УДК: 371. 302. 2: 378. 193
Олешко Т.В.
Саямова В.И.
Ростовский государственный медицинский университет Подготовительный факультет
по обучению иностранных граждан
О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ
НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ
В статье рассматриваются некоторые направления модернизации обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе в Ростовском государственном медицинском университете (РостГМУ), которые ведутся как по линии оптимизации и интенсификации преподавания учебных дисциплин на русском как иностранном языке, так и по линии разработки и применения современных подходов в обучении иностранных граждан.
Ключевые слова: иностранные учащиеся, предвузовский этап, компетентностный подход, личностно-ориентированный подход в обучении, актуализация процесса обучения.
В связи с обострением проблемы качества высшего образования все большее признание получает интеграционный подход к обучению взамен традиционного подхода трансляции знаний [1]. При личностно-ориентированном подходе (ЛОП) личность педагога и личность обучающегося выступают в качестве его активных и основных субъектов, находящихся в отношениях сотрудничества, духовно-морального единства, творчества [2]. Целью становится формирование личности учащихся, создание условий для более полной реализации личностного потенциала. Данный подход ставит личность учащегося в центр процесса обучения, предоставляет приоритет индивидуальности, самооценке, основывается на уважении к мыслям обучающегося, на поощрении его активности и творческих возможностей [3].
В актуализации метода личностно-ориентированного обучения также нашло отражение признание необходимости учета потребностей и индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося как одной из важнейших тенденций современного обучения иностранным языкам. А это связано с учетом, например, реального возраста учащихся, особенностей характера, способностей, темперамента, памяти, самооценки, эмоционального состояния и других факторов участников образовательного процесса, сопряжено с тем, что в педагогике называют индивидуальным подходом в обучении, и обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
При этом не менее важно вовлечь каждого учащегося в активную деятельность, вселить в него уверенность в творческих способностях, избежать типичного недостатка в педагогической работе — уделять внимание только отстающим учащимся. Коммуникативный, когнитивный (познание новой картины мира) и личностный (самореализация личности в речи на иностранном языке) принципы лежат в основе активизации совместной мыслительной деятельности в процессе обучения иностранному языку. Такой подход к обучению позволяет раскрыть всю многогранность и неповторимость индивидуальных особенностей каждого учащегося. Реализация ЛОП в обучении приводит к изменению роли педагога. Знание преподавателем особенностей культуры, представителями которых являются иностранные учащиеся, сопоставление этих особенностей, понимание того, как иностранные студенты воспринимают друг друга и преподавателя как носителя русской культуры, имеет большое значение для успешного взаимодействия субъектов образовательного процесса на этапе предвузовской подготовки [4].
Подготовительный факультет по обучению иностранных граждан Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ) является начальной ступенью
профессионального образования иностранных учащихся, так как подготовка на нем осуществляется в рамках определенного профиля обучения — медико-биологического — на русском языке как иностранном. По окончании подготовительного факультета иностранный студент должен владеть русским языком в объеме, необходимом для общения в учебно-профессиональной, социально-бытовой и социально-культурной сферах общения; быть психологически готовым к жизни и учебной деятельности в условиях новой для него социально-культурной среды; владеть системой предметных знаний по химии, биологии и анатомии, информатике, физике и математике для продолжения образования в российском медицинском вузе. Министерством образования РФ сформулированы общие требования к языковым знаниям и речевым умениям студентов-иностранцев по общеобразовательным дисциплинам [5].
Так, целью обучения на современном этапе, согласно компетентностному подходу, считается формирование коммуникативной компетенции и ее составляющей — языковой, или лингвистической, компетенции, и новой языковой личности с уровнем владения языком, приближающимся к уровню носителя языка.
При компетентностном подходе в процессе обучения русскому языку на подготовительном факультете РостГМУ коммуникативная компетенция рассматривается в качестве цели обучения языку, а также как часть коммуникативно-когнитивного развития студентов в учебно-профессиональной сфере. Когнитивные установки направлены на развитие эффективного восприятия, запоминания информации, осознания мотива и цели деятельности, мыслительных способностей иностранных учащихся, на использование полученных знаний и опыта в учебной и научной деятельности студентов — будущих медиков.
Лингвистическая компетенция включает знания лексики, фонетики и грамматики и соответствующие умения и навыки [6], например:
- умение распознавать и воспроизводить незнакомые звуки; умение слушать и слышать, как слово произносится, правильно записывать слово, знать его графическое изображение, что особенно важно, например, для студентов Арабского региона, понимать значение слова, то есть семантизировать его, образовывать различные ассоциативные связи с другими словами в предложении;
- умение осмысленно употреблять каждую языковую форму, использовать языковые формы для передачи информации;
- знание грамматических элементов языка и умение использовать их в речи;
- развитие навыков чтения; на первых этапах обучения активно используется чтение вслух, которое формирует внутреннее проговаривание текста, позволяет овладеть соответствием графической и звуковой системы языка;
- умение говорения (устной речи), т.е. воспроизведение своих мыслей, осуществляемое в форме диалога и монолога;
- умение вступать в общение, излагать свою точку зрения, понимать сказанное собеседником, говорить выразительно;
- умение понимать учебный текст, извлекать полно или частично нужную информацию из печатного текста, проникать в ее смысл;
- умение аудирования, т.е. слушания и понимания чужой звучащей речи, без чего невозможно общение;
- умение и навыки письменной речи, т.е. умение сочетать слова в письменной форме для выражения мысли.
Наш опыт работы доказывает необходимость взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. Чтобы научить слушать, говорить и читать, надо одновременно учить писать. Только в единстве слушания, говорения и письма или чтения можно добиться
правильного построения речи. Скоординированное комплексное обучение решает задачу овладения иностранными учащимися видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование) в тесной взаимосвязи с языковыми аспектами (фонетическим, лексическим, грамматическим, словообразовательным), осуществляется практически на всех кафедрах подготовительного факультета РостГМУ.
Плодотворная работа коллективов кафедр общетеоретических дисциплин — физики и математики, химии, общей биологии и анатомии — совместно с преподавателями кафедр русского языка обеспечивает потребности будущих студентов-медиков в практическом владении иностранным (русским) языком как средством общения в сфере учебно-профессиональной деятельности. Эта координация, на наш взгляд, заключается в следующем
[7]:
- соотнесение тем, включенных в изучение общетеоретических дисциплин и материала по научному стилю речи на занятиях по русскому языку;
- отбор лексико-грамматических средств, свойственных конкретной дисциплине общетеоретического цикла;
- определение этапов для презентации лексико-грамматических конструкций по научному стилю речи и в текстах общетеоретических дисциплин;
- обучение русскому языку как иностранному и предметам общетеоретического цикла на русском языке как комплексное обучение;
- разработка структуры лингвометодического аппарата учебников и учебных пособий по общетеоретическим дисциплинам.
Обучение русскому языку как иностранному строится с учетом необходимости формирования компетенций, которые позволят иностранным учащимся успешно применять накопленный ими на подготовительном факультете багаж знаний, умений, навыков в учебной работе на первом курсе медицинского вуза. Так, целями и задачами учебной дисциплины «Физика», реализуемыми на предвузовском этапе, являются:
- формирование представлений о естественно — научной картине мира;
- ознакомление с основами физической науки, ее основными понятиями, законами и теориями;
- создание теоретической базы образования будущего медика, обладающего, согласно компетентностному подходу, набором компетенций, отражающих реальную способность обучающихся самостоятельно решать возникающие перед ними практические проблемы;
- умение применять законы физики при решении расчетных, качественных, графических задач по изученным темам курса;
- усиление личностно-ориентированной направленности обучения, акцентирование внимания на практической составляющей деятельности обучающихся и на ее результатах;
- изучение физической терминологии и естественно — научной лексики на русском языке;
- обучение языку предмета как средству получения научной информации в объеме, обеспечивающем восприятие и понимание текстов учебников и лекций в вузе в общем потоке с русскоговорящими студентами.
В начале обучения преподаватели русского языка и преподаватели- предметники на своих занятиях значительную часть времени уделяют овладению студентами языком дисциплины. Снятие трудностей этого периода осуществляется с помощью специальных методических приемов, в числе которых:
- использование фонетических упражнений;
- многократное предъявление материала с опорой на модели научного стиля речи;
- строгая минимизация вводимой лексики;
- применение поурочных тематических словарей;
- проведение диктантов и контрольных работ, включающих проверку качества знания терминологической лексики и моделей научного стиля речи, что должно войти в активную языковую коммуникацию по данной дисциплине.
Компетентностный подход на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся направлен не только на формирование умений осуществлять учебную деятельность в медицинском вузе, но и на развитие понимания в системе «студент- преподаватель», что является важным фактором смыслового «контекста» учебной деятельности[2]. В связи с этим преподаватели общетеоретических дисциплин, обучая иностранных студентов основам физики, химии, математики, биологии и анатомии, совместно с русистами проводят работу не только по развитию предметно-речевой, но и социально-психологической компетентности.
В заключение отметим, что компетентностный подход в обучении иностранных граждан на предвузовском этапе [8], являющийся методологической базой обучения языку, совместно с личностно-ориентированным подходом, оптимизация и интенсификация преподавания учебных дисциплин, осуществление межпредметной координации способствуют активному решению проблемы подготовки будущих студентов-медиков в сфере учебно-профессиональной деятельности.
Литература
1. Елизарова Л.Ю. Некоторые проблемы обучения иностранных учащихся подготовительного факультета медицинского вуза и их решение/Л.Ю. Елизарова, Т.В.Олешко, М.В.Севастьянова // Материалы V11Междунар. научно — практ. конф.27.01.2011-05.02.2011. Раздел 9 «Педагогика». Прага: Издат. дом «Образование и наука» — С. 49-51.
2. Дорофеев В.А. Взаимосвязь доверия и понимания участников образовательного процесса / В.А.Дорофеев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- Ростов-на-Дону,- 2009.-№3.-С. 163-168
3. Саямова В.И., Олешко Т.В. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранных учащихся на подготовительном факультете /В.И.Саямова, Т.В.Олешко// Русский язык как иностранный: прошлое, настоящее, будущее: матер. Х1 Междунар. научно-практ. конф. МПГУ.- М.: ФОРУМ, 2015.- С. 209-213
4. Елизарова Л.Ю. О проблемах формирования межличностных отношений иностранных студентов при обучении на подготовительном факультете / Л.Ю.Елизарова, Т.В.Олешко, В.И.Саямова // Личность, речь и юридическая практика. Сб. научн. трудов международной научно-методической конференции. Выпуск 15. ДЮИ -Ростов-на-Дону, 2012.- С.54-56.
5. Сайт Минобразования Российской Федерации htt: // www. mon. gov. ru.
6. .Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие / Л.С. Крючкова, Н.В.Мощинская — М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2013.- 475с.
7. Олешко Т., Саямова В.И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных учащихся на предвузовском этапе медицинского вуза/ Т.В.Олешко, В.И.Саямова// Междунар. образов. и сотрудничество: матер. конф. -М., МАДИ, 2015.-С.260-264.
8. Олешко Т.В., Саямова В.И. Компетентностный подход в обучении иностранных учащихся на подготовительном факультете медицинского университета/ Т.В.Олешко, В.И.Саямова//Междунар. журнал прикладных и фундамент. исследов. Академии Естествознания.-2015.-№5, часть 4.-С. 630-634.