Научная статья на тему 'О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ'

О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
696
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
АРКТИКА / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН / МОРСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РФ) / АРКТИЧЕСКИЙ ТРИЛИСТНИК / ARCTIC / NORTH SEA LANE / ARCTIC OCEAN / NAVAL DOCTRINE OF THE RUSSIAN FEDERATION (RF) / ARCTIC TREFOIL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Круглов Вячеслав Викторович, Лопатин Михаил Александрович

Анализируются основные факторы, определяющие возрастание стратегического значения Северного морского пути как основной транспортной коммуникации в Северном Ледовитом океане и как предмет будущих споров о порядке его эксплуатации между ведущими зарубежными странами и Россией. Предложены некоторые меры военного характера по защите национальных интересов России в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STRATEGIC IMPORTANCE OF THE NORTH SEA LANE

The paper analyzes the main factors that determine the increasing strategic significance of the North Sea Lane as the main transport communication in the Arctic Ocean, and also as the issue for future debates over its exploitation procedure between the leading foreign countries and Russia. It proposes certain measures of a military nature for protecting Russia’s national interests in the Arctic.

Текст научной работы на тему «О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»

О стратегическом значении Северного морского пути

Генерал-майор запаса В.В. КРУГЛОВ, доктор военных наук

Подполковник М.А. ЛОПАТИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Анализируются основные факторы, определяющие возрастание стратегического значения Северного морского пути как основной транспортной коммуникации в Северном Ледовитом океане и как предмет будущих споров о порядке его эксплуатации между ведущими зарубежными странами и Россией. Предложены некоторые меры военного характера по защите национальных интересов России в Арктике.

The paper analyzes the main factors that determine the increasing strategic significance of the North Sea Lane as the main transport communication in the Arctic Ocean, and also as the issue for future debates over its exploitation procedure between the leading foreign countries and Russia. It proposes certain measures of a military nature for protecting Russia's national interests in the Arctic.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Арктика, Северный морской путь, Северный Ледовитый океан, Морская доктрина Российской Федерации (РФ), Арктический трилистник.

Arctic, North Sea Lane, Arctic Ocean, Naval Doctrine of the Russian Federation (RF), Arctic trefoil.

Северный морской путь мы намерены превратить в один из ключевых торговых маршрутов, причем глобального значения и глобального масштаба1.

В.В. Путин

В СВЯЗИ с расширением и усложнением экономических связей, сокращением неосвоенных территорий и акваторий в последние годы очень остро встал вопрос об интенсификации использования транспортных сухопутных, воздушных и морских коммуникаций. Особый интерес в этом плане приобретает Арктический регион в силу огромных запасов минеральных ресурсов, экономичности транспортных путей и определенных преимуществ в военно-стратегической области.

Центральной транспортной артерией в Арктике становится Северный морской путь (СМП) — главная национальная морская коммуникация России в данном регионе, проходящая вдоль ее северных берегов по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово море), соединяющая европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. На западе СМП ограничен входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке в Беринговом проливе — параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58'37" з. д. Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5610 км, а протяженность примыкающих к нему судоходных речных путей около 37 тыс. км2 (рис. 1).

Альтернатива СМП — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий, Панамский каналы или огибающие мыс Доброй Надежды. Экономичность СМП подтверждается следующими показателями: от Санкт-Петербурга до Владивостока расстояние по СМП составляет 14 280 км, через Суэцкий канал — 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды — 29 400 км3.

Согласно Основам государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года использование СМП в качестве единой транспортной коммуникации — один из основных национальных интересов России в Арктике4. Россия имеет статус морской державы из-за своего географического положения с выходом в Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны, а также заслужила его благодаря огромному вкладу в изучение морей и океанов, развитие морского судоходства и открытиям, сделанным

Рис. 1. Акватория Северного морского пути

великими русскими путешественниками и мореплавателями. В Морской доктрине РФ отмечается, что освоение пространств и ресурсов Мирового океана, частью которого является и Северный Ледовитый океан, — одно из главных направлений развития России как морской державы. В документе особо подчеркивается жизненно важное значение Мирового океана для хозяйственной и экономической деятельности страны5.

Содержание национальной политики ведущих морских держав и других государств с меньшим влиянием на морскую деятельность в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет, на наш взгляд, охватывать как самостоятельную деятельность и сотрудничество в освоении ресурсов Мирового океана, так и неизбежное противостояние на этом пути. В акваториях морей Северного Ледовитого океана это проявится особенно остро.

В соответствии с Морской доктриной РФ к национальным интересам России в Мировом океане относятся:

• незыблемость суверенитета РФ, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра, а также на воздушное пространство над ними;

• суверенные права и юрисдикция РФ, осуществляемые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управления этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течений и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, освоения и использования в интересах обороны и безопасности страны с участием во-

енной составляющей ее морского потенциала, а также права на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна;

• свобода открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов;

• сохранение человеческой жизни на море;

• функционирование жизненно важных морских коммуникаций;

• предотвращение загрязнения морской среды отходами производства, потребления и утилизации;

• комплексное использование ресурсов и пространств Мирового океана в целях устойчивого экономического и социального развития страны, ее приморских регионов6.

Исходя из национальных интересов РФ в Мировом океане и принципов национальной морской политики сформулированы ее цели и задачи. Для их достижения определены и нашли отражение в Морской доктрине РФ четыре функциональных и шесть региональных направлений Национальной морской политики7 России (рис. 2). Все четыре функциональных направления в полной мере затрагивают Арктический регион и СМП как главную морскую транспортную артерию Северного Ледовитого океана.

Национальная морская политика России на региональных направлениях строится исходя из их специфических особенностей. Так, на Арктическом направлении она определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику и Тихий океан, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, возрастающим значением СМП для устойчивого развития и безопасности РФ, ключевой ролью Северного флота для обороны страны с морских и океанских направлений.

Рис. 2. Направления Национальной морской политики России

Решение геополитических проблем, связанных с эксплуатацией СМП в начале XXI века, определение его правового статуса, несомненно, должны относиться к числу приоритетных в арктической политике российского государства. Это обусловлено, во-первых, ростом грузоперевозок по СМП, в том числе зарубежными компаниями, что требует неотложного решения ряда назревших проблем в обслуживании судов и развитии современной инфраструктуры. Во-вторых, иностранными заинтересованными лицами постоянно актуализируется проблема интернационализации СМП, общего его использования как важнейшей глобальной трансконтинентальной транспортной магистрали, связывающей через северные моря и проливы Атлантический и Тихий океаны кратчайшим маршрутом8.

Для закрепления в международно-правовой области правового статуса СМП проведен ряд научно-исследовательских экспедиций и подана заявка в Комиссию ООН по границам континентального шельфа РФ. Первая заявка, поданная в декабре 2001 года, отклонена

из-за недостатка геологической информации. Однако исследования продолжились и в августе 2015 года подана вторая заявка, подкрепленная результатами девяти экспедиций, о расширении границ континентального шельфа РФ в Арктике за пределами 200-мильной зоны.

К сожалению, на протяжении многих лет правила плавания по СМП не изменялись, хотя это было необходимо, чтобы адекватно ответить на внешние вызовы, решить внутренние проблемы организации управления движения по нему в новых исторических условиях. К тому же очень медленно решались задачи навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, создания в целом современной инфраструктуры эксплуатации СМП. И только в последние годы наметились позитивные сдвиги.

Северный морской путь обеспечивает функционирование транспортной инфраструктуры государства в особенно труднодоступных районах архипелагов, островов, морей и побережья Крайнего Севера, центральных районов Восточной и Западной Сибири,связывая в еди-

ную систему материковые водные пути по сибирским рекам и морские трассы для перемещения на запад и восток страны каботажных и экспортных грузопотоков. В январе 2013 года в России утверждены Правила плавания в акватории СМП9. В марте 2013 года распоряжением Правительства РФ создана Администрация СМП. Это стало практическим следствием принятых в 2012 году изменений в российское законодательство в части, касающейся государственного регулирования торгового мореплавания в акватории СМП.

Развитие СМП в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значимых клиентов данной магистрали могут стать разработчики уникального Шток-мановского месторождения нефти и газа, Тимано-Печорского нефтегазоносного района (с месторождением Приразломное), бокситов североонежского бассейна, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.

В ходе визита Президента РФ В.В. Путина в Китай (май 2014) компания «Ямал СПГ» подписала с китайской национальной нефтегазовой корпорацией (СЫРС) обязывающий контракт на поставку сжиженного

природного газа (СПГ). Документ предусматривает поставку 3 млн тонн СПГ в год в течение 20 лет10.

В августе 2017 года российский танкер-газовоз «Кристоф де Марже-ри» успешно совершил свой первый коммерческий рейс по СМП, доставив партию СПГ из Норвегии в Южную Корею (рис. 3). Судно установило новый рекорд преодоления данного маршрута — 6 дней 12 часов 15 минут. При этом «Кристоф де Маржери» в современной истории стал первым в мире торговым судном, которое смогло совершить переход по СМП без ледокольной проводки на всем протяжении трассы11. Это знаковое событие в формировании энергетической политики РФ показало на деле возможность экспорта российского СПГ.

В условиях глобализации для транснациональных корпораций весьма важно и то обстоятельство, что через Арктику проходят кратчайшие морские и воздушные маршруты, соединяющие Северную Америку и Евразию. По мере таяния льдов морской путь через арктические широты позволит на 40 % сократить протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком.

Однако использование этих путей пока сдерживают серьезные сложно-

Рис. 3. Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» на трассе СМП

сти плавания и полетов в высоких широтах, а также недостаточно развитая транспортная инфраструктура региона. Из-за таяния полярных льдов может возрасти реальная опасность, которую представляют дрейфующие льдины, что потребует крупных инвестиций в безопасность судоходства. Не избежать и необходимого для плавания в Арктике дооборудования транспортных судов: укрепления корпусов в районе ватерлинии, установки защиты винторулевой группы от повреждений во льдах, монтажа систем обогрева служебных, жилых и грузовых помещений и др. Все это значительно снижает скорость перехода судов (дооборудование судна снижает его скорость на 5—10 %, плавающие льды — в два раза, караванная проводка — в три раза), что почти сводит на нет выигрыш в расстоянии для данного маршрута по сравнению с альтернативными юж-ными12. В этих условиях необходим поиск новых путей активизации использования СМП.

Кроме традиционных держав, имеющих прямой выход к Северному Ледовитому океану (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США) и входящих в Арктический совет (Финляндия и Швеция), свои амбиции на освоение Арктического бассейна и СМП проявляет Китайская Народная Республика (КНР). О серьезности намерений КНР свидетельствует наличие в ее структуре органов власти особой Арктической и Антарктической администрации (Chinese Arcticand Antarctic Administration), которая отвечает за выполнение научных программ в Арктике.

Как заявил один из ведущих китайских экспертов в области арктических исследований, профессор Морского университета Даляня Ли

Женьфу, «тот, кто контролирует Арктику, будет контролировать мировую экономику и новый международный стратегический коридор (СМП)»13.

Несмотря на утверждения некоторых западных специалистов о неспособности СМП взять на себя роль важнейшего транспортного пути из Азии в Европу, интерес к нему по-прежнему не ослабевает, поэтому в целях исследования его транспортных возможностей периодически проводятся разведывательные мероприятия. Например, корабль тылового обеспечения «Рона» военно-морских сил (ВМС) Франции в сентябре 2019 года прошел по СМП в восточном направлении (рис. 4). Это первый корабль НАТО, проследовавший данным маршрутом.

Командир корабля Филипп Ген отметил, что «целью похода было развитие наших знаний об этом регионе, стратегическое значение которого постоянно возрастает»14. Примечательно, что «Рона» не имеет ледовой защиты, но заявка на его сопровождение ледоколом не подавалась, и корабль без особых сложностей прошел опасные участки.

Стратегическая цель политики РФ в части, касающейся СМП, — его преобразование из национального транспортного маршрута в магистраль глобального значения, существенно влияющую на логистическую систему мировой экономики. При этом управ-

Рис. 4. ВМС

Корабль тылового обеспечения «Рона» Франции в 2019 году прошел по СМП

ление и контроль его эксплуатации должны оставаться неотъемлемым суверенным правом России.

Необходимо отметить, что наряду с транспортным значением СМП важен для России и с военно-стратегической точки зрения, поскольку обеспечивает полностью открытый доступ в Мировой океан и маневр силами и средствами отечественного Военно-Морского Флота (ВМФ) между Тихоокеанским и Атлантическим океанским районами.

Для иллюстрации военной значимости СМП можно привести пример из опыта Второй мировой войны. В середине ноября 1940 года в Тихом океане неожиданно появился немецкий вспомогательный крейсер «Комет». Результаты его рейда по океанским коммуникациям вызвали шок в адмиралтействе Великобритании: за полтора месяца были отправлены на дно более 10 английских транспортов с боеприпасами, продовольствием, медикаментами. Как рейдер проник незамеченным на тихоокеанский театр военных действий? Английские спецслужбы тогда так и не смогли ответить на данный вопрос.

Как выяснилось позднее, «Комет» прошел из Атлантики в Тихий океан через СМП в результате секретной операции, проведенной ВМС Германии. В феврале 1940 года состоялись закрытые советско-германские переговоры о проводке по СМП с востока на запад около 30 немецких судов, якобы груженных соевыми бобами. Когда переговоры подходили к завершению, германская сторона неожиданно включила в список «пароход без груза» — для проводки, наоборот, с запада на восток. Из-та тонкой политической игры советское руководство согласилось выполнить условия договора. Это был единственный случай прохода корабля кригсмарине по СМП15.

После завершения «холодной» войны воздушно-космические угро-

зы для России с Севера не исчезли, а трансформировались и усложнились. В Северном Ледовитом океане возможно развертывание высокоточного оружия большой дальности в неядерном оснащении, направленного против РФ. В частности, это относится к подводным лодкам типа «Огайо», переоборудованным под носители крылатых ракет морского базирования в обычном снаряжении.

Военное руководство США рассматривает СМП и Арктику в целом как один из стратегических плацдармов создания глобальной системы противоракетной обороны (ПРО) и стремится перманентно контролировать воздушную, надводную и подводную обстановку в Арктике и на трассе СМП, что должно гарантировать свободу навигации и пролета воздушного транспорта США по всей акватории Северного Ледовитого океана.

В совокупности с развертыванием перспективной системы ПРО наибольшую опасность для России в данном регионе может представлять оперативно-стратегическая группировка США и их союзников по НАТО, формирование которой предусмотрено в рамках концепции «быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike). В соответствии с данной концепцией предполагается нанесение кораблями ВМС США массированного обезоруживающего неядерного удара крылатыми ракетами «Томагавк» по объектам стратегических ядерных сил РФ. В определенных условиях, по мнению западных специалистов, такой удар позволит снизить ядерный потенциал РФ до неприемлемого уровня для нанесения ответно-встречного удара.

В этой связи с северного стратегического воздушно-космического направления могут, на наш взгляд, исходить серьезные угрозы национальной безопасности России (с учетом дальности пуска и минимального подлетного времени средств поражения).

Несмотря на то что в настоящее время военно-политическая и стратегическая обстановка в Арктике относительно стабильна, а внешнеполитический курс стран, прилегающих к данному региону, не представляет прямой угрозы для РФ, потенциальные военные опасности существуют. К их перерастанию в военные угрозы при определенных условиях могут привести следующие основные факторы:

• неурегулированность вопросов разграничения континентального шельфа и исключительных экономических зон в Арктике;

• стремление норвежского руководства изменить статус Шпицбергена как демилитаризованной зоны и сократить на нем российское присутствие с перспективой полного вытеснения РФ с архипелага;

• настойчивое стремление ряда государств, прежде всего США, Норвегии, Японии и Канады, добиться превращения СМП из российской транспортной магистрали в международную;

• активизация военной, экономической, научной и исследовательской деятельности США в Арктическом регионе, наращивание присутствия их формирований береговой охраны, военно-воздушных сил и ВМС на Аляске;

• подготовка сил НАТО к постоянному присутствию в Арктическом регионе и на трассе СМП.

В современных условиях все большее значение приобретают угрозы военно-технического характера. Технико-экономический отрыв ведущих стран мира, в первую очередь США, в развитии и размещении средств вооруженной борьбы в Арктике позволяет им эффективно решать свои национальные интересы силовыми методами. В целях устойчивого социально-экономического развития и обеспечения благосо-

стояния населения РФ руководство страны придает большое значение суверенному освоению природных запасов российского сектора Арктики и соблюдению своих интересов в Арктическом регионе.

К сожалению, в настоящее время полностью и надежно прикрыть арктическое направление от возможных военных угроз для РФ пока практически сложно — нет достаточных сил, средств и необходимой оборонной инфраструктуры. Однако поставленные задачи необходимо решать уже сегодня. Можно отметить, что многие важные меры уже предприняты и продолжают реализовы-ваться. В частности, созданы арктические соединения, организована их интенсивная подготовка в условиях, приближенных к боевым (рис. 5).

Кроме того, в Арктике восстанавливаются заброшенные объекты военной инфраструктуры и создаются совершенно новые. Так, в 2018 году сданы в эксплуатацию два комплексных военных объекта в ключевых точках исключительной экономической зоны РФ — на архипелагах Зем-

Рис. 5. Боевая подготовка мотострелков арктического соединения

ля Франца-Иосифа (рис. 6) и Новоси- объектов оборонной инфраструкту-

бирские острова (рис. 7)16.

ры общей площадью более 700 тыс.

Всего в Арктике на островах Ко- кв. м. В них размещено более 1000 тельный, Земля Александры, Вран- военнослужащих, специальное воо-геля и мысе Шмидта возведено 425 ружение и техника17.

Рис. 6. Российская военная база «Арктический трилистник» на острове Земля Александры

Рис. 7. Российская военная база «Северный клевер» на острове Котельный

Все решаемые задачи оборонного характера в Арктике следует соотносить с военной активностью ведущих стран мира, прежде всего США и других членов НАТО. Поскольку в этой связи важно иметь полную и достоверную информацию, складывающуюся в арктической зоне, необходимо, на наш взгляд, особое внимание уделить созданию эффективной системы отслеживания подводной, надводной, ледовой, воздушной и космической обстановки в данном регионе, а также мониторинга информационного пространства в целях выявления потенциальных угроз интересам России в Арктике.

Представляется целесообразным при планировании применения сил и средств в Арктике учитывать возможные сценарии развития обстановки как на СМП, так и в районах добычи полезных ископаемых. На основе глубокого понимания основных задач и прогнозирования обстановки в арктической зоне необходимо изыскивать новые эффективные формы применения арктических воинских формирований и способы ведения

В настоящее время полностью и надежно прикрыть арктическое направление от возможных военных угроз для РФ пока практически сложно — нет достаточных сил, средств и необходимой оборонной инфраструктуры. Однако поставленные задачи

необходимо решать уже сегодня. Можно отметить, что многие важные меры уже предприняты и продолжают реализовываться.

ими боевых действий в условиях Крайнего Севера и практически их отрабатывать в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Особое значение следует, на наш взгляд, придавать развитию сети узлов связи, пунктов радиолокационного контроля, метеорологического и навигационного обеспечения, которые играют жизненно важную роль в обеспечении безопасности плавания по трассе СМП, поскольку в условиях Арктики систематически возникают сложности в поддержании связи из-за возмущений ионосферы, а также в точности определения местоположения с помощью космических систем ГЛОНАСС из-за особенностей наклонения орбит спутниковых группировок (64,8° и 55° соответственно), ориентированных в первую очередь на наиболее густо заселенные экваториальные и средние широты.

Таким образом, в современных условиях значимость Арктического региона существенно возрастает и становится очевидно, что при сохраняющихся тенденциях развития экономических и военно-политических процессов стратегическая ценность СМП будет только повышаться. В частности, КНР, являясь крупнейшим мировым перевозчиком, заинтересована в развитии СМП для снижения транспортных издержек и диверсификации своей логистической системы при экспорте продукции европейским потребителям в рамках проекта «Один пояс — один путь».

Взгляды российского руководства на развитие российской Арктики и СМП, нашедшие отражение в таких доктринальных документах, как Морская доктрина Российской Федерации и Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, реализуются путем активной деятельности по восстановлению и возведению объектов системы жизнеобеспече-

ния, гарантированию безопасности плавания и предотвращению возможных военных угроз с данного стратегического направления.

В связи с тем, что военное руководство США и НАТО рассматривает Арктику как один из стратегических плацдармов для развертывания перспективной системы ПРО, а также сил и средств в рамках концепции «быстрого глобального удара», необходимо обеспечить надежное функционирование группировок отечественного ВМФ и в первую очередь сил Северно-

го флота для решения задач сдерживания угрозы агрессии против России, надежного контроля государственной границы, арктических морских пространств и защиты национальных интересов в данном регионе. При этом важно наращивать усилия по созданию высокоэффективной наземной оборонной инфраструктуры и объектов, обеспечивающих бесперебойное функционирование СМП как постоянно действующей морской транспортной магистрали в акватории Северного ледовитого океана.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Выступление Председателя Правительства РФ В.В. Путина на II Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога». 22 сентября 2011. URL: http://archive.government.ru/docs/16536/ print/ (дата обращения: 10.03.2020).

2 Большая российская энциклопедия: URL: https://bigenc.ru/geography/ text/3543982 (дата обращения: 02.05. 2020).

3 Там же.

4 Указ Президента РФ от 5.3.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/73606526/ (дата обращения: 3.05.2020).

5 Морская доктрина Российской Федерации. 2015. URL: http://static.kremlin. ru/media/events/files/ru/uAFi5nvux2twaqj ftS5yrIZUVTJan77L.pdf (дата обращения: 05.05.2020).

6 Там же.

7 Там же.

8 Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Монография. URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/865/ rosssiyskaya-arktika-v-izm-mire-lukin-y.pdf (дата обращения: 05.05.2020).

9 Правила плавания в акватории Северного морского пути. Утверждены приказом Минтранса России от 17 января 2013 года № 7 // Российская газета. Федеральный выпуск № 6062. 19 апреля 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 «Ямал-СПГ» подписал обязывающий контракт с китайской CNPC на поставку 3 млн тонн СПГ в течение 20 лет // Финам. URL:https://www. finam.ru/analysis/newsitem/yamal-spg-podpisal-obyazyvayushiiy-kontrakt-s-kitaiyskoiy-cnpc-na-postavku-3-mln-tonn-gaza-20140520-1057/ (дата обращения: 02.05. 2020).

11 Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за I полугодие 2017 года. URL: http:// www.scf-group.com/press_office/press_ releases/item91971.html (дата обращения: 15.05.2020).

12 Морозов Ю.В. Стратегия ведущих государств мира в Арктике в XXI веке и вызовы национальным интересам России в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 45 (234). С. 39.

13 Максимов Н.А. Арктика в XXI веке: интересы России и Китая // Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 23.

14 Корабль НАТО впервые прошел Северным морским путем. URL: https:// rg.ru/2018/10/02/korabl-nato-vpervye-proshel-severnym-morskim-putem.html (дата обращения: 09.05. 2020).

15 Воробьёв В.Ф. Кругосветка рейдера «Komet» // Гангут. 2010. № 19. С. 75.

16 Поросков Н. «Арктический трилистник» и «Северный клевер» // Армейский сборник. 2018. № 3. С. 5—11.

17 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.