Ж.А. Аякова, канд. филос. наук, ст. преподаватель, e-mail: azhargal @yandex.ru Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова,
г. Улан-Удэ
УДК 294.3 (73)
О СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ДЗЕН-БУДДИЗМА В США
Рассматриваются социальные аспекты дзен-буддизма в США. Дзен-буддизм начал распространяться на территории США в конце XIX в., прежде всего, благодаря японским учителям, которые прибыли в Америку для службы в общинах японских иммигрантов. Интерес к дзен-буддизму среди американцев заметно возрос после Второй Мировой войны, как результат соприкосновения с азиатскими культурами. Основная волна распространения дзен-буддизма в США связана с выходом книг Д. Суд-зуки, в которых он интерпретировал буддийское учение в понятных американским читателям терминах, дающих общее представление о теоретической и практической стороне учения. Сегодня дзен-буддизм постепенно утрачивает свой религиозный характер, зачастую превращаясь в модный стиль жизни. Отголоски и влияние дзен-буддизма обнаруживают себя в современной американской литературе, искусстве и философии.
Ключевые слова: дзен-буддизм, японский дзен, Д. Судзуки, Ф. Капло, дзен-центр, бит-поколение, монастырский буддизм.
Zh.A. Aiakova, Cand.Sc.Philosophy SOCIAL ASPECTS OF ZEN BUDDHISM IN THE USA
Zen Buddhism started extending in the territory of the USA at the end of the XIX century, first of all, due to Japanese teachers who arrived to America for service in communities of Japanese immigrants. Interest to Zen Buddhism among Americans considerably increased after World War II, as a result of contact with Asian cultures. The main wave of Zen spreading to the USA is connected to D. Suzuki and his books explaining Buddhist theory and practice in the terms clear to the American readers. Today Zen mostly is not a religion but the way of thinking and living style. Zen had an influence on American literature, art and philosophy.
Key words: Zen Buddhism, Japanese Zen, T. Suzuki, Ph. Kapleau, Zen Center, Beat generation, monastic Buddhism.
Буддисты иммигрировали в США в разные исторические моменты и по целому ряду причин. Иммигранты из Китая и Японии начали прибывать в Калифорнию и на Гавайи в середине 1800-х гг., в основном в качестве рабочих-мигрантов для строительства железных дорог, работы в шахтах, на фермах и сахарных плантациях. В настоящее время в США насчитывается от трех до четырех миллионов буддистов [4], большинство из которых составляют американцы азиатского происхождения и азиатские иммигранты. Для буддизма в США характерна его значительная «американизация», выражающаяся в стиле жизни американских буддийских монастырей и центров, их лидеров и последователей. Американская практика буддизма претендует на более «интеллектуальной», «рациональной» уровень по сравнению с азиатской практикой, делающей акцент на его религиозный аспект. Философский и научный аспекты буддизма представляют огромный интерес для образованных американцев, вовлеченных в буддийскую практику через размышление и медитативные техники. Американские последователи буддийского учения приняли буддизм не как религиозную веру, а как мудрое руководство, ведущее к обретению духовной свободы и осмыслению новых граней смысла человеческого существования. По словам А.С. Агаджаняна, «постепенно буддизм превращался в глобальный интеллектуально-духовный ресурс, открытый для всеобщего пользования» [1]. Во второй половине XX в. тысячи американцев были увлечены дзен-буддизмом, прежде всего, благодаря японским учителям, которые прибыли в Америку для службы в общинах японских иммигрантов и познакомились с американской культурой. Дзен-буддизм рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII в. Значение японского дзен происходит от китайского чань,
возникший в результате соединения буддизма махаяны с традиционными учениями Китая (кит. i^am» восходит к санскритскому слову дxьянa — «сосредоточение», «созерцание», «медитация»). Важное отличие дзен-буддизма от других буддийских школ заключается в том, что учение дзен передается не через тексты, а от наставника к ученику, что называется, «от сердца, к сердцу» [2]. Данная передача означает, что наставник может «передать» ученику при помощи определенных методов собственное состояние сознания, наложив тем самым на ученика «печать сердца». В дальнейшем ученик закрепляет передачу просветления медитативной практикой. Данный процесс обеспечивает непрерывность линии непосредственной передачи учения.
В 1893 г. в Чикаго состоялся Всемирный парламент религий - международная конференция религиозных лидеров, где впервые выступили азиатские буддисты, в основном из Японии. После завершения конференции они совершили поездку по городам США с лекциями, в которой молодой японец Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (Daisetsu Teitaro Suzuki) (187G-1966 гг.), в будущем один из ведущих популяризаторов дзен- буддизма в США, сопровождал своего учителя и мастера дзен-буддизма Саку Сойэн. В это время в США насчитывалось около 2GGG японского населения [5]. Спустя 1G лет Саку Сойэн вернулся в США и открыл школуриндзaй, создав тем самым почву для установления дзен-буддизма в японской традиции. Сойэн отбирает трех своих учеников для развития линии риндзaй в США, однако из них только Дайсэцу Суд-зуки удалось продолжить дело своего учителя и оказать огромное влияние на распространение дзен-буддизма в Америке. Особенностью философии школы риндзaй является учение о возможности немедленного просветления и использование практикующими, совместно с практикой медитации дзaдзен (основным путем достижения просветления в философии школы сото), коанов - иррациональных коротких повествований - загадок или притч-вопросов, разрешение которых может не лежать в логической плоскости, но, с помощью «интеллектуального потрясения» способно помочь достижению сатори т.е. просветления. «Ум, природа, Будда - все это различные способы выражения одной и той же идеи, которая является великим утверждающим принципом. Дзэн предлагает нам взять его на вооружение» [3].
В 195G^ гг. профессор Д. Судзуки начал преподавать основы дзен-буддизма в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где в числе его слушателей были теолог Томас Мертон (Thomas Merton), романист Джером Д. Сэлинджер (Jerome David Salinger), композитор Джон Кейдж (John Milton Cage), а также психоаналитики Эрик Фромм (Erich Fromm) и Карен Хорни (Karen Horney). Такие ведущие исследователи буддизма, как Эдвард Конзе (Edward Conze), Кристмас Хамфриз (Christmas Humphreys) и Алан Уоттс (Alan Watts) в своем творчестве испытали сильное влияние Д. Судзуки.
Основная волна распространения дзен-буддизма в США связана с выходом книг Д. Суд-зуки, которые значительно повлияли на возрастание популярности дзен, особенно среди интеллигенции и культурной элиты. Ряд его работ посвящены общим проблемам буддизма ма-хаяны, формированию религиозной практики и учения буддизма в Китае. Успех Судзуки был связан с тем, что он смог интерпретировать буддийское учение в понятных американским читателям терминах, дающих общее представление о теоретической и практической стороне учения. На фоне интереса к дзен-буддизму многих американских и европейских писателей, философов, художников, музыкантов, а также вследствие развития антропологизма и иррационализма в идеалистической и религиозной философии, возникает такое явление, как «религиозность без религии» или «религиозный синкретизм». Причиной этого стало то, что интеллигенция искала компромисс между потребностью в религии и нежеланием следовать ее традициям. Таким образом, «интеллектуальный» дзен, несвязанный с монашеством и трансформировавший учение в «философию жизни», подвергся значительным изменениям. Судзуки исследовал, популяризировал и пропагандировал немонастырский дзэн-буддизм и стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. В его работах отмечалось место школы дзен в буддизме махаяны и в других восточных культурах в целом.
Важный этап в истории дзен-буддизма в США связан с битническим поколением (The Beat Generation), нонконформистским молодежным движением, оказавшим влияние на культурное сознание своих современников. Битническое направление дзен 1960-х гг., получившее название «бит-дзен», стало особым направлением американской молодежи, провозгласившей «дзенскую революцию». Данное направление отличалось упрощенным характером и не было связано с настоящей практикой дзен, но использовало терминологию учения. Одними из главных представителей битнического поколения были поэты и писатели Гэри Снайдер (Gary Snyder) и Джек Керуак (Jack Kerouac), популяризировавшие в своем творчестве буддийские концепции, такие как дхарма, карма, сатори. В американском буддийском Университете Наропы (Naropa University) создана Школа поэзии имени Джека Керуака, в которой до сих пор горячо обсуждаются его культовые романы Бродяги Дхармы и Сатори в Париже. В творчестве битников часто выражались добровольная бедность, бродяжничество, эротическая свобода, анархический гедонизм и отрешенность от социальных проблем.
Одним из первых, кто пришел к пониманию о необходимости обратиться к непосредственным истокам аутентичного дзен был американский судебный репортер Филип Капло (Philip Kapleau). Во время работы на послевоенных трибуналах в Токио в качестве репортера, он впервые познакомился с дзен-буддизмом. После более десяти лет обучения по теории и практике дзен, он получил от японских учителей титул роси и, вернувшись в США, организовал дзен-центр в Рочестере, штат Нью-Йорк. Его книга «Три столпа дзен. Учение, практика и просветление» позволяет судить о том, что Капло дорожил религиозной основой традиционного дзен, его ритуалами и обрядами, его восточными истоками, традициями дзенских храмов и монастырей. «В этой книге я попытался передать религиозный характер и дух дзен - его ритуалы и обряды, его обращение к сердцу в не меньшей степени, чем к рассудку - ибо в качестве буддийского пути к освобождению дзен, несомненно, является религией» [6]. Он подчеркивал практический характер традиционного монастырского дзена, и именно его стремился привить на Западе. «Попытки, делавшиеся на Западе, свести дзен к безжизненному интеллекту, оторванному от самого практического обучения, которое является его raison d'etre, вызвали к жизни в ряде мест псевдо-дзен, который есть не что иное, как щекочущая разум забава» [6].
Монастырский дзен, также получивший в Америке название «квадратный» (Square Zen) из-за своей традиционности выверенности, принес на Запад ряд японских дзенских учителей, основавших свои дзен-центры при поддержке американских последователей. Важное значение в дальнейшем распространении традиционной формы учения дзен сыграл центр «Общество изучения Дзен» (Zen Studies Society), образованный в 1956 г. в Нью-Йорке американскими последователями Т. Судзуки. Центр строго придерживался традиционной системы постижения учения школы риндзай, которая включала в себя знание и понимание истории школы, терминов буддизма и принципов дзен, а также строгую дисциплину, отсутствие теоретических рассуждений и четкое следование указаниям наставников.
Однако большинству буддийских общин в традиции дзен в США, придерживаться традиционной системы без изменений стало практически невозможным, и, несмотря на сохранение медитативной практики характерных черт традиции, претерпели организационные и другие изменения. Внешними изменениями стало необязательным бритье головы и ношение монашеской одежды, последователи начали носить обычную европейскую одежду. В традиционных восточных монастырях женщины медитировали отдельно от мужчин. В Америке женщины медитируют совместно с мужчинами, могут становиться монахинями и занимать определенную должность в иерархии. Дзен-центры трансформировались в открытые дзен буддийские общины и кампусы университетов, теперь позволяющие последователям ходить на работу, иметь семью и заниматься прочей деятельностью, не связанной с буддизмом.
Дзен-буддизм не перестает привлекать американских последователей своим культом внутренней свободы и интеллектуально-интуитивного мироощущения. «Дзеновскому» восприятию они учатся в университетах и объединяются в группы для практики медитации. От-
голоски и влияние дзен-буддизма обнаруживают себя в современной американской литературе, искусстве и философии. Сегодня в США дзен-буддизм стал приобретать характер общечеловеческого и межкультурного учения. Проникая в современную американскую культуру «плавильного котла», он постепенно утрачивает свой религиозный характер, зачастую превращаясь в модный стиль жизни.
Библиография
1. АгаджанянА.С. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму [Электронный ресурс]. - URL: http://www.theravada.ru/ (дата обращения 27.11.2014).
2. Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др. Буддизм: словарь / под общ. ред. Н.Л. Жуковской, А.Н. Игнатовича, В.И. Корнева. - М.: Республика, 1992.
3. Судзуки Д. Основы дзен-буддизма [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-reading.link/ (дата обращения: 9.08.2015).
4. Prebish Ch.S., Keown D. Buddhism. - N.Y.: Routledge, 2010. - P. 22.
5. Ibit. - P. 210.
6. Kapleau Ph. The Three Pillars of Zen: Teaching, Practice and Enlightenment. - N.Y.: Anchor Books, 2000. - P. 15.
Bibliography
1. Agadzhanyan A.S. Buddizm in the modern world: soft alternative to a globalism [Electronic resource]. - URL: http://www.theravada.ru/ (date of access 27.11.2014).
2. Abayeva L.L., Androsov V.P., Bakayeva E.P. et al. Buddhism: The dictionary / under the general edition of N.L. Zhukovskaya, A. N. Ignatovich, V. I. Kornev. - M.: Republic, 1992.
3. Suzuki D. Basics of Zen Buddhism. [Electronic resource]. - URL: http://www.e-reading.link/ (date of access: 9.08.2015).
4. Prebish Ch.S. and Keown D. Buddhism. - N.Y.: Routledge, 2010. - P. 22.
5. Ibit. - P. 210.
6. Kapleau, Ph. The Three Pillars of Zen: Teaching, Practice and Enlightenment. - N.Y.: Anchor Books, 2000. - P. 15.