_coll .qxd 10.04.2007 23:40 Page 162 q э—
Из истории педиатрии
Г.Л. Микиртичан
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
О создании кафедр детских болезней в Х!Х в.
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ТРУДНОСТИ, КОТОРЫЕ СОПРОВОЖДАЛИ УСИЛИЯ ВРАЧЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КАФЕДР ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕДИАТРИИ В ОТДЕЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ МЕДИЦИНЫ (С 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА). ОТРАЖЁН СПЕКТР МНЕНИЙ УЧЕНЫХ ОБ ЭТИХ ПРОБЛЕМАХ. ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЕНО ОРГАНИЗАЦИИ КАФЕДР НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И В МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ В ПЕТЕРБУРГЕ. ПРИВОДЯТСЯ ДАТЫ СОЗДАНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ КАФЕДР В ДРУГИХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ЦЕНТРАХ РОССИИ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КЛИНИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ, КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ, МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ, МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
Контактная информация:
Микиртичан Галина Львовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургской Государственной педиатрической медицинской академии Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, тел. (812) 542-55-65 Статья поступила 15.10.2006 г., принята к печати 10.03.2007 г.
Существующие сегодня в медицинских вузах кафедры педиатрии начали создаваться во второй половине XIX в. Этому событию предшествовала долгая и кропотливая работа нескольких поколений врачей.
До 30-х годов XIX в. преподавание педиатрии проводилось на кафедре акушерства, женских и детских болезней, где последним отводилось 2-3 лекции. Педиатрия как наука находилась в стадии становления, но ряд ученых уже осознанно и доказательно ставили вопрос о её самостоятельности. Один из основоположников отечественной педиатрии, профессор Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге С.Ф. Хотовицкий, возглавлявший кафедру «акушерства и учения о женских и детских болезнях», чётко представил место «педиятрики» среди медицинских дисциплин, её цели, задачи и методы, и обосновал право педиатрии на самостоятельное существование. Он впервые не только в России, но и за границей, с 1836 по 1847 г. читал полный систематический курс детских болезней в объеме 72 ч. По его определению «Педиятрика — есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и об основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей» [1].
Преподавание педиатрии было теоретическим, так как клиник детских болезней не существовало. Открывшиеся детские больницы в Петербурге (1834) и Москве (1842) для клинического преподавания не использовались. Усилиями С.Ф. Хотовицкого в Медико-хирургической академии в 1842 г. была организована детская клиника, однако заведование ею было передано профессору-те-рапевту. Клиническое преподавание проводилось эпизодически и его не всегда вели сведущие в педиатрии врачи [2].
С конца 40-х годов XIX века в Московском университете неоднократно обсуждался вопрос о создании клинической кафедры детских болезней. Этому способствовало введение в декабре 1845 г. в действие в качестве эксперимента на 5 лет «Дополнительного постановления о медицинском факультете Императорского Московского Университета», утвержденного Министерством народного просвещения. «Дополнительное постановление» не содержало никаких указаний относительно организации отдельной кафедры детских болезней. Оно в первую очередь предполагало усиление клинического преподавания на медицинском факультете [3].
162
G.L. Mikirtichan
Saint Petersburg State Pediatric Medical Academy
Of establishment of children diseases chairs in the XIX-th century
THE ARTICLE DEALS WITH THE DIFFICULTIES, WHICH DOCTORS FACED, WHEN ESTABLISHING AND ORGANIZING CHILDREN DISEASES CHAIRS WITHIN THE PERIOD PEDIATRICS ATTEMPTED TO CEDE INTO A SEPARATE BRANCH
OF MEDICINE (SINCE THE 30-S OF THE XIX-TH CENTURY). THE AUTHOR REPRESENTS THE WHOLE RANGE OF OPINIONS AND VIEWPOINTS THE SCIENTISTS USED TO HAVE ABOUT THESE PROBLEMS. THE FOCUS IS DRAWN TO THE ORGANIZATION OF CHAIRS AT THE MEDICAL DEPARTMENT OF MOSCOW UNIVERSITY AND IN SAINT PETERSBURG MEDICO-SURGICAL ACADEMY. THE WORKS HIGHLIGHTS THE MAIN DATES OF PEDIATRIC CHAIRS ESTABLISHMENT IN OTHER UNIVERSITY CENTERS OF RUSSIA.
KEY WORDS: CLINICAL PICTURE OF CHILDREN DISEASES, CHAIR OF CHILDREN DISEASES, MEDICO-SURGICAL ACADEMY, MEDICAL DEPARTMENT OF MOSCOW UNIVERSITY.
е
При обсуждении Дополнительного постановления в 1846 г. коллегия профессоров медицинского факультета внесла в него изменения. В частности, было предложено ввести в расписание клиническое преподавание детских болезней в полугодиях вместо теоретического преподавания в VIII полугодии в курсе женских и детских болезней. Но реализовано это предложение не было. Лечение новорождённых и детей первого года жизни по-прежнему находилось в ведении акушеров. Дети старшего возраста лечились в клиниках для взрослых.
Между тем студенты выразили желание изучать детские болезни на практике, и в течение одного семестра осенью 1845 г. они посещали первую Московскую детскую больницу на Бронной улице. Однако преподавателей-педиат-ров не было, и эти занятия очень скоро прекратилась. Одновременно медицинским факультетом обсуждался проект Ф.И. Иноземцева о создании факультетских и госпитальных клиник, причём в качестве госпитальных клиник предлагалось использовать городские больницы, а главных врачей этих больниц приглашать на должность экстраординарных профессоров [4].
В 1848 г. главный врач детской больницы на Бронной улице А.С. Кроненберг обратился к декану медицинского факультета А.М. Филомафитскому с предложением считать больницу клинической базой Московского университета, а себя — профессором по детским болезням. А.М. Фило-мафитский сочувственно отнесся к этому предложению, полагая, что «...Для полного образования практического врача практическое изучение детских болезней столь же необходимо нужно, как и болезней прочих возрастов. После сего может ли быть не ощутимым недостаток клинической кафедры детских болезней для медицинского факультета?...». Но решение этого вопроса Советом медицинского факультета в сентябре 1848 г. было отложено на неопределенное время. И если в отношении терапевтической, хирургической и других[ клиник были положительные преобразования, то в преподавании детских болезней никаких изменений не произошло [5].
В октябре 1855 г. под руководством министра просвещения А.С. Норова состоялось особое заседание по «приведению к окончанию дела о «Дополнительном постановлении о медицинском факультете Императорского Московского Университета». На заседании присутствовали вице-директор Департамента просвещения Кисловский, помощник попечителя Московского учебного округа Зиновьев, ректор университета А.А. Альфонский, декан медицинского факультета Н.Б. Анке, профессора медицинского факультета Ф.И. Иноземцев, А.И. Овер, В.И. Кох и ученый аптекарь
Н.Э. Лясковский. Министром было высказано мнение, что «на детские болезни и их изучение у нас обращено вообще мало внимания».
В первую очередь это замечание относилось к профессору В.И. Коху, который с 1846 г. преподавал детские болезни, а с 1852 г. заведовал кафедрой акушерства, женских и детских болезней. Приблизительно через полтора месяца после октябрьского заседания В.И. Кох обратился к медицинскому факультету с проектом устройства «детской больницы в зданиях факультетской клиники», предложив для её организации выделить по 10 коек из терапевтической и хирургической клиник: «Особенных кроватей для помещения больных детей у нас нет, да и в других клиниках учащиеся больных детей встречают редко. Одна детская поликлиника не может быть достаточною для изучения болезней детских... Необходимость же дать студентам возможность во время университетского курса изучить практически детские болезни очевидна: наблюдения над больными детьми заменить наблюдениями над взрослы-
ми невозможно... Детскую больницу можно устроить в зданиях клиники без особых на то расходов, отделив несколько кроватей от терапевтической и хирургической факультетских клиник (например, по 10 от каждой), что при настоящем числе кроватей в означенных клиниках заметным образом не стеснит их. Студенты могут заниматься в детской клинике в те же часы, которые назначены для клиники акушерской».
Факультет принял его предложение. Охотно дали свое согласие и руководители терапевтической и хирургической клиник профессора А.И. Овер и Ф.И. Иноземцев. Об этом было сделано представление ректору и попечителю университета.
В январе 1856 г. состоялось экстренное заседание правления Московского университета под председательством министра, где он снова обратил внимание на детские болезни и предложил представить ему проект их преподавания. Медицинским факультетом был вновь составлен краткий проект учреждения детской клиники. Там повторялось предложение организовать отделение для изучения детских болезней студентами V курса, выделив по 10 коек из хирургической и терапевтической клиник, куда будут приниматься дети до 7 лет, в том числе грудные с матерями. В проекте руководство детской клиникой возлагалось на профессора акушерства, женских и детских болезней, в её штате предполагались адъюнкт, ассистент, фельдшер и 9 сиделок, из которых одна «будет назначена старшею, в виде няньки, имеющей особое попечение о детях выздоравливающих и наблюдение над прочею прислугою. Сиделки будут иметь постоянный надзор над больными и в ночное время, сменяясь между собою по очереди». Специальный проект учреждения детской клиники был представлен министру в июне 1856 г. Но ко времени обсуждения данного вопроса на заседании Совета медицинского факультета, состоявшемся в январе 1857 г., профессора А.И. Овер и Ф.И. Иноземцев свое решение изменили, сославшись на недостаток кроватей в их клиниках для все увеличивающегося числа взрослых больных.
Попечитель Московского учебного округа Е.П. Ковалевский после тщательного исследования возникшей ситуации и совещания с директорами отделений университетской клиники согласился, что «предполагаемая уступка кроватей для образования клиники детских болезней только стеснит круг действия отделов хирургического и терапевтического, которые для пользы науки и страждущего человечества желательно бы было даже расширить, а между тем не принесет существенной пользы для практического изучения детских болезней, по разнообразию коих весьма недостаточно 20 кроватей».
Тем не менее, и попечитель, и медицинский факультет единогласно признали, что для полноты преподавания детских болезней при Московском университете «учреждение для практического изучения сего предмета особенной клиники не бесполезно». Что же касалось до осуществления этой меры, мнения профессоров разделились. Пять профессоров: Ф.И. Иноземцев (факультетская хирургическая клиника), А.И. Овер (факультетская терапевтическая клиника), А.И. Поль (госпитальная хирургическая клиника), П.Ф. Броссе (госпитальная глазная клиника) и декан факультета Н.Б. Анке (фармакология и общая терапия) определенно высказались за отделение преподавания детских болезней от акушерства и создание практического курса детских болезней на базе детской больницы. Другая группа профессоров — И.В. Варвинский (госпитальная терапевтическая клиника), И.Т. Глебов (кафедра физиологии), В.А. Басов (теоретическая хирургия и офтальмиатрия), А.И. Полунин (патологическая анатомия и
О
163
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 2
Q.
I-
П
.
о
H
о
s
Cl
патологическая физиология), Г.И. Сокольский (частная патология и терапия) и др., не отрицая полезности учреждения особой кафедры детских болезней вообще, выразила мнение, что в данный момент есть более насущные проблемы (например, устройство психиатрической клиники). Они посчитали, что 20 коек вполне достаточно для детской клиники и выступили против использования детской больницы. Мнение последних вошло в постановление этого заседания [6].
Непризнание выделения педиатрии как науки было отчётливо продемонстрировано высказыванием известного и прогрессивного профессора-физиолога И.Т. Глебова, подавшего отдельное мнение, где в частности указывалось: «...для устройства отдельных кафедр детские болезни наименьшее имеют на то право... Строго детских болезней остается только две: удушье (asthma thymicum), и трудное прорезание зубов. Должно ли, следовательно, для двух собственно детских болезней, устраивать собственную кафедру?.. Все авторы сочинений о детских болезнях единодушно ставят в обязанность врачу правило: детей как можно меньше лечить. И если не найдено нужным устраивать особых кафедр для болезней каждого возраста, то не нужно и для детского возраста особой... Собственно детские болезни бывают почти исключительно у новорожденных... Детские болезни не только не должно отделять от акушерства, но напротив должно их соединить, если бы они были разъединены». Преподавание детских болезней оставалось по-прежнему теоретическим [7].
В начале 1858 г. А.С. Кроненберг вновь обратился с запиской в Министерство народного просвещения с предложением использовать детскую больницу как клиническую базу. Состоялось несколько обсуждений, но никаких решений принято не было, тем более, что все преобразования вызывали новые финансовые затраты университета, средства которого были весьма ограничены.
Не лучше обстояло дело и в Петербурге, в Медико-хирургической академии. После выхода С.Ф. Хотовицкого в отставку в 1847 г., до 1860 г. преподавание детских болезней вели не педиатры (судебный медик, психиатр, акушер). Преподавание и здесь оставалось преимущественно теоретическим [8].
Переломным стал 1861 г. В Петербурге в Медико-хирургической академии заведующий кафедрой акушерства, женских и детских болезней профессор А.Я. Крассовский ходатайствовал перед конференцией Академии о выделении детских болезней в отдельный курс. Не дожидаясь решения этого вопроса, в 1861 г. А.Я. Крассовский передал своему ассистенту И.И. Радецкому чтение лекций и руководство детской клиникой на 10 коек, созданной в 1842 г. В этом же году в Московском университете Н.А. Тольский начал чтение самостоятельного курса детских болезней, выделив их из курса акушерства и положив тем самым начало основанию кафедры детских болезней.
Это была уже вторая половина XIX в. К этому времени достижения естественных наук, теоретической и клинической медицины, накопление знаний по морфологии, физиологии и патологии ребенка послужили основой для создания научного фундамента педиатрии, она выделяется в самостоятельную отрасль медицины.
Начиная с 70-х годов XIX в. с большими трудностями начинается организация кафедр детских болезней во всех университетах России. Создание кафедр свидетельствовало об официальном признании педиатрии как самостоятельной отрасли медицинской науки. Организаторами и руководителями кафедр становятся крупнейшие отечественные педиатры. Первая в России и одна из первых в Европе самостоятельная кафедра детских болезней была
создана в 1870 г. в Военно-медицинской Академии в Петербурге Н.И. Быстровым [9].
В Московском университете по инициативе Н.А. Тольского в 1866 г. была создана детская клиника на базе терапевтической клиники профессора Г.А. Захарьина, выделившего для этого 11 коек из своего отделения; организована самостоятельная кафедра детских болезней (1888); построено специальное здание детской клиники с инфекционными бараками (1890-1891 гг.) [10].
Постепенно кафедры открываются и в других университетских городах России: в 1881 г. — в Казанском университете (Н.А. Толмачев), в 1889 г. — в Киевском университете (В.Е. Чернов), в 1892 г. — в Харьковском (М.Д. Пономарев) и Томском университетах (Л.Л. Бартенев), в 1900 г. — в Женском медицинском институте в Петербурге (Д.А. Соколов), в 1904 г. — в Новороссийском университете в Одессе (В.Ф. Якубович), в 1912 г. — в Саратовском университете (И.Н. Быстренин), в 1914 г. — в Психоневрологическом институте в Петербурге (Э.Э. Гартье) [11]. Возникновение кафедр положило начало специальной подготовке детских врачей. Кафедры детских болезней становились не только педагогическими, но и научными центрами педиатрии. В создании таких центров принимало участие не одно поколение педиатров.
Процесс становления кафедр педиатрии проходил в острой борьбе различных мнений. По-прежнему, наряду с учеными, понимающими и доказывающими необходимость самостоятельности педиатрии, было немало врачей и профессоров высших учебных заведений, не признающих это право. Последние считали, что особенности работы врача с детьми незначительны.
С болью в сердце писал об этом И.В. Троицкий, руководитель кафедры детских болезней Харьковского университета, инициатор первых международного и всероссийского съездов детских врачей: «Теперь невольно возникают вопросы, почему же детская клиника считается учреждением, без которого подчас можно и обойтись, почему педиатрия оказывается как бы не родной сестрой в семье клинических наук, и почему, наконец, при устройстве новых клиник хлопочут, прежде всего, об обеспечении преподавания на клиническом материале взрослых, о больных же детях начинают думать уже потом, раз только не найдется добрая душа, предлагающая свои услуги на великое дело, во имя высокогуманной идеи?
Одною из главных причин подобного рода явления надо признать тот печальный факт, в силу которого не только врачи вообще, но и представители кафедр в частности еще не пришли к полному убеждению в огромной важности клинического преподавания педиатрии и в полной равноправности её с основными отделами прикладной медицины... Мне самому не раз приходилось защищать бедную педиатрию от нападок в указанном смысле; правда, скептики тотчас же складывали оружие, как только удавалось их поймать на не совсем точных представлениях об особенности детского организма, а чаще — на незнании того, что обязан знать детский врач.» [12].
В.М. Флоринский, организуя медицинский факультет Томского университета не счел необходимым учредить кафедру детских болезней, несмотря на то, что сам в 60-х годах XIX в. читал лекционный курс по детским болезням в Петербургской МХА и руководил здесь детской клиникой (1865-1870).
В то же время М.С. Зеленский, приват-доцент Медико-хирургической академии, основоположник детской неврологии, отмечал, что «между всеми практическими медицинскими науками самая важная есть педиятрика», поясняя, что она имеет не только научное значение, а с ней
164
е
«связаны вопросы жизни и смерти миллионов детей, счастье или отчаяние родителей, доверяющих нам своих детей, полагаясь на наши дипломы» [13]. Один из основоположников отечественной педиатрии Н.П. Гундобин определенно утверждал, что детские болезни «представляют совершенно и строго обособленную отрасль медицины, требующую специальных сведений и нуждающуюся в специальной разработке» [14]. Борясь за выделение своей науки, в то же время многие ученые-педиатры осознавали, что педиатрию нельзя считать узкой специальностью и подчеркивали её связь со многими отраслям медицины. Во вступительной лекции профессор кафедры детских болезней Новороссийского университета В.Ф. Якубович приводил следующие рассуждения: «Дет-
ская медицина находится в такой тесной связи со всеми прочими медицинскими отраслями, что должна изучаться не отдельно, а всегда ставиться в параллель с прочими для сравнения с ними и для более рельефного доказательства её особенностей... Педиатрия не есть специальность в тесном смысле этого слова, но есть медицинская отрасль настолько обширная и изобилующая такими особенностями, что для близкого ознакомления с нею нуждается в специальной подготовке и внимательном изучении» [15]. Многие педиатры были не просто преданы своей специальности, но и влюблены в неё. Недаром один из них, В.П. Жуковский, назвал её «молодой страстью медицины у нас в России», служащей «пользе, благосостоянию и облегчению участи подрастающего поколения» [16].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хотовицкий С.Ф. Педиятрика. — СПб., 1847. — 14 с.
2. Вайль В.С. Очерки по истории русской педиатрии. — Сталина-бад, 1959. — С. 17-18.
3. Дополнительное постановление о медицинском факультете Императорского Московского университета // Санкт-Петербургские сенатские ведомости. — 1846. — № 15.
4. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете. — М., 2002. — С. 66-67, 134-139.
5. Бетюцкая А.В., Тольский Н.А. (1830-1891). — М., 1953. — С. 30-31.
6. 175 лет первого МГМИ. — М., 1940. — 25 с.
7. Бетюцкая А.В., Тольский Н.А. (1830-1891). — М., 1953. — 47 с.
8. Быстров Н.И. Краткий исторический очерк клиники детских болезней имп. Военно-медицинской академии. — СПб., 1899. — 81 с.
9. Шабалов Н.П. Старейшая в России кафедра педиатрии. — СПб., 2001. — 7 с.
10. Молчанов В.И. Клиника детских болезней // 175 лет первого Московского государственного медицинского института. — М., 1940. — 310 с.
11. Микиртичан Г.Л., Суворова РВ. История отечественной педиатрии. — СПб., 1999. — С. 72-76.
12. Троицкий И.В. Детские болезни в семье клинических наук // Русский врач. — 1904. — № 49. — 1660 с.
13. Зеленский М.С. Дополнения и примечания // Фогель А. Руководство к изучению детских болезней. — СПб., 1864. — С. 356-357.
14. Гундобин Н.П. Современное положение специальности детских болезней // Врачебная газета. — № 5. — 1497 с.
15. Якубович В.Ф. О пользе изучения педиатрии и роли её в медицине // Врачебная газета. — 1905. — № 1. — 3 с.
16. Жуковский В.П. Болезни новорождённых детей. — СПб., 1897. — 4 с.
Знаменательные и юбилейные даты из истории медицины
10 апреля - 80 лет со дня рождения Маршалла Ниренберга
Маршалл Уоррен Ниренберг, американский биохимик, родился в Нью-Йорке 10 апреля 1927 г. С раннего детства мальчик интересовался зоологией, поэтому после окончания школы поступил в Университет Флориды в Гейнсвилле на факультет зоологии. В 1948 г. он получил степень бакалавра, а в 1952 - магистра зоологии. Магистерская диссертация была посвящена экологии и классификации майской мухи. Приблизительно в это же время он проявил интерес к биохимии и решил продолжить образование в университете Энн Эрбор (штат Мичиган). В 1957 г. стал доктором биохимии, защитив диссертацию, посвящённую утилизации гексозы раковыми клетками. В 1960 г. Ниренберг стал научным сотрудником по биохимии в отделе метаболизма ферментов Института артрита и болезней обмена веществ, где впервые начал работу по расшифровке генетического кода. В начале 1960-х гг. Ниренберг и его коллеги провели важную серию экспериментов, которые позволили им расшифровать ге-
нетический код. Ученым удалось синтезировать все возможные триплетные последовательности, повторив бесклеточные эксперименты с каждой из них и открыв таким путём коды триплетов азотистых оснований для всех 20 аминокислот. Некоторые из аминокислот кодируются более чем одним триплетом, а некоторые триплеты известны как «бессмысленные», т.к. они не кодируют ни одну аминокислоту. Ниренберг обнаружил, что «бессмысленные триплеты», как точка в предложении, могут сигнализировать об окончании процесса биосинтеза в клетке. Позднее он и его коллеги провели дополнительные эксперименты, чтобы определить последовательность азотистых оснований в каждом триплете. В 1968 г. Ниренберг разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине с Робертом У. Холли и Х. Г. Кораной, которая была присуждена им «за расшифровку генетического кода и его функционирования в синтезе белков». После того как генетический код был разгадан, учёный обратил внимание на клеточные механизмы контроля, надеясь понять, почему определённый набор биохимических реакций происходит именно в данной
клетке. Его также интересовало, как различные типы клеток, такие, как нервные и мышечные, дифференцируются в ходе эмбрионального развития или в случае опасности в окружающей среде. Его работа дала основание предположить, что генетический код млекопитающих существует несколько биллионов лет, и что он одинаков у всех видов.
С 1966 г. Ниренберг - главный биохимик в генетической лаборатории Национального института сердца, лёгких и крови. Его многочисленные награды включают Национальную медаль науки Национального научного общества (1965), медаль Франклина Франклиновского института распространения технических знаний (1968), медаль Пристли Американского химического общества (1968) и награду Луизы Гросс-Хорвиц Колумбийского университета (1968). Он - член Национальной академии наук, Американского химического общества, Биофизического общества и Общества эволюционной биологии; имеет почётные степени университетов Мичигана, Чикаго, Виндзора, Йельского университета, Университета им. Джорджа Вашингтона и Вейцмановского института (Израиль).
О
165
е