Научная статья на тему 'О специфике деятельности органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера'

О специфике деятельности органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1186
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / EMERGENCY / ЯВЛЕНИЯ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / PHENOMENA OF CRIMINAL NATURE / ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / SPECIFICS OF PERSONNEL MANAGEMENT / ПРИМЕНЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ / APPLICATION OF FORCES AND MEANS / ОСЛОЖНЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ / COMPLICATION OF TACTICAL SITUATION / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ / TACTICAL SPECIAL METHODS OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселев Александр Михайлович, Королев Владислав Александрович

Раскрываются специфические особенности деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в условиях чрезвычайных обстоятельств криминального характера.Применение сил и средств учреждений и органов уголовно-исполнительной системы для решения задач в подобных условиях происходит на основе особенностей их предназначения, с учетом специфики профессиональной деятельности отдельных служб. Объемы и условия применения подразделений зависят от масштабов чрезвычайного обстоятельства и последующего развития событий.Временные ограничения деятельности личного состава отделов и служб учреждений уголовно-исполнительной системы в чрезвычайных обстоятельствах криминального характера зависят от времени ликвидации их последствий и могут длиться от 1-2 часов до нескольких недель, а иногда и месяцев.В статье предлагается примерный алгоритм организационных действий руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы (начальника исправительного учреждения) в условиях чрезвычайных обстоятельств, который включает в себя: оповещение и сбор личного состава; организацию работы оперативного штаба; передачу имеющейся информации вышестоящим органам управления уголовно-исполнительной системы и взаимодействующим структурам; проведение первоначальных организационных, следственных, оперативных, розыскных и иных мероприятий; сбор дальнейшей информации, определение дополнительных источников и способов ее получения; определение сосредоточения основных усилий для действий имеющихся в наличии сил и средств; организация взаимодействия с целью применения иных силовых структур, а также привлечения граждан из местного населения; организация всестороннего обеспечения и соблюдения мер безопасности.Эффективность выполнения органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы сложных профессиональных задач, возникающих в ходе чрезвычайных обстоятельств криминального характера, зависит от умелого применения разнообразных тактико-специальных способов действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киселев Александр Михайлович, Королев Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ACTIVITY SPECIFICS OF BODIES AND ESTABLISHMENTS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE IN CASES OF CRIMINAL EMERGENCY

In the article the activity specifics of bodies and establishments of the Federal penal service in cases of criminal emergency are revealed.The application of forces and means of institutions and bodies of the penal system in order to solve problems in such conditions is based on their purpose peculiarities taking into account the professional activities specifics of the of particular services. The scope and conditions of application of the services depend on the extent of the emergency situation and subsequent development of events.Temporary restrictions on the penal system personnel activities in case of criminal emergency are dependent on time of their consequences elimination and can take from 1-2 hours to several weeks and sometimes months.In the article the authors suggest an approximate algorithm of organizational actions to the head of a correctional institution) in emergency circumstances which includes: notification and arrangement of meeting with personnel; work organization of the operational headquarters; transfer of available information to the higher penal system bodies and interconnected services; execution of primary organizational, operational, investigative and other activities; the collection of further data and determination of additional sources and ways of its obtaining; determination of main efforts concentration for the actions of the available forces and means; the organization of interaction for the purpose of other power structures application, as well as involvement of citizens from the local population; the overall provision and implementation of security measures... In the article the activity specifics of bodies and establishments of the Federal penal service in cases of criminal emergency are revealed.The application of forces and means of institutions and bodies of the penal system in order to solve problems in such conditions is based on their purpose peculiarities taking into account the professional activities specifics of the of particular services. The scope and conditions of application of the services depend on the extent of the emergency situation and subsequent development of events.Temporary restrictions on the penal system personnel activities in case of criminal emergency are dependent on time of their consequences elimination and can take from 1-2 hours to several weeks and sometimes months.In the article the authors suggest an approximate algorithm of organizational actions to the head of a correctional institution) in emergency circumstances which includes: notification and arrangement of meeting with personnel; work organization of the operational headquarters; transfer of available information to the higher penal system bodies and interconnected services; execution of primary organizational, operational, investigative and other activities; the collection of further data and determination of additional sources and ways of its obtaining; determination of main efforts concentration for the actions of the available forces and means; the organization of interaction for the purpose of other power structures application, as well as involvement of citizens from the local population; the overall provision and implementation of security measures.The effectiveness of the bodies and institutions of the penal system in carrying out complex professional tasks arising in the course of criminal emergencies depends on the skillful use of different tactical special methods of activities. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «О специфике деятельности органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера»

УДК 343.82

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРОЛЕВ, кандидат технических наук, начальник кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Для цитирования

Киселев, А. М. О специфике деятельности органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера / А. М. Киселев, В. А. Королев // Человек: преступление и наказание. -2018. - Т. 26(1-4), № 1. - С. 84-87.

Аннотация. Раскрываются специфические особенности деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в условиях чрезвычайных обстоятельств криминального характера.

Применение сил и средств учреждений и органов уголовно-исполнительной системы для решения задач в подобных условиях происходит на основе особенностей их предназначения, с учетом специфики профессиональной деятельности отдельных служб. Объемы и условия применения подразделений зависят от масштабов чрезвычайного обстоятельства и последующего развития событий.

Временные ограничения деятельности личного состава отделов и служб учреждений уголовно-исполнительной системы в чрезвычайных обстоятельствах криминального характера зависят от времени ликвидации их последствий и могут длиться от 1-2 часов до нескольких недель, а иногда и месяцев.

В статье предлагается примерный алгоритм организационных действий руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы (начальника исправительного учреждения) в условиях чрезвычайных обстоятельств, который включает в себя: оповещение и сбор личного состава; организацию работы оперативного штаба; передачу имеющейся информации вышестоящим органам управления уголовно-исполнительной системы и взаимодействующим структу-

© Киселев А. М., Королев В. А., 2018

рам; проведение первоначальных организационных, следственных, оперативных, розыскных и иных мероприятий; сбор дальнейшей информации, определение дополнительных источников и способов ее получения; определение сосредоточения основных усилий для действий имеющихся в наличии сил и средств; организация взаимодействия с целью применения иных силовых структур, а также привлечения граждан из местного населения; организация всестороннего обеспечения и соблюдения мер безопасности.

Эффективность выполнения органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы сложных профессиональных задач, возникающих в ходе чрезвычайных обстоятельств криминального характера, зависит от умелого применения разнообразных тактико-специальных способов действий.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, явления криминального характера, особенности управления персоналом, применение сил и средств, осложнение оперативной обстановки, тактико-специальные способы действий.

Особенности служебной деятельности сотрудников ФСИН России в экстремальных условиях, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, аналогичны специфике деятельности сотрудников других правоохранительных структур в подобных обстоятельствах. Выполнение же служебных задач личным составом уголовно-исполнительной системы (УИС) в чрезвычайных обстоятельствах (ЧО), возникших по причине действий криминальной направленности, имеет свою специфику.

Чрезвычайные обстоятельства, явившиеся следствием криминальных проступков (действий), оказывают значительное влияние на формы, методы и саму структуру деятельности персонала пенитенциарных органов и учреждений, предопределяя тем самым необходимость использования иных организационных форм, тактико-специальных приемов и методов управления персоналом. В таких условиях меняется значимость исполняемых ежедневно функций, усиливается значение слаженности работы в коллективе, повышается роль оперативности в управлении структурными подразделениями, вовлекается достаточно значительное количество внештатных (сборных) подразделений и специальных, в том числе инженерных, средств. Применение отделов и служб учреждений и органов УИС для выполнения задач, возникающих при ЧО, регулируется ведомственными нормативными актами, учитывающими специфику их (отделов, служб) предназначения и особенности выполнения повседневных служебных задач входящими в них сотрудниками. Объемы и условия применения подразделений зависят от масштабов чрезвычайного обстоятельства и последующих событий.

Временные ограничения деятельности личного состава отделов и служб учреждений УИС в чрезвычайных обстоятельствах криминального характера зависят от времени ликвидации последствий ЧО и могут длиться от 1-2 часов до нескольких недель, а иногда и месяцев.

Функции, выполняемые персоналом уголовно-исполнительной системы в условиях ЧО криминального характера, трактуются в соответствующих приказах, наставлениях и методических рекомендациях ФСИН России, Минюста России, а также в иных совместных нормативных актах государственных силовых ведомств.

Сотрудники подразделений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации во взаимодействии со структурами МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Росгвардии и других силовых ведомств при исполнении служебных функций в ходе

чрезвычайных обстоятельств, возникающих на объектах ФСИН России и прилегающих к ним участках местности, должны иметь высокую степень готовности к выполнению сложных оперативно-тактических задач различной направленности, от банального обезвреживания преступников до отражения нападений извне.

Помимо этого, основываясь на положениях Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», возможно привлечение сил и средств ФСИН России к поддержанию указанного в Законе правового режима, вводимого как на всей территории Российской Федерации, так и на ее отдельной части (в регионе).

Специфическими чертами деятельности органов и учреждений ФСИН России при ликвидации последствий ЧО, вызванного действиями криминального мотива, являются такие способы их функционирования, которые обеспечивают: а) исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу; б) непосредственное выполнение задач в специальных операциях, организуемых для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, в) создание необходимых и достаточных условий для оптимальной работы специально созданных органов управления и внештатных подразделений.

Управленческая деятельность руководства территориальных органов и исправительных учреждений ФСИН России при чрезвычайных обстоятельствах криминального толка имеет определенную специфику и, по нашему мнению, предполагает следующие характерные особенности:

- формирование оперативных органов управления и сборных коллективов (отряды, отделы, служебные наряды) для использования по плановому предназначению при выполнении сложных оперативных задач;

- продолжение функционирования учреждений (органов) при введении в них соответствующих правовых режимов;

- внесение дополнений и изменений в распорядок дня исправительного учреждения;

- введение усиленного способа несения караульной и дежурной служб;

- перевод персонала на казарменное положение и исполнение других, нехарактерных для УИС служебных задач.

Для организации деятельности органов и учреждений ФСИН России при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера первоочередной задачей является выполнение необходимого алгоритма управленческих функций руководителем органа УИС (начальником ИУ). Примерная последовательность действий руководителя, на наш взгляд, может иметь следующую организационную форму:

- оповещение и сбор личного состава, формирование оперативного штаба как внештатного органа управления;

- передача имеющейся информации руководству ФСИН России и другим силовым органам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧО;

- проведение первоначальных организационных, следственных, оперативных, розыскных и иных мероприятий;

- сбор дальнейшей информации, определение дополнительных источников и способов ее получения;

- определение сосредоточения основных усилий для действий имеющихся в наличии сил и средств;

- организация полномасштабного взаимодействия с привлекаемыми силами и средствами других правоохранительных органов;

- организация всестороннего обеспечения и соблюдения мер безопасности.

Нередко задачи при ЧО решаются органами и учреждениями УИС путем организации целого комплекса специальных тактических действий и управленческих схем, осуществляемых в ограниченный промежуток времени, под общим тактическим замыслом и под единым оперативным руководством, то есть способом специальной операции.

Для обеспечения выполнения оперативных, разведывательных, поисковых, силовых и других служебных задач в ходе специальной операции от органов и учреждений ФСИН России привлекаются различные подразделения: отделы специального назначения, сводные отряды органов и резервы учреждений, создаваемые либо из личного состава сотрудников, которые не несут в это время службу либо которым искусственно уменьшен объем выполняемых ежечасных функций. Иногда для решения служебных задач при ЧО, произошедших на объектах УИС, решением директора ФСИН России может быть привлечен личный состав образовательных организаций, готовящих специалистов для нужд уголовно-исполнительной системы. Кроме личного состава указанных подразде -лений УИС России, к действиям при ЧО привлекаются сотрудники других правоохранительных структур, взаимодействующих с территориальными органами ФСИН России, в соответствии с их задачами, спецификой действий и целесообразностью применения.

Для успешного выполнения задач в сложной оперативной обстановке, возникающей при ЧО криминального характера, в территориальном органе ФСИН России (исправительном учреждении) должна создаваться такая группировка сил и средств, которая будет соответствовать цели предстоящих силовых тактических действий и обеспечивать всестороннее и оптимальное применение привлекаемых сил, как собственных, так и приданных. Кроме того, данная группировка должна действовать оперативно, своевременно сосредоточивать усилия на указанном в решении руководителя оперативного штаба направлении (участке) и обладать средствами, способными поддерживать скрытное управление подразделениями.

Эффективное выполнение органами и учреждениями УИС сложных профессиональных задач, возникающих в ходе чрезвычайных обстоятельств криминального характера, достигается умелым и грамотным применением разнообразных тактико-специальных способов действий: преследования, поиска, окружения, блокирования, оцепления, рассредоточения, изъятия и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.