О современных проблемах определения статуса населённых пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Апанасюк О.Н., Буланцева Т.А., Морозова Т.Е., Симонов А.В., Скоробогатов А.М.
Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, Москва
В статье рассмотрены ретроспективные и современные проблемы зонирования территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и формирования перечней населённых пунктов, отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения. Особая значимость процедур зонирования связана, прежде всего, с тем, что отнесение населённого пункта к той или иной зоне радиоактивного загрязнения определяет систему мер социальных гарантий, обеспечивающих, в частности, объём предоставляемых его жителям льгот и компенсаций. На основе анализа актуальных данных Росгидромета (плотность радиоактивного загрязнения территорий), Роспотребнадзора (дозы облучения населения) и Росстата (численность населения, проживающего в населённых пунктах) рассмотрен вариант изменения действующего перечня населённых пунктов, отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения.
Ключевые слова: авария на Чернобыльской АЭС, зона радиоактивного загрязнения.
При принятии управленческих решений по организации и применению эффективных защитных мер в условиях масштабных аварий и катастроф принципиально важное значение имеет адекватная классификация (зонирование) территорий по уровням воздействия на окружающую среду и население неблагоприятных факторов.
Авария на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению значительных территорий. В ходе ликвидации её последствий были реализованы с той или иной степенью эффективности и обоснованности практически все возможные контрмеры. На начальном этапе работ по ликвидации последствий аварии основное внимание уделялось районам радиоактивного загрязнения почвы 137Cs на уровне, превышающем 15 Ки/км2. При переходе к восстановительной фазе ликвидации последствий чернобыльской аварии были предложены новые подходы к ограничению доз облучения населения и зонирования территорий. В апреле 1991 г. была принята концепция проживания населения на радиоактивно загрязнённых территориях [5], которая основным критерием для принятия решений о необходимости проведения защитных мероприятий, их характере и масштабах, а также возмещения ущерба устанавливала дозу облучения населения, вызванного радиоактивными выпадениями в результате аварии на Чернобыльской АЭС (1-5 мЗв/год дополнительного облучения).
Принятый в мае 1991 г. Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) [3] основным критерием зонирования территорий и, соответственно, определения социально-экономического статуса населённых пунктов (объёма предоставляемых населению льгот и компенсаций), устанавливает степень радиоактивного загрязнения - плотность загряз-
Апанасюк О.Н. - ст. научн. сотр.; Буланцева Т.А. - инженер; Морозова Т.Е. - мл. научн. сотр.; Симонов А.В.* - зав. лаб., к.псх.н.; Скоробогатов А.М. - научн. сотр. ИБРАЭ РАМН.
‘Контакты: 115191, Москва, ул. Большая Тульская, д. 52. Тел./факс: (495)-955-23-37, e-mail: [email protected].
нения почвы 137Сз свыше 1 Ки/км2. Принятие этой величины в качестве опорного значения не было оправданным с точки зрения действительного ущерба здоровью и обусловило многократное расширение зон проведения реабилитационных мероприятий. Выплата компенсаций и предоставление льгот, недостаточно обоснованных с точки зрения радиационной безопасности, с одной стороны, компенсировала реальное ограничение привычной жизнедеятельности на сла-бозагрязнённых территориях, но при этом, с другой стороны, приводила к развитию иждивенческих настроений у населения.
В соответствии с Законом в конце 1991 г. был принят первый перечень населённых пунктов Российской Федерации, отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р), в который было включено 6 884 населённых пункта, где проживало 2,2 млн. человек. В период с 1992 по 1995 гг. количество населённых пунктов, отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения, увеличилось до 7 695 (более 2,7 млн. жителей) [9].
Современное состояние зонирования территорий определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. [7]. Следует отметить, что этот перечень существенно сократил число населённых пунктов, включённых в зоны радиоактивного загрязнения, главным образом за счёт более строгого следования критерию плотности загрязнения. В соответствии с решениями судов постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2005 г. внесены изменения и дополнения в действующий перечень населённых пунктов [8]: у 64 населённых пунктов Брянской и Орловской областей был повышен социальноэкономический статус зоны радиоактивного загрязнения (более 21 тыс. человек), дополнительно в перечень включено 70 населённых пунктов Брянской, Калужской и Орловской областей (около 2,7 тыс. человек). К концу 2012 г. к зонам радиоактивного загрязнения отнесено 4 413 населённых пунктов (табл. 1). С момента принятия перечня в связи с происходящими социальными и демографическими изменениями из указанного числа населённых пунктов 316 были упразднены (табл. 2) и фактически в зонах радиоактивного загрязнения в настоящее время находится 4 097 населённых пунктов, в которых проживает более 1,5 млн. человек. Вместе с тем следует отметить, что по консервативным оценкам Роспотребнадзора (2011 г.) [10] среднегодовые эффективные дозы облучения, превышающие гигиенический норматив (1 мЗв/год), наблюдаются только в 178 населённых пунктах Брянской области с общим количеством жителей около 163 тыс. человек.
После 1997 г. перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, практически не пересматривался с учётом изменения радиационной обстановки. Коррективы, внесённые в указанный перечень за последние 15 лет, как указывалось выше, в основном были связаны с необходимостью исполнения решений судов различных инстанций по повышению социально-экономического статуса ряда населённых пунктов, отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения.
Особая значимость процедур зонирования связана, прежде всего, с тем, что отнесение населённого пункта к той или иной зоне радиоактивного загрязнения определяет систему мер
социальных гарантий, обеспечивающих, в частности, объём предоставляемых его жителям льгот и компенсаций. Это определяет повышенные требования к источникам информации, качеству и точности исходной информации, алгоритмам её использования.
С 1996 г. ИБРАЭ РАН обеспечивает информационно-аналитическую поддержку работ МЧС России по формированию перечней населённых пунктов, отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
При проведении работ по подготовке перечня используется официальная информация, предоставляемая МЧС России федеральными органами исполнительной власти:
■ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - сведения о средних годовых эффективных дозах облучения жителей населённых пунктов;
■ Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - сведения о плотности загрязнения территории населённых пунктов радионуклидами;
■ Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - сведения о численности и половозрастном составе населения, а также общероссийские классификаторы административно-территориальных (ОКАТО) и муниципальных (ОКТМО) образований;
■ Федеральное казначейство (Казначейство России) - сведения о расходах федерального бюджета на социальную поддержку граждан, подвергшихся воздействию радиации. Указанная информация (ретроспективная и современная) накапливается в центральном
банке обобщённых данных (свидетельство о государственной регистрации № 2010620471 от 30 августа 2010 г.). Разработанная ИБРАЭ РАН информационно-справочная система обеспечивает ввод информации, формирование перечней населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также сводных (интегральных) таблиц.
В течение 1997-2011 гг. организациями Росгидромета было проведено дополнительное обследование более 3,5 тысяч населённых пунктов с отбором и исследованием около 24 тысяч проб почвы [1, 8]. Результаты комплексного анализа данных Росгидромета о средней плотности радиоактивного загрязнения 137Св территории населённых пунктов [1], данных Роспотребнадзора о средних годовых эффективных дозах облучения жителей населённых пунктов, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [2], а также данных Росстата об изменении численности населения [4] показывают, что к середине 2012 г. не соответствовали критериям статей 7-11 Закона по отнесению к зонам радиоактивного загрязнения 1 753 населённых пункта (табл. 3), в которых проживает около полумиллиона жителей. В частности, все населённые пункты Тамбовской и Ульяновской областей, отнесённые в настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не отвечают указанным критериям, и их статус подлежит изменению.
39
Населённые пункты, находящиеся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС (постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582 и от 7 апреля 2005 г. № 197)
Субъект Российской Федерации Количество населённых пунктов и жителей в зонах радиоактивного загрязнения
Всего В том числе, по зонам радиоактивного загрязнения (статьи 7-11 Закона)
Зона проживания с льготным социальноэкономическим статусом Зона проживания с правом на отселение Зона отселения Зона отчуждения
НП Жителей*), тыс. чел. НП Жителей, тыс. чел. НП Жителей, тыс. чел. НП Жителей, тыс. чел. НП Жителей
Белгородская область 79 74,9 79 74,9
Брянская область 978 326,0 535 137,3 237 115,8 202 72,9 4 нет
Воронежская область 79 27,6 79 27,6
Калужская область 353 77,6 285 74,9 68 2,7
Курская область 168 117,8 168 117,8
Ленинградская область 29 10,5 29 10,5
Липецкая область 75 32,6 75 32,6
Орловская область 964 120,3 899 106,6 65 13,7
Пензенская область 35 7,3 35 7,3
Рязанская область 320 91,8 320 91,8
Тамбовская область 6 6,7 6 6,7
Тульская область 1 306 619,7 1 184 590,1 122 29,6
Ульяновская область 5 2,3 5 2,3
Республика Мордовия 16 11,0 16 11,0
Итого 4 413 1 526,1 3 715 1 291,4 492 161,8 202 72,9 4 -
*) По данным Всероссийской переписи населения 2010 г.
Радиация и риск. 2013. Том 22. № 1 Научные статьи
40
Упразднённые населённые пункты, из числа находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС (по состоянию на 1 июля 2012 г.)
Субъект Российской Федерации Количество населённых пунктов, находящихся в границах в зон радиоактивного загрязнения
Включено в перечень из них упразднено В том числе по зонам радиоактивного загрязнения
Зона проживания с льготным социальноэкономическим статусом Зона проживания с правом на отселение Зона отселения Зона отчуждения
Включено в перечень из них упразднено Включено в перечень из них упразднено Включено в перечень из них упразднено Включено в перечень из них упразднено
Белгородская область 79 - 79
Брянская область 978 180 535 50 237 53 202 73 4 4
Воронежская область 79 - 79
Калужская область 353 28 285 20 68 8
Курская область 168 7 168 7
Ленинградская область 29 - 29
Липецкая область 75 1 75 1
Орловская область 964 61 899 57 65 4
Пензенская область 35 4 35 4
Рязанская область 320 21 320 21
Тамбовская область 6 - 6
Тульская область 1 306 14 1184 14 122
Ульяновская область 5 - 5
Республика Мордовия 16 - 16
Итого 4 413 316 3 715 174 492 65 202 73 4 4
Радиация и риск. 2013. Том 22. № 1 Научные статьи
41
Изменение действующего перечня населённых пунктов, отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС (по результатам дополнительного обследования, проведённого организациями Росгидромета в 1997-2011 гг.)
Субъект Российской Федерации Населённые пункты Население*), тысяч человек
Действующая зона радиоактивного загрязнения Включено Исключено Проект зоны радиоактивного загрязнения Действующая зона радиоактивного загрязнения Включено Исключено Проект зоны радиоактивного загрязнения
Белгородская область 79 69 11 21 74,9 61,1 4,7 18,5
Брянская область 798 223 - 575 326,0 69,8 - 256,2
Воронежская область 79 65 4 18 27,6 21,1 0,9 7,4
Калужская область 325 107 1 219 77,6 10 0,01 67,6
Курская область 161 87 2 76 117,8 11,8 0,3 106,3
Ленинградская область 29 28 7 8 10,5 10,4 0,2 0,3
Липецкая область 74 59 3 18 32,6 12,3 1,2 21,5
Орловская область 903 471 7 439 120,3 62,2 0,7 58,8
Пензенская область 31 24 2 9 7,3 6,7 0,02 0,6
Рязанская область 299 178 5 126 91,8 76,4 9,5 24,9
Тамбовская область 6 6 - - 6,7 6,7 - -
Тульская область 1292 419 18 891 619,7 135,2 4,7 489,2
Ульяновская область 5 5 - - 2,3 2,3 - -
Республика Мордовия 16 12 2 6 11,0 9,7 5,2 6,5
Итого 4 097 1 753 62 2 406 1 526,1 495,7 27,4 1 057,8
*) По данным Всероссийской переписи населения 2010 г.
Радиация и риск. 2013. Том 22. № 1 Научные статьи
42
Населённые пункты, находящиеся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС
(проект перечня по состоянию на 1 июня 2012 г.)
Субъект Российской Федерации Количество населённых пунктов и жителей в зонах радиоактивного загрязнения
Всего В том числе, по зонам радиоактивного загрязнения (статьи 7-11 Закона)
Зона проживания с льготным социальноэкономическим статусом Зона проживания с правом на отселение Зона отселения Зона отчуждения
НП Жителей*), тыс. чел. НП Жителей, тыс. чел. НП Жителей, тыс. чел. НП Жителей, тыс. чел. НП Жителей
Белгородская область 21 18,5 21 18,5
Брянская область 579 256,2 344 88,7 196 152,5 35 15,0 4 0
Воронежская область 18 7,4 18 7,4
Калужская область 219 67,7 202 67,5 17 0,2
Курская область 76 106,3 76 106,3
Ленинградская область 8 0,3 8 0,3
Липецкая область 18 21,5 18 21,5
Орловская область 439 58,8 439 58,8
Пензенская область 9 0,6 9 0,6
Рязанская область 126 24,9 126 24,9
Тамбовская область - - - -
Тульская область 891 489,2 858 469,8 33 19,4
Ульяновская область - - - -
Республика Мордовия 6 6,5 6 6,5
Итого 2 410 1 057,9 2 125 870,8 246 172,1 35 15,0 4 0
*) По данным Всероссийской переписи населения 2010 г.
Радиация и риск. 2013. Том 22. № 1 Научные статьи
В целом результаты проведённого анализа современных данных показывают, что в настоящее время требованиям Закона соответствует 2 406 населённых пунктов, расположенных в 12 субъектах Российской Федерации с общим количеством жителей около 1 миллиона человек (табл. 4). Это является необходимым основанием для принятия решения о внесении соответствующих изменений в действующий перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Реальное улучшение радиационной обстановки должно находить отражение в фактическом изменении статуса населённых пунктов и соответствующем снижении избыточных мер социальной поддержки. Складывающаяся практика консервации зон радиоактивного загрязнения и уклонения от регулярного пересмотра статуса населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, влечёт за собой целый ряд нежелательных последствий, связанных с хронификацией иждивенческих настроений и ростом недоверия к органам государственной власти, с одной стороны, декларирующих улучшение радиационной обстановки на «чернобыльских» территориях, но, с другой стороны, не принимающих реальных практических действий, подтверждающих это.
Принятие нового перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приведет с 2013 г. к изменению объёма и характера мер социальной поддержки по отношению к 495,7 тысячам человек. Реализация столь масштабного мероприятия, затрагивающего материальные интересы населения, требует организации и ведения постоянной информационно-разъяснительной работы, направленной на обеспечение адекватного восприятия новых реалий, связанных с улучшением радиационной обстановки и необходимыми изменениями статуса населённых пунктов, отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения.
В настоящее время радиационно-гигиеническая обстановка на территориях, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, нормализовалась и не представляет непосредственных угроз для жизни и здоровья населения. По данным радиационно-гигиенического мониторинга [6] случаи превышения допустимого содержания 137Св в продуктах питания, формирующих дозу внутреннего облучения, наблюдались за период 2002-2011 гг. в двух областях - Брянской и Калужской. Превышение гигиенических нормативов по дикорастущей продукции (грибы, ягоды) в Брянской области составляла в среднем до 30 % от общего числа проб. Анализ динамики этого показателя показывает, что высокий удельный вес проб дикорастущей продукции, содержащей радионуклиды 137Св выше гигиенических нормативов (более 20 %), сохранится и после 2015 г. Превышение гигиенических нормативов по сельскохозяйственной продукции (молоко - до 1,8 % от общего числа проб) в настоящее время наблюдается только в некоторых личных подсобных хозяйствах юго-западных районов Брянской области. Как показывают данные краткосрочного прогноза, после 2015 г. доля таких проб по всей вероятности не будет превышать 1 %. Вместе с тем, на территории ряда зон радиоактивного загрязнения, несмотря на наличие позитивных тенденций, сохраняется сложная социальноэкономическая ситуация.
Происшедшие за более чем 25 лет после аварии на Чернобыльской АЭС позитивные изменения радиационной обстановки на подавляющем числе «чернобыльских» территорий должны стать основанием для корректировки государственной политики в области преодоления последствий аварии в Российской Федерации. Представляется, что изменения законодательной базы должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение возмещения реального установленного ущерба здоровью, а не носить характер платы за возможный (зачастую, просто гипотетический) риск проживания на радиоактивно загрязнённых территориях. Принципиально важным является пересмотр принципов зонирования, направленный на оптимизацию защитных мер с концентрацией финансовых и материальных ресурсов для экономического стимулирования возрождения и развития территорий, в наибольшей степени подвергшихся аварийному радиационному воздействию.
Литература
1. Данные по радиоактивному загрязнению территории населённых пунктов России цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239+240 по состоянию на 1 января 1997 года. Росгидромет-НПО «Тайфун», 1997.
2. Данные по радиоактивному загрязнению территории населённых пунктов России цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239+240 по состоянию на 1 января 2012 года. Росгидромет-НПО «Тайфун», 2012.
3. Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1.
4. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Росстат, 2012.
5. Концепция проживания населения в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Постановление Кабинета Министров СССР от 8 апреля 1991 г. № 164.
6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2011 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012. 316 с.
7. Перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582.
8. Об изменении перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2005 г. № 197.
9. Российский национальный доклад. 25 лет Чернобыльской аварии. Итоги и перспективы преодоления ее последствий в России. М., 2011. 160 с.
10. Средние годовые дозы облучения в 2011 году жителей населенных пунктов Российской Федерации, отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения по постановлению Правительства Российской Федерации № 1582 от 18 декабря 1997 г. «Об утверждении Перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Роспотребнадзор, 2012.
Topical problems of determining the actual status of settlements contaminated after the Chernobyl accident
Apanasyk O.N., Bulantseva T.A., Morozova T.E., Simonov A.V., Skorobogatov A.M.
Nuclear Safety Institute of the Russian Academy of Sciences (IBRAE RAN), Moscow
Problems of determining the legal status of territories exposed to radioactive contamination as a result of the Chernobyl accident and drawing up the list of the settlements contaminated with radionuclides are discussed in the article. Attributing the territories to a specific zone of radioactive contamination is very important because it allows to assign a level of social guarantees including special benefits granted to the residents. The previous list of the settlements modified on the basis of topical levels of radioactive contamination (data of the Russian Federal Service for Hydrometeorology and Environmental Monitoring), radiation doses (data of the Federal Service on Customers’ Rights Protection and Human Well-Being Surveillance), size of population residing in the contaminated settlements (data of Federal State Statistics Service) is considered in the article.
Keywords: Chernobyl accident, an area (a zone) of radioactive contamination.
Apanasyk O.N. - Senior Researcher; Bulantseva T.A. - Engineer; Morozova T.E. - Res. Assistant; Simonov A.V. - Head of Lab., C. Sc., Psyc.; Skorobogatov A.M. - Researcher. IBRAE RAN
‘Contacts; 52 Tulskaya str., Moscow, Russia, 115191. Tel./fax: (495)-955-23-37, e-mail: [email protected].