Научная статья на тему 'О создании университетской кафедры географии Арктики'

О создании университетской кафедры географии Арктики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О создании университетской кафедры географии Арктики»

О СОЗДАНИИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КАФЕДРЫ ГЕОГРАФИИ АРКТИКИ

Из истории географической науки в нашей стране известно, что подобная региональная кафедра впервые была открыта в Петроградском географическом институте (1918-1924 гг.), где готовили специалистов с квалификацией «Учёный-географ» в течение 6 лет, до организации в 1924 году географического факультета Ленинградского университета. (По воспоминаниям учившегося в Географическом институте К.К. Маркова, впоследствии академика [10], кафедрой полярных стран заведовал профессор П.В. Виттенбург.) На географическом факультете ЛГУ кафедра не возобновила работу.

Воссоздание такого рода кафедры произошло в 1945 году при географических факультетах двух университетов - Московского и Ленинградского. Руководителями стали известные учёные - В.Г. Богоров, гидробиолог и биогеограф, и С.В. Калесник, гляциолог и физико-гео-граф. Кафедры были организованы при поддержке Главного управления Северного морского пути, которое испытывало потребность в специ-алистах-североведах широкого профиля [8, 10]. Ещё в довоенный период, во время Великой Отечественной войны в особенности, выяснилось огромное значение Севера для нашей страны - как для осуществления связей между отдалёнными регионами, так и для обороны. Дальнейшее рациональное освоение Арктики нельзя было проводить без всестороннего познания природной среды Крайнего Севера, его акваториальной и территориальной составляющих.

Организаторы кафедр положили в основу обучения студентов комплексный подход. Это выразилось в выборе учебных курсов, которыми охватывались актуальные проблемы географии полярных стран, ведь основатели кафедр имели опыт арктических исследований, в особенности в области изучения ледниковых образований, а также организмов и, что важно, в связи со своеобразными географическими ус-

ловиями. В соответствии с комплексным подходом был подобран и преподавательский состав. Полученное широкое географическое образование, направленное на познание своеобразной природы Арктики, позволяло воспитанникам кафедр изучать её особенности как целостного географического объекта, чего нельзя добиться при подготовке узких специалистов. Основатели кафедр обладали знаниями не только по отраслевым наукам - гидробиологии и гляциологии, но и по комплексным наукам - биогеографии и физической географии. Это важное обстоятельство определило комплексную направленность как научных исследований В.Г. Бого-рова и С.В. Калесника, так и содержание географического образования студентов. Выпускники 50-60-х годов ХХ века стали преимущественно геологами и геоморфологами, гляциологами и мерзлотоведами, в меньшей степени -физико-географами и экономико-географами. Это объясняется тем, что до 70-х годов ХХ века ощущался недостаток научных данных о природных компонентах Арктики - геологическом строении, рельефе, климате, водах и льдах, а также биоте.

Подготовленные географы-комплексники нашли весьма ограниченное применение преимущественно в ряде научных и научно-производственных учреждениях. Результатом явилось закрытие в период развития отраслевых исследований существовавших кафедр: в 1950 году - кафедры северных и полярных стран в ЛГУ (с принятием С.В. Калесником заведования кафедрой физической географии), а в 1964 году - кафедры северных и полярных стран в МГУ (с переходом на должность заведующего кафедрой гидробиологии В.Г. Богорова).

Однако ухудшение экологической обстановки в 70-х годах XX столетия, заметное не только на материках, но и на океанах, потребовало всесторонних знаний об их природной среде, которые необходимы для ведения природоох-

ранных мероприятий. В определённой мере комплексные географические исследования начали развиваться и в Арктике, представляющей собой взаимосвязанное сочетание природных структур - Северного Ледовитого океана, окружающих его материковых побережий и находящейся в нём островной суши. Ещё более усилили исследования других океанов, что стало причиной, способствующей созданию новой интегральной науки - географии океана - на рубеже 60-70-х годов ХХ века. Примечательно, что уже в 1971 году была организована на географическом факультете Калининградского университета единственная в стране кафедра географии океана. Инициатором её создания и руководителем по 1983 год был известный полярный исследователь М.М. Ермолаев; с 1983 по 2000 год кафедрой заведовал В.М. Литвин, начало научно-исследовательской деятельности которого связано с Арктикой.

Обращает на себя внимание, что ныне обучение студентов на этой кафедре ведётся как по специализации отраслевой направленности (геолого-геоморфологической и океанологической), так и комплексной (геоэкологической). Студентами изучается более десятка спецкурсов, среди них - «Общая океанология», «История изучения океанов», «Геология, геоморфология дна океана», «Химия и загрязнение океана», «Региональная океанология океана», «Ландшафтоведение», «Ресурсы океана и природопользование», «Геоэкология морских берегов». Производственная морская практика проводится на экспедиционных кораблях и катерах преимущественно на Балтийском море и его побережьях, а также на других морях (иногда в Арктике). Существенно, что преподаватели, аспиранты и студенты участвуют в разработке темы «Комплексное изучение геоэкологии и ресурсов океана» [5] . В соответствии с современными требованиями интегральной науки об океане на кафедре географии океана значительное внимание уделяется именно комплексным исследованиям.

Интересно, что совсем недавно к сочетанию отраслевой и комплексной направленности пришли и при подготовке магистров по между-

народной программе «Полярные и морские исследования». Обучение по ней студентов, имеющих дипломы специалиста или бакалавра, началось с 2003 года на факультете географии и геоэкологии Санкт-Петербургского университета (при участии преподавателей университетов и исследовательских центров Германии). В сравнении с кафедрой географии океана Калининградского университета заметно усиление комплексного направления в подготовке магистров: из шести направлений на последние приходится четыре направления, к которым относятся:

- функционирование полярных геосистем, проблема природопользования;

- ресурсы полярных регионов;

- управление береговыми зонами, изучение ландшафтных систем полярных стран;

- ландшафты полярных территорий в условиях антропогенного воздействия.

На отраслевые направления приходится лишь два направления: исследования рельефа, геологического строения и развитие полярных океанических бассейнов, а также их континентального обрамления.

Таким образом, за прошедшие более 80 лет в истории подготовки полярных и морских географов в нашей стране можно выделить два этапа: начало 20-х и до конца 60-х годов ХХ века - преимущественно специалистов-отрас-левиков, а с начала 70-х и до настоящего времени - главным образом исследователей-комп-лексников (с краткосрочными перерывами в подготовке таких специалистов).

Как можно заметить, ныне отсутствуют университетские кафедры, которые выпускают специалистов по географии арктических стран, поэтому подготовка магистров в Санкт-Петербургском университете по международной программе «Полярные и морские исследователи» базируется на обучении специалистов, получивших высшее географическое образование на других кафедрах географических факультетов.

В результате ныне создалась необычная обстановка: в подготовке магистров - одного из основных звеньев в ближайшем будущем в составе кадров учёных-полярников - не уча-

ствуют специализированные кафедры вследствие их отсутствия в отечественных университетах.

По ряду причин Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова в Архангельске может стать вузом, в котором следует создать кафедру морских североведов, выпускаемых с дипломами специалиста. Ведь Архангельск, будучи первым в России с XVI века морским портом, выполняет важную функцию ворот в Арктику, что отмечается в трудах географов и историков [2, 3]. Здесь сосредоточены многие народно-хозяйственные и научнопроизводственные организации, а также научно-исследовательские учреждения и органы управления охраной природы. Все они тесно связаны с Севером, который находится в настоящее время в условиях ухудшающейся экологической обстановки, что особенно заметно в отношении Архангельской области [11, 12].

Существенно, что в Поморском госунивер-ситете имеется центр экологических исследований, поддерживающий научные связи с кафедрой географии и геоэкологии, на которой разрабатываются проблемы рационального природопользования и охраны природной среды Архангельского Севера во взаимодействии с другими учреждениями [11, 12].

Также важно, что в изучении Севера в историко-географическом аспекте принимают участие и учёные исторического факультета университета. Многовековая история изучения и освоения Арктики требует дальнейшей разработки, в особенности в отношении вклада в неё поморов. Важной современной задачей является научное обоснование шельфового происхождения околополюсного дна, которое позволяет включить его с прогнозируемыми нефтегазовыми залежами в арктическую акваторию, находящуюся в границах России. Весьма большие перспективы развития арктического экотуризма также благоприятствуют подготовке специалистов и в этом направлении. Значительную роль сыграют и установившиеся взаимоотношения Поморского университета с университетами, которые находятся в пределах территории образованного в 1993 году регионального содру-

жества - Баренцев Евро-Арктический регион, который объединяет северные области Норвегии, Швеции, Финляндии и России [4].

Представляется, что, при наличии таких благоприятных условий, именно в Поморском университете целесообразна организация кафедры географии Арктики (североведения). По нашему мнению, в основу учебного процесса специализации следует положить существующую учебную программу специальности «География», куда входит и специализация «География океана». В перечень её специальных дисциплин входит 12 названий и семинар (большая их часть приведена выше). В связи с тем, что применительно к Арктике важнейшая ландшафтообразующая роль принадлежит Северному Ледовитому океану, некоторые специальные дисциплины из перечня специализации «География океана» следует заимствовать, но с учётом дисциплин, особо необходимых для познания своеобразной среды Севера. При выборе таких дисциплин также нужно использовать в определённой мере те из них, которые соответствуют главным направлениям упомянутой международной программы «Полярные и морские исследования» для подготовки магистров.

На наш взгляд, в учебной программе новой специализации список обязательных общих дисциплин специальности «География» должен быть дополнен перечнем из 13 спецкурсов и семинара. Один из них - «Основы океанологии (с морями Арктики)», является общегеографическим, так как этот предмет отсутствует в общем перечне специальности «География». Кроме того, изучаются основы таких наук, как гляциология и мерзлотоведение (с региональными разделами, посвящёнными Арктике).

Остальные спецкурсы имеют географическое и экологическое содержание исключительно в применении к Арктике как целостности взаимосвязанных трёх составляющих, представленных основными природными структурами Северного Ледовитого океана - его самого, островов и континентального побережного обрамления. Таким специальным курсом является «История исследования и освоения Арктики», который раскрывает состояние его позна-

ния, нацеливает на проблемы, требующие дальнейшего развития.

Затем следуют дисциплины, посвящённые наукам о геокомпонентах природы Арктики. К ним относятся геология и геоморфология, гидрология и климатология, биогеография и почвоведение этого специфического географического объекта. На этой географической компонентной основе рассматривается в отдельном спецкурсе геокомплексное образование «Ландшафты и антропогенное воздействие». В ближайшее время в исследованиях Арктики важное значение приобретут знания по такому предмету обучения, как «Химия и загрязнения», а также по рациональному ведению хозяйства, чему должен быть посвящён курс «Ресурсы и природопользование».

Всё большее внимание уделяется в приморских странах мира, а теперь и приарктических, морским берегам, поэтому вводится прикладная дисциплина «Управление береговыми зонами». Развивающееся освоение морских биоресурсов в Арктике требует изучения курса «Промысловая океанология».

В последнее десятилетие происходит становление экологической географии в применении к суше [7]. Появилась необходимость в развитии и экологической географии океана [1], изучающей эколого-географические закономерности океанической среды с акцентом на сохранение оптимальных условий жизнедеятельности человека и охраны в особенности биоорганизмов, т.е. проблем экологической безопасности океана. Вышла в свет первая региональная

эколого-географическая монография о шельфовых арктических морях [6]. В связи с подготовкой кадров первейшей задачей станет создание учебного курса «Экологическая география Арктики», хотя сделать это нелегко вследствие ещё слабой изученности Арктики в экологическом отношении. По-видимому, при этом следует использовать геосистемный подход [9].

В соответствии с программой географической специальности на 1-2 курсах обучения проводятся учебные практики, а производственные -на последующих курсах в научно-исследовательских, научно-производственных, промысловых и других организациях, а также в заповедниках, национальных парках и заказниках как российского, так и зарубежного севера (в особенности в организациях Баренцева Евро-Арк-тического региона).

Представляется, что предусмотренная программа подготовки университетских северове-дов станет основой, которая позволит выпускникам с комплексным географическим образованием включиться в проведение специальных работ по изучению и освоению Арктики и перспективных в этом отношении морей Арктики. В условиях заметного обострения экологической обстановки даже на Севере всё более усиливается нужда в специалистах-североведах с такой именно подготовкой. Они найдут применение полученных знаний и умений в решении сложных научных и прикладных проблем рационального природопользования и охраны природы этого своеобразного региона Земли.

Список литературы

1. Алхименко А.Л. Экологическая география океана: некоторые проблемы и задачи // География мирового океана и картография. СПб., 2000. С. 19-22.

2. БеловМ.И. Путь через Ледовитый океан: очерки по истории открытия и освоения Северного морского пути. Л., 1963.

3. Булатов В. Н. Русский Север. Книга 5. Ворота в Арктику Архангельск, 2001.

4. Булатов В.Н., Шалев А.А. Баренцев Евро-Арктический регион и Архангельская область: международное сотрудничество. История и современность. Архангельск, 2001.

5. Географический факультет. К 30-летию. Калининград, 2001.

6. Денисов В.В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях (экологическая география моря). Апатиты, 2002.

7. ИсаченкоА.Г. Экологическая география России. СПб, 2001.

8. Кан О.П., Богоров Г.В., БогоровЛ.В. Вениамин Григорьевич Богоров. М.,1989.

9. ЛымаревВ.И. Северный Ледовитый океан: геосистемный аспект. Архангельск, 2003.

10. МарковК.К. Воспоминания и размышления географа. М., 1973.

11. Поморская энциклопедия. Т. 2. Природа Архангельского Севера. Архангельск, 2007.

12. Проблемы экологии Архангельской области на рубеже веков: приоритеты, стратегии, направления. Архангельск, 2002.

13. Станислав Викентьевич Калесник // Материалы к библиографии учёных СССР. Серия географических наук, вып. 7 . М., 1985.

Лымарев В.И., доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.