А А Долгополое, Ю. Н. Людкевич, А. В. Белоконь
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Рассматриваются проблемы совершенствования информационного обеспечения деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции органов внутренних дел. Констатируется, что с учетом стратегии реформирования подразделений дорожно-патруль-ной службы, направленной на сокращение штатной численности и, как следствие, - на увеличение служебной нагрузки, требуются меры по совершенствованию деятельности указанных подразделений.
Анализируется уровень интенсивности работы сотрудников дорожно-патрульной службы в процессе оформления материалов, связанных с транспортными происшествиями. Утверждается, что информация является ключевым элементом в деятельности сотрудников полиции во время оформления материалов по дорожно-транспортному происшествию. Поэтому совершенствование деятельности по передаче, обработке, использованию информации позволит значительно сократить временные затраты на оформление материалов, связанных с аварийностью на дорогах. Обосновывается необходимость внедрения в деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы аппаратно-программных комплексов автоматизированного оформления дорожно-транспортных происшествий. Делается вывод о том, что нужно издать нормативный правовой акт МВД России о применении на территории страны подразделениями дорожно-па-трульной службы Госавтоинспекции подобного аппаратно-программного комплекса.
Ключевые слова: аппаратно-программный комплекс, Госавтоинспекция, дорожно-патруль-ная служба, дорожно-транспортное происшествие, органы внутренних дел, информационные технологии, правоохранительная деятельность
Экономическое развитие России влечет за собой значительное увеличение количества владельцев транспортных средств, а следовательно, колоссальный рост числа автомобильных перевозок, что значительно повышает нагрузку на подразделения дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции органов внутренних дел. В связи с этим возникла потребность в оптимизации нагрузки на личный состав до-рожно-патрульной службы. Одним из факторов, определяющих эту нагрузку, является обязанность сотрудников дорожно-патрульной службы оформлять материалы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Решение задач, направленных на удовлетворение транспортных запросов населения, в том числе в быстром и качественном документировании дорожно-транспортных происшествий, может осуществляться как интенсивно, так и экстенсивно. Интенсивное развитие предусматривает качественное усовершенствование деятельности подразделений дорожно-патрульной
службы. Экстенсивное развитие предполагает совершенствование их деятельности за счет увеличения численности личного состава, автомобильной техники, иных ресурсов.
С учетом стратегии реформирования МВД России, направленной на сокращение штатной численности личного состава подразделений дорожно-патрульной службы, наиболее приемлемым является ее интенсивное развитие. Безусловно, такой путь требует определенных материальных затрат, но они гораздо меньше в сравнении с материальными затратами на экстенсивное развитие. Интенсивное развитие приведет к экономическим выгодам, связанным со значительным увеличением числа автомобильных перевозок, оптимальному удовлетворению транспортных запросов населения, снизит число конфликтов среди автомобилистов в связи с дорожно-транспортными происшествиями, повысит доверие общества к дорожно-патрульным подразделениям Госавтоинспекции и к органам внутренних дел в целом. Примером
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
может служить внедрение автоматизированных систем фиксации правонарушений в процесс контроля за соблюдением правил дорожного движения. Применение средств видеофиксации для выявления нарушений скоростного режима на автодорогах страны исключило влияние человеческого фактора на оформление материалов по нарушениям данного вида, что положительно сказалось на безопасности движения на автодорогах и авторитете полиции.
Одним из направлений интенсивного развития подразделений дорожно-патрульной службы является совершенствование их информационного обеспечения. В самом общем понимании информация представляет собой сведения или сообщения, заключающие в себе новые данные, которые воспринимаются, перерабатываются и используются людьми для организации своей деятельности [Черняк 1974: 76; Афанасьев 1975]. Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему [Винер 1958: 31]; это знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни [Афанасьев 1975: 39].
Организация деятельности органов внутренних дел без информационного обеспечения достаточного и необходимого уровня невозможна. Информационные процессы составляют основу управления органами внутренних дел и являются одним из основных факторов обеспечения системности в деятельности всех служб органов внутренних дел, в том числе подразделений дорожно-патрульной службы. На основе поступающей в орган внутренних дел информации принимаются соответствующие управленческие, процессуальные, юрисдикци-онные и иные решения, поэтому от качества этой информации, скорости ее прохождения и обработки, ее достоверности, компетентности должностных лиц, в полномочия которых входят функции по принятию решений, зависит и качество работы всего органа внутренних дел [Долгополов, Белоконь 2016].
Интенсивное развитие подразделений до-рожно-патрульной службы предполагает разработку соответствующего алгоритма действий, которые направлены на сокращение времени на оформление материалов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, улучшение качества и сокращение времени их оформления.
Одним из инструментов совершенствования деятельности подразделений дорожно-па-трульной службы выступает разработка новых информационных технологий. Общее понятие
«информационные технологии» означает систему средств и методов работы с информацией, а применительно к рассматриваемой нами проблеме - совокупность методов сбора, обработки (анализа) и оценки социально-правовой информации, используемой в процессе выработки управленческих решений [Белоконь 2009: 127]. В связи с этим наиболее актуальный путь интенсивного развития деятельности подразделений дорожно-патрульной службы - оптимизация работы с информацией о дорожно-транспортном происшествии. И. Л. Бачило писала, что «важнейшей задачей в процессе использования информационных технологий является документирование информации, представляемой как в традиционной, так и в электронной форме. Сочетание этих двух форм создания информации и обмена информацией существенно влияет на процедуры делопроизводства и документооборота» [Бачило 2009: 165].
При решении проблемы совершенствования информационного обеспечения деятельности подразделений дорожно-патрульной службы необходимо прежде всего определить предмет правового регулирования. Ю. А. Тихомиров отмечает, что «информационные отношения как предмет правового регулирования включают в себя субъекты информационно-правовых отношений, правовой режим получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользование бланками и базами данных...» [Тихомиров 1995: 339-340].
Предметом правового регулирования в сфере совершенствования деятельности подразделений дорожно-патрульной службы являются субъекты информационно-правовых отношений (к ним относятся подразделения дорожно-па-трульной службы, иные подразделения органов внутренних дел), а также правовой режим получения, передачи, обработки и использования информации.
Функции сотрудников дорожно-патрульной службы, прибывших на место происшествия, весьма многочисленны, и их реализация требует значительного времени. По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия сотрудник дорожно-патрульной службы в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (утв. приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664) обязан
реализовать ряд процедур. Ему следует принять меры по локализации места дорожно-транспортного происшествия для исключения новой аварийной ситуации, установить на проезжей части или обочине дороги патрульный автомобиль с работающими специальными световыми сигналами, установить необходимое ограждение (ленты, переносные дорожные знаки). В процессе оформления дорожно-транспортного происшествия сотрудник дорожно-патруль-ной службы должен выявить присутствие на месте дорожно-транспортного происшествия водителей автомобилей, которые принимали участие в дорожно-транспортном происшествии, проверить у них документы, определить очевидцев дорожно-транспортного происшествия, задокументировать их показания.
В его обязанности также входит обеспечение сохранности вещественных доказательств, следов дорожно-транспортного происшествия, в том числе фиксация дорожно-транспортного происшествия на видеорегистраторах и иных технических средствах. В случае если водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, необходимо установить направление движения автомобиля, его марку, тип, цвет, государственный регистрационный знак, а также особые приметы транспортного средства и водителя. Все сведения о скрывшемся с места дорожно-транспортного происшествия автомобиле нужно немедленно передать в дежурную часть соответствующего подразделения органа внутренних дел. Кроме того, необходимо составить акт о причинах и условиях, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия, исследовать эксплуатационное состояние автотранспорта, автодороги, опросить свидетелей и участников дорожно-транспортного происшествия.
Установив недостатки в состоянии дороги, которые могут нести угрозу безопасности водителей и автотранспорта, сотрудник дорожно-патрульной службы обязан принять меры для ограждения мест, представляющих опасность, информировать об этом соответствующую дежурную службу подразделения органа внутренних дел. Он должен обеспечить нормальное движение автотранспорта на месте дорожно-транспортного происшествия, а также организовать аварийно-спасательные работы (в случае необходимости). При отсутствии возможности осуществить эти мероприятия он обязан зафиксировать при помощи фотосьемки или видеозаписи либо при участии двух понятых и участников дорожно-транспортного происшествия местонахождение автотранспорта, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии,
следов дорожно-транспортного происшествия и только после этого создать условия для возобновления нормального движения по автодороге.
Далее сотрудник дорожно-патрульной службы обязан передать в дежурную часть соответствующего территориального органа МВД России сведения о дорожно-транспортном происшествии, которые подлежат регистрации в информационной системе органов внутренних дел, а также осуществлять сбор сведений и материалов, включая производство фотоснимков обстановки на месте происшествия, для последующего внесения полной информации о дорожно-транспортном происшествии в указанную информационную систему.
После проведения на месте дорожно-транспортного происшествия первоначальных действий, предусмотренных Административным регламентом, в процессе оформления материалов при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 264 и 268 УК РФ, и наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, сотрудником дорожно-па-трульной службы осуществляются следующие действия:
возбуждается дело об административном правонарушении и проведении административного расследования;
составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения, к которому прилагается схема места совершения административного правонарушения;
производится опрос участников, очевидцев и свидетелей дорожно-транспортного происшествия, их объяснения и показания приобщаются к материалам дела об административном правонарушении;
фиксируются и приобщаются к материалам дела об административном правонарушении вещественные доказательства;
при необходимости составляется рапорт, в котором излагаются дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу.
На основании изложенного можно констатировать, что на сотрудниках дорожно-патруль-ной службы лежит колоссальная нагрузка по оформлению материалов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Вместе с тем качественному выполнению всех перечисленных процедур препятствует множество факторов. К ним относятся неблагоприятная дорожно-транспортная обстановка в часы с наиболее интенсивным движением на автодо-
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
рогах, а также во время концентрации дорожно-транспортных происшествий, удаленность мест дорожно-транспортных происшествий от мест дислокации подразделений дорожно-патрульной службы и иные факторы. Все это резко увеличивает время, затрачиваемое на оформление материалов как сотрудниками полиции, так и участниками дорожно-транспортного пришествия. В частности, для оформления материалов по результатам дорожно-транспортного происшествия сотруднику дорожно-патрульной службы может понадобиться от полутора до шести часов (это относится к дорожно-транспортным происшествиям, ущерб по которым составляет более ста тысяч рублей). При участии в дорожно-транспортном происшествии более двух автомобилей этот временной показатель значительно увеличивается.
Использование аппаратно-программного комплекса кардинально сокращает время для оформления дорожно-транспортных происшествий
Приведенные факты позволяют утверждать, что организация деятельности сотрудников до-рожно-патрульной службы по документированию дорожно-транспортных происшествий требует совершенствования. Для оптимизации работы этих подразделений, повышения эффективности их функционирования необходимо создание на основе современных информационно-технических и программных средств и внедрение программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего оформление предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами материалов дорожно-транспортного происшествия в автоматизированном режиме. При этом следует учитывать, что «использование для обработки информации средств вычислительной техники дает возможность не только сокращать время для поиска необходимых сведений, но и улучшить контроль за исполнением управленческих решений» [Основы управления в органах внутренних дел 2000: 123].
Отношения в сфере оборота информации о дорожно-транспортных происшествиях регулируются приказами МВД России от 3 декабря 2007 г. № 1144 «О системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции», от 19 июня 2015 г. № 699 «Об организации учета сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях», от 16 августа 2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбо-
ра, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности». Названные приказы МВД России образуют нормативно-правовую основу для создания аппаратно-программного комплекса автоматизированного оформления дорожно-транспортных происшествий. Представляется, что указанных правовых актов в целом достаточно для совершенствования оборота информации в органах ГИБДД. В то же время целесообразно издать отдельный нормативный правовой акт МВД России о применении на территории страны подразделениями дорожно-патрульной службы подобного аппаратно-программного комплекса. В частности, такой комплекс уже успешно функционирует в Санкт-Петербурге.
Использование аппаратно-программного комплекса автоматизированного оформления дорожно-транспортных происшествий позволяет в автоматическом режиме осуществлять сбор и обработку информации о дорожно-транспортных происшествиях, кардинально сокращает время для оформления дорожно-транспортных происшествий, позволяет добиться эффективного управления нарядами дорожно-патрульной службы.
Данный комплекс должен быть связан с информационными базами специализированных учетов Госавтоинспекции, содержащими, в том числе, информацию о зарегистрированных транспортных средствах; о разыскиваемых транспортных средствах; о транспортных средствах, на которые в установленном порядке наложены ограничения (запреты) на проведение регистрационных действий или регистрация которых аннулирована; о транспортных средствах, прошедших государственный технический осмотр; о промаркированных транспортных средствах; об оформленных паспортах транспортных средств; о выданных водительских удостоверениях; о лицах, привлеченных к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения; о дорожно-транспортных происшествиях; об утраченной, похищенной, выбракованной спецпродукции Госавтоинспекции; о гражданах, находящихся в розыске. Система информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции урегулирована в приказе МВД России от 3 декабря 2007 г. № 1144.
Важным аспектом в работе с информационными ресурсами является возможность обработки полученных данных согласно задачам, стоящим перед соответствующим органом управления. Определение необходимых информационных ресурсов, их автоматизированная обработка в интересах органа управления является одной из тенденций его информационного обеспечения [Долгополов 2007: 309-310].
Апробация аппаратно-программного комплекса автоматизированного оформления дорожно-транспортных происшествий показывает, что его применение позволяет уменьшить среднее время оформления документов дорожно-транспортных происшествий до пят-
надцати минут, что в условиях значительного сокращения кадрового потенциала в процессе реформирования органов внутренних дел обеспечит эффективное применение сил и средств Госавтоинспекции по оформлению дорожно-транспортных происшествий.
Список литературы
Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Изд.-во полит. лит., 1975. 408 с.
Бачило И. Л. Информационное право. М.: Юрайт, 2009. 454 с.
Белоконь А. В. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 159 с.
Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. 196 с.
Долгополое А. А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. 377 с.
Долгополое А. А., Белоконь А. В. О теоретических проблемах административно-правового регулирования информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел России // Общество и право. 2016. № 3. С. 165-170.
Основы управления в органах внутренних дел / под ред. А. П. Коренева. М.: Щит-М, 2000. 343 с.
Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. 496 с.
Черняк Ю. Д. Информация и управление. М.: Наука, 1974. 184 с.
Александр Александрович Долгополов - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета (Краснодар). 350044, Российская Федерация, Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: aadolgopolov1@ mail.ru.
Юрий Николаевич Людкевич - кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (Краснодар). 350005, Российская Федерация, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128. E-mail: [email protected].
Анна Викторовна Белоконь - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (Краснодар). 350005, Российская Федерация, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128. E-mail: [email protected].
On Improvement of Information Technologies for Optimization of Activity of the Road Patrol Service Divisions of Law-Enforcement Agencies in Russia
The article discusses the problems of improving the information support of the units of the road patrol service of the state traffic Inspectorate of the law enforcement agencies. It is noted that the strategy of reforming the road patrol service is aimed at reducing the number of staff, so the level of workload will increase. Due to this immediate measures are required to improve the activities of the mentioned units.
The level of intensity of the employees of road patrol service's work in the course of registration of materials connected with transport incidents is analyzed. It is proved that information is a key element of the complex of actions of police officers during the registration of materials on road traffic incident. Improvement of the information circulation activities, including its transmission, processing and using, will significantly reduce the time taken to register the materials connected with transport incidents. The necessity to introduce the hardware and software complexes of automated registration of road traffic incidents is proved. The authors conclude that there is a need for MIA of Russia to issue a legal regulatory act on application of such hardware and software complexes by divisions of road patrol service of Inspectorate of the law enforcement.
Keywords: hardware and software complex, state traffic Inspectorate, road patrol service, road traffic incident, law-enforcement agencies, bodies of internal affairs, international technologies
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
References
Afanas'ev V. G. Sotsial'naya informatsiya i upravlenie obshchestvom [Social Information and Social Management], Moscow, Izd-vo polit. lit., 1975, 408 p.
Bachilo I. L. Informatsionnoe pravo [Informational Law], Moscow, Yurait, 2009, 454 p.
Belokon' A. V. Organizatsionno-pravovye osnovy deyatel'nosti organov vnutrennikh del v sfere re-alizatsii administrativno-pravovykh rezhimov oborota oruzhiya, vzryvchatykh veshchestv, chastnoi de-tektivnoi i okhrannoi deyatel'nosti [Organizational and Legal Bases of the Internal Affairs Authorities' Activities in the Field of Realization of Administrative-Law Regimes of Arms and Explosives Circulation, Private Detective and Security Activities]: cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2009, 159 p.
Chernyak Yu. D. Informatsiya i upravlenie [Information and Management], Moscow, Nauka, 1974, 184 p.
Dolgopolov A. A. Teoreticheskie i organizatsionnye osnovy administrativno-pravovykh rezhimov oborota oruzhiya i vzryvchatykh veshchestv v Rossiiskoi Federatsii [Theoretical and Orzanizational Bases of Administrative-Law Regimes of Arms and Explosives Circulation in the Russian Federation]: doct. jur. sc. thesis, Moscow, 2007, 377 p.
Dolgopolov A. A., Belokon' A. V. O teoreticheskikh problemakh administrativno-pravovogo regu-lirovaniya informatsionnogo obespecheniya deyatel'nosti organov vnutrennikh del [On the Theoretical Problems of Administrative Legal Regulation of Information Support of Activity of Bodies of Internal Affairs], Obshchestvo i pravo, 2016, no. 3, pp. 165-170.
Korenev A. P. (ed.) Osnovy upravleniya v organakh vnutrennikh del [Bases of Management in the Bodies of Internal Affairs], Moscow, Shchit-M, 2000, 343 p.
Tikhomirov Yu. A. Publichnoe pravo [Public Law], Moscow, BEK, 1995, 496 p.
Wiener N. Kibernetika i obshchestvo [The Human Use of Human Beings. Cybernetics and Society], Moscow, Izd-vo inostr. lit., 1958, 196 p.
Aleksandr Dolgopolov - doctor of juridical sciences, professor of the Department of administrative and financial law, Kuban State Agrarian University (Krasnodar). 350044, Russian Federation, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: [email protected].
Yurii Lyudkevich - candidate of juridical sciences, deputy head of the Department of special studies, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnodar). 350005, Russian Federation, Krasnodar, Yaroslavskaya str., 128. E-mail: [email protected].
Anna Belokon' - candidate of juridical sciences, senior lecturer of the Department of special studies, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnodar). 350005, Russian Federation, Krasnodar, Yaroslavskaya str., 128. E-mail: [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 04.11.2018
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.12.2018