Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЙСТВИЯМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
МИЛОВАНОВ Антон Владимирович,
преподаватель-методист центра командно-штабных учений Академии управления МВД России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье исследуются вопросы совершенствования правового обеспечения действий территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. На основе проведенного сравнительно-правового анализа действующего законодательства представлены выводы об имеющихся проблемных моментах и правовых пробелах, связанных с деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления при чрезвычайных обстоятельствах, сформулированы предложения по совершенствованию правового обеспечения данного вида деятельности территориальных органов МВД России.
Abstract: The article examines the issues of improving the legal support of actions of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in emergency situations. Based on the comparative legal analysis of the current legislation, the authors draw conclusions about the existing problematic issues and legal gaps related to the activities of state and local government bodies in emergency situations, and formulate proposals for improving the legal support of this type of activity of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, правовое обеспечение, территориальные органы МВД России, совершенствование правового обеспечения.
Keywords: emergency circumstances, legal support, territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia, improvement of legal support.
Вопросы деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах тесно связаны с вопросами защиты прав и законных интересов граждан, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, что в современных условиях имеет первостепенное значение.
Вместе с тем, данный вид деятельности обладает рядом особенностей в зависимости от вида чрезвычайного обстоятельства (при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при угрозе или совершении террористического акта и иных преступлений террористической направленности, при чрезвычайных обстоятельствах криминального и социального характера,), которые, прежде всего, обусловлены разнородностью выполняемых задач, задействуемых группировок сил и средств федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем требуют комплексного анализа и предъявляют требования по совершенствованию правового регулирования, организации взаимодействия и координации действий привлекаемых структур на базе приоритета эффективного обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что вступившие в силу за последние годы в Российской Федерации федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, изменения и дополнения, внесенные в ранее действовавшее законодательство, значительно переформатировали регулирование деятельности территориальных органов МВД России при возникновении различного рода чрезвычайных обстоятельств. Модернизация законодательства учитывает предыдущий, как позитивный, так и негативный опыт правового регулирования исследуемой сферы общественных отношений. В определенной мере изменилась структура органов государственной власти, скорректированы
их полномочия, в том числе и в сфере обеспечения общественной безопасности.
Возникает вопрос, все ли инструменты (правовые, институциональные) предусмотрены в российском законодательстве и имеются у современной российской системы обеспечения национальной безопасности1 для реагирования на современные угрозы общественной безопасности?
Следует отметить, что при достаточно полной и качественной правовой регламентации режима чрезвычайного положения и правового режима контртеррористической опе-рации2 аналогичной многоуровневой системы противодействия иным чрезвычайным обстоятельствам криминального и социального характера, вызванным массовыми беспорядками, блокированием или захватом особо важных объектов или отдельных местностей, межнациональными, межконфессиональными конфликтами и региональными конфликтами, сопровождающимися насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, сейчас нет. Между тем, общественная опасность и степень угрозы для безопасности личности, общества, государства от указанных преступлений и социальных явлений в современных условиях, как показывает отечественный и зарубежный опыт, весьма высока.
Полагаем, что для совершенствования правовой
Система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов. См.: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2 Конституция Российской Федерации; федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»; Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» и др.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 8(188)
основы деятельности сил и средств территориальных органов МВД России и иных органов государственной власти при чрезвычайных обстоятельствах криминального и социального характера можно рассмотреть возможность дополнения федерального законодательства нормами права, определяющими перечень первоочередных, незамедлительно выполняемых мероприятий при угрозе либо наступлении рассматриваемых чрезвычайных обстоятельств криминального и социального характера.
Одной из основных организационных форм действий органов внутренних дел по пресечению чрезвычайных обстоятельств криминального и социального характера, как свидетельствует практика деятельности, является специальная операция. Следует констатировать тот факт, что рассматриваемый способ действий группировки сил и средств органов внутренних дел и взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти при чрезвычайных обстоятельствах криминального и социального характера (если иными силами или способами нормализация обстановки невозможна), а именно специальная операция, требует должного закрепления своего статуса в федеральном законодательстве. Такого рода специальные операции, на наш взгляд, могут проводиться и при введении особого правового режима чрезвычайного положения с целью устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения режима чрезвычайного положения.
Исследованию вопросов правовой регламентации и организационного обеспечения рассматриваемых нами специальных операций были посвящены труды таких ученых, как С.А. Старостин (диссертация на тему «Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты)», В.В. Коваленко (диссертация на тему «Организация специальных операций органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера») и других авторов.
Специальная операция предполагает проведение комплекса необходимых, разнохарактерных, но взаимосвязанных, предусмотренных законодательством мероприятий и действий (оперативно-розыскных, следственных, силовых и иных), проводимых под единым руководством для пресечения чрезвычайных обстоятельств социального характера (массовых беспорядков, захватов объектов и др.), когда иными способами локализовать и пресечь их не удается1.
В то же время в федеральных законах нашего государства для деятельности органов управления и привлекаемых ими сил не закреплен такой способ организации их
1 Снеговой А. В. О проблемах управления органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах. // М. Труды Академии управления МВД России. 2014. №
4. С. 32-35.
деятельности в рассматриваемых условиях, как специальная операция по пресечению чрезвычайных обстоятельств криминального характера. Кроме того, не определен исчерпывающий перечень должностных лиц территориальных органов МВД России и взаимодействующих территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав органа оперативного управления при пресечении различных видов чрезвычайных обстоятельств криминального характера.
По нашему мнению, которое поддержали 84,2 % опрошенных в ходе исследования респондентов, для совершенствования деятельности территориальных органов МВД России и взаимодействующих сил необходимо на законодательном уровне закрепить понятие специальной операции по ликвидации чрезвычайных обстоятельств, определить состав ее участников и орган управления для различных видов чрезвычайных обстоятельств.
Роль и место органов внутренних дел, степень и алгоритм их участия (задействования) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций определены в федеральном законодательстве, как показал проведенный анализ, в достаточной мере. Этот вывод поддерживают 85,6 % опрошенных в ходе проведенного нами анкетирования.
Однако, как показывают результаты проведенного исследования ряд направлений все же требует пересмотра и внесения изменений:
порядок организации и деятельности функциональной подсистемы охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера(92,2 % респондентов высказались за его совершенствование);
правовое регулирование вопросов организации взаимодействия территориальных органов МВД России и иных органов государственной власти при чрезвычайных обстоятельствах (94,2 % респондентов высказались за необходимость его совершенствования).
В качестве основных направлений совершенствования правового обеспечения взаимодействия органов внутренних дел и Росгвардии при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств, в том числе при организации планирования совместных действий и проведения специальных операций следует рассматривать приведение ведомственной нормативной правовой базы в соответствие с действующими федеральными законами, структурными изменениями, состоявшимися в системе органов государственной власти и потребностями практической деятельности.
Анализ действующего законодательства и проведенное нами в рамках настоящего исследования анкетирование (в ходе анкетирования были опрошены руководители
Судебная деятельность;
прокурорская деятельность;
правозащитная и правоохранительная деятельность
оперативных управлений (отделов, отделений) территориальных органов МВД России, проходивших обучение на курсах повышения квалификации в Академии управления МВД России в 2017-2019 годах, слушатели факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России на районном уровне Академии управления МВД России, сотрудники принимавшие участие в стратегических командно-штабных учениях «Центр-2019» и «Кавказ-2020») позволяет предположить, что наиболее оптимальной формой регламентации организации деятельности органов оперативного управления и группировки сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах, в том числе и вопросов планирования исследуемой деятельности, является нормативный правовой акт подзаконного уровня - указ Президента Российской Федерации. 72,4 % опрошенных в ходе настоящего исследования сотрудников органов внутренних дел высказались именно за указанную форму правовой регламентации сферы деятельности, рассматриваемой нами.
Именно указами Президента в нашей стране регламентированы вопросы противодействия террористическим угрозам (см. напр.: О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664; О мерах по противодействию терроризму: указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116).
Логичным, на наш взгляд, было бы издание указа Президента Российской Федерации, устанавливающего органы управления, силы и средства, задействуемые от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также порядок планирования и организации их применения при чрезвычайных обстоятельствах криминального и социального характера.
По нашему мнению в проекте указанного нормативного правового акта могут быть отражены следующие аспекты. В целях совершенствования государственного управления в области обеспечения общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств в субъектах Российской Федерации должны быть образованы оперативные штабы для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по предупреждению и пресечению чрезвычайных обстоятельств, управления специальными операциями на территории оперативного обслу-
живания.
Руководителями оперативных штабов при чрезвычайных обстоятельствах по должности должны быть определены руководители территориальных органов МВД России на региональном уровне.
На указанные оперативные штабы должны быть возложены организация планирования применения выделенных для предупреждения и пресечения чрезвычайных обстоятельств сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, а также управление специальными операциями, проводимыми на территориях субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Кроме того, в предлагаемом нормативном правовом акте, на наш взгляд, должны быть определены структура оперативного штаба и его состав по должностям.
Таким образом, совершенствование правовой регламентации планирования деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, по нашему мнению, следует осуществлять путем:
упорядочения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность территориальных органов МВД России и взаимодействующих органов государственной власти при чрезвычайных обстоятельствах;
разработки правовых норм по организации планирования и деятельности органов оперативного управления силами и средствами территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, прежде всего оперативных штабов, четкое распределение прав, обязанностей и ответственности каждого члена оперативного штаба, организацию информационного обеспечения их деятельности;
изменения, уточнения и дополнения действующих нормативных актов по вопросам правового регулирования деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах в связи с принятием новых федеральных законов (о Росгвардии и др.) и подзаконных нормативных правовых актов;
учета характера и специфики чрезвычайных обстоятельств, а также содержания самой деятельности территориальных органов МВД России в рассматриваемых условиях, в том числе при различных видах чрезвычайных обстоятельств, и способов действий (проведения специальных операций).
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О чрезвычайном положении: федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.
3. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 11. - Ст. 1146.
4. О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 25. - Ст. 3315.
5. Снеговой А. В. О проблемах управления органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах. // М. Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4. С. 32-35.