47 (287) - 2007
Зарубежный опыт
о современных подходах к регулированию естественных монополий на примере североамериканского
рынка газа
т.м. семчишина,
Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина
Развитие и регулирование крупных естественных монополий всегда представляли собой длительный эволюционный процесс. Если до 1970-х гг. констатация состояния рынка как естественно-монопольного автоматически обозначала введение регулирования, то после ряда крупномасштабных «провалов регулирования» (в том числе кризиса газовой отрасли США, усилившегося после применения мер по ликвидации последствий энергетического кризиса1) произошла смена парадигмы.
Новые подходы к государственному регулированию естественных монополий представляют собой концепции, ориентированные на введение в естественно-монопольных секторах тех или иных конкурентных механизмов, по сравнению с механизмами прямого регулирования обладающих заметными преимуществами в их практическом применении.
Теоретически внедрение конкуренции в традиционно регулируемые монопольные сегменты рынка может достигаться несколькими путями: стимулированием конкуренции между различными инфраструктурами (сетями) 2; конкуренции на одной инфраструктуре; конкуренции «за рынок» 3
1 Когда в начале 1980-х гг. цены на нефть начали снижаться, отсутствие гибкости в методах регулирования и ценообразования в газовой промышленности США сделало ее неконкурентоспособной; спрос на газ начал сокращаться, возникли трудности с выполнением долгосрочных контрактов. Аналогичная ситуация была характерна для газовой промышленности.
2 Данный вид конкуренции по отношению к газовой отрасли не используется, что связано с капиталоемкостью строительства новых газопроводов и значительной долей невозвратных инвестиций.
3 Конкуренция «за» рынок подразумевает проведение тендеров за право предоставления монопольной услуги в течение
определенного периода времени. Тот факт, что по истечении срока концессии будет проведен новый тендер, стимулирует компанию к повышению эффективности.
либо так называемой критериальной конкуренции (yardstick competition), когда элемент состязательности вносится посредством сравнения результатов работы данной компании с компаниями, функционирующими в аналогичных (сопоставимых) условиях4.
Общая тенденция в реформировании газовой отрасли — предпочтение отдается второму подходу (развитию конкуренции «на одной инфраструктуре»), т. е. введению различных форм режима доступа третьей стороны и проведению необходимых структурных преобразований.
Опыт реформирования газовой отрасли США и Канады представляет интерес с точки зрения продолжительности проводимых преобразований, а также с точки зрения некоторых характеристик рынка, сходных с российским (наличие собственных ресурсов газа, обширная территория страны, федеративное устройство государства).
Структура газовой отрасли характеризуется четырьмя взаимосвязанными компонентами: добыча газа, транспортировка газа по магистральным трубопроводам, распределение газа по сетям низкого давления и реализация газа конечным потребителям.
Газовая отрасль Канады включает в себя газодобывающие компании; газотранспортные компании, эксплуатирующие внутрипровинциальные и межпровинциальные магистральные газопроводы; местные распределительные компании (далее — МРК), обслуживающие потребителей в пределах ограниченной территории (чаще всего, провинции)
4 В ситуациях, когда присутствуют несколько региональных (локальных) монополий, государственная политика регулирования может базироваться на сравнении показателей их функционирования.
в соответствии с выданной регулирующим органом франшизой5; агенты (agents), заключающие договоры от имени и в интересах потребителей; брокеры (brokers), выступающие за комиссионное вознаграждение посредниками между покупателями и продавцами; поставщики (marketers), которые ведут поиск потребителей для газодобывающих компаний от своего имени.
Аналогичную структуру имеет газовая отрасль США. В настоящее время в США насчитывается порядка 8 000 газодобывающих компаний (из них 40 — крупнейших), 44 газотранспортных компаний и сотни МРК6. Преобладающей формой собственности во всех звеньях газовой цепи как в США, так и в Канаде является частная.
Транспортировка и распределение газа являются естественно-монопольными сферами и, как правило, подлежат государственному регулированию; реализация газа является конкурентной сферой.
Государственное регулирование рынка газа, в том числе вопросов, связанных с обеспечением недискриминационного доступа к инфраструктурным мощностям, осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне (на уровне провинций — в Канаде; на уровне штатов — в США).
Основным органом государственного регулирования на федеральном уровне в США является Федеральная энергетическая комиссия по регулированию (Federal Energy Regulatory Commission), осуществляющая установление и отмену тарифов на транспортировку газа, лицензирование деятельности по строительству и эксплуатации магистральных межштатных газопроводов, установление основных принципов взаимоотношений участников межштатного (оптового) рынка газа и требований к раскрытию информации, а также рассмотрение жалоб участников рынка касательно межштатной торговли газом. В Канаде аналогичными функциями и полномочиями наделен Национальный Энергетический Совет — НЭС (National Energy Board).
Местные регуляторы выдают газораспределительным компаниям франшизы, определяющие территорию обслуживания и условия предоставления услуг, а также согласуют формы договоров и тарифы на транспортировку и хранение. В случае выявления нарушений условий франшизы орган регулирования проводит открытые слушания, по
5 В основном крупнейшими газораспределительными компаниями владеют газотранспортные организации.
6 Королькова Е. И. Естественная монополия: конкуренция и регулирование. // Экономический журнал ВШЭ. 2001. № 1.
С. 86.
результатам которых могут быть выданы обязательные для исполнения предписания. В аналогичном режиме7 рассматриваются жалобы от потребителей услуг компаний общественного пользования — в тех ситуациях, когда урегулировать спорные вопросы с оператором системы самостоятельно не удалось (при этом необходимо предоставить доказательства того, что такие попытки предпринимались). Кроме того, к компетенции органов регулирования относится установление основных принципов взаимоотношений и требований к раскрытию информации участников внутриштатного/внутрипро-винциального (розничного) рынка газа и контроль за обеспечением недискриминационного доступа к газораспределительным сетям и мощностям по хранению газа.
Реформирование рынка газа в США и Канаде можно представить как совокупность трех взаимосвязанных процессов: отмена регулирования цен на газ, разделение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности (на уровне раздельного предоставления услуг либо на уровне организационного разделения снабжающих и транспортных компаний) и внедрение режима недискриминационного доступа.
В Канаде либерализация цен на газ стала результатом принятия «Соглашения о рынках природного газа и ценообразовании на них» (Agreement on Natural Gas Markets and Pricing) в 1985 г. В США переход к рыночному ценообразованию был более многоступенчатым. Первоначально Федеральная энергетическая комиссия осуществляла контроль только за деятельностью газотранспортных организаций и соответственно устанавливала тарифы на услуги по транспортировке газа. Однако в 1954 г. в связи с колебаниями цен на газ Верховный Суд обязал ввести регулирование цен на газ на устье скважины (так называемое «Решение Филлипса» — Phillips Decision): для газодобывающих компаний был установлен «потолок цен» — максимальная цена, которую они могли получить при реализации газа газотранспортным компаниям. Поскольку данное решение касалось только межштатного рынка газа (рынок газа в пределах одного штата в силу отсутствия соответствующих полномочий у местных органов власти оставался нерегулируемым), в условиях повышения издержек газодобывающих компаний последние предпочитали осуществлять поставки газа по свободным ценам местным рас-
7 Публичные слушания с участием всех заинтересованных сторон, по результатам которых могут быть выданы обязательные для исполнения предписания.
пределительным компаниям. Такой дисбаланс между межштатным и внутриштатными рынками газа сохранялся вплоть до 1978 г., когда «Решение Филлипса», а вместе с ним и регулирование цен на газ, были отменены Сенатом.
С принятием закона «О политике в газовой промышленности» в 1978 г. для всех газовых месторождений, находящихся на территории США, было введено 26 ценовых категорий и установлена предельная цена8 на добываемый на них газ. Кроме того, указанным документом предусматривался порядок поступательного ежемесячного повышения «потолка цен» в целях постепенного выравнивания цен на газ и нефть. В результате принятия данного закона газотранспортные компании начали конкурировать за поставки газа с новых месторождений, в том числе с «дорогих», цена на газ с которых не регулировалась. При этом в договоры с потребителями газа (в основном местными распределительными компаниями) включалось условие обязательной минимальной оплаты за выделенную мощность системы (так называемые контракты «бери или плати»), что позволяло газотранспортным организациям компенсировать постоянные издержки в случае падения спроса на газ.
С 1982 г. в США начал развиваться и функционировать спот-рынок. В то время, как цена газа по контрактам с условием «бери или плати» оставалась достаточно высокой, на рынке присутствовали компании, готовые реализовать газ и по более низкой цене. Однако в силу обязательств «бери или плати» покупка такого газа была невыгодна для газотранспортных компаний, а потребители не имели прямого доступа к газотранспортной системе.
В период 1985 — 1993 гг. был издан ряд приказов Федеральной энергетической комиссии, позволивших потребителям покупать газ напрямую у добывающих компаний по краткосрочным контрактам. Регулирование цен на газ было полностью заменено регулированием тарифов на его транспортировку. Данный процесс сопровождался разделением видов деятельности (транспортировки и хранения газа от его реализации) 9 и привел к тому, что были выделены две формы предоставления
8 Предельная цена устанавливалась с учетом особенностей конкретных газовых месторождений (начала его освоения, типа пробуренных газовых скважин, вида заключенного контракта на поставку газа и т. д.).
9 В США такое разделение первоначально носило рекомендательный (приказ Федеральной энергетической комиссии по регулированию № 436), а затем — обязательный (приказ
Федеральной энергетической комиссии по регулированию № 636) характер.
услуг по транспортировке газа: в комплексе с услугами по поставке, балансировке, хранению, а также некоторыми видами сопутствующих услуг (bundled service), либо обособленно (unbundledservice).
В настоящее время газотранспортные компании полностью завершили разделение видов деятельности по данному принципу. МРК продолжают предоставлять услуги по распределению и поставке комплексно, в виде «пакета», в сочетании с различными дополнительными услугами — чаще всего для потребителей на розничном рынке реализации природного газа. Подобное разделение явилось неотъемлемой частью процесса введения режима недискриминационного доступа к газотранспортной системе. В результате право заключать договоры на оказание услуг с собственником (оператором) системы получили различные грузоотправители10: газодобывающие компании, поставщики (в том числе не имеющие собственных ресурсов газа), конечные оптовые потребители, МРК, резервирующие мощность не только от своего имени, но и от лица розничных потребителей своей зоны обслуживания.
Внедрение механизма недискриминационного доступа осуществлялось в несколько этапов. Так, в США был принят ряд приказов Федеральной энергетической комиссии по регулированию, а именно:
1. Приказ № 436 (1985 г.), установивший принцип доступа «третьей стороны». Потребители получили возможность покупать газ напрямую у газодобывающих компаний и иных поставщиков. Вместе с тем норма о разделении видов деятельности носила рекомендательный характер.
2. Приказ № 497 (1988 г.), запретивший оператору предоставлять преимущественные условия доступа своим дочерним компаниям для реализации собственного газа или газа аффилированных поставщиков.
3. Приказ № 636 (1992 г.), содержавший норму об обязательном разделении видов деятельности, что привело к значительным изменениям структуры собственности газовой отрасли и необходимости пересмотра методики по расчету тарифа на услуги по транспортировке газа. Таким образом, регулятор поощрял газотранспортные компании к использованию тарифов, величина которых зависит от протяженности маршрута транспортировки,
10 «Грузоотправитель» (shipper) — компания, которая является (или может являться) пользователем услуг по транспортировке газа по магистральным (распределительным) газопроводам (при этом договор на транспортировку она может заключать как от своего имени, так и в интересах третьих лиц).
стимулируя развитие рыночных центров (хабов), располагавшихся в местах соединения нескольких газотранспортных систем. В целом система тари-фообразования была изменена таким образом, что большая часть постоянных издержек покрывалась за счет платы за мощность11, входящей в состав тарифа на услуги по транспортировке газа на гарантированных условиях. Переменные издержки покрываются за счет платежа, величина которого зависит от фактических объемов транспортировки газа.
П о м и м о тр еб о в а ни я о разде л е нии ви дов деятельности приказ № 636 предусматривал возможность переуступать неиспользуемую для транспортировки мощность системы12. Кроме того, для газотранспортных компаний стало обязательным размещение информации о свободных мощностях на электронной доске объявлений в режиме реального времени.
Процедура получения доступа к газотранспортным мощностям ни в США, ни в Канаде законодательно не закреплена; она разрабатывается газотранспортной компанией13 и размещается в открытом доступе на ее официальном сайте14.
В общем виде последовательность действий для получения доступа такова: грузоотправитель в течение установленного периода времени (open season) подает заявку собственнику (оператору) газотранспортной системы, который ее рассматривает, принимает по ней решение по результатам проведенных торгов, и в случае удовлетворения (полного или частичного) заключает с заявителем договор на оказание услуг по транспортировке. После этого, исходя из принципов балансировки системы15, составляется месячный график транспортировки16: сначала для услуг на гарантированной основе, затем — на прерываемой. Процедура прерывания услуг различна для разных газотранспортных компаний: в большинстве случаев
11 Плата за мощность взимается помесячно для резервирования суточной мощности, величина которой устанавливается исходя из требований оптимальной загрузки системы
12 Таким образом был создан механизм, позволивший повысить эффективность использования мощности системы.
13 В США — в соответствии с тарифной сеткой на услуги по транспортировке газа на гарантированных и прерываемых условиях, утвержденной регулятором.
14 Например, в Канаде таким документом является «Процедура обеспечения доступа к услугам по транспортировке» компании «ТрансКанада».
15 Балансировка предполагает, что объем газа на входе в систему равен объему газа на выходе из нее.
16 Для изменения объемов, зафиксированных в графике
транспортировки, требуется заблаговременно (чаще всего за
сутки) направить уведомление в газотранспортную компанию
и получить соответствующее подтверждение.
собственник (оператор) системы обязан заблаговременно уведомить грузоотправителя (за сутки до момента, когда предоставление услуги будет приостановлено). При этом такое прерывание далеко не всегда приводит к временному прекращению поставки газа конечному потребителю, поскольку существует возможность отбора газа из хранилищ либо его транспортировки по иному маршруту.
Описанным выше образом осуществляется первоначальное распределение прав на использование газотранспортных мощностей. Наряду с первичным рынком и в США и в Канаде продолжительное время функционирует вторичный рынок оказания услуг по транспортировке газа, где владельцы неиспользуемых законтрактованных мощностей могут их перепродавать, а потребители, нуждающиеся в дополнительной мощности — приобретать. Газотранспортные компании не вправе совершать сделки по переуступке мощностей, поскольку в таком случае они получили бы необоснованное преимущество по сравнению с другими участниками рынка. Цена переуступаемой мощности не регулируется государством и включает краткосрочные предельные переменные затраты газотранспортной системы, а также издержки, обусловленные отказом от альтернативных вариантов использования данной мощности17.
Торговля мощностями газотранспортной системы на вторичном рынке может осуществляться с применением различных механизмов: спотового рынка, двусторонних сделок либо проведения торгов. Так, в США при переуступке мощностей на срок более 30 дней18 необходимо проведение торгов с использованием электронной доски объявлений, на которой размещаются предложения о переуступке19, а также заявки на мощность со стороны заинтересованных лиц — при этом информация об условиях договора (за исключением наименования лица, выставившего предложение о продаже мощности) доступна всем претендентам на участие в соответствующих торгах. Сообщения о краткосрочных сделках носят уведомительный характер, и торги не проводятся.
17 Цены на вторичную мощность и услуги по транспортировке газа меняются в соответствии с конъюнктурой рынка (максимальные — в период пиковой нагрузки, приближаются к нулю в период избытка предложения).
18 Исключение составляют долгосрочные сделки, по которым грузоотправитель оплачивает передаваемую мощность по максимальному тарифу.
19 После размещения на электронной доске объявлений предложение не может быть отозвано, а величина переуступаемой мощности — уменьшена.
информация, размещаемая на электронной доске объявлений и частота ее обновления на примере компании East Tennessee Natural Gas
Перечень размещаемой информации Размещение информации обновление информации Перемещение информации в архив
1. Переуступка мощностей
Сделки по предварительной договоренности Грузоотправителем, в режиме он-лайн По мере необходимости После завершения сделки
Систематические сделки по переуступке Грузоотправителем, в режиме он-лайн По мере необходимости После завершения сделки, с уведомлением грузоотправителем, либо через год (при повторном размещении информации о переуступке данной мощности)
2. Неиспользованная мощность для транспортировки газа на гарантированных условиях Ежедневно, по требованию Ежедневно, по требованию Постоянный раздел
3. График эксплуатации системы Заблаговременно, за месяц Еженедельно, по требованию По мере выполнения графика
4. Ограничение мощности Немедленно По мере необходимости Конец месяца
5. Дисбалансы Грузоотправителями либо стороной, осуществляющей балансировку По мере необходимости После завершения торгов
6. Заблаговременные уведомления о наступлении событий, влекущих применение приказа о текущем потоке По мере применения По мере необходимости В момент наступления события
7. Уведомления о встречах, предельных сроках и т. д. Заблаговременно, за год (если возможно) По мере необходимости Конец года
8. Скидки По мере применения По мере необходимости Через два месяца
9. Ставки тарифов По мере изменения тарифов По мере необходимости После изменения тарифов
источник: European Commission Directorate-Generale for transport and energy. Study on Trading opportunities and promotion in the internal gas market. Final Report. 17.08.2000, p. 154.
В случае проведения торгов20 победителя по каждому предложению о переуступке определяет газотранспортная компания вне зависимости от того, кто разместил предложение. Окончательная цена за мощность публикуется на электронной доске объявлений. Победитель торгов заключает с собственником (оператором) системы договор на транспортировку газа, расчеты по которому осуществляются через газотранспортную компанию: полученный от транспортировки газа доход перечисляется на счет грузоотправителя, переуступившего мощность и оплатившего ранее ее резервирование21.
С 1995 г. в Канаде стала возможной переуступка мощностей в форме заключения двусторонних сделок без вмешательства со стороны газотранспортной компании. Кроме того, было отменено ограничение стоимости торгуемой на вторичном
20 Если мощность оплачивается по максимальному тарифу, ее переуступка совершается в рамках двусторонней сделки и не требует проведения торгов.
21 Плата за мощность, указанная в договоре на транспортировку.
рынке мощности (на уровне тарифа за услуги по транспортировке на гарантируемых условиях). С 2000 г. функционирует созданная газотранспортными компаниями «Электронная система ЭнДжи» (NrGHighway), целью которой является электронная торговля услугами и мощностями различных газотранспортных компаний, осуществляющих свою деятельность как на территории Канады, так и на территории США. В рамках данной системы поддерживается и электронная доска объявлений, на которой размещаются предложения грузоотправителей, желающих продать или купить мощность определенной газотранспортной системы (таблица). Электронная доска объявлений не отменяет возможности заключения двусторонних сделок, а, наоборот, способствует контакту потенциальных продавцов и покупателей.
Следует отметить, что необходимыми условиями эффективного функционирования вторичного рынка является применение стандартизированных договоров на оказание услуг по транспортировке газа, участие в торговле ими большого количества продав-
Долл\ГДж
Фактическая Период
цена дерегулирования
Номинальная
цена
-3
2
-1
I975 1977 1979 J 981 1PS3 T 9B5 1987 1989 1991 I 993 1995
Рис. 1. Динамика среднегодовой цены на газ на устье скважины (на примере Альберты), долл/ГДж. (Источник: Natural Gas Market Assessment: 10years after deregulation. National Energy Board. September, 1996)
$3.50
12.00
$1.50
ii.oo -
tO.50 -
Экспортная цена
Внутренняя цена
$0.00
1986 19В7 1988 1969 1 990 1991 1992 1993 1994 1995
Рис. 2. Динамика среднегодовой внутренней и экспортной цены (на примере Альберты). (Источник: Natural Gas Market Assessment: 10years after deregulation. National Energy Board. September, 1996)
1936 1987 r?SB 1989 1990 1991 J 992 1993
долгосрочные контракты | | краткосрочные контракты
Рис. 3. Динамика объемов газа на экспорт, законтрактованного по кратко- и долгосрочным договорам. (Источник: Natural Gas Market Assessment: 10years after deregulation. National Energy Board. September, 1996)
цов и покупателей, а также концентрация торговли в одном или нескольких рыночных центрах. Таковыми являются, например, стандарты сделок по переуступке мощностей, утвержденные в США в 1995 г.
Развитие вторичного рынка услуг по транспортировке позволило выявить реальную рыночную стоимость мощность; гарантировало эффективное использование мощностей газотранспортной системы, обеспечив высокую степень ее загрузки; позволило грузоотправителям более эффективно управлять рисками, возникающими при заключении долгосрочных договоров на транспортировку газа на гарантированных условиях; снизило потребность в расширении существующих мощностей — что имело положительный эффект для развития рынка газа в целом.
Как следует из вышеизложенного, рынок газа Северной Америки (который в данном случае рассматривается как объединенный рынок США и Канады) имеет продолжительную историю реформирования. Одними из наиболее зримых итогов проводимых преобразований являются снижение среднегодовой внутренней цены на газ (как фактической, так и без учета инфляции), снижение экспортной цены, а также увеличение объемов газа на экспорт — как по краткосрочным, так и по долгосрочным договорам (рис. 1, 2 и 3).
Реструктуризация, начавшаяся в 1980-е гг., имеет ряд особенностей (наименьшая степень государственного вмешательства за счет развитой системы квазисудебных органов), но в целом отражает общую тенденцию в эволюции подходов к методам регулирования отраслей с естественно-монопольным сегментом: разделение видов деятельности, внедрение режима недискриминационного доступа к инфраструктурным мощностям и развитие конкурентного сегмента.
Одним из результатов проводимых реформ является интеграция локальных рынков (на уровне отдельных штатов — в США; на уровне отдельных провинций — в Канаде), и как следствие — увеличение числа конкурирующих поставщиков, продавцов и покупателей газа.
■ $2.50
$2.00
■ $1.50
■ $1.00
■ $0.50
$0.00
3000
2500
2000
15Q0
1000
500
1994 1995
Следующий шаг — интеграция канадского и американского рынка в единый североамериканский рынок газа, которая стала возможной благодаря унификации требований, правил и стандартов функционирования его участников.
Факторами, оказавшими влияние на интеграцию рынков, явились22: увеличение пропускной способности трубопроводной системы и количества дополнительных перемычек/соединений одновременно с развитием рыночных центров (хабов); введение прозрачной процедуры получения доступа к газотранспортной инфраструктуре; высокая степень раскрытия информации о рынке; гибкость в проведении торгов (использование электронных досок объявлений и электронных торговых систем).
Предпринятые в США и Канаде меры способствовали развитию конкуренции на рынке оптовой реализации газа, создали условия для последовательной реализации комплекса мер по стимулированию конкуренции на рынке розничной реализации газа, привели к дифференциации услуг (появились новые виды услуг, связанных с перемещением газа, его хранением, страхованием рисков и пр.), что в конечном итоге способствовало повышению эффективности использования газотранспортной системы и постепенному снижению среднегодовой цены на газ.
Таким образом, североамериканский опыт реформирования газовой отрасли позволяет сделать выводы о целесообразности разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности, а также свидетельствует о необходимости сочетания рыночных механизмов с мерами государственного регулирования. Для этого требуется создание и поддержание эффективного функционирования независимого регулирующего органа, полная определенность и долгосрочная стабильность правил регулирования, разработка механизмов и правил рыночного взаимодействия, обеспечение их соблюдения, последовательность этапов реформирования, сопоставимая со сроками окупаемости инвестиционных проектов, а также систематический мониторинг результатов пред-
22 Natural Gas Market Assessment. Price Convergence in North American Natural Markets. National Energy Board, December. 1995.
принимаемых мер, контроль и корректировка хода проводимых реформ.
Учитывая некоторые сходства характеристик исследованного в работе рынка с российским, компоненты североамериканской модели реформирования могут быть взяты за основу при выработке рекомендаций по повышению эффективности государственного регулирования топливно-энергетического рынка России.
литература
1. Королькова Е. И. Естественная монополия: конкуренция и регулирование // Экономический журнал ВШЭ. 2001. №1. С. 86.
2. Canadian Natural Gas Market: Dynamics and Pricing. National Energy Board, Energy Market Assessment, November 2000.
3. European Commission Directorate-Generale for transport and energy. Study on Trading opportunities and promotion in the internal gas market. Final Report. 17.08.2000.
4. Natural Gas Market Assessment: 10 years after deregulation. National Energy Board. September,
1996.
5. Natural Gas Market Assessment. Price Convergence in North American Natural Markets. National Energy Board, December. 1995.
6. Pipeline Capacity Turnback: problems and options. National Regulatory Research Institute. October,
1997.
7. State Regulators Promote Choice in Retail Gas Markets. Energy Information Administration/ Natural Gas 1996: Issues and Trends.
8. Toward a Fully Competitive Natural Gas Commodity Market in Ontario. Working Group Report. May 31, 1997.
9. FERC Order 2004: Standards of Conduct for Transmission Providers (2004).
10. FERC Order 436: Open Access Blueprint (1985).
11. FERC Order 500: Take-or-Pay Cost Recovery (1987).
12. FERC Order 636: The Restructuring Rule (1992).
13. Natural Gas Act, 1938.
14. Natural Gas Policy Act, 1978.