рассматривался лишь как инструмент, позволяющий привлекать инвестиции из-за границы; на данный момент необходимость составлений бизнес-планов освоена на государственном уровне и нужна для обоснования деятельности многих предпринимательских структур. Бизнес-план внедрился в практику российского предпринимательства как инструмент стратегического планирования и существенный документ для ведения деловых переговоров. Значимость этого документа подтверждается в ряде стран Западной Европы, а также России без предоставления, которого невозможно зарегистрировать новое предприятие.
Грамотно разработанный бизнес-план сопутствует росту фирмы, завоеванию новых позиций на рынке, перспективным планам своего развития. Требования к бизнес-плану следующие: документ должен быть прост в понимании, функционален, информативен, удобен в пользовании, ну и само собой правдив. Главное назначение бизнес-плана - показать насколько реальны шансы успеха у конкретной бизнес-идеи и бизнес-модели. Ведь именно тут идет расчет всех возможных рисков, потенциала роста, учёт ресурсов, необходимость привлечения сторонних инвестиций. Хорошо составленный и подготовленный бизнес план выявляет перспективу его развития, что отвечает на самый главный вопрос: надо ли вкладывать силы и средства в этот бизнес, принесет ли оно большую прибыль, которая окупит все затраченные средства. Исходя от направленностей и масштаба проекта, объемы работ по развитию плана может измениться в большом диапазоне, степень его детализации весьма различна. Если в плане необходима необъемная проработка, то основная часть разделов может отсутствовать. Если план предстоит разработать в большем объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные исследования, то он должен быть тщательно отредактирован.
В сегодняшней практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая - использование его для разработки стратегии бизнеса. Вторая - формирование и реализация плановых программ, позволяющих оценить потенциал развития нового направления деятельности, контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса. Третья - привлечение финансов из-за границы для целей развития. Четвертая - привлечение к реализации планов бизнес партнеров, которые могут вложить в него личные средства и технологии.
В планировании выделяются несколько типов бизнес-планов со своими отличительными особенностями. Выделяют четыре типа:
- бизнес-план для получения коммерческих кредитов;
- инвестиционный бизнес-план;
- бизнес-план финансового оздоровления фирмы;
- внутренний бизнес-план.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
Главное достоинство бизнес-планирования фиксируется в правильно составленном детализированном бизнес-плане, который дает перспективу развития организации, таким образом, отвечает на вопрос о целесообразности вложения средств и осуществимости идей и проектов любого типа, а также просмотр вероятности осуществления самых сложных проблем.
Сегодня бизнес-план - обязательный документ для обретения инвестиций, обоснования уместности той или иной деятельности предприятий, их санации и реструктуризации. В условиях рыночной экономики бизнес-план характеризует себя как необходимый инструмент технического, экономического и финансового, управленческого обоснования дела, инкорпорируя взаимоотношения с банком, инвесторами, сбытовыми и посредническими организациями [4, с. 67].
Предназначение бизнес-плана заложено в обосновании модели функционирования бизнеса и передачи поведения этой модели на рынке с услугами или группой услуг. Успех бизнеса диагностируется обычно «тремя китами»:
1) конкурентоспособность организации;
2) основательная разработка идеи;
3) достаточность средств.
В российских условиях отчетливо просматриваются два подхода, применяемых к процессу бизнес-планирования. Первый - предусматривает разработку бизнес-плана внешней консалтинговой компанией, где инициаторы проекта фигурируют в нем посредством подготовки исходных данных. Однако наиболее преференциальным представляется второй подход, при котором предприниматель самостоятельно работает над бизнес-планом, получая консультации у специалистов (например, маркетологов) или потенциальных спонсоров и инвесторов, если это необходимо. В силу незначительных компетенций в финансовых и маркетинговых вопросах у инициаторов проекта, обычно над разработкой бизнес- плана работает группа специалистов. Гораздо сложнее предстоит ситуация с начинающими предпринимателями, которым приходится разрабатывать бизнес-план в одиночку, используя соответствующую литературу, а в наиболее сложных случаях получить консультации у специалистов из этой сферы или более опытных коллег. Большинство отечественных авторов, такие как Э.А. Уткин, И.И. Ушаков, В.П. Буров подчеркивают, что для российских организаций к наиболее популярным и актуальным областям бизнес -планирования в современной экономической ситуации относятся [9]:
- генерирование бизнес -линий (инвестиционных проектов), как комплекс продолжительных привилегий и конкурентных премий, специализированного и универсального имущества, технологий, которые гарантируют возможность получать предназначенный доход;
- разработка бизнес-планов спецназначения, финансового и экономического характера. Несмотря на экономические и социальные перемены, происходящие в России и пробудившие к жизни
новый стиль в планировании и управлении, практически остались без изменений. Отсутствие надлежащих компетенций разработки бизнес-планов в распространенных системах планирования не позволяют им эффективно использовать предлагаемые инструменты. Таким образом, значимость бизнес-планирования в деятельности организации фиксируется в его экономической составляющей, как инструмента, способного привлечь и грамотно использовать инвестиции в условиях ограниченности ресурсов организации. Список использованной литературы:
1. Бабичева А.А., Сабадырь Е.А. Основы бизнес-планирования / А.А. Бабичева, Е.А. Сабадырь // Новая наука: проблемы и перспективы развития. 2016. - № 121-1. - С. 180-182.
2. Белал А.А. Основные категории бизнес-плана / А.А. Белал // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 3. - С. 7-12.
3. Берд П. Бизнес-план. Пошаговое руководство / П. Берд. М.: ФАИР-ПРЕСС, Издат. - торг. Дом Гранд, 2012. - 304 с.
4. Геринг Т.М., Гаврилов Д.Е. Молодым руководителям нужен SWOT- анализ // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: сб. науч. ст. межд. науч.-практ. конф. - Самара: АМИ, 2017. - С. 65-71.
5. Епанчинцев В.Ю., Агафонова А.А., Зиновьева Е.А. Методические аспекты бизнес-планирования малого
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
предпринимательства в пищевой промышленности / В.Ю. Епанчинцев, А.А. Агафонова, Е.А. Зиновьева // Вестник Омского ГАУ, 2018. - № 1 (29). - С. 134-141.
6. Епанчинцев В.Ю, Зиновьева Е.А. Особенности бизнес-планирования в торговле при открытии собственного дела / В.Ю. Епанчинцев, Е.А. Зиновьева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2018. - № 1 (25). - С. 25-33.
7. Киракосьян А.А., Бузовский П.Ю., Гончаренко Л.Н. Структура и основные виды бизнес-планов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь - декабрь. - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00468.pdf. - ISSN 2413-4066
8. Кочиева А.К. Специфика составления бизнес-плана инновационного проекта: зарубежный подход и российская практика / А.К. Кочиева // Проблемы экономики и менеджмента, 2016. - № 7 (59). - С.53-58.
9. Мустафин Н.Ш., Лагута И.В. Стратегия и модель бизнес-плана. Схема процесса бизнес планирования // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 6(18). URL:https://regrazvitie.ru/strategiya-i-model-biznes-plana-shema-protsessa-biznes-planirovaniya/
10. Рыбина Э.В., Епанчинцев В.Ю. Составление бизнес-плана в сфере услуг на примере студии «Маникюр &Педикюр» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11). / URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00480.pdf. - ISSN 2413-4066.
© Ананьев А.В.. 2018
УДК-33
Ананьев А.В.
студент 3 курса магистратуры ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления
при Главе Республики Башкортостан
г.Уфа, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Каратеев О.В. кандидат психологических наук ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и
управления при Главе Республики Башкортостан
г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ АКТУАЛЬНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена бизнес-планированию, в системе стратегического планирования: обосновывается значимость составления бизнес-плана, отмечается значимость планирования в рамках предпринимательской деятельности.
Ключевые слова:
бизнес-план, планирование, стратегия, инвестиции, финансовый план
Начиная предпринимательскую деятельность, необходимо четко понимать потребность в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, ясно представлять источники их получения, а также как можно более точно рассчитать эффективность этих ресурсов в процессе деятельности предприятия. Для достижения стабильного успеха в современных рыночных условиях предпринимателям необходимо эффективно и точно планировать деятельность, регулярно собирать и анализировать актуальную информацию как о собственных состояниях и перспективах, так и об общем
-( И )-