УДК 81-13
DOI: 10.17223/19996195/39/15
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
К.М. Левитан
Аннотация. На основе методологической концепции педагогической герменевтики с позиций этической педагогики обсуждается проблема понимания и интерпретации педагогической реальности в современном образовательном дискурсе. Анализируются его основные понятия, актуальные вопросы нравственного воспитания в контексте авторитарной и гуманистической этики. Авторитарная педагогическая позиция преподавателя в образовательном процессе и применяемая им модель авторитарного взаимодействия с обучающимися не позволяют учащимся развиваться в атмосфере гуманизма и духовности и усваивать соответствующие нормы поведения. Этическая педагогика, напротив, создает условия для полноценной самоактуализации личности в содержательном общении и социально полезной деятельности.
Ключевые слова: образовательный дискурс; профессиональная коммуникация; педагогическая реальность; педагогическая герменевтика; понимание и интерпретация; авторитарная и гуманистическая этика; этическая педагогика.
Введение
Специфика предмета педагогики связана с уникальностью и неповторимостью каждого факта жизни и учебной деятельности развивающегося человека. Данное обстоятельство не всегда позволяет подводить разнообразные педагогические факты под общие понятия, выработанные наукой. Поэтому для педагогики особенно продуктивной является герменевтическая точка зрения, которая нацеливает на понимание и интерпретацию педагогической реальности через рефлексивное осмысление богатейшего эмоционально-духовного опыта человечества, зафиксированного в языке и культуре в целом.
К сожалению, многие авторы научных статей, монографий и диссертаций по педагогике ритуально относят к теоретической значимости своего исследования концепт «уточнение» какого-либо понятия, но затрудняются четко объяснить, в чем заключается это уточнение по сравнению с уже устоявшимся в образовательном дискурсе понятием. Личное, возможно, ошибочное мнение не может служить оправданием незнания того, что установлено наукой и уже закреплено в ее понятийно-категориальном аппарате.
Например, введение в стране федеральных государственных образовательных стандартов с доминирующим компетентностным подходом породило массу спекуляций (лат. speculatio - умозрительное построение) в связи с понятиями «компетенция» и «компетентность». Вместе с тем дока-
зано, что успешность педагогической деятельности во многом обусловлена особенностями профессиональной коммуникации ее участников, уровнем их коммуникативной культуры, в основе которой лежит владение системой научных понятий современного образовательного дискурса.
Обсуждение
В рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы профессиональная коммуникация рассматривается как речемыслительная деятельность, тесно связанная с процессами концептуализации и категоризации окружающего мира, осуществляемая в определенных исторических и культурологических условиях.
Человек, который с нами общается, транслирует нам свой способ репрезентации объекта, о котором ведет речь. Если ему удается подобрать адекватные для транслирования средства и способы, то мы формируем свою репрезентацию этого объекта, аналогичную транслированной, что можно назвать пониманием, усвоением данной мысли. Средства, позволяющие нам транслировать ментальные репрезентации, - это вербальный текст, метафоры, интонационная структура речи, жесты и другие невербальные средства, графика.
Происходящие сегодня в высшем профессиональном образовании антропоцентрические парадигмальные изменения характеризуются подчинением всех элементов содержания и педагогических технологий идеи реализации комплекса профессионально значимых компетентно-стей, закрепленных в действующих федеральных образовательных госстандартах для всех уровней (бакалавриат, магистратура, аспирантура), в том числе одной из ключевых - коммуникативной.
Главное нравственное требование общества к выпускникам вузов - точно соответствовать социальным ожиданиям и своему предназначению. Основным критерием оценки деятельности специалистов является степень соответствия их профессионального поведения и деятельности тому образу идеального профессионала, который сформировался в сознании населения.
Нашу жизнедеятельность, как показал в своих исследованиях Э. Фромм, определяют доминантные этические ценности. Современному капиталистическому обществу присуща авторитарная этика, которая ориентирует подавляющее большинство людей на чужие авторитет и мнение. В противоположность ей гуманистическая этика, согласно Э. Фромму, основана на любви к жизни, другому человеку, который свободен в своем выборе, поступках, сам вырабатывает нравственные требования к себе и контролирует их выполнение [1]. В отличие от авторитарной, гуманистическую этику нельзя навязать; она формируется только в обсуждении основополагающих смысложизненных проблем: что есть добро и зло? Какие цели мы преследуем?
Профессиональный долг педагога, с точки зрения деонтологии, состоит в обеспечении понимания свободы разумного выбора предпочтений как на уровне интенции, так и на уровне действия, многократного упражнения в проявлении позиций человека разумного, свободного, творческого, любящего.
Противоречивость педагогики, основанной на авторитарной этике многих вузовских педагогов и наставников, порождает педагогическое отчуждение, которое отдаляет от потенциально возможных успехов, усиливает враждебность и даже агрессию. Педагогическое отчуждение - это нарастание у развивающейся личности студента чувства и осознания чуждости педагогического процесса, его непринятия, которое происходит в неблагоприятной для него жизненной ситуации, сложившейся в результате педагогической некомпетентности [2]. Не здесь ли кроются причины бесконечных жалоб преподавателей на низкую учебную мотивацию части студентов, невысокую успеваемость, пропуски практических занятий и лекций, недисциплинированность и т. п.?
Большинство педагогов (и не только старшего поколения) придерживаются авторитарной этики, не приемлют идеи свободного воспитания, гуманистической этики. Однако происходящий сейчас в России капиталистический ренессанс все чаще заставляет делать каждого именно моральный выбор, давать этическую оценку текущим событиям и прошлому, задумываться о моральных последствиях собственных действий и поведения своих воспитанников.
Формирование новых ценностных ориентиров - это процесс длительный, на него влияет и текущее социально-экономическое положение в стране, и политика правительства, особенно в сфере культуры, образования, и готовность субъектов к самоизменению. Преодоление нынешнего духовно-нравственного кризиса в обществе связывается с обращением к национально-культурным традициям России, с поиском синтеза принципа добра с принципом свободы, совершенствованием российской жизни на началах справедливости, солидарности, народовластия [3].
Мотивационно-смысловой механизм человеческого поведения -сложное образование, где действуют осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и иррациональные структуры и импульсы; он формируется на пересечении опыта повседневности и опыта культуры [4-7]. Можно ли его как-то направлять, корректировать? Какова при этом роль семьи, социальной системы образования и воспитания? На наш взгляд, мотивационно-смысловой механизм человеческого поведения не только можно, но и нужно своевременно направлять и корректировать всем воспитателям и родителям на основе принципов и методов этической педагогики. Естественно, что развитие деонтологической компетентности воспитанников, которая снимает противоречия между
«хочу», «могу» и «должен», требует перехода от авторитарной педагогики к этической в любом образовательном пространстве (семьи, учебного заведения, общества в целом).
Этическая педагогика предлагает такие модели и технологии педагогического действия, которые позволяют массовой педагогической практике разрешить проблемы гуманизации и демократизации - освоить новые нормы и способы педагогической деятельности в высшей школе. Несмотря на все трудности освоения этической педагогики, можно с уверенностью утверждать, что ей принадлежит будущее. Складывающиеся социокультурные предпосылки свидетельствуют о том, что она необходима для дальнейшего благополучного развития отдельной личности и общества в целом, так как востребованы такие качества человека, как достоинство, самоактуализация, свободоспособ-ность, креативность, идентичность, доброта, любовь, справедливость, честность, толерантность. Именно эти качества обеспечивают педагогам и студентам понимание и умение решать проблему выбора между добром и злом, осознание адекватности цели и средств достижения, умение быть свободным и ответственным.
Заключение
Этическая педагогика базируется на экзистенциальном толковании гуманизма, принимающего человека как индивидуальность, подлинно свободное существо, идентичное себе, наполняющего содержание понятия «человеческое измерение». В основе этической педагогики лежат гуманистическая этика субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса, личностно-центрированное обучение и воспитание, создающие условия для полноценной самоактуализации личности в содержательном общении, разнообразной деятельности, самостоятельной выработки духовно-этических ценностей. Самостоятельное обретение духовности, нравственности в процессе воспитания и обучения создает предпосылки более успешного противостояния разрушительным силам зла («террору среды») и созидания добра.
Литература
1. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск, 2000.
2. Дудина М.Н. Теоретико-методологические основы и практика этической педагоги-
ки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998.
3. На пороге XXI века. Актуальные проблемы современной России : сб. ст. / под ред.
Г.А. Чупиной. Екатеринбург, 2012.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб. : Питер, 2009.
5. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М. :
Юнити-Дана, 2003.
6. Закирова А.Ф. Основы педагогической герменевтики. Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2011.
7. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхо-
да в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6.
Сведения об авторе:
Левитан Константин Михайлович - заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского, иностранных языков и культуры речи Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 27 августа 2017 г. ON THE MODERN EDUCATIONAL DISCOURSE
Levitan K.M., Honored Worker of the Higher School of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Russian, Foreign Languages and Speech Culture of the Ural State Law University (Yekaterinburg, Russia). E-mail: [email protected]
DOI: 10.17223/19996195/39/15
Abstract. On the basis of the methodological concept of pedagogical hermeneutics and from the position of the ethical pedagogics, the author considers the comprehension and interpretation problem of the pedagogical reality in the modern educational discourse. The basic concepts of the professional communication in the higher education, vital questions of the moral education influenced by authoritarian and humanistic ethics are analyzed in detail. The authoritarian pedagogical position of the teacher in the educational process and the authoritarian model used by him in the interaction with the students do not allow the latter to develop in the atmosphere of humanism and spirituality and to assimilate the corresponding norms of behavior. Ethical pedagogics, on the contrary, creates conditions for the individual to be fully self-actualized in meaningful communication and socially useful activity.
Keywords: educational discourse; professional communication; pedagogical reality; pedagogical hermeneutics; comprehension and interpretation; authoritarian and humanistic ethics; ethical pedagogics.
References
1. Fromm E. (2000) Begstvo ot svobody. Chelovek dlya sebya [Escape from freedom. A per-
son for themselves]. Minsk.
2. Dudina M.N. (1998) Teoretiko-metodologicheskiye osnovy i praktika eticheskoy peda-
gogiki [Theoretical and methodological foundations and practice of ethical pedagogy]. Abstract of Pedagogics doc. diss. Yekaterinburg.
3. Na poroge XXI veka. Aktual'nyye problemy sovremennoy Rossii [On the threshold of the
XXI century. Actual problems of modern Russia] (2012) sb. st. / pod red. G.A. Chupinoy. Yekaterinburg.
4. Bordovskaya N.V., Rean A.A. (2009) Pedagogika [Pedagogics]. SPb.: Piter.
5. Gromkova M.T. (2003) Psikhologiya i pedagogika professional'noy deyatel'nosti [Psychol-
ogy and pedagogy of professional activity]. M.: YUNITI-DANA.
6. Zakirova A.F. (2011) Osnovy pedagogicheskoy germenevtiki [Fundamentals of pedagogi-
cal hermeneutics]. Tyumen': Izd-vo TyumGU.
7. Zimnyaya I.A. (2012) Kompetentsiya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo
podkhoda v obrazovanii [Competency and competence in the context of competence approach in education] // Inostrannyye yazyki v shkole. 6.
Received 27 August 2017