Научная статья на тему 'О статусе категории трансцендентного в философии'

О статусе категории трансцендентного в философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
913
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МЕТАФИЗИКА / КАТЕГОРИЯ / АБСОЛЮТ / БЫТИЕ / СУЩЕЕ / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / ИММАНЕНТНОЕ / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / ВЕЩЬ / НОУМЕН / ОПЫТ / МИР / ЧЕЛОВЕК / РАЗУМ / ЧУВСТВЕННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / СОЗЕРЦАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПРАКТИКА / PHILOSOPHY / METAPHYSICS / CATEGORY / ABSOLUTE / BEING / EXISTENCE / TRANSCENDENT / IMMANENT / TRANSCENDENCE / TRANSCENDING / THING / NOUMENON / EXPERIENCE / WORLD / PERSON / INTELLIGENCE / SENSUALITY / ACTIVITIES / CONSCIOUSNESS / CONTEMPLATION / COGNITION / GOAL SETTING / PRACTICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурханов Рафаэль Айратович

Статья посвящена анализу статуса категории трансцендентного в философии. Дано определение трансцендентного, выявлена его связь с имманентным, трансценденцией, трансцендированием. Подчеркивается, что трансцендентное представляет собой ноумен, метафизическое «демаркационное» понятие, посредством которого философы пытаются постигнуть предельные основания бытия, познания и практики. В свою очередь, понятием имманентного обозначается совокупность опытов людей конкретных общественно-исторических эпох, существующих в культурных формах современности, которые в своей взаимосвязи образуют безгранично расширяющееся «поле» познания, целеполагания и практики. В категории трансценденции мир постигается как переход, как объективность бытия, определяющая его глубинные закономерности, а также необходимые и всеобщие формы строения. В понятии трансцендирования фиксируется исходящее в объективный мир выражение человеческой субъективности. Это расширение и углубление мира людей посредством их познавательных, ценностных и практических актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the status of the category of transcendent in philosophy

The article analyzes the status of the category of transcendent in philosophy. The study defines the notion of transcendent, reveals its connection with such concepts as immanent, transcendence, transcending. The paper shows that the transcendent is the noumenon, a metaphysical demarcation concept, whereby the philosophers try to comprehend the ultimate grounds of being, knowledge and practice. In turn, the term “immanent” means the total experiences of people in specific social and historical eras existing in cultural forms of modernity that extremely increase knowledge, goal setting and practice. In the category of transcendence, the world is perceived as a transition, the objectivity of being, which determines its profound principles, as well as the required and universal structural forms. The notion of transcending expresses human subjectivity outgoing in an objective world. This means widening and deepening the world of people through their cognitive, valuable and practical acts.

Текст научной работы на тему «О статусе категории трансцендентного в философии»

УДК 101.1

https://doi.org/10.24158/fik.2017.8.1

Бурханов Рафаэль Айратович

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и права Сургутского государственного университета

О СТАТУСЕ КАТЕГОРИИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО В ФИЛОСОФИИ

Burkhanov Rafael Ayratovich

D.Phil., Professor, Head of the Philosophy and Law Department, Surgut State University

CONCERNING THE STATUS OF THE CATEGORY OF TRANSCENDENT

IN PHILOSOPHY

Аннотация:

Статья посвящена анализу статуса категории трансцендентного в философии. Дано определение трансцендентного, выявлена его связь с имманентным, трансценденцией, трансцендированием. Подчеркивается, что трансцендентное представляет собой ноумен, метафизическое «демаркационное» понятие, посредством которого философы пытаются постигнуть предельные основания бытия, познания и практики. В свою очередь, понятием имманентного обозначается совокупность опытов людей конкретных общественно-исторических эпох, существующих в культурных формах современности, которые в своей взаимосвязи образуют безгранично расширяющееся «поле» познания, целеполагания и практики. В категории транс-ценденции мир постигается как переход, как объективность бытия, определяющая его глубинные закономерности, а также необходимые и всеобщие формы строения. В понятии трансцендирования фиксируется исходящее в объективный мир выражение человеческой субъективности. Это расширение и углубление мира людей посредством их познавательных, ценностных и практических актов.

Ключевые слова:

философия, метафизика, категория, абсолют, бытие, сущее, трансцендентное, имманентное, трансценденция, трансцендирование, вещь, ноумен, опыт, мир, человек, разум, чувственность, деятельность, сознание, созерцание, познание, целеполагание, практика.

Summary:

The article analyzes the status of the category of transcendent in philosophy. The study defines the notion of transcendent, reveals its connection with such concepts as immanent, transcendence, transcending. The paper shows that the transcendent is the noumenon, a metaphysical demarcation concept, whereby the philosophers try to comprehend the ultimate grounds of being, knowledge and practice. In turn, the term "immanent" means the total experiences of people in specific social and historical eras existing in cultural forms of modernity that extremely increase knowledge, goal setting and practice. In the category of transcendence, the world is perceived as a transition, the objectivity of being, which determines its profound principles, as well as the required and universal structural forms. The notion of transcending expresses human subjectivity outgoing in an objective world. This means widening and deepening the world of people through their cognitive, valuable and practical acts.

Keywords:

philosophy, metaphysics, category, absolute, being, existence, transcendent, immanent, transcendence, transcending, thing, noumenon, experience, world, person, intelligence, sensuality, activities, consciousness, contemplation, cognition, goal setting, practice.

Понятие трансцендентного используется не только в философии, но и в других сферах культуры. Трансцендентные основания исследователи выделяют в науке, искусстве и религии [1]. Так, современная наука, основывающая свои выводы на фактах и эмпирических данных, также оперирует метафизическими терминами (трансцендентные понятия, трансцендентные числа и т. п.). Никакая религиозная конфессия невозможна без признания Абсолюта, Высшего трансцендентного начала, изливающего Божественную благодать на земной мир и человека. В отличие от философии и науки в искусстве и религии представления о трансцендентном воплощаются не только в понятиях, но и в художественных образах, воспринимаясь людьми, по меткому выражению К. Ясперса, как «шифры трансценденции» [2, с. 104-115].

Однако непосредственно проблему трансцендентного разрабатывает философия, а именно - ее раздел «метафизика», где в качестве онтологии и гносеологии Бога, мира и человека изучается сущее как таковое. В метафизике, которая пытается «ухватить» и осмыслить трансцендентные основания мироздания, главным вопросом исследования является абсолютное бытие, бытие само по себе. Это вопрос о том, почему вообще есть сущее, а не ничто [3, с. 87]. Размышления о бытии и его становлении, о соотношении бытия и мышления лежат в основе всех проблем философии.

Метафизическое познание начал бытия - не эмпирическое, а умозрительное, сверхопытное созерцание сути вещей. Через постижение глубинной сущности бытия и многообразия его проявлений метафизика стремится осуществить познание необходимой, всеобщей и универсальной связи сущего. Она исследует соотношение чувственно данного, имманентного нам мира

и умозрительно представленного, трансцендентного его начала, связь эмпирического существования и подлинного бытия. В отличие от частных наук, изучающих конкретные области мироздания или его отдельные фрагменты, на основе анализа которых складывается научная картина мира, в метафизике, изучающей бытие как таковое, продуцируется идея о мире в целом и об органическом единстве всего сущего [4, с. 10].

Следовательно, исходная проблемная область и предмет исследования метафизики - это полагание необходимой, универсальной и всеобщей мировой связи. Изучение форм знания об этом внеопытном, но мыслимом целом - одна из главных задач этой науки. «Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего...» [5, с. 125]. Поэтому категории метафизики - не эмпирические обобщения, в которых отражаются собранные факты, и не теоретические понятия, в которых формулируются всеобщие свойства конкретных предметных областей, а мировоззренческие концепты, призванные постигнуть и выразить на философском языке мировое целое в его универсальной взаимосвязи.

Стремясь познать мироздание в целом, определить его в структурах предельных оснований бытия, метафизика пытается описать онтический «горизонт» мира, внутримирное сущее. Будучи учением о том, что имеет сверхопытный характер, она тем самым рассуждает о трансцендентном.

Однако метафизика не способна «выйти» за пределы человеческого опыта и описать некую трансфизическую «действительность». Напротив, ее задача состоит в правильном и целостном объяснении опыта как такового, его предпосылок и оснований. Метафизика соотносит внешний опыт с внутренним и делает второй условием познания первого. Посредством мировоззренческой рефлексии она умозрительно «выходит» за пределы явлений и пытается выявить скрытый в них глубинный смысл, не покидая при этом сферы опыта. Она имманентна нашему познанию, целеполаганию и практике, а не трансцендентна им. Разрабатывая и применяя особую методологию познания, «технику предельного перехода» (М.К. Мамардашвили), метафизика стремится объяснить природу опыта, определить его сущность, границы и возможности [6, с. 68-69].

В метафизике трансцендентное противопоставляется имманентному. «Понятия эти чрезвычайно многозначны, - писал С.Н. Булгаков, - можно всю историю философской мысли изложить как историю этих понятий, или. как историю проблемы трансцендентного. Кроме того, они соотносительны: если один полюс соответствует трансцендентности, на другом помещается имманентность.» [7, с. 39]. Имманентное - это опытное, эмпирическое, обусловленное чувственным восприятием, рационально-рассудочным познанием и практической деятельностью. Это совокупность опытов людей конкретных общественно-исторических эпох, существующих в культурных формах современности, которые в своей взаимосвязи образуют безгранично расширяющееся «поле» познания, целеполагания и практики. «Основоположения, применение которых целиком остается в пределах возможного опыта, - подчеркивал И. Кант, - мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны выходить за эти пределы, мы будем называть трансцендентными» [8, т. 3, с. 338].

Исходя из этого, трансцендентное можно определить как сферу абсолютной потенциальности, неактуализированной в деятельности человека в данный период времени и невыразимой в его опыте в силу принципиальной неадекватности этой сферы наличным средствам освоения мира [9, с. 9]. Размышления об этой проблеме приводят к мысли о трансфизическом, сверхопытном, потустороннем первоначале вещей и явлений, которое как бы «находится» за пределами нашего опыта и его возможностей. «Существует безграничная. недоступная всей нашей познавательной способности. сфера сверхчувственного, в которой мы не находим для себя никакой почвы и. не можем иметь. области теоретического познания ни для понятий рассудка, ни для понятий разума.» [10, т. 5, с. 173], - писал о трансцендентном И. Кант, не признавая за ним статуса объекта познания философии и науки.

Поэтому трансцендентное - не постигаемая сверхопытным путем особая онтологическая «реальность», куда люди могут «входить» и откуда могут «выходить» по своему желанию, а понятие особого рода. Трансцендентное мы полагаем как исходный пункт, границу и результат своих действий. Имманентным для нас выступает то, что содержится внутри сферы познания и практики; а то, что как бы «существует» за этой сферой, - трансцендентно. Но трансцендентное нельзя свести к ничто, так как без него невозможно представить себе существование имманентного. Трансцендентное - это то, что мы можем помыслить за пределами чувственности и рационально-рассудочного познания человека, за пределами культуры и социума. Можно «ухватить» и выразить предполагаемое «бытие» трансцендентного в особых понятиях (отрицательных и положительных ноуменах), которые не будут иметь под собой опытной, эмпирической основы.

Во-первых, трансцендентное - это всякий в принципе непостижимый и непознаваемый предмет, выходящий за пределы возможного опыта. Человек не способен непосредственно познавать трансцендентные «вещи», поскольку понятие трансцендентного ничего не обозначает (отрицательный ноумен), кроме того, что люди своими действиями полагают границы некой неведомой им «реальности». Мы можем лишь умозрительно допустить, что трансцендентное все-таки «существует», но не можем утверждать о нем ничего положительного. Такое знание по содержанию отрицательно и, строго говоря, не является достоверным. О трансцендентных «вещах» в сознании (индивидуальном и общественном) мы не имеем ничего, кроме ноуменов - интеллигибельных, т. е. абстрактно умопостигаемых, объектов.

Ноумены суть умопостигаемые сущности, т. е. предметы интеллектуального, а не чувственного созерцания; они относятся к мыслям людей, а не к объективной реальности как таковой. Это специфическое «демаркационное» понятие, показывающее возможные пределы познания, це-леполагания и практики внутри сферы опыта. Ноуменальные объекты суть умозрительные идеи, которым не соответствуют никакие существующие феноменальные объекты. Данное понятие всего лишь обозначает границу опыта, обособляя умозрительные объекты, которые как бы «находятся» вне пределов той действительности, с которой люди реально имеют дело.

Во-вторых, понятие трансцендентного предполагает бытие внешнего возбудителя наших ощущений, возможный «материал» для нашей деятельности, о чем мы ничего конкретного сказать не можем. В качестве символа оно обозначает часть мироздания, недоступную для познания, целеполагания и практики людей в определенный период их общественно-исторического развития. Можно лишь предположить, что некие трансцендентные материальные объекты, воздействуя на нашу чувственность, способствуют появлению в ней различных модификаций, о чем мы, конечно, не можем иметь содержательного знания. Со временем при возрастании мощи человеческого разума и практики такие «объекты» в принципе могут стать объектами возможного опыта. Превращаясь в процессе имманентизации, по справедливому замечанию И. Канта, из «вещей в себе» в «вещи для нас», эти объекты становятся предметами познания науки и других сфер человеческой деятельности [11, с. 50-51].

В-третьих, понятие трансцендентного обозначает такие духовные объекты, которые никак не связаны с нашим опытом и социально-исторической практикой, не обусловлены ими. Например, трансцендентными И. Кант называл понятия, не имеющие под собой никакой опытной, эмпирической основы. Он рассуждал о трансцендентных для теоретического разума понятиях свободы воли, бессмертия души и бытия Бога (положительные ноумены для практического разума) [12, т. 3, с. 656-657].

В-четвертых, понятие трансцендентного указывает на область недостижимых во всей полноте идеалов, целей и ценностных устремлений субъектов (например, совершенное правовое государство, совершенное моральное общественное устройство, совершенный человек и т. п.). Характеризуя эти идеалы, И. Кант писал: «.То, что может быть представлено только чистым разумом, должно быть причислено к идеям, адекватно которым не может быть дан в опыте ни один предмет.» [13, т. 4, ч. 2, с. 302].

В философии рассуждения о трансцендентном связаны с рассуждениями об абсолютном, внепространственном и вневременном мире. Не в том, разумеется, смысле, что помимо «нашего мира» «существует» еще какой-то особый «трансцендентный мир» (о нем мы не можем говорить, используя понятия и образы своего эмпирического существования), а в смысле полагания трансцендентного, т. е. трансцендирования [14, с. 113-114].

Размышляя над этой проблемой, философы выделяют два вида отношений между миром (бытием) и человеком (сознанием) [15, с. 63-65]. Первый вид - это трансценденция, «приходящая» к нам в «имманентный мир» из полагаемого нами «трансцендентного мира» и, возможно, каким-то образом оказывающая на нас влияние. «Трансценденция предстает нам тогда, когда мир познается нами уже не как. само по себе сущее. а когда он постигается как переход.» [16, с. 112], как объективность бытия, определяющая его глубинные закономерности, а также необходимые и всеобщие формы строения. И хотя человек способен познавать законы природы, общества и мышления и на основе этого изменять условия своего существования, для него в мире всегда остается нечто непостижимое и принципиально неизменяемое.

Другой вид - трансценденция как реализация субъективности людей, проявление их внутреннего самобытия. «.Основания внутренней возможности онтологии (человека. - Р. Б.), - писал М. Хайдеггер, - осуществляют себя как раскрытие трансценденции, т. е. субъективности человеческого субъекта» [17, Б. 205]. Такой вид трансценденции, как исходящее в объективный мир выражение человеческой субъективности, в философии называется трансцендированием. Это «выхождение» человека за пределы самого себя, переход через границы собственной области бытия [18, с. 343]. Будучи сущностной характеристикой непосредственного самобытия людей,

трансцендирование представляет собой расширение и углубление их мира посредством познавательных, ценностных и практических актов. В ходе трансцендирования окружающий предметный мир превращается в имманентную для нас «очеловеченную» реальность, а так называемые «отрицательные ноумены» преобразуются в «положительные ноумены».

Итак, трансцендирование - «это выход человека за данную ему стихийно и натурально ситуацию, за его природные качества» [19, с. 24]. Поскольку человек - это существо, себя самопреодолевающее, трансцендирование выступает как выражение его уникальной экзистенции и родовой сущности. Именно в процессе трансцендирования, предполагающего конечность и ограниченность актов познания, целеполагания и деятельности людей, рождается представление о «бытии» трансцендентного. Поэтому трансцендирование представляет собой не «прорыв» в трансцендентное, а устремление к трансцендентному (как ноумену), поскольку границы трансцендентного суть границы имманентного. Это «выход» человека за пределы своего наличного бытия, в результате которого происходит расширение и усложнение его познания, целеполагания и практики.

С субъективной точки зрения трансцендирование как онтологическое, гносеологическое и праксиологическое полагание трансцендентности есть предельно возможное устремление человека к полноте самобытия. Будучи «проектом» себя самого, человек бытийствует в той мере, в какой реально осуществляет и проявляет свою сущность. Трансцендируя, люди полагают трансцендентное как «горизонт», границу и результат своего бытия, познания и деятельности, ибо осуществленная деятельность порождает новую деятельность. «Трансцендентность... содержания познания означает. что познание по своему содержанию совпадает с сущим-по-себе, т. е. с сущим как оно есть. с непознанным сущим» [20, с. 211]. Но трансцендентность - не только характеристика внешнего по отношению к нам некоего «трансцендентного мира». Каждый познавательный, ценностный или практический акт уже «содержит» внутри себя трансцендентность.

Таким образом, трансцендентное представляет собой ноумен, метафизическое «демаркационное» понятие, посредством которого философы пытаются постигнуть предельные основания бытия, познания и практики, а вовсе не особый «трансцендентный мир», реально существующий вне и наряду с имманентным нам миром.

Ссылки:

1. Жаров С.Н. Трансцендентное в онтологических структурах философии и науки : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Воронеж, 2007. 39 с.

2. Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге / отв. ред. А.С. Гагарин. Екатеринбург, 1992. С. 104-115.

3. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1998. 301 с.

4. Пушкин В.Г. Сущность метафизики: от Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. СПб., 2003. 480 с.

5. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Мир философии : книга для чтения : в 2 ч. М., 1992. Ч. 1. С. 118-125.

6. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. 2-е изд., стер. М., 2006. 370 с.

7. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения // Булгаков С.Н. Первообраз и образ: сочинения : в 2 т. М. ; СПб., 1999. Т. 1. 415 с.

8. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 69-695.

9. Лаврухина И.М. Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2008. 42 с.

10. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 161-527.

11. Бурханов Р.А. Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии Иммануила Канта : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2000. 54 с.

12. Кант И. Критика чистого разума. С. 656-657.

13. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 2. С. 107-438.

14. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996. С. 7-154.

15. Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург ; Нижневартовск, 1999. 220 с.

16. Ясперс К. Указ. соч. С. 112.

17. Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik // Heidegger M. Gesamtausgabe. Frankfurt am Main, 1991. Abt. 1. Bd. 3. XVIII. 317 S.

18. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 181-559.

19. Мамардашвили М.К. Указ. соч. С. 24.

20. Франк С.Л. Указ. соч. С. 211.

References:

Bulgakov, SN 1999, 'Unfading light: contemplations and speculations', Pervoobraz i obraz: sochineniya, in 2 vols., Moscow, St. Petersburg, vol. 1, 415 p., (in Russian).

Burkhanov, RA 1999, Transcendental philosophy of Immanuel Kant, Yekaterinburg, Nizhnevartovsk, 220 p., (in Russian). Burkhanov, RA 2000, The problem of transcendental, immanent and transcendent in the philosophy of Immanuel Kant, D.Phil. thesis, Yekaterinburg, 54 p., (in Russian).

Frank, SL 1990, The unknowable: an ontological introduction to the philosophy of religion, compositions, Moscow, pp. 181559, (in Russian).

Gubin, VD 2006, Philosophy: current issues, 2nd ed., Moscow, 370 p., (in Russian).

Heidegger, M 1991, 'Kant und das Problem der Metaphysik', Heidegger M. Gesamtausgabe, Frankfurt am Main, Abt. 1, Bd. 3, XVIII, 317 S., (in German).

Heidegger, M 1992, 'Basic concepts of metaphysics', Mir filosofii: kniga dlya chteniya, in 2 parts, part 1, pp. 118-125, (in Russian).

Heidegger, M 1998, Introduction to metaphysics, St. Petersburg, 301 p., (in Russian).

Jaspers, K & Gagarin, AS (ed.) 1992, 'The ciphers of transcendence', Kul'tury v dialoge, Yekaterinburg, pp. 104-115, (in Russian).

Kant, I 1964, Critique of pure reason, compositions, in 6 vols., Moscow, vol. 3, pp. 69-695, (in Russian).

Kant, I 1965, Metaphysics of manners in two parts, compositions, in 6 vols., Moscow, vol. 4, part 2, pp. 107-438, (in Russian).

Kant, I 1966, Critique of judgment, compositions, in 6 vols., Moscow, vol. 5, pp. 161-527, (in Russian).

Lavrukhina, IM 2008, The idea of transcendent: conceptual versions in culture, D.Phil. thesis abstract, Rostov-on-Don, 42 p., (in Russian).

Mamardashvili, MK 1996, 'Introduction to philosophy', Neobkhodimost' sebya. Lektsii. Stat'i. Filosofskiye zametki, Moscow, pp. 7-154, (in Russian).

Pushkin, VG 2003, The essence of metaphysics: from Thomas Aquinas through Hegel and Nietzsche to Martin Heidegger, St. Petersburg, 480 p., (in Russian).

Zharov, SN 2007, Transcendent in the ontological structures of philosophy and science, D.Phil. thesis abstract, Voronezh, 39 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.