Научная статья на тему 'О совершенствовании организации подготовки инженерных кадров на базе компетентностного подхода для освоения городского подземного пространства'

О совершенствовании организации подготовки инженерных кадров на базе компетентностного подхода для освоения городского подземного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчак Андрей Владимирович, Картозия Борис Арнольдович, Шуплик Михаил Николаевич

Изложена концепция подготовки горных инженеров качественно нового уровня, ориентированных на успешное решение конкретных задач по освоению подземного пространства крупных городов, способных в кратчайшие сроки адаптироваться к условиям своей трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчак Андрей Владимирович, Картозия Борис Арнольдович, Шуплик Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании организации подготовки инженерных кадров на базе компетентностного подхода для освоения городского подземного пространства»

© А. В. Корчак, Б. А. Картозия, М.Н. Шуплик, 2008

УДК 622.25:378

А.В. Корчак, Б.А. Картозия, М.Н. Шуплик

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

Изложена концепция подготовки горных инженеров качественно нового уровня, ориентированных на успешное решение конкретных задач по освоению подземного пространства крупных городов, способных в кратчайшие сроки адаптироваться к условиям своей трудовой деятельности.

Для более целенаправленной подготовки кадров, с точки зрения методического руководства, максимального использования производственного потенциала лучших из действующих в Москве производственных и проектно-конструкторских организаций, Московский государственный горный университет ведет работу по организации учебно-науч-ной структуры «Московский государственный горный университет - Институт освоения подземного пространства мегаполисов», которая возьмет на себя задачу подготовки и переподготовки инженерных и научных кадров высшей квалификации.

Главную цель создания подобной структуры авторы концепции видят в подготовке горных инженеров качественно нового уровня, ориентированных на успешное решение конкретных задач по освоению подземного пространства крупных городов, способных в кратчайшие сроки адаптироваться к условиям своей трудовой деятельности

1. Общие положения

Как уже отмечалось выше, главная идея целевой подготовки кадров для освоения подземного пространства Москвы в структуре «МГГУ - ИОПП» состоит:

- во-первых, в том, чтобы специалист, окончивший вуз, имел четкое представление о целях, задачах и методах строительства городских подземных объектов в увязке с общей градостроительной политикой, причем на уровне мирового опыта достижений в этой области.

- во-вторых, в максимальном сокращении сроков адаптации выпускника вуза непосредственно на рабочем месте.

- в третьих, в достижении качественно нового уровня теоретической и практической подготовки путем введения новых учебных планов и программы, основанных на компетентностном подходе, включения в них принципиально новых дисциплин способных обеспечить формирование соответствующих компетенций, а также использования в учебном процессе современной материальной базы производственных организаций, проведении занятий непосредственно на действующих

объектах, увеличения про-

должительности второй производственной и преддипломных практик и

их частичного совмещения с теоретическими занятиями [1, 2].

Общая схема учебного процесса, по мнению авторов концепции, должна выглядит следующим образом.

Процедура приема на учебу в Московский государственный горный университет должна предусматривать информацию абитуриентов о наличии двухэтапной подготовки в системе «МГГУ-ИОПП»:

- первый этап 3,5-4 года - традиционная подготовка инженеров по утвержденным ГОСам третьего поколения, учебным планам и программам соответствующей специальности. На данном этапе учащийся получает единую фундаментальную подготовку, включающую гуманитарные, социальные, общеэкономические, математические, естественнонаучные и общепрофессиональные знания и формирует соответствующие компетенции.

- второй этап 1-1,5 года, для желающих продолжить обучение в системе МГГУ-ИОПП предусматривает заключение трудового договора с будущим работодателем и процедуру приема на целевое обучение. Приемная комиссия, состоящая из представителей «МГГУ-ИОПП» и работодателей, рассматривает заявления студентов и в случае положительного решения, зачисляет их в ИОПП, с назначением надбавки к обычной государственной стипендии. На данном этапе обучения студенты занимаются по специально разработанным для них индивидуальным планам, которые предусматривают не только групповые занятия, но и самостоятельное обучение, особенно, в части практической подготовки. При поддержке работодателя этот вид подготовки может быть реализован с элементами «мобильности»

обучения в ведущих отечественных и зарубежных фирмах.

Для студентов, продвинутых в языковой подготовке, могут так же предусматриваться производственные практики за рубежом.

В принципе, не следует исключать возможность поступления на второй этап обучения учащихся профильных специальностей из других вузов на платной основе.

Для студентов, не поступающих в ИОПП, обучение ведется традиционным способом по утвержденным учебным планам и программам.

В структуру «МГГУ-ИОПП» включаются передовые производственные, проектно-конструкторские и научные организации, задействованные в освоении подземного пространства Москвы. Они должны исполнять роль базовых в целевой подготовке специалистов, причем как теоретической, так и практической. В структуре этих предприятий должны быть назначены сотрудники, ответственные за учебный процесс.

Перечень таких организаций должен быть утвержден соответствующим Департаментом Правительства Москвы.

Для ведения занятий со студентами на этапе целевой подготовки привлекаются штатные преподаватели МГГУ, других профильных вузов и сотрудники производственных организаций на условиях различных форм совместительства.

Защита аттестационных выпускных работ (дипломных проектов) происходит в установленном порядке, с той разницей, что темы дипломных проектов обучающихся в системе МГГУ-ИОПП утверждаются с участием работодателя по месту заключения договора о трудоустройстве.

Важное место в системе МГГУ-ИОПП должна занять плановая подготовка кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук из числа наиболее подготовленных к этому специалистов производственных, проектно-конструкторских и научных организаций строительного комплекса Москвы. Выполнение этой задачи должны взять на себя кафедры МГГУ, решая ее через аспирантуру, докторантуру и соискательство, опираясь на необходимую материальную поддержку соответствующих производственных организаций.

Для ведения переподготовки инженерных кадров в области освоения подземного пространства должны быть разработаны учебные планы, предусматривающие достаточно широкий круг вопросов связанных с повышением профессионального уровня специалистов. Перечень таких вопросов должен быть составлен исходя из потребностей конкретных производителей с учетом их перспективных планов работы.

2. Требования к студентам принимаемым на учебу в ИОПП

Первым обязательным требованиям ко всем набираемым для продолжения учебы в ИОПП является наличие договора о трудоустройстве с одной из организаций строительного комплекса Москвы. Поскольку Правительство Москвы инвестирует эту подготовку, то набор следует осуществлять, как правило, из числа студентов- жителей Москвы и Московской области.

Вторым не менее важным требованием, является наличие у студентов различных специальностей знаний об освоении и сохранении недр земли с выделением специального раздела, связанного с освоение подземного пространства городов. Такие знания могут быть даны студенту путем

включения в их общеобразовательную программу дисциплин: «Основы градостроительной политики» и «Строительная геотехнология». Если по независящим от МГГУ причинам (например, специальность находится в ведении УМО не горного профиля) указанные дисциплины не могут быть включены в основной план подготовки, студенту придется включить их в свой индивидуальный план в качестве дисциплин по выбору.

Третье требование основано на необходимости повышения качества профессиональной подготовки специалистов, в условиях все возрастающей сложности и ответственности работ по освоению подземного пространства Москвы. Это обосновывает проведение набора в ИОПП на конкурсной основе.

Четвертое требование проистекает из новой парадигмы образования: «От образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь».

Следует отдавать себе отчет в том, что в условиях нынешней конъюнктуры рынка обеспечить знаниями инженера на весь период его трудовой деятельности не представляется возможным.

Поэтому, договорными взаимоотношениями между образовательным учреждением, студентом и работодателем должен быть предусмотрен срок, в течение которого компетенции приобретенные выпускником не нуждаются в обновлении. За пределами этого срока вступают в действие принципы переподготовки и повышения квалификации, а при необходимости и получения второго (дополнительного) образования.

Отсюда вытекает важное положение, связанное с организацией учебного процесса.

Во-первых, набор дисциплин по выбору должен быть определен исходя из целесообразности и ограничен условиями договора с работодателем. При этом студента не следует лишать возможности самостоятельно на платной основе получить дополнительно любые интересующие его знания.

Во-вторых, объем читаемых дисциплин должны определяться из условия их равнозначности. Это необходимо для упорядочения организации учебного

1. Картозия Б.А. Актуальные вопросы подготовки горных инженеров//Известия вузов. Горный журнал. - 2005. - №6. - С. 123-136

2. Корчак А.В., Картозия Б.А. Концеп-

процесса. Чтение дисциплин целесообразно организовать поточным методом с аттестацией студента сразу после окончания читаемого курса и затем переходить к следующему курсу.

Порядок проведения занятий, аттестации студентов, методы оценки качества знаний и т.п. должны соответствовать общепринятым требованиям в системе Российского высшего образования.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ция целевой подготовки специалистов горного профиля для практического решения проблемы освоения подземного пространства Москвы// Известия вузов. Горный журнал. - 2008. - №1. -С. 160-166. М

— Коротко об авторах -----------------------------------------------------------------

Корчак Андрей Владимирович - ректор Московского государственного горного университета, профессор, доктор технических наук, Лауреат премии Правительства в области образования,

Картозия Борис Арнольдович - Советник ректората Московского государственного горного университета, профессор, доктор технических наук, Луареат государственной премии СССР, Лауреат премии Правительства в области образования, председатель УМК по специальности «Шахтное и подземное строительство» Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области горного дела,

Шуплик Михаил Николаевич - профессор каф. СПСиШ Московского государственного горного университета, лауреат премии Президента России, заместитель председателя УМК по специальности «Шахтное и подземное строительство» Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области горного дела.

Файл:

Каталог:

Шаблон:

Заголовок:

Содержание:

Автор:

Ключевые слова: Заметки:

Дата создания: Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:

1_Корчак

E:\С диска по работе в универе\ГИАБ_2008\11\Рубрика C:\Users\Таня\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\Normal.do

А

ГС group

01.09.2008 16:50:00 3

01.09.2008 16:52:00 Гитис Л.Х.

Полное время правки: 1 мин.

Дата печати: 25.11.2008 23:08:00

При последней печати страниц: 4

слов: 1 405 (прибл.)

знаков: 8 013 (прибл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.