Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2024. № 4. C. 116-126 Lomonosov Philology Journal. Series 9. Philology, 2024, no. 4, pp. 116-126
О СРАВНЕНИИ ОРАТОРСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВ У ДИОНИСИЯ ГАЛИКАРНАССКОГО
А.В. Волошина
Московский государственный лингвистический университет, Москва,
Россия; [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается, как тему сопоставления ораторского и музыкального искусств трактует автор I в. до н. э. Дионисий Галикар-насский. В свои сравнения Дионисий вводит музыкальные понятия и термины — как общеупотребительные, так и более специальные. Проведенные им сопоставления обнаруживают влияние не только музыкальной теории, но и философской традиции. Дионисий видит сходство риторики и музыки в способности оратора ослаблять и усиливать элементы стиля подобно тому, как музыкант изменяет натяжение струн, а также в приобретении навыков для овладения обоими искусствами. Развернутые музыкальные сравнения для Дионисия — средство объяснить сложные понятия, ключевые для его представления о риторике: так, сопоставления стиля Лисия и Фукидида с vr|Tr| (нета, нижняя струна с высоким звуком) и илатг| (гипата, верхняя струна с низким звуком), а среднего вида соединения слов с |iear| (меса, средняя струна, середина музыкального звукоряда) являются существенными для понимания сформулированной Дионисием концепции трех стилей красноречия и трех типов соединения слов.
Ключевые слова: Дионисий Галикарнасский; музыка; риторика; сравнение; vr|Tr|, илатг|, |еаг|
doi: 10.55959/MSU0130-0075-9-2024-47-04-9
Для цитирования: Волошина А.В. О сравнении ораторского и музыкального искусств у Дионисия Галикарнасского // Вестн. Моск.ун-та. Серия 9. Филология. 2024. № 4. С. 116-126.
ON THE COMPARISON OF RHETORIC AND MUSIC BY DIONYSIUS OF HALICARNASSUS
Alla Voloshina
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia; [email protected]
Abstract: The article examines comparisons with music found in the rhetorical works of Dionysius of Halicarnassus. The aim of the study is to analyze the peculiarities of these comparisons, to explain their significance for the ancient critic. In
© Волошина А.В., 2024 116
his comparisons, Dionysius introduces musical concepts and terms, both common and more specific. The comparisons made by Dionysius reveal the influence not only of musical theory, but also of philosophical tradition, particularly Aristotle and the Peripatetics. Dionysius emphasizes the similarity of rhetoric and music in the ability of the orator to weaken and strengthen elements of style in the same way as a musician changes the tension of strings, as well as in acquiring the skills to master both arts. Dionysius' musical comparisons are important explaining tools: comparisons of the style of Lysias and Thucydides with vr|Tr| and илатг|, the average type of word composition with |iear| are essential for understanding the key concepts of three styles of eloquence and three types of composition.
Keywords: Dionysius of Halicarnassus; music; rhetoric; comparison
For citation: Voloshina A. (2024) On the Comparison of Rhetoric and Music in Dionysius of Halicarnassus. Lomonosov Philology Journal. Series 9. Philology, no. 4, pp. 116-126.
Дионисий Галикарнасский, писатель I века до н. э., известен преимущественно как историк, автор «Римских древностей», и значительно реже рассматриваются его сочинения, посвященные вопросам ораторского искусства. Большое значение для Дионисия имеет музыкальная тема, в разработке которой отмечается влияние на него Аристотеля, Феофраста, Аристоксена и Аристофана Византийского [Aujac, Lebel 2003: 20, 29; Pohlman 2020: 195, 197, 200]. Э. Роккони считает, что перипатетическая музыкальная традиция повлияла на подход критика к исследованию языка и стиля [Rocconi 2008: 177, 185]. Б. Джентили подчеркивает внимание Дионисия к звуковому аспекту текста [Gentili 1990: 7, 10]. К. де Йонге видит связь между музыкальной теорией и представлениями Дионисия о риторической композиции [Jonge 2016: 53].
В настоящей статье рассматривается другая сторона музыкальной темы, а именно, традиционное для античности соположение риторики и музыки1, которое для Дионисия отмечается, но не анализируется подробно. Задача работы — раскрыть собственный подход Дионисия Галикарнасского к этой теме на материале сравнений из сочинений «О Демосфене» (D.H. Dem. 2) и «О соединении слов» (D.H. Comp 21, 25), которые являются одними из наиболее тщатель-
1 Связь красноречия с другими искусствами, в частности с музыкой, анализируется в статье Т. Хабинека [Habinek 2017: 289-299]. В качестве примера Хабинек отмечает сопоставления риторики и музыки у Цицерона. Сближение ораторского и музыкального искусства отчасти объясняется тем, что, согласно античным представлениям, проза происходит от песни [Habinek 2017: 291]. Сам Дионисий замечает, что риторика некогда была музыкальной наукой, ведь речь отличается от музыки не качественно, но количественно (D.H. Comp. 11).
но разработанных трудов Дионисия как по содержанию, так и в отношении авторского стиля2.
В начале сочинения «О Демосфене» Дионисий рассуждает об особенностях необычного, неумеренного и богато украшенного стиля Фукидида, затем переходит к похожему на обычную речь гладкому и простому стилю, совершенства в котором достиг Лисий. Дионисий отмечает, что стиль Лисия противоположен стилю Фукидида (D.H. Dem. 2):
«...эти мужи соотносятся (tfppöcravTo) друг с другом как октава (t^v Sianaoäv äppoviav), они заняли крайние точки обоих стилей (räq äKpÖT^Taq äpq>0Tipaq Ttfq Xe^eaq), которые более всего отстоят (nkeioTov aXXjXav äne^ovac) друг от друга... В каком отношении самая верхняя струна состоит к самой нижней в музыке (övnep ц v^T^ npöq vnäTyv tv [¿ovotKft Xöyov ё^е), так же в красноречии стиль Лисия соотносится со стилем Фукидида»3.
Здесь Дионисий сравнивает стили красноречия и ступени звукоряда: v^xn, обладающая самым высоким звуком4, сравнивается с легким и приятным стилем Лисия, а ünaxn, самый низкий звук, — с трудным стилем Фукидида. Критик также подчеркивает, что стили Лисия и Фукидида совершенно противоположны друг другу, для чего введена аналогия с октавой, самым большим музыкальным интервалом, крайние звуки которого находятся на наибольшем расстоянии друг от друга.
К музыкальной лексике, помимо v^xn и ünaxn, можно отнести Xoyo; 'соотношение, пропорция'5 и глагол äne^w, которым в музыкальных контекстах обозначается интервал между звуками6. Инте-
2 Кроме того, считается, что оба текста были написаны примерно в одно время. Большинство ученых полагают, что Дионисий прервал работу над сочинением «О Демосфене», чтобы написать трактат «О соединении слов», а значит, трактат был написан между двумя частями «О Демосфене» [Jonge 2008: 22]. Этот факт объясняет сходство двух сочинений по содержанию и образности.
3 Здесь и далее текст риторических сочинений Дионисия дается по изданию Ж. Ожак и М. Лебеля [Aujac 2002; Aujac, Lebel 2003] в переводе автора статьи.
4 В античности vr|tr| — нижняя струна, а ияатг| — верхняя, при этом vr|tr|, напротив, имела высокий звук, а ияатг| — низкий [West 1992: 64]. В данном случае Дионисий, на наш взгляд, имеет в виду скорее звуки музыкальной системы (ступени звукоряда), а не расположение струн относительно друг друга.
5 «Почему октава — наилучшее созвучие? Потому что ее границы соотносятся как целые числа...» (Arist. Pr. 920a 27-28 Aia Ti ^ 5ia naawv KaWiatn au^wvia; ^ öti sv öXou; öpoi; o'i ташт|с; Xö^oi siaiv...).
«Мы радуемся созвучию, так как оно — слияние противоположностей, соотносящихся друг с другом.» (Arist. Pr. 921a 2-3 au^wvia 5s xaipo|isv, öti Kpaai; sari Xöyov ¿xövtwv ¿vavtiwv яро; a\Ax|Aa).
6 «...лихана, которая отстоит от месы на тон» (Aristox. Harm. 46,95 Xixavö; ^ tovov йяо |£a|; äne^ouaa). Здесь и далее цитаты из сочинения Аристоксена «Элементы гармоники» даются в переводе В.Г. Цыпина [Цыпин 1997]. «Они [ävi^wvoi
ресно выражение Sianaaüv ap|ovia. Так, у Аристоксена Sia naaüv соединяется только с Siaaxnia (интервал)7, у Дионисия Sianaaüv встречается и с ap|ovia, и с Siaaxnia8. Возможно, Дионисий отдает предпочтение слову ap|ovia из-за его риторического значения. Так, в сочинении «О Демосфене» три вида композиции называются «гармониями»9. Кроме того, ap|ovia, в отличие от Siaaxnia, содержит идею связанности, сочетания, и тем самым подчеркивается, что стили Лисия и Фукидида дополняют друг друга.
Отметим также слово äKpoxnq: оно встречается у Дионисия дважды. В числе недостатков полководца Марсия он называет чрезмерную строгость в соблюдении законов, ссылаясь при этом на древних философов, которые считали добродетелью середину, а не крайности: D.H. Ant. Rom. VIII. 61, 2 ^eaoxnxeq s'iaiv, ä\\' oük акрот^тец ai xüv äpsxai — очевидная параллель с Аристотелем (Arist. EN 1106b24-28, 1107a1-8)10. Вероятно, и в музыкальном сравнении äKpoxnxeq отсылает к аристотелевской идее превосходства середины над крайностями. Слово «середина» здесь еще не присутствует, но, очевидно, подразумевается, ведь вскоре Дионисий будет описывать средний стиль, изобретенный Фрасимахом (D.H. Dem. 3 ©paau|axou Xe^iq, e'i S^ nny| xiq ^v övxwq x^q ^соот^то^...).
Сходное сопоставление проводит Лукиан, подчеркивая разницу между философским диалогом и комедией: эти жанры сравниваются с высоким и низким тоном, они настолько не похожи, как будто между ними две октавы (Luc. Prom. Es 6 .то xüv ^ouaiKÜv xoßxo, Siq Sia naowv eivai ^v ap^oviav, äno xoß o^uxaxou eq то ßapuxaxov). Лукиан использует сравнение скорее как риторическое украшение11, а Дионисий — для наглядного представления стилей красноречия.
9ovai, букв. «звучащие в ответ»] единственные отстоят на равном расстоянии от месы» (Arist. Pr. 919a 10 |6vai i'aov äne^ouai xrjq |i£ar|q).
7 «Вовсе не потому возникает согласие через четыре, через пять и через все [звуки, т. е. через восемь], и каждый из прочих интервалов получает надлежащую величину.» (Aristox. Harm. 41,66 oü...Sia тоито au^wvsi Sia xsaaapwv ^ Sia nsvxs iqxoi Sia naawv, ^ №v aWwv SKaaxov Xa|ißavsi xo npoarjKov |£ys6oq...).
8 «Инструментальная и вокальная музыка использует большее число интервалов, не только квинту, но, начиная с октавы, пользуется в своей мелодии и квинтой, и квартой.» (D.H. Comp. 11 ^ SS 6pyaviKr| xs Kai фбш^ |ioüaa Siac^^aC xs xp^xai nXsioaiv, oü xw Sia nevxs |ovov, äXX' йяо тос Sia naawv äp^a|evn Kai xo Sia nevxs |is\wSsi Kai xo Sia теттapwv...).
9 См. D.H. Dem. 37 xpsiq yap S^ auv0¿aеwц...xaрaкт^рец и ai xrjq äp^ovlai xpsiq.
10 Дионисий использует эту же мысль как аргумент, подтверждающий превосходство среднего соединения слов: цеаотпц SS ^ äpsx^ Kai ßiwv Kai spywv Kai xsxvwv, wq Ap^TOxi^i xs SoKsi Kai xoiq aXXoiq öaoi Kax' £Ksivr|v x^v aipsaiv 9i\oao9ouai (D.H. Comp.24).
11 Словосочетание Siq Sia naawv, кроме этого места, встречается у Лукиана еще дважды (Luc. Hist. Conscr.14-16; Luc. Apol. 14-17) как устойчивое выражение,
В трактате «О соединении слов» Дионисий формулирует теорию трех типов соединения слов (auv9eai;/ap|ovia). Он подробно описывает гладкое (yXa^upa) и шероховатое (auaT|pd) соединение. Затрудняясь дать точное определение среднему соединению (|ea|/ eÜKpato;), Дионисий прибегает к музыкальному сравнению (D.H. Comp. 21):
«...в соответствии с ослаблением и натяжением крайних звуков (KaTa aveoiv те Kai tn'iTaoiv rnv ta^amv öpav) образуются многие средние [виды соединения слов]: однако не как в музыке, где средняя струна (ц ргоц) отстоит от верхней и нижней на одинаковом расстоянии (tö i'aov ane^ei Ttfq vqTyq Kai Ttfq vnaT^q), в речах средний тип [соединения] (о цгоос, %apaKTqp) не отстоит от каждой крайней точки (rnv акрш) на равном расстоянии, но относится к тому, что рассматривается в широком смысле, как стадо, куча и многое другое (ёот1 T&v tv nX&Tei Qewpov^evwv ayeXy те Kai awpöq12 Kai aXXa noXXä)».
Существительные avsai; и eraxaai; отсылают к идее настраивания струнного инструмента13; существительное öpoi — звуки, ограничивающие интервал14, однако прилагательное eaxato; в сочетании с öpo; обычно не встречается в музыкальном контексте. Интересно, что применительно к стилям Лисия и Фукидида крайности обозначались аристотелевским словом dKp6T|;, а говоря о типах соединения, Дионисий использует более подходящее для музыкального описания слово axpov, обозначающее границы интервала15.
Соединение слов уподоблено музыкальному звукоряду, но если крайности в риторике могут быть сопоставлены с самым высоким и низким звуком, то среднее соединение не соответствует |ea| в му-
показывающее большую разницу между двумя предметами, явлениями и т. д.
12 Ж. Ожак и М. Лебель в своем комментарии [Aujac, Lebel 2003: 218] обращают внимание на слово awpö; и предлагают параллель с Аристотелем (Arist. Metaph.1044a, 1084b).
1 Например, Платон так описывает настраивание лиры: «.некий музыкант, настраивая лиру, хочет превзойти другого музыканта в ослаблении и натяжении струн.» (Pl. R. 349e11 |ouaiKÖ; äv^p ap^otto^evo; Xvpav sGsXsiv |iouaiKou äv5pö; ev tn emtaaei Kai äveaei twv xopöwv nXeovsKtsiv...).
«..границы кварты консонируют...» (Aristox. Harm. 55.146 imdpxouai |Sv yap oi tou 5ia tsaadpwv öpoi au^wvoi). «Так что могут быть смежны два таких подобных тетрахорда, у которых либо посередине имеется тон, либо перекрещиваются границы» (Aristox. Harm. 59.6 wate 5uo t£tpdxop5a ö|ioia toiauta au|ßaivsiv äAAr|\wv sivai wv itoi T6vo; äva |isaov sativ ^ oi öpoi £яaAЛdtтоur|alv).
15 «Различия родов постигаются в таком тетрахорде, как от месы до гипаты, когда крайние [звуки] остаются неподвижными, а средние перемещаются.» (Aristox. Harm. 46.93 Ai 5s twv ysvwv 5ia9opai Aa|ißdvovtai sv tetpaxop5w toutw oi6v sati tö änö |£a|; ¿ф' undt|v, twv |Sv axpwv |sv6vtwv, twv 5s |isawv Kivou|!£vwv...).
зыкальной системе16: цеоп занимает среднее положение в музыкальном звукоряде, а середина в красноречии не имеет строго определенного места. Эта мысль проясняется, когда Дионисий говорит, что среднее соединение слов имеет множество видов, авторы, использующие его, действуют не одинаково, одни усиливают и ослабляют одно, другие — другое (D.H. Comp. 24 énéxetváv те кш1 àv^av aWot тà aùтá). Здесь снова отметим сравнение: етте^ш и àvin|i, как aveai; и è^aat; выше, описывают натягивание/ослабление струны17.
Дионисий понимает среднее соединение расширительно, как коллективное обозначение совокупности, подобной стаду или куче. К этому определению он вернется в Comp. 24 où кш^ àлapтl0цôv àW' èv n\árei. Противопоставление èv лМте^кщй àлapтl0цóv для определения того, что имеет протяженность, Дионисий, на наш взгляд, заимствует у стоиков18. Известно, что многие идеи, изначально разработанные стоической школой, ко времени Дионисия стали частью общекультурного репертуара19. Данный же пример, на наш взгляд, представляет собой заимствование не на уровне содержания, но на уровне выражения, показывая, как круг чтения античного критика влияет на форму, в которую он облекает свою мысль.
Похожий образ использует Квинтилиан. Он отмечает, что наряду с тремя основными родами красноречия (subtile, grande, flori-dum) существует множество их разновидностей, как у музыкантов, которые, установив на кифаре пять звуков20, заполняют оставшееся пространство между струнами многими «вставными» звуками (Quint. Inst. XII 10,68). Эти звуки — установившаяся с V в. до н. э. тетрада (гипата, меса, парамеса, нета) с гипергипатой [Hagel 2009: 133-134]. Пять звуков, очевидно, не могут быть сопоставлены с тремя родами красноречия, о которых говорит Квинтилиан, тогда как у Дионисия представлена более древняя триада (гипата, меса, нета), прямо соответствующая трем типам соединения слов, которые он
16 В античности цеаг| — средняя струна лиры, при этом она воспринималась как "tonal centre" [West 1992: 219]. Здесь Дионисий, на наш взгляд, отсылает не только к взаимному расположению струн на лире, но к тому, что цеаг| является серединой музыкального звукоряда.
17 Образ ослабления/натяжения (âveaiç/ènitaaic;) встречается у Дионисия часто: D.H. Isoc. 13; D.H. Dem. 13; D.H. Dem. 37; D.H. Dem. 44, D.H. Dem. 46.
18 Посидоний говорит так о времени: «"сейчас" и сходное с ним понимаются как время в широком смысле, а не точно.» (Posidon. fr. 98 Edelstein/Kidd то Ôè vùv кш та ö|ioia èv nXátei xpóvov кш oùxl кшт' ànaptia^ôv voeîaGai...). См. также Chrysipp. Stoic. fr. 509 Arnim.
19 ".many Stoic ideas had become part of the general intellectual discourse of the first century BC..." [Jonge 2016: 276].
20 Квинтилиан говорит буквально о звуках (Quint. Inst. XII. 10,68 in cithara quinque constituerunt sonos), Ш. Хагель переводит sonos как notes [Hagel 2009: 133].
выделяет. Дионисий привлекает сравнение для описания трудноопределимого среднего соединения, причем подчеркивает разницу между риторикой и музыкой, а Квинтилиан показывает многообразие вариантов красноречия, обращая внимание на сходство этих искусств.
В трактате «О соединении слов» Дионисий излагает принципы метрической организации текста на примере речей Демосфена, обращая внимание на то, что за этим стоит не случайность, но мастерство оратора (D.H. Comp. 25)21:
«...когда он был юношей и только приступал к учению, было разумно, чтобы он [Демосфен] обозрел все, что могло бы послужить человеку на пользу: а после того, как долговременное упражнение (у xpovioç aoKqoiç), получив большую силу, запечатлевает в сознании некие оттиски и отпечатки всего, чему он учился (rvnovç Tivà, èv ту Siavoia navTà, Tov ^eXerœ^évov Kai açpayïôac èvenoi^aev), он уже легко делал это благодаря навыку (ànà тцс ë^eaq avTà ц8ц noieïv.). То же бывает и в других искусствах, цель (TéXoc) которых некое действие или произведение (èvépyeià Tic, ц nolqoic): умеющие в совершенстве играть на кифаре, лире или авле всякий раз, когда слышат незнакомую музыку (Kpovoea, àKovaœaiv àavv^dovc), тут же без многих усилий подбирают (ànapid^ovoiv avT^v) ее на своих инструментах, как только осознают ее; ведь они долгое время и с большим трудом учатся постигать значение звуков (Tàc Svvà^eic тш фвоууш), и не сразу их руки были в состоянии исполнять предписанное (ai X£Ïp£C avTÛv èv ëfei Tov Späv Tà napayyeXXopeva f/oav), но затем, когда многие упражнения (у поХХц аакца,) превратили у них привычку в природную способность, тогда они стали преуспевать в этих делах».
Слово öuva|i; как музыкальный термин обозначает функцию или значение звука22. Глагол ànapiG^éw, не имея специального музыкального значения, обычно используется при счете, перечислении предметов23. Здесь выражение àn:api9|oùaiv aùx^v, т. е. Kpoùaiv (букв. «они пересчитывают инструментальную музыку») показывает, что
21 Дионисий разрабатывает эту же аргументацию практически в тех же выражениях в сочинении «О Демосфене», но там сравнивает риторику не с музыкой, а с грамматикой (D.H. Dem. 52).
«.если величина интервала остается неизменной, могут изменяться функции звуков.» (Aristox. Harm. 34,21 ...|iévovToc; yàp toù |£y£9ouc; au|ißaiv£i Kivd-a9ai тац tù>v ^öoyywv бггуацец...). «Так что ясно, что при изменении интервальных величин род <остается>...соответственно, остаются неизменными и функции звуков» (Aristox. Harm. 49,105 шат' £ivai 9avsp6v, öti Kivou|i£vwv twv |£y£0wv au|ßaivsi <Ôia|év£iv> то yévo;... £Îk6; Kai тац tù>v ^öoyywv ôuvà^eiç Ôia|£v£iv).
3 У самого Дионисия этот глагол встречается в следующих контекстах: «подсчитывать долги» (D.H. Ant. Rom. IV.10,3), «отмерять золото» (D.H. Ant.Rom. IV 62,3), «возместить штраф» (D.H. Ant. Rom. IX. 27,5), «перечислить основные пункты» (D.H. Lys. 19, 29).
музыка раскладывается на элементы, поддающиеся счету. На наш взгляд, здесь может подразумеваться такой компонент музыкального произведения, как ритм, ведь ранее в этой же главе Дионисий рассуждал о метрах в речах Демосфена (D.H. Comp. 25), а рассматриваемое сравнение он привел в конце главы как доказательство того, что Демосфен мог легко придавать прозе ритмическую организованность благодаря опыту.
Говоря о запечатленных в сознании оттисках, Дионисий обращается к распространенной идее следа. Платон описывает знание как остающийся в душе отпечаток (rúnov) или печать (o^payÍq) (Pl. Tht. 191с-192с); по Аристотелю, возникающие в памяти изображения подобны отпечатку ощущения (rúnov.. .roù aiaGrmaroç), как будто отпечатываемые перстнем (a^payiZó^evoi) (Arist. Mem. 45Ga25-b7).
В замечании об искусствах, цель которых действие и произведение, отмечают параллель с Аристотелем, считающим целью науки или искусства деятельность (èvépyeiai) или результат этой деятельности (epya) (Arist. EN I.1) [Roberts 191G: 268], а также с разделением наук у Платона на ^pa^i^v, GeopeTix óv, noirritóv [Aujac, Lebel 2GG3: 224]. Нам представляется, что здесь уместно вспомнить и аристотелевское разделение видов знания на теоретическое, практическое и пойетическое (Arist. Met. 1G25b25), ведь к пойетическому знанию можно отнести и риторику, и музыку.
Дионисий видит сходство ораторского и музыкального искусств также в длительной и трудной подготовке, в результате которой вырабатывается навык (ë^iç, см. àno r^ç ë^ewç), причем обучение настолько развивает музыканта и оратора, что они могут действовать без усилий. Сходную мысль высказывает Квинтилиан: он замечает, что оратор должен уметь не только находить доказательства, но и делать это быстро. Скорость достигается благодаря многим упражнениям (Quint. Inst. V. 1G, 125 exercitatione multa) подобно тому, как у музыкантов рука сама в силу привычки находит высокую, низкую и среднюю струну (Quint. Inst. V. 1G, 125 manus tamen ipsa consuetudine ad graves, acutos, medios nervorum sonos fertur)24. Квинтилиан сравнивает опытного музыканта и ритора на основании того, что оба могут действовать автоматически, Дионисий, помимо этого, отме-
24 Примечательно сходство рассмотренных отрывков из Дионисия и Квинти-лиана не только в общей идее, но и в отдельных формулировках: ср. п xpóvio; аак^ац, п яоМ^ аак^ац и exercitatione multa; аяо т^ц e^ewç afrra iqÔr| noisív, ai Xeîpeç aúrwv èv ëÇsi roù Ôpâv ra napayy£ÀÀô|i£va и manus tamen ipsa consuetudine ad graves, acutos, medios nervorum sonos fertur. Параллели между этими текстами, вероятно, объясняются распространенностью подобных описаний в античности, однако также следует отметить, что Квинтилиан мог опираться на сочинение Дионисия, во всяком случае Квинтилиан обращается к авторитету Дионисия как ритора (Quint. Inst. III.1,16, IX. 3, 89, IX. 4, 88).
чает, что мастерство музыканта и оратора проявляется в способности легко воспроизводить услышанное.
Итак, рассмотрев, как Дионисий интерпретирует тему «риторика/музыка», мы можем сказать, что это сопоставление имеет большое значение в его концепции красноречия. Он проводит сравнение риторики и музыки по следующим направлениям:
• Стили Лисия и Фукидида сопоставляются с самым высоким и низким звуком, они настолько не похожи, как будто занимают крайние точки музыкального интервала.
• Среднее соединение слов противопоставлено середине звукоряда: если в звукоряде меса находится на равном расстоянии от неты и гипаты, то в риторике среднее соединение понимается как множество вариантов между гладким и шероховатым соединением.
• Оратор варьирует соединение слов подобно тому, как музыкант натягивает и ослабляет струны своего инструмента.
• Для музыканта и оратора важна тренировка, в результате которой вырабатывается навык, позволяющий делать многое без особых усилий.
Сопоставления показывают особенности подхода Дионисия как ритора и дидактика. Он неоднократно возвращается к уже использованной идее: дважды встречается образ натягивания/ослабления струны (Comp. 21, Comp. 24); в сравнениях Dem. 2 и Comp. 21, хотя объекты сопоставления в них разные, фигурирует одна и та же триада v^T^, илат^, цеа^25. Пространные и тонко разработанные сравнения нужны Дионисию, чтобы объяснить важные, но трудноопределимые понятия стиля, соединения слов.
В сопоставлениях Дионисий не углубляется в теорию музыки, хотя, несомненно, хорошо ее знает: он обращается к специальной лексике (öpoi, Suva^tq и др.), но в основном пользуется словами общего узуса (v^T^, илат^, цео^, äp^ovia и др.), которые, сохраняя свое буквальное значение, понимаются в широком смысле. Мы видим некоторые вариации и отступления от строгого словоупотребления (акр oT^q и axpov, öpot в сочетании с ea^aToq). Анализ лексической стороны сравнений показывает влияние на Дионисия языка философии, в частности Аристотеля и стоиков.
Трактовка большой античной темы «риторика/музыка» в сочинениях Дионисия Галикарнасского дает нам углубленное представление о методе выдающегося античного филолога, о практических
25 Сходство сравнений Dem. 2 и Comp. 21 отмечает в комментарии к этому месту Ж. Ожак [Aujac 2002: 161].
способах правильного построения речи, что актуально и сейчас для овладения искусством красноречия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цыпин В.Г. Аристоксен. Элементы гармоники. М., 1997.
2. Arnim J. von Stoicorum veterum fragmenta, Vol. 2. Leipzig, 1903.
3. Aujac G. Denys D'Halicarnasse. Opuscules Rhétoriques, Tome II. Démosthène. Paris, 2002.
4. Aujac G., Lebel M. Denys D'Halicarnasse. Opuscules Rhétoriques, Tome III. La composition stylistique. Paris, 2003.
5. Burnet J. Platonis Opera. Vol. 1-5. Oxonii, 1900-1910.
6. Cousin J. Quintilien De l'Institution oratoire. Tome 1, Livres I. Paris, 1975.
7. Edelstein L., Kidd I.G. Posidonius. The Fragments, I. Cambridge, 1972.
8. Gentili B. Il De compositione verborum di Dionigi di Alicarnasso: Parola, metro e ritmo nella comunicazione letteraria // Quaderni Urbinati di Cultura Classica, Vol. 36, № 3. Roma/Pisa, 1990. P. 7-21.
9. Habinek T. Rhetoric, Music, and the Arts // The Oxford Handbook of Rhetorical Studies. Oxford, 2014. P. 289-299.
10. Hagel S. Ancient Greek Music. A new technical history. Cambridge, 2009.
11. Jacoby K. Dionysii Halicarnasei Antiquitatum Romanarum quae supersunt, Vol. I-IV. Leipzig, 1885.
12. Jonge C.de Between Grammar and Rhetoric: Dionysius of Halicarnassus on Language, Linguistics and literature. Leiden, 2008.
13. Jonge C.de Building Texts. Architecture, Music and the Teaching of Prose Composition // Beiträge zur Geschichte der Sprachwissenschaft 26 (1). Münster, 2016. P. 49-68.
14. Liddell H.G., Scott R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996.
15. Louis P. Aristote, Problèmes. Paris, 1991-1994.
16. Macleod M. D. Lucian. London, 1967.
17. Pöhlman E. Ancient Music in Antiquity and Beyond. Collected Essays (2009-2019). Berlin/Boston, 2020.
18. Rios R. de Aristoxeni Elementa Harmonica. Romae, 1954.
19. Roberts W. R. Dionysius of Halicarnassus. On Literary Composition. London, 1910.
20. Rocconi E. Musica e retorica nel De compositione verborum di Dionigi di Alicarnasso: per un'ipotesi sulle fonti ritmiche del trattato dionisiano // Incontri triestini di filologia classica 8. Trieste, 2008-2009. P. 175-190.
21. Ross W.D. Aristotle. Parva naturalia. Oxford, 1955.
22. WestM.L. Ancient Greek Music. Oxford, 1992.
REFERENCES
1. Cypin V.G. Aristoksen. Ehlementy garmoniki [Aristoxenus. Elements of Harmony. Transl. V.G. Cypin], M.: MGK Publ., 1997. (In Russ.)
2. Arnim J. von. Stoicorum veterum fragmenta, Vol. 2. Leipzig, 1903.
3. Aujac G. Denys D'Halicarnasse. Opuscules Rhétoriques, Tome II. Démosthène. Paris, 2002.
4. Aujac G., Lebel M. Denys D'Halicarnasse. Opuscules Rhétoriques, Tome III. La composition stylistique. Paris, 2003.
5. Burnet J. Platonis Opera. Vol. 1-5. Oxonii, 1900-1910.
6. Cousin J. De l'Institution oratoire. Tome 1, Livres I. Paris, 1975.
7. Edelstein L., Kidd I.G. Posidonius. The Fragments, I. Cambridge, 1972.
8. Gentili B. Il De compositione verborum di Dionigi di Alicarnasso: Parola, metro e ritmo nella comunicazione letteraria. Quaderni Urbinati di Cultura Classica, Vol. 36, № 3. Roma/Pisa, 1990. P. 7-21.
9. Habinek T. Rhetoric, Music, and the Arts. The Oxford Handbook of Rhetorical Studies. Oxford, 2014. P. 289-299.
10. Hagel S. Ancient Greek Music. A New Technical History. Cambridge, 2009.
11. Jacoby K. Dionysii Halicarnasei Antiquitatum Romanarum quaesupersunt, Vol. I-IV. Leipzig, 1885.
12. Jonge C. de. Between Grammar and Rhetoric: Dionysius of Halicarnassus on Language, Linguistics and Literature. Leiden, 2008.
13. Jonge C. de. Building Texts. Architecture, Music and the Teaching of Prose Composition. Beiträge zur Geschichte der Sprachwissenschaft 26 (1). Münster, 2016. P. 49-68.
14. Liddell H.G., Scott R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996.
15. Louis P. Aristote, Problèmes. Paris, 1991-1994.
16. Macleod M.D. Lucian. London, 1967.
17. Pöhlman E. Ancient Music in Antiquity and Beyond. Collected Essays (2009-2019). Berlin/Boston, 2020.
18. Rios R. de. Aristoxeni Elementa Harmonica. Romae, 1954.
19. Roberts W.R. Dionysius of Halicarnassus. On Literary Composition. London, 1910.
20. Rocconi E. Musica e retorica nel De compositione verborum di Dionigi di Alicarnasso: per un'ipotesi sulle fonti ritmiche del trattato dionisiano. Incontri triestini di filologia classica 8. Trieste, 2008-2009. P. 175-190.
21. Ross W.D. Aristotle. Parva naturalia. Oxford, 1955.
22. West M.L. Ancient Greek Music. Oxford, 1992.
Поступила в редакцию 02.11.2023 Принята к публикации 11.06.2024 Отредактирована 23.07.2024
Received 02.11.2023 Accepted 11.06.2024 Revised 23.07.2024
ОБ АВТОРЕ
Волошина Алла Владимировна — преподаватель, кафедра классической филологии, Московский государственный лингвистический университет; [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Alla Voloshina — Teaching Fellow, Department of Classical Philology, Moscow State Linguistic University; [email protected]