УДК 378.016:81
Е.В. Зернина
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Лысьвенский филиал)
О СОЗДАНИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Рассматривается опыт создания интерактивной среды обучения, что достигается применением существующих и созданием новых электронных образовательных ресурсов. Их системное использование способствует эффективному формированию общекультурных компетенций в рамках реализации ФГОС.
Ключевые слова: интерактивная среда обучения, компетентностный подход, высшее образование, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии.
Реализация современных интерактивных способов обучения является необходимым условием эффективной образовательной деятельности вуза на современном этапе. «Важнейшей целью ПНИПУ в образовательной сфере является развитие инновационной системы подготовки кадров на основе единства обучения и научных исследований» [1, с. 43]. Повышение образовательного и развивающего потенциала аудиторной и самостоятельной работы за счёт интерактивности обучения - одна из ключевых задач, которая решается как за счёт обновления традиционных, так и внедрения новых, в том числе информационно-коммуникационных технологий обучения. Интерактивные образовательные технологии, в основе которых лежат «принципы де-ятельностной активности, партнерского взаимодействия и единства познавательной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности» [2, с. 77-78], активизируют коллективную деятельность студентов, являющихся участниками мини-проектов, деловых игр и проблемных ситуаций, и позволяют «обогатить опыт и добыть через учебную деятельность те компетенции социального взаимодействия, которые затем могут оказаться необходимыми в будущей профессиональной и социальной жизни» [3, с. 135].
Курс иностранного языка в высшей школе носит коммуникативно-направленный и профессионально-ориентированный характер, а его задачи определяются потребностями специалистов конкретного профиля в иноязычной профессиональной деятельности. При этом среди базовых компетенций, необходимых современному инженеру, выделяют следующие:
1) компетентность социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; толерантность и социальную мобильность;
2) компетентность в устных и письменных коммуникациях; способность порождения и восприятия текста; знание и соблюдение делового этикета в иноязычном общении;
3) знания лингвострановедения, культуры, обычаев, трудовых традиций, особенностей коллективного взаимодействия.
В рабочих программах учебных планов основных образовательных программ бакалавриата, реализуемых в ПНИПУ, независимо от профиля подготовки в соответствии с содержанием ФГОС ВПО определены унифицированные компетенции. Среди них можно выделить ключевые знания и владения как результирующие показатели уровня овладения дисциплиной. В частности, после изучения иностранного языка в вузе студент должен:
1. знать:
- лексико-грамматические основы иностранного языка общего и профессионального характера;
- соответствующие языковые средства в таких аспектах, как фонетика, лексика и грамматика иностранного языка;
- основные способы работы над языковым и речевым материалом, а также основные ресурсы, с помощью которых можно эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы словарей, справочников, компьютерных программ, информационных сайтов Интернета и т.д.);
2. владеть:
- навыками общения и деятельности в иноязычной среде;
- навыками говорения, чтения и письма, а также компенсаторными механизмами, помогающими преодолеть «сбои» в коммуникации;
- стратегиями самостоятельной работы с языковым материалом с использованием справочной и учебной литературы;
- культурой мышления и навыками самостоятельной работы с информационно-поисковыми системами, с многоязычными электронными словарями.
Выделенные аспекты свидетельствуют в пользу изучения иностранного языка с использованием обучающих программ и электронных образовательных ресурсов. Более того, исходя из ключевой позиции личностно-ориентированной парадигмы обучения, при которой цели овладения иностранным языком формулируются с позиции пользователя языка как субъекта межкультурной коммуникации, для освоения иноязычной коммуникативной компетенций требуется наличие достаточного количества объектов
коммуникации и способов работы с ними для студентов разного уровня подготовленности, с учетом специфики и профессиональной ориентации каждой отдельно взятой образовательной программы.
В контексте поставленных задач вуз придаёт особое значение созданию условий и механизмов внедрения современных информационных и коммуникационных технологий преподавания, являющихся основой реализации ком-петентностных стандартов и предлагающих достаточное количество разноуровневых продуктов как общего, так и общетехнического характера. Именно современные информационно-коммуникационные технологии создают особую интерактивной среду, которая способствует активному развитию обучающихся и формированию индивидуальной траектории обучения, что особенно важно на занятиях в высшем учебном заведении. Компьютер на протяжении последних десятилетий выступает как средство обучения, которое «раскрывает резервы учебного процесса и личности учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает его труд, позволяя переложить на машину наиболее сложную и трудоемкую часть работы» [4, с. 53].
Формирование компетенций социального взаимодействия оптимально при создании интерактивной обучающей среды, способствующей развитию познавательной активности обучающегося за счет развития когнитивных и психоэмоциональных качеств [5; 6], помогающей обеспечить нужный уровень индивидуализации обучения, а также контроля над самостоятельной работой студентов. Созданный в Лысьвенском филиале ПНИПУ кабинет иностранного языка, оснащенный современным аппаратным и программным обеспечением (мультимедийными компьютерами, аудиосистемой, мультимедийным проектором; словарями и обучающими программными продуктами) представляет собой интерактивную среду обучения, позволяющую моделировать аудиовидеосреду изучаемого языка и культуры и осуществлять эффективный контроль овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. Практически каждое занятие включает языковой практикум на компьютере, направленный на овладение лексиконом по изучаемой теме, для этой цели используется программный продукт Tutor - компонент электронного словаря AbbyyLingvo*3 - и разработанные студентами в среде HotPotatoes кроссворды, тренировочные задания на соотнесение слов и восстановление пропусков в тесте, имеющие профессионально-ориентированную направленность (рис. 1).
Рис. 1. Кроссворд по теме «Automated Machine-Tools»
На следующем этапе занятия происходит формирование языковых навыков при участии онлайновых подкастов и аудиоресурсов. Изучение грамматического материала обычно завершается созданием и взаимопроверкой, выполненной с применением мультимедийной презентации. База созданных студентами презентаций пополняется ежегодно и включает порядка 100 мультимедийных образовательных ресурсов, соотнесенных как с изучаемыми разделами программы, так и с отдельными аспектами языкового и речевого материала (рис. 2).
Рис. 2. Слайды мультимедийной презентации
Создавая и используя образовательные ресурсы, студенты не только приобретают умения работы с языковым и речевым материалом, но и владения, связанные со стратегиями его изучения и освоения, что позволяет создать реальные условия для развития у обучающихся дополнительных умений, что было бы невозможно в такой степени на основе традиционных средств обучения [7]. Очевидно, что рассмотренные преимущества системного применения информационно-коммуникационных технологий позволяют не только интенсифицировать и разнообразить процесс усвоения иностранного языка, но и значительно повысить качество обучения и реализовать одну из главных задач преподавателя - «использовать аудиторное время так, чтобы обучаемые получили максимальный опыт речевого общения» [7, с. 84] и овладели устойчивыми навыками иноязычной речевой деятельности. Возможность организации автономного обучения с учетом личностных особенностей обучаемых и их уровня владения иностранным языком при использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе также доказана в работах ученых и педагогов, таких как К.В. Александров, П.В. Сысоев, М.А. Бовтенко, Е.В. Языкова, Н.В. Митяева [7-11].
Создаваемая при участии студентов интерактивная обучающая среда является необходимой частью образовательного процесса в рамках современных требований ФГОС, так как способствует достижению поставленной цели - подготовке выпускника, готового и способного к самообучению, саморазвитию и самореализации.
Список литературы
1. Ташкинов А.А., Петров В.Ю., Макаревич В.И. Приоритеты и перспективы развития регионального инженерного вуза как национального исследовательского университета // Высшее образование в России. - 2013. -№ 11. - С. 42-50.
2. Бекирова Р.С., Рыков С.П. Интерактивные технологии обучения в контексте компетентностного подхода в образовании // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2010. - № 1. - С. 77-84.
3. Макаренко О.В. Интерактивные образовательные технологии в вузе // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 134-139.
4. Михайлова О.Э., Канатова С.Ш. Использование компьютерных программ для обучения учащихся старших классов средней школы лексическому аспекту иноязычной речи // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 1. -С.53-59.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. -384 с. // Портал Московского городского психолого-педагогического университета. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm (дата обращения: 11.03.2014).
6. Свалов Е.А. Электронный учебник как средство обеспечения продуктивного типа познавательной деятельности учащегося // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - Т. 75. - № 2. - С. 62-70.
7. Александров К.В. Можно ли обучить иностранному языку без ИКТ? // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 80-86.
8. Александров К.В. Мультимедийный комплекс в обучении иноязычной лексике: теоретические и практические аспекты. - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. лингв. ун-та им. Н.А. Добролюбова, 2010.
9. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2-3. -С.2-9.
10. Бовтенко М.А. Компьютерные средства обучения языку: современные возможности // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. - № 6. - С. 25-37.
11. Языкова Е.В., Митяева Н.В. Информационно-коммуникационные технологии в формировании навыков аудирования на английском языке у преподавателей вузов и специалистов производственной сферы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. - №4 (11). - С. 175-177.
E.V. Zernina
CREATING INTERACTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A FOREIGN NON-LINGUIATIC CLASSROOM
The article discusses interactive environment achieved through the use of existing software as well as creating new educational resources. Their systematic application promotes basic competences according to higher schools' state standards.
Keywords: interactive environment, competence approach, higher education, foreign language acquisition, computer technologies.