О современных способах разрешения судебных споров
С.П. Мамонтов
председатель Президиума Федерального третейского суда (г. Москва) Сергей Павлович Мамонтов, [email protected]
Тенденция роста количества судебных дел сохраняется на протяжении последних десятилетий. Однако государственная судебная система, призванная осуществлять правосудие, из-за большой нагрузки на суды, как арбитражные, так и общей юрисдикции, не является эффективной и доступной для всех граждан, обращающихся в суд за защитой своих прав и интересов. В связи с этим в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы предлагается пересмотреть подсудность дел между мировыми судьями и районными судами общей юрисдикции, а также начать внедрение примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, которые будут способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, помогут экономить бюджетные ресурсы и повысить качество правосудия. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» (далее - Постановление) также указывает на то, что судьям необходимо информировать стороны спора о возможности наиболее экономичным способом достичь согласия между ними по предмету возникших разногласий (п.15 Постановления). Таким образом, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству сторонам должно быть разъяснено их право окончить дело мировым соглашением. На судей общей юрисдикции также возлагается обязанность в тех случаях, когда спор может быть передан на рассмотрение третейского суда, разъяснять сторонам право заключения соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда (п. 16 Постановления).
В отправлении правосудия в Российской Федерации принимают участие преимущественно профессиональные судьи, за исключением разрешения споров, по которым допускается формирование суда присяжных заседателей. Вместе с тем в статье 32 Конституции Российской Федерации провозглашается право граждан участвовать в отправлении правосудия. Статьями 46 и 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.
Таким образом, существующим законодательством третейские суды отнесены к числу юрисдикционных органов, то есть органов, разрешающих в пределах своей компетенции споры, возникающие из гражданско-правовых отношений.
Третейские суды не находятся в отношениях подчиненности с какими-либо государственными органами, однако признаны и поддерживаемы государством в качестве правоприменительных органов, осуществляющих правосудие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный третейский суд является постоянно действующим третейским судом и образован на основании положений Федерального закона от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (АПК РФ) и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Федеральный третейский суд создан в мае 2007 года, получил аккредитацию в Арбитражном суде города Москвы и Арбитражном суде Московской области. Судебные коллегии Федерального третейского суда созданы и располагаются по территориальной подсудности государственных судов общей юрисдикции. В настоящее время в 39 субъектах Российской Федерации существует 140 коллегий Федерального третейского суда. В Палату Федерального третейского суда включено 550 третейских судей. Таким образом, Федеральный третейский суд является самым большим из всех третейских судов на территории Российской Федерации. Состав судей Федерального третейского суда в основном состоит из высококвалифицированных юристов:
• адвокатов, имеющих стаж адвокатской практики от 5 до 25 лет;
• бывших федеральных судей;
• частнопрактикующих юристов, имеющих стаж практики от 5 до 25 лет;
• юристов, сдавших квалификационные экзамены на должность федерального судьи, но по разным причинам не занимающих эти должности.
Федеральным третейским судом разработан, принят и аккредитован в Арбитражном суде города Москвы и Арбитражном суде Московской области Третейский кодекс, который является внутренним положением Федерального третейского суда. Третейский кодекс - норматив, обязательный для исполнения сторонами, участвующими в разрешении спора Федеральным третейским судом.
Если у государственных судов существует принцип территориальной подсудности, то Федеральному третейскому суду подлежат для рассмотрения споры на основе договорной подсудности.
Третейское соглашение (третейская оговорка) - это соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение Федерального третейского суда. Наличие такого соглашения является обязательным условием принятия дела к производству в третейском суде.
В Федеральный третейский суд можно обратиться лишь при согласии обеих сторон, выраженном в третейском соглашении. Иначе говоря, при заключении договора как юридическими, так и физическими лицами, стороны включают в договор так называемую третейскую оговорку, в которой определяют, что споры, вытекающие из этого договора, можно будет разрешить в Федеральном третейском суде.
К настоящему времени Федеральный третейский суд рассмотрел более 400 споров, вытекающих из следующих отношений:
• купля-продажа;
• выполнение работ;
• оказание услуг;
• обмен товарами или услугами;
• перевозка грузов и пассажиров;
• торговое представительство или посредничество;
• аренда, лизинг;
• научно-технический обмен;
• сооружение промышленных и иных объектов;
• лицензионные операции;
• инвестиции;
• кредитно-расчетные операции;
• страхование;
• другие формы промышленной и предпринимательской кооперации.
Физические и юридические лица выбирают для рассмотрения споров Федеральный третейский суд, поскольку рассмотрение споров в этом суде имеет ряд преимуществ перед иными способами судопроизводства.
Рассмотрим эти преимущества.
Возможность выбора коллегии Федерального третейского суда
Стороны имеют возможность для рассмотрения спора самостоятельно выбрать коллегию Федерального третейского суда. Преимущество состоит в том, что стороны выбирают именно ту коллегию, которая для них наиболее удобна. Самостоятельный выбор коллегии Федерального третейского суда обусловливается различными причинами. Например, выбор может быть продиктован желанием спорящих сторон в те-
чение рассмотрения спора не тратить много времени на дорогу, поэтому они выбирают коллегию, расположенную рядом. В этом случае выбор осуществляется по территориальному признаку.
Выборность сторонами судей
Стороны имеют возможность самостоятельно выбрать третейского судью из 550 третейских судей. В государственных судах судьи получают дела по территориальной подсудности, но не по профессиональной специализации. Государственный судья может разбираться в каких-то отдельных отраслях права, например в вопросах налогового законодательства, договоров купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ, и в то же время быть неподготовленным в вопросах лицензионных операций, инвестиций, в вопросах, касающихся кредитно-расчетных операций, страхования и других форм промышленной и предпринимательской кооперации. В Федеральном третейском суде стороны самостоятельно могут выбрать судью по профессиональной принадлежности для качественного рассмотрения возникшего спора.
После поступления в Федеральный третейский суд искового заявления и установления своей компетенции председатель Федерального третейского суда предоставляет сторонам 10-дневный срок для избрания третейского судьи. Если в течение этого срока стороны (истец и ответчик) самостоятельно не избрали третейского судью, то для рассмотрения спора третейский судья назначается председателем Федерального третейского суда.
Разрешение споров в одной инстанции
Решение Федерального третейского суда является окончательным и не подлежит обжалованию. В государственном суде, как известно, решение первой инстанции в случае подачи апелляционной (кассационной) жалобы не вступает в законную силу, а постановление апелляционной (кассационной) инстанции возможно обжаловать в надзорные инстанции. Реше-
ние Федерального третейского суда подлежит немедленному исполнению. Решение Федерального третейского суда можно оспорить в государственном суде только при наличии оснований, установленных статьей 421 ГПК РФ и статьей 233 АПК РФ, то есть по формальным признакам процессуального порядка.
Государственный суд не может отменить решение Федерального третейского суда, если не согласен с тем, как были применены те или иные нормы материального права. Он также не имеет права отменить решение Федерального третейского суда, если не согласен с мотивировочной частью решения по тем или иным признакам.
Минимальные сроки рассмотрения споров
В государственных судах споры рассматриваются от 5 месяцев до нескольких лет, что позволяет должнику (ответчику) за такой долгий период продумать и реализовать все возможные способы ухода от материальной и гражданско-правовой ответственности. В Федеральном третейском суде спор рассматривается в течение одного месяца, а так как решение Федерального третейского суда не подлежит обжалованию и обязательно для выполнения должником (ответчиком) с момента вынесения решения, кредитор (истец) получает возможность требовать исполнение решения Федерального третейского суда по истечении всего лишь одного месяца.
Конфиденциальность третейского разбирательства
В том случае если в процессе рассмотрении спора одна сторона заявит ходатайство о проведении судебного разбирательства конфиденциально, то суд, несмотря на мнение противоположной стороны, может ходатайство удовлетворить. Если ни одна из сторон не заявила указанного ходатайства, то суд может самостоятельно вынести определение о конфиденциальности третейского разбирательства. Это установлено Третейским кодексом.
Третейские судьи консультируют стороны по всем вопросам
Очень часто в государственных судах представители сторон сталкиваются с хамским и неуважительным отношением к себе. Задавая какой-либо вопрос судье, можно нарваться на грубость и не получить ответа на самые безобидные вопросы. Например, при подаче искового заявления государственные судьи зачастую не поясняют причины оставления иска без движения либо возврата иска, не комментируют свое требование о предоставлении каких-либо доказательств, не объясняют причины отказа в истребовании доказательств со стороны ответчика, когда истец по уважительным причинам не может представить доказательства и т. д. В основном от государственных судей в ответ на поставленные вопросы мы слышим: «Обращайтесь в юридическую консультацию. Обратитесь к более опытному адвокату».
При рассмотрении споров в Федеральном третейском суде такую ситуацию представить невозможно. Третейский судья обязан уважительно, грамотно и мотивированно объяснять сторонам принятые решения по делу.
Исполнение решений третейского суда гарантируется законом
В том случае если должник добровольно не исполняет решение Федерального третейского суда, то взыскатель вправе обратиться в государственный суд за выдачей исполнительного листа. Государственный суд обязан выдать исполнительный лист на основании решения Федерального третейского суда в течение одного месяца со дня подачи заявления.
Экономичность третейской процедуры
В Федеральном третейском суде установлен следующий порядок исчисления и распределения третейских сборов, связанных с рассмотрением дела:
• третейский сбор составляет от 0,5 процента до 2-х процентов от цены иска;
• по имущественным спорам, не подлежащим оценке, третейский сбор составляет 10 тысяч рублей и 10 тысяч рублей за каждое последующее судебное заседание;
• по неимущественным спорам третейский сбор составляет 10 тысяч рублей и 10 тысяч рублей за каждое последующее судебное заседание.
В случае разрешения спора путем заключения сторонами мирового соглашения, до момента удаления состава третейского суда для принятия решения, третейский сбор составляет половину от суммы третейского сбора, который взимается за разрешение спора.
В случае разрешения спора путем заключения сторонами мирового соглашения после оглашения решения суда до его реального исполнения или до окончания исполнительного производства третейский сбор составляет две трети от суммы третейского сбора, который взимается за разрешение этого спора.
Третейский сбор не может составлять более 500 тысяч рублей за одно рассмотренное дело.
Работа третейского суда может проводиться по следующей схеме:
1)третейский суд предлагает стороне услуги юриста-представителя с последующей оплатой его работы проигравшей стороной;
2) третейский суд предлагает сторонам услуги мирового посредника для досудебного урегулирования спора;
3) третейский суд присуждает уплату третейского сбора (пошлины) проигравшей стороне;
4) третейские приставы берут на себя задачу исполнить решение суда без затрат для взыскателя.
Третейский судья своим определением может освободить истца от уплаты третейской пошлины и возложить эту обязанность на должника.
На должника возлагается обязанность по оплате основной суммы долга с процентами за просрочку платежа, а также по оплате услуг представителя.
Основная сумма долга будет перечислена на счет истца, третейская пошлина перечисляется на счет Федерального третейского суда, а проценты по долгам и оплата услуг представителя перечисляются на счет юридического или физического лица, представлявшего интересы организации в Федеральном третейском суде.
Президиум Федерального третейского суда формируется из наиболее авторитетных юристов страны, профессоров, докторов
юридических наук, опытных председателей районных (городских) судов. Законность решений третейского суда проверяется и признается судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Федеральный третейский суд начинает активную деятельность в регионах России, с помощью региональных органов открываются районные (городские) третейские суды в субъектах Российской Федерации.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предлагаем Вашему вниманию издание Фонда «Институт экономики города» -
учебное пособие под редакцией Г.Ю. ВЕТРОВА «УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ»
Фонд «Институт экономики города», 2009. 258 с.
Цель учебного пособия - сформировать целостное представление о теоретических подходах к управлению муниципальным экономическим развитием и практической деятельности муниципальных образований, направленной на развитие их экономического потенциала. Экономическое развитие рассматривается как одна из наиболее сложных сфер в системе муниципального управления, где необходимы комплексная согласованная работа различных органов местного самоуправления, выстраивание конструктивных отношений между различными субъектами местного сообщества, согласование местных интересов с региональными и интересами страны в целом. В книге особое внимание уделено планированию, инвестиционной политике, механизмам общественного участия, а также другим актуальным вопросам экономического развития российских муниципальных образований в контексте реформы местного самоуправления.
Пособие иллюстрируется практическими примерами, в том числе материалами проектов, реализованных сотрудниками Фонда «Институт экономики города» в различных муниципальных образованиях Российской Федерации в 1999-2007 годах.
Учебное пособие «Управление муниципальным экономическим развитием» предназначено для студентов и аспирантов, изучающих муниципальное управление, работников органов местного самоуправления, а также для широкого круга читателей, интересующихся муниципальной проблематикой.
Заказать и приобрести издание можно в библиотеке Фонда «Институт экономики города» по адресу: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 20/1, а также на сайте Института: www.urbaneconomics. ru в режиме онлайн или по электронной почте: books @ urbaneconomics.ru