Научная статья на тему 'О совершенствовании регионального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления'

О совершенствовании регионального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
263
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ОТХОДЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ОТХОДОВ / ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ / CONCEPTION / WASTES / PRODUCER OF WASTES / RECYCLING

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Нимаева Инга Владимировна

В статье рассматривается современная ситуация в области обращения с отходами производства и потребления в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Нимаева Инга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the improvement of regional legislation in the field of circulation of the production and consumption wastes

In the article it is discussed the ltgal prescriptive regulation in the field of rotation with the production wastes and consumption in the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании регионального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления»

никновения; о степени загрязнения и нарушения (трансформации) данной территории в результате нерациональной хозяйственной деятельности; отобразить картографически. В связи с этим необходима оценка степени загрязнения природных сред по коэффициенту концентрации пол-лютантов, по различным природным компонентам (средам) (коэффициент местного накопления поллютанта), по существующим методическим подходам, а также ее пространственное

отображение, наглядно иллюстрирующее загрязнение (трансформацию) природных сред исследуемой территории.

В итоге знание о существовании и развитии импактных территорий как очагов экологической напряженности, разработка мероприятий по минимизации их воздействия на окружающую среду будут способствовать экологической оптимизации РСПП.

Литература

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 1983. - 350 с.

2. Евсеев А.В., Красовская Т.М. Закономерности формирования импактньгх зон в Арктике и Субарктике России // География и природные ресурсы. 1997. №4. - С. 19-24.

3. Ефремов И.В. Моделирование почвенно-растительных систем. М.: Изд-во ЛЕСИ, 2008. - 152 с.

4. Ишмуратов Б.М. Территориальная организация природопользования в таежных районах //География и природные ресурсы. - 1994. - № 4. - С. 114-120.

5. Намжилова Л.Г. Теоретические модели в исследовании региональной системы природопользования Республики Бурятия // Вестник БГУ. 2011. - Вып.4. Ч. II. - С. 87-90.

6. ТерКСОП бассейна озера Байкал. Основные положения. М., 1990. Ч. I. 403 с.

7. ХаггетП., ЧорлиР.Дж. Модели, парадигмы и новая география //Модели в географии. - М.: Прогресс, 1971. - С.7-28.

Намжилова Людмила Гонгоровна, ст. науч. ст., канд. геогр. наук. Байкальский институт природопользования СО РАН. 670047, г.Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6. Тел.: (3012)434115, факс (3012)434753, e-mail: [email protected].

Namzhilova Ludmila Gongorovna. Baikal Institute of Nature Management SB RAS, senior researcher, candidate of geographical sciences. 670047. Ulan-Ude, Sakhyanova str. 6, tel.: (3012) 434 115, fax (3012) 434753, e-mail: [email protected].

УДК 551.579

© И.В. Нимяевя

О совершенствовании регионального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления

В статье рассматривается современная ситуация в области обращения с отходами производства и потребления в Республике Бурятия.

Ключевые слова: концепция, отходы, производитель отходов, переработка отходов.

I. V Nimaeva On the improvement of regional legislation in the field of circulation of the production and consumption wastes

In the article it is discussed the ltgal prescriptive regulation in the field of rotation with the production wastes and consumption in the Republic of Buryatia.

Keywords: conception, wastes, producer of wastes, recycling.

Одной из важнейших экологических проблем территорий населенных пунктов является причинение ущерба окружающей среде в результате накопления отходов производства и потребления. За последние годы количество образовавшихся отходов резко увеличилось, вследствие чего возросли проблемы их удаления, переработки, обезвреживания и захоронения.

В Республике Бурятия ежегодно образуется в среднем более 18 млн т отходов производства и потребления. Объем накопленных отходов воз-

рос по сравнению с 2005 г. в два раза.

В целях определения стратегических направлений в области обращения с отходами постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 мая 2009 г. № 210 утверждена концепция управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия [6].

Основной целью концепции является создание единой системы комплексного управления отходами производства и потребления и вовлечение в производство вторичных ресурсов для

4/2012

сохранения и развития комфортной среды обитания населения, а также обеспечение экологической безопасности республики.

В результате реализации концепции к 2017 г. будет создана система раздельного сбора, сортировки и переработки отходов и вовлечено во вторичный оборот до 27% образуемых твердых бытовых отходов.

В целях развития регионального законодательства и совершенствования системы контроля, учета и управления в области обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь, с бытовыми, в Республике Бурятия приняты:

- закон «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 9 марта 2010 г. № 1254-1У;

- закон «Об административных правонарушениях» от 05 мая 2011 г. № 2003-1У [1];

- порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления (утвержден Постановлением Правительства РБ № 303 от 10 июня 2008 г.) [3].

Утверждены условия раздельного сбора отходов на территории Республики Бурятия (Постановление Правительства РБ от 30 сент. 2011. № 504) [4].

Постановлением Правительства РБ от 21 октября 2011 г. № 550 утверждена подпрограмма «Создание комплексной системы обращения с отходами в Республике Бурятия на 2012-2014 гг. и на период до 2017 г.» в рамках республиканской целевой программы «Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 гг. и на период до 2017 г.» [5].

Принятый закон «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 9 марта 2010 г. № 1254-1У имеет определенные особенности в сравнении с аналогичными законами других субъектов [2]. Закон основывается на результатах правоприменительной практики федерального закона «Об отходах производства и потребления» и развивает отдельные его положения. Основными целями закона является снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье человека и вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, как следствие, сбережение природных ресурсов.

В законе расширен понятийный аппарат, введены термины и определения, которые отсутствуют в федеральном законе, но необходимы в практике, в том числе и судебной. Такие как отходы бытовые, отходы строительства и сноса, упаковочные отходы, вторичные материальные

ресурсы, вторичное сырье, утилизация отходов, переработка отходов, раздельный сбор отходов, санкционированные свалки, несанкционированные свалки отходов, захламление земель.

Введен термин «производитель отходов» -это юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Определены следующие требования, предъявляемые:

- к производителям отходов (здесь следует отметить требования по раздельному сбору и накоплению отходов для юридических лиц и требования по заключению в установленном порядке договоров на вывоз отходов для физических лиц,

- к сбору, накоплению, транспортированию и обезвреживанию отходов (приведены требования, тождественные существующим санитарным и иным нормам, а также прописано, что запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках и захламление земель);

- к переработке (обработке) и хранению вторичных материальных ресурсов;

- к размещению отходов (собственник или арендатор территории, на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов).

Также предусмотрены требования к обращению с отдельными видами отходов: строительства и сноса; с упаковочными отходами; отработанными автомобильными шинами.

Закон предусматривает возможность экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами, определяет формы государственной поддержки инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Бурятия в рассматриваемой сфере.

В частности, к мерам экономического стимулирования относится дифференцирование тарифов в области обращения с отходами в зависимости от внедрения раздельного сбора отходов, условия которого устанавливаются актом Правительства Республики Бурятия.

С учетом того, что сейчас ведется строительство мусороперерабатывающего комплекса в г. Улан-Удэ, закон будет способствовать разви-

тию в Республике Бурятия нового вида эконо- ленности) переработки отходов, мической деятельности (или отрасли промыш-

Литература

1. Закон Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» от 5 мая 2011. №2003-1V.

2. Закон Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 9 марта 2010 № 1254-1V.

3. Постановление Правительства Республики Бурятия «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления» от 10 июня 2008 № 303.

4. Постановление Правительства Республики Бурятия «Об утверждении условий раздельного сбора отходов на территории Республики Бурятия» от 30 сентября 2011 № 504.

5. Постановление Правительства РБ «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 31.07.2009 № 301 «О Республиканской целевой программе “Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009 -2011 годы и на период до 2017 года”» от 21 октября 2011 № 550.

6. Постановление Правительства Республики Бурятия «О концепции управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия» от 29 мая 2009 г. № 210.

7. Постановление Правительства РБ «О Республиканской целевой программе “Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года”» от 31 июля 2009 № 301.

Ншлаева Инга Владимировна, аспирант заочного обучения кафедры сельскохозяйственной экологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. Тел.: 89085945784, e-mail: [email protected]

Nimaeva Inga Vladimirovna, postgraduate student of the correspondence instruction, department of agricultural ecology, Buryat State Agricultural Academy. Tel. 89085945784, [email protected]

УДК 551.579

© С.М. Трофимова Сфера отходов производства и потребления в Республике Бурятия

В статье рассматривается современная ситуация в области обращения с отходами производства и потребления в Республике Бурятия.

Ключевые слова: отходы, производитель отходов, переработка отходов.

S.M. Trofimova

The sphere of production and consumption wastes in the Republic of Buryatia

The article dwells on the current situation in the field of circulation of the production and consumption wastes in the Republic of Buryatia.

Keywords: wastes, producer of wastes, recycling.

В Республике Бурятия ежегодно образуется в среднем более 18 млн т отходов производства и потребления. Объем накопленных отходов возрос по сравнению с 2005 г. в два раза.

В 2010 г. в республике образовано в результате деятельности субъектов хозяйственной деятельности 16 727,5 тыс. т. По сравнению с 2009 г. произошло увеличение образования отходов на 18,03% (2 555,0 тыс. т) [7].

Отходы V класса в основном образуются при добыче полезных ископаемых (14945,5 тыс. т), а также золошлаковыми (822,0 тыс. т) и строительными (344,6 тыс. т) отходами. Отходы IV класса опасности образуются в основном за счет отходов целлюлозы, бумаги и картона (35,5 тыс. т), осадков очистных сооружений (32,4 тыс. т), древесных отходов (38,2 тыс. т), навоза (26,2 тыс. т.) и твердых коммунальных

отходов (8,3 тыс. т). Среди наиболее опасных промышленных отходов I и II классов опасности значительные объемы приходятся на отработанные ртутные лампы (I класс опасности - 20,0 т), отработанные свинцовые аккумуляторы (II класс опасности - 49,9 т) и отработанные аккумуляторные щелочи (II класс опасности - 27,5 т).

Процент использования отходов на предприятиях снизился на 4,2% и составил 2751,17 тыс. т (в 2009 г. - 2937,245 тыс. т). Обезврежено на предприятиях - 107,97 тыс. т, что в три раза больше по сравнению с 2009 годом (в 2009 г. -31,293 тыс. т) [7].

Захоронено отходов: на объектах захоронения отходов (санкционированные свалки, полигоны ТБО) - 175,542 тыс. т отходов; на собственных объектах размещения отходов -

1 740,983 тыс. т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.