Научная статья на тему 'О совершенствовании уголовно-правовых норм об ответственности за хищение нефти'

О совершенствовании уголовно-правовых норм об ответственности за хищение нефти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / ХИЩЕНИЕ / СУД / ПРИГОВОР / ГРУППА ЛИЦ / ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / КОНФИСКАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ШТРАФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Имангалиев Нуртай Конысбаевич, Завотпаева Алия Тлеукуловна

В статье исследованы и проанализированы вопросы совершенство-вания уголовно-правовых норм об ответственности за хищение нефти. Рассмотрены наиболее актуальные проблемы, возникающие в правоприменительной практике. В кон-тексте решения актуальных проблем правоприменительной практики и уголовно-пра-вовой теории исследованы вопросы назначения справедливого наказания за совершенное общественно опасное деяние. Предметом исследования выступает комплекс практиче-ских и теоретических проблем квалификации хищений нефти, совершенных путем кра-жи, признаков и обстоятельств, влияющих на правильность уголовно-правовой оценки указанного состава преступления. Разработан ряд научно обоснованных выводов и вне-сены аргументированные предложения отечественному законодателю, направленные на изменение и дополнение норм действующих Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Казахстан. В целях профилактики такого рода преступлений пред-лагается в ч.ч. 1, 2 ст. 197 УК ввести в качестве дополнительной меры наказания -кон-фискацию имущества, а в диспозицию этой же статьи квалифицирующий признак со-вершение преступления группой лиц по предварительному сговору, так как большинство преступлений указанного вида совершаются именно двумя и более лицами, без создания ими ОПГ. Однако данное деяние квалифицируется как уголовный проступок (ч.ч.1, 2 ст. 197 УК), за который максимальная мера наказания штраф. Нефть является стратеги-ческим сырьем, а нефтеи газопроводы особо охраняемыми объектами, в этой связи предлагается предварительное следствие производить органами внутренних дел или на-циональной безопасности, начавшими досудебное расследование. В целях профилактики преступлений в сфере хищения нефти и пополнения бюджета государства предлагает-ся ввести кратность штрафов в ч. 1 ст.355 УК РК с 2000 МРП до 3000 МРП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании уголовно-правовых норм об ответственности за хищение нефти»

::::::::::::::::::::::::::::::::::::: Уголовное право U уголовный ПрОЦвСС

УДК 343.711

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ХИЩЕНИЕ НЕФТИ

Имангалиев Нуртай Конысбаевич

Главный научный сотрудник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, к.ю.н., старший советник юстиции; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: 7171131@prokuror. kz

Завотпаева Алия Тлеукуловна

Доцент кафедры общеюридических дисциплин

Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре

Республики Казахстан, к.ю.н., советник юстиции,

г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: нефть; хищение; суд; приговор; группа лиц; подследственность; конфискация; ответственность; штраф.

Аннотация. В статье исследованы и проанализированы вопросы совершенствования уголовно-правовых норм об ответственности за хищение нефти. Рассмотрены наиболее актуальные проблемы, возникающие в правоприменительной практике. В контексте решения актуальных проблем правоприменительной практики и уголовно-правовой теории исследованы вопросы назначения справедливого наказания за совершенное общественно опасное деяние. Предметом исследования выступает комплекс практических и теоретических проблем квалификации хищений нефти, совершенных путем кражи, признаков и обстоятельств, влияющих на правильность уголовно-правовой оценки указанного состава преступления. Разработан ряд научно обоснованных выводов и внесены аргументированные предложения отечественному законодателю, направленные на изменение и дополнение норм действующих Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Казахстан. В целях профилактики такого рода преступлений предлагается в ч.ч. 1, 2 ст. 197 УК ввести в качестве дополнительной меры наказания —конфискацию имущества, а в диспозицию этой же статьи квалифицирующий признак — совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, так как большинство преступлений указанного вида совершаются именно двумя и более лицами, без создания ими ОПГ. Однако данное деяние квалифицируется как уголовный проступок (ч.ч.1, 2 ст. 197 УК), за который максимальная мера наказания штраф. Нефть является стратегическим сырьем, а нефте- и газопроводы - особо охраняемыми объектами, в этой связи предлагается предварительное следствие производить органами внутренних дел или национальной безопасности, начавшими досудебное расследование. В целях профилактики преступлений в сфере хищения нефти и пополнения бюджета государства предлагается ввести кратность штрафов в ч. 1 ст.355 УК РК с 2000 МРП до 3000 МРП.

М¥НАЙДЫ ЖЫМКЫРУ1 УШ1Н ЖАУАПТЫЛЬЩ ТУРАЛЫ КЫЛМЫСТЬЩ-КтеьЩТЬЩ НОРМАЛАРДЫ ЖЕТ1ЛД1РУ ТУРАЛЫ

Има^алиев Нуртай ^онысбащлы

Казацстан Республикасы Бас прокуратурасы жанындагы Куцыц цоргау органдары академиясыныц бас гылыми цызметкер, з.г.к., ага эдтет кецесшгсг, Астана цаласы, Казастан Республикасы, e-mail: 7171131 @prokuror.kz

Завотпаева Элия Тлеук¥лкызы

Казацстан Республикасы Бас прокуратурасы жанындагы

Куцыц цоргау органдары академиясыныц жалпы цуцыцтыц пэндер кафедрасыныц доцентг, з.г.к., эдтет кецесшш, Астана цаласы, Казастан Республикасы, e-mail:7171131 @prokuror.kz

TYum свздер: мунай; урлау; сот; свйлем; адамдар тобы; тергеулт; тэршлеу; жау-апкершыт; жаза.

Аннотация. Мацалада мунай урлау уш1н жауапкершшк туралы цылмыстыц зацна-маны жетыд1ру мэселес1 царалады жэне талданады. Куцыц цоргау практикасында

KbrnMbicmbiK, MdHe mmMbicmbiK, npo^cc

mybindaumbin ец 03eKmi Macenenep ^apacmbipbinadbi. ^y^biq ^opsay npaKmuKacbinbity wane %bWMbicmbi%-%y$bi%mbi% meopunnbity o3eKmi Macenenepin memy mypsbicbinda aneyMemmiK цayinmi apeKemmep ymiu adin wa3a ^ondany Maceneci 3epmmendi. 3epmmeydity ma^bipbi-6b ^bixMbicmbi ybixMbicmbiq 3atydbinbiqmbi 6asanaydbity dypbicmbisbina acep ememin 6en-гinep Men Man-waunap, ypnbiq, ypnbiq wacay ap^binbi wacansan ypnaydb 6iniKmi ypnaydbty npaKmuKanbiq wane meopunnb^ Macenenepinity wubinmbisbi. Eip^map sbinbiMU neгiздen-гen mywbipbiMdap a3ipnenin, wacandb wane ^a3aqcman Pecny6nuKacbinbity ^binMbicmbiy wane ^bmMbicmbify ic WYpгiзy KodeKcinity nopManapbin oзгepmyгe wane monb^mwpysa 6asbimmaman imKi 3atynaMasa ycbinbicmap wacandb. Myndau ^binMbicmbity andbin any Ymin 1.2 6a6binbity 1.2. ^binMbicmbiq KodeKcmity 197-6a6bi qocbiMma wa3a mapacbi pemin-de «MYniKmi mapKinenin neMece oncbi3» den emi3edi. Condau-a^, con 6anmbity 6iniKminiK 6emicin - andbin-ana KeniciM 6otibinma adaMdap mo6b wacasan ^binMbicmbi wacaydb qocy ycbinbinadbi, oumKeni Myndau ^binMbicmbity Konmin^in ytibiMdacqan ^bWMbicmbiq mon qyp-Mau dan wane eKi neMece odan da Kon adaMdap wacaudb. Anauda, 6yn aKm ^binMbicmbi^ wa3apeminde (^binMbicmbi^ KodeKcmity 197-6a6binbity 1 6on^i wane 2 6on^i) wa3ananadbi, onda aubinnyn money aubinnyndapMen meKmenedi. Mynau cmpameгинnмц muKi3am 6onbin ma6binadbi, an Mynau wane газ %y6bipnapbi epeKme qopsanambin o6beKminep 6onbin ma6b-nadbi, condbi^man andbin ana mepгeyдi 6acmasan imKi icmep neMece ynmmb^ %ayinci3diK opгanдapbl andbin-ana mepгey WYpгiзy ycbinbinadbi. Mynau ypnay canacbindasbi ^binMbi-cmapdbi 6ondbipMay wane MeMneKemmiK 6wdwemmi monb^mwpy Ma^cambinda ^a3a%cmau Pecny6nuKacbi ^binMbicmbiq KodeKcinity 355-6a6b 1-6on^inde aubinnyndapdbity Monmepin 2000 AEK-den 3000 AEK-sa deuin emi3y ycbinbinadbi.

ON THE ISSUE OF CRIMINAL LEGAL NORMS IMPROVEMENT ON THE RESPONSIBILITY FOR OIL STEALING

Imangaliev Nurtai Konysbaevich

Academy of law enforcement agency under General prosecutor's Office Chief researcher, c.l.s., senior counselor of justice, Astana city, Republic of Kazakhstan, e-mail:7171131 @prokuror.kz

Zavotpayeva Aliya Tleukulovna

Academy of law enforcement agency under General prosecutor's Office Department of general law disciplines Associate professor, c.l.s., counselor of justice, Astana city, Republic of Kazakhstan, e-mail:7171365 @prokuror.kz

Keywords: oil; embezzlement; court; sentence; group of persons; jurisdiction; confiscation; responsibility; penalty.

Abstract. The article examines and analyzes the issues of improving criminal law on liability for theft of oil. The most pressing problems arising in law enforcement practice are considered. In the context of solving actual problems of law-enforcement practice and the criminal-legal theory, the issues of imposing a fair punishment for a socially dangerous act committed are investigated. The subject of the research is a set of practical and theoretical problems of qualifying theft of oil, committed by theft, signs and circumstances affecting the correctness of the criminal law assessment of the specified crime. A number of scientifically based conclusions were developed and made, and reasoned proposals were made to the domestic legislator aimed at changing and supplementing the norms of the current Criminal Code and the Criminal Procedure Code of the Republic ofKazakhstan. In order to prevent this kind of crime, part 1.2 of the Art. 197 of the Criminal Code to introduce as an additional measure ofpunishment - "with or without confiscation of property". It is also proposed to add to the disposition of the same article a qualifying sign - the commission of a crime by a group of persons by prior agreement, since most of the crimes of this type are committed precisely by two or more persons, without creating an organized criminal group. However, this act is qualified as a criminal misconduct (part 1 and part 2 of article 197 of the Criminal Code), where the penalty is limited to paying fines. Oil is a strategic raw material, and oil and gas pipelines are specially protected objects; therefore, it is proposed to carry out a preliminary investigation by the internal affairs or national security agencies that have begun a pre-trial investigation. In order to prevent crimes in the field of oil theft and to replenish the state budget, it is proposed to introduce the multiplicity offines in Part 1 of Article 355 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan from 2000 MCI to 3000 MCI.

Проводимые за последние годы реформы правоохранительной деятельности в нашей стране являются результатами стремления общества и государства к совершенствованию уголовного законодательства в борьбе с преступностью. Разработка оптимальных правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства, обеспечит быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности виновных лиц, справедливое судебное разбирательство и надлежащее применение уголовного закона1.

По мнению А.И. Милюс для успешного расследования конкретного уголовного дела требуется обобщенная информация о данном виде преступления, основанная на научных и практических информационных данных [1].

Об этом свидетельствует сравнительно-правовой анализ законодательства в области обеспечения безопасности нефтегазового сектора Азербайджанской Республики, Российской Федерации, Китайской Народной Республики (КНР), Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ, член ОПЕК) и Республики Казахстан, проведенный д.ю.н. Шнарбаевым Б.К. Анализ проводился в разрезе уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях, а также

Согласно проанализированным приговорам и постановлениям, к уголовной ответственности в основном привлекаются физические лица, хранящие или реализующие нефтепродукты без соответствующих документов и, как правило, на сумму не более 1 млн. тенге (ст. 3 УК РК разъясняет, что крупный ущерб и крупный размер это - стоимость имущества или размер ущерба, в 500 раз превышающий МРП (1 202 500 тг.), особо крупный ущерб и особо крупный размер - стоимость имущества или размер ущерба, в 2000 раз превышающий МРП (4 810 000 тг.).

Следует отметить, что в основном выявляются малозначительные правонарушения с незначительными суммами ущерба.

специального законодательства в сфере безопасности нефтегазового сектора указанных стран [2].

В связи с чем, проведем анализ по результатам изучения судебной практики при рассмотрении дел о хищениях нефти за период 2014-2018 года.

Так, в период времени с 2014 по 2018 г.г. в суд поступило 457 уголовных дел по ст. 197 УК (в 2014 г. - 29, 2015 г.-50, 2016 г.-88, 2017 г.-93, 2018 г.-197), из них по 279 делам судами страны вынесены приговора (в 2014г.- 17, в 2015г.-45, в 2016г.-81, в 2017г.- 93, 2018 г.-149), 22 дел прекращены, 35 возвращены на дополнительное расследование, в производстве осталось 33 дел.

Наибольшее количество приговоров вынесено в западных регионах: Мангистауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, что обусловлено географическим месторасположением и имеющимися месторождениями по добыче нефти.

Анализ показал, что судебные решения в большинстве случаев принимаются по ч.1 ст 197 УК. Данное обстоятельство указывает, на то что правонарушители редко совершают подобные преступления повторно. (диаграмма 1).

Диаграмма № 1. Осужденные по ст. 197 УК с 2014-2018 гг.

Исходя из совокупности обстоятельств дела, личности подсудимых, суд в основной массе (59 %) по ст. 197 назначает меру наказания в виде штрафа от 20 до 3000 МРП, с конфискацией предметов преступления. (Таблица 1).

Таблица 1. Меры наказания по судебным актам о хищении нефти за период с 2014 по 2018г.

Вид наказания Иные меры

1 1 м 3 а» ¡3 £ ¡2 3 а з? £ В с о а Штраф Ограничение свободы Лишение свободы Освобожден от уголовной ответственности ча истечением срока давности § § 5 „ п £ 1 " Ъ 0 0 111 | ¡а 1 § 1 СяоЬчо^, Е Бсего

22 12 1) 0 3 3 90

■ ч.1 ст. 197

■ ч.2 ст. 197 ч.З ст. 197 I ч.4 ст 197

1 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года за №858.

Цылмыстыц щцыц жэне цылмыстыц процесс

К примеру, в 2017 году Ескельдинским районным судом Алматинской области осужден гр. М. по ч.1 ст. 197 УК к штрафу в размере 50 МРП или 113 450 тенге за приобретение и реализацию у неустановленного лица бензина марки АИ-80 в количестве 6000 литров, без подтверждающих документов2.

В 2016 году Судом №2 г. Актобе осужден гр. Ш. по ч. 3 ст. 197 УК к штрафу в размере 500 МРП, в сумме 991 000 тенге за незаконную транспортировку и реализацию «битума нефтяного» в количестве 29 980 кг3.

Также в 2016 году Байзакским районным судом Жамбылской области по ч.1 ст. 197 УК осужден гр. М. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25 МРП, в сумме 53025 тенге за приобретение и реализацию дизельного топлива в количестве 12 600 литров. Осужденный не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлял деятельность без специального разрешения - лицензии на транспортировку, приобретение, хранение нефти и нефтепродуктов4.

Анализ приговоров показал, что практически все обвиняемые признают вину в совершении уголовного правонарушения по ст. 197 УК. Обстоятельств, отягчающих ответственность и наказание подсудимых, судом не установлено.

Суд принимает во внимание личность осужденных, которые, как следует из текста приговоров, характеризуются положительно, отсутствие судимости, к уголовной ответственности привлекаются впервые, а также наличие несовершеннолетних детей.

Учитывая обстоятельства дел, характер и степень общественной опасности, деянии совершенных подсудимыми, причинивших незначительный материальный ущерб, суд посчитал, что они не представляют большой общественной опасности, и определял наказание, не связанное с лишением свободы.

Для профилактики такого рода преступлений считаем необходимым внести изменения в части 1, 2 ст. 197 УК в качестве дополнительной меры наказания - «с конфискацией имущества или без таковой». Данная мера окажет профилактическое воздействие на граждан, склонных к противоправному поведению и совершению хищения нефти.

Динамика возмещения причиненного ущерба за последние три года указывает о недостаточном принятии мер.

В 2015г. из общего ущерба в 378 160, 836 тыс. тенге сумма возмещенная государству составила всего 1,3 %. Аналогичная ситуация в 2016 и в 2017 гг. на каждый год приходится, соответственно, по (119 229, 01 тыс. тенге) 17,2% и (225 507, 296 тыс. тенге) 11,3%, а в 2018 г. -(3135977,098 тыс. тенге) 5,7%.

Изучением судебно-следственной практики за указанный период установлено, что большинство преступлений совершались по предварительному сговору двумя или более лицами, без создания ими организованных преступных групп.

Например, в 2014 году судом №2 города Атырау, вынесен приговор в отношении гр. К. и Б., которые занимались покупкой нефти, с последующей переработкой нефти путем заключения договора с ТОО «Атырауский НПЗ» и реализацией нефтепродуктов. Данные лица были осуждены по ч.1 ст. 183-1 УК и назначено наказание - 2 года лишения свободы5.

Также, в 2017 году Бурлинским районным судом Западно-Казахстанской области осуждены к 1 году 6 месяцам ограничения свободы с конфискацией имущества по ч.3 ст. 197 УК гр. К., С., А., С. в группе лиц по предварительному сговору совершили преступление путем скупки на территории города Аксай незаконно добытого дизельного топлива в размере 13,8 кубических метров, без документов, подтверждающих их законность, а также хранения, транспортировки и дальнейшей реализации различным субъектам Российской Федерации6.

В этой связи предлагается ч. 3 ст. 197 УК дополнить квалифицирующим признаком -«совершение преступления группой лиц по предварительному сговору» и изложить в следующей редакции: - «... совершенные в крупном размере, либо группой лиц по предварительному сговору, -...). Это обусловлено тем, что большинство преступлений указанного вида совершается именно двумя и более лицами. Однако данное деяние квалифицируется как уголовный проступок (ч.1 и ч.2 ст. 197 УК), за который мера наказания ограничивается штрафом. На практике водители нефтевозов привлекаются к административной ответственности, а организаторы и руководители остаются безнаказанными.

В западных регионах страны, как показывает практика, нефть в основном похищалась путем организации незаконного пункта прие-

2 №1964-17-00-1/75 от 13.11.2017 г. Ескельдинский р-й суд Алматинской обл. (Архив АПО ГП РК за 2017г. справка о судебно-следственной практике)

3 № 1511-16-00-1/1227 Суд №2 г. Актобе Актюбинской обл. (Архив АПО ГП РК за 2017г. справка о судеб-но-следственной практике)

4 № 3136-16-00-1/70 29 июля 2016 года Байзакский районный суд Жамбылской обл. (Справка о судебно-след-ственной практике. Архив АПО ГП РК за 2017г.)

5 №1-710/13 от 29.01.2014 г. Атырауский городской суд №2 (Справка о судебно-следственной практике. Архив АПО ГП РК за 2017г.)

6№1-70/17 от 27.06. 2017 г. Бурлинскийрайонный суд ЗКО (Справка о судебно-следственной практике. Архив АПО ГП РК за 2017г.)

ма (скупки), непосредственно с терминалов на месторождениях, из законсервированных или недействующих скважин либо при ее транспортировке с месторождения для хранения в нефтяных терминалах. Спецификой этого преступления является то, что оно, как правило, совершается организованными преступными группами.

В этой части мы поддерживаем A.C. Була-тецкого, по мнению которого одной из основных проблем стоящих перед следственными органами является определение всего механизма преступления и установление других членов преступной группы, прежде всего организаторов [3].

Аналогичного мнения придерживается и А.И. Бочаров, который считает, что хищения нефти относятся к проявлениям организованной преступности, поскольку к ним в течение длительного времени осуществляется подготовка и они совершаются устойчивыми группами лиц, заранее объединившихся для совершения серии преступлений. В их составе имеются группы охранения и контрнаблюдения, квалифицированные специалисты, обладающие необходимыми для изготовления врезок профессиональными знаниями [4].

В качестве примера приведем резонансные дела, совершенные в нефтегазовой сфере. Такими являются многоэпизодные уголовные дела в отношении: организованной преступной группы (далее-ОПГ) Н. и других по фактам кражи нефти из месторождений АО «СНПС -Актобемунайгаз»; ОПГ И. по фактам хищения нефти из месторождений ТОО «Сагиз Петролеум Компани», незаконной транспортировки и реализации нефтепродуктов, в том числе на экспорт.

Дела расследовались межведомственной следственно-оперативной группой под руководством сотрудников Комитета национальной безопасности РК. Учитывая данную практику, полагаем, что необходимо законодательно закрепить досудебное расследование, как за ОВД, так и за органами национальной безопасности, то есть - в ч. 5 ст.187 (подследственность) УПК дополнить статьей «п.2 ч.4 ст.188УК РК».

В декабре 2016 года в г. Актобе межведомственной СОГ КНБ, МВД и АДГСиПК пресечена деятельность организованной преступной группы «Четыре брата», которая в период с 2003 года по декабрь 2016 года занималась незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов в особо крупном размере (задержаны 15 участников преступной группы).

В рамках указанного уголовного дела фигурировали сотрудники правоохранительных органов, которые пользуясь своими должно ст-ными положениями и статусом, позволяющим оказывать влияние на принятие решений, устраняли возникающие препятствия в проезде нефтевозов с похищенной нефтью по территории области и способствовали совершению

планируемых уголовных правонарушений.

Тем самым хищения были организованны преступными группами при активном покровительстве сотрудников правоохранительных и таможенных органов.

Изучение уголовных дел показывает, что совершение преступлений указанной категории характеризуется неоднократно стью и свидетельствует о повышенной общественной опасности.

Такого же мнения придерживается и А.И. Милюс считая, что нефть и нефтепродукты являются объектами повышенного внимания со стороны преступных групп, в связи с чем при расследовании уголовных дел, связанных с хищениями нефти и нефтепродуктов, не следует упускать из вида незначительные детали окружающей обстановки, ведь именно эти детали могут нести в себе ключевую информацию о тех лицах, которые совершили данное преступление [5].

Необходимо также учитывать и высокую латентность данного вида преступлений.

Назначение же дополнительного наказания в виде конфискации имущества, в том числе средств и орудий совершения преступлений (транспортные средства, технические приспособления и др.) будет иметь профилактическое значение для недопущения повторного совершения преступления.

Кроме того, судебно-следственная практика также свидетельствует о том, что указанные преступления совершаются в форме соучастия, что должно являться отягчающим обстоятельством и учитываться при квалификации преступления.

Необходимо также учитывать сложность процесса доказывания совершения преступления преступной группой по ч.4 ст. 197 УК, когда деяния подлежит квалифицировать также по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 262-265 УК. В результате деяние квалифицируется по ч.1 и ч.2 ст. 197 УК как уголовный проступок, где мера наказания ограничивается выплатой штрафов. Способ совершения хищения из нефтегазопровода характеризуется действиями в форме соучастия, совершаемыми зачастую преступными группами.

Таким образом, в действиях указанных лиц могут иметься признаки преступлений, связанных с созданием преступной группы, действия которых надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.

Учитывая наличие в УПК альтернативной подследственности по расследованию дел, связанных с организованными формами преступности, целесообразно наряду с органами внутренних дел наделить органы национальной безопасности полномочиями по расследованию преступлений, предусмотренных пунктом 2 части четвертой статьи 188 УК.

С учетом оперативно-следственной практики в целях совершенствования противодействия теневому обороту нефти и нефтепродук-

Цылмыстыц щцыц жэне цылмыстыц процесс

тов ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

1. Части 1 и 2 ст. 197 УК (Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения) дополнить следующими словами: «с конфискацией имущества или без таковой». Результат изучения правоприменительной практики показал, что при однородных составах преступлений по ст. 197 УК имеет место избирательная практика, так ряд приговоров по уголовным делам предусматривают конфискацию имущества орудий и средств преступлений (бензовозов, ГСМ, нефти и нефтепродуктов) в доход государства, а другие приговоры - без таковой, где изъятые нефтепродукты и другие предметы преступления, техника и приспособления возвращены правонарушителю. Введение такой дополнительной меры наказания позволит пополнять бюджет государства и способствовать профилактике такого рода преступлений.

2. В ч. 5 ст.187 (подследственность) Уголовно-процессуального кодекса предлагается перенести п.2 ч.4 ст. 188 УК РК. Нефть является стратегическим сырьем, а нефте- и газопроводы - особо охраняемыми объектами, в

этой связи предлагается предварительное следствие производить органами внутренних дел или национальной безопасности, начавшими досудебное расследование (в настоящее время только ОВД). Все резонансные преступления, совершенные в нефтегазовой сфере, за последние 3 года выявлены и расследуются межведомственными следственно-оперативными группами под руководством КНБ Республики.

3. Предлагается внести в часть 3-ю ст. 197 УК квалифицирующий признак - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, так как большинство преступлений указанного вида совершаются именно двумя и более лицами, без создания ими ОПГ. Однако данное деяние квалифицируется как уголовный проступок (ч.1 и ч.2 ст. 197 УК), где мера наказания ограничивается выплатой штрафов. На практике водители нефтевозов привлекаются к административной ответственности, а организаторы и руководители остаются безнаказанными.

4. В часть 1 ст.355 УК РК (Умышленное повреждение или разрушение трубопровода) с 2000 МРП до 3000 МРП ввести кратность штрафов. Данная мера позволит пополнять бюджет государства и способствовать профилактике такого рода преступлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Милюс А.И. К вопросу о криминалистической характеристике краж нефти и нефтепродуктов //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №2. - С. 273-2 77.

2. Шнарбаев Б.К. Каирбаев А.К. Законодательство отдельных государств в области безопасности объектов нефтегазового сектора //Журнал «Фемида». - №4 (232) 2015. - С. 2-9.

3. Булатецкий А.С. Задержание подозреваемого на месте кражи нефти и нефтепродуктов из трубопроводов. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 3-2. - С. 89-97.

4. Бочаров А.И. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота нефти и продуктов ее переработки; Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина (Белгород). Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. № 1. С. 102-108.

5. Милюс А.И. Тактика осмотра места происшествия при расследовании хищений нефти и нефтепродуктов из нефтепродуктопроводов путем изготовления несанкционированных врезок // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2012. - № 1. - С. 245-251.

REFERENCES

1. Miljus A.I. K voprosu o kriminalisticheskoj harakteristike krazh nefti i nefteproduktov. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. №2. S.273-2 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Shnarbaev B.K. Kairbaev A.K. Zakonodatel'stvo otdel'nyh gosudarstv v oblasti bezopasnosti ob#ektov neftegazovogo sektora. Zhurnal «Femida». №4 (232) 2015. S.2-9.

3. Bulateckij A.S. Zaderzhanie podozrevaemogo na meste krazhi nefti i nefteproduktov iz truboprovodov. Izvestija Tul 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. 2014. № 3-2. S. 89-97.

4. Bocharov A.I. Aktual'nye problemy bor 'by s prestupnost'ju v sfere nezakonnogo oborota nefti i produktov ee pererabotki; Belgorodskij juridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federaciiim. I.D. Putilina (Belgorod). Problemypravoohranitel'nojdejatel'nosti. 2007.№1.S.102-108.

5. Miljus A.I. Taktika osmotra mestaproisshestvijapri rassledovanii hishhenij nefti i nefteproduktov iz nefteproduktoprovodov putem izgotovlenija nesankcionirovannyh vrezok. Sibirskie ugolovno-processual'nye i kriminalisticheskie chtenija. 2012. № 1. S. 245-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.