ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОХРАНА ТРУДА И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ОБЛУЧЕНИЮ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ ЛОКАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
А.В. Хотулева, А.А. Касьяненко
Экологический факультет. Российский университет дружбы народов, Подольское ш., 8/5, 113093, Москва, Россия
На примере локальной радиационной аварии показано, что персонал и население могут получить дозы облучения, превышающие установленные нормативы. Действующее законодательство не предусматривает мер социальной защиты лиц, пострадавших в таких инцидентах
Появление и последующее стремительное развитие с середины прошлого века ядерных технологий оборонного и гражданского назначения, испытания ядерного оружия в природных средах, широкое применение в различных отраслях народного хозяйства радиоактивных веществ привели, как в бывшем СССР, так и в других государствах мира, к тяжелейшим радиационным катастрофам (Хэнфорд, Южный Урал, Уиндскейл, Томск-7, Три-Майл-Айленд, Чернобыль).
Наряду с радиационными катастрофами и происшествиями, имевшими значительные последствия, сведения о которых стали достоянием общественности, достоверно установлено огромное количество случаев бесконтрольного попадания радиоактивных веществ в природную среду и облучения людей. Такие случаи имеют локальный характер, а потому малоизвестны.
Можно предположить, что подобные случаи скрываются (по различным причинам) или вовсе являются до настоящего времени незамеченными. Одним из случаев, не имевшим широкой огласки, явилось радиационное происшествие на аэродроме Мигалово.
В августе 1992 года в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации №70-рп от 5.02.1991 г. «О неотложных мерах по обеспечению радиационной безопасности на территории РСФСР» при проведении аэросъемки г. Твери и прилегающих территорий было выявлено крупное площадное радиоактивное загрязнение радионуклидом цезием-137. При радиационном обследовании участка радиоактивного загрязнения (УРЗ) на территории аэродрома Мигалово и прилегающей к нему жилой зоны было установлено, что площадь радиоактивною загрязнения составляла около 2200 м2 и состояла из трех крупных и ряда мелких очагов с мощностью дозы гамма-излучения от 0,30 до 960 мкЗв/час (30-96000 мкР/час).
Причина возникновения загрязнения — подсыпка технической территории аэродрома радиоактивно-загрязненным шлаком из котельной авиационной ремонтной мастерской.
При неустановленных обстоятельствах в 80-х годах вместе с привозимым углем в топку печи котельной попали источники гамма-излучения с радионуклидом Cs137, в результате разрушения источников радионуклид сорбировался на внутренних стенках топки и в течение длительного времени (предположительно 1976-1992 годы) попадал с их поверхности в шлак и другие
продукты горения угля. Из топки котлов извлекали радиоактивно загрязненный шлак, который использовался для подсыпки территории аэродрома и других хозяйственных нужд. Достоверные сведения о первоначальном количестве радионуклида и причинах его попадания в топку не установлены.
В соответствии с международной шкалой ящерных событий (см. табл. 1), разработанной МАГАТЭ, радиационное загрязнение аэродрома Мигалово относится к событию второго уровня (Рекомендации, 1994; Руководство, 1996).
Это заключение было сделано на основании трех критериев:
— воздействие за пределами площадки характеризуется как несущественное для безопасности;
— воздействие на площадке характеризуется значительным распространением загрязнения, переоблучением персонала;
— ухудшение глубокоэшелонированной защиты характеризуется нарушением мер обеспечения безопасности.
Таблица 1
Основная структура шкалы (критерии имеют общий характер)
Критерии безопасности
Уровень воздействие за пределами площадки воздействие на площадке ухудшение глубокоэшелонированной защиты
7 Крупная авария Крупный выброс: обширные последствия для здоровья и окружающей среды
6 Серьезная авария Значительный выброс: возможно. требуется полное осуществление запланированных контрмер
5 Авария с риском за пределами площадки Ограниченный выброс: возможно, требуется частичное осуществление запланированных контрмер Тяжелое повреждение активной зоны, радиологических барьеров
4 Авария без значительного риска за пределами площадки Незначительный выброс: облучение населения сравнимо с установленными пределами Значительное повреждение активной зоны, радиологических барьеров, облучение персонала со смертельным исходом
3 Серьезный инцидент Очень малый выброс: облучение населения на уровне доли установленных пределов Крупное распространение загрязнения, острые последствия для здоровья персонала Близко к аварии — не осталось уровней (эшелонов) защиты
2 Инцидент Значительное распространение загрязнения, переоблучение персонала Инциденты со значительным нарушением мер обеспечения безопасности
1 Аномалия 1 Отклонение от разрешенного режима эксплуатации
0 Событие ниже шкалы отклонения Не существенно для безопасности
Событие, выходящее за рамки шкалы Не имеет отношение к безопасности
Международная шкала ядерных событий разработана МАГАТЭ в 1988 г., в России введена с 1990 г. Она была создана в качестве средства оперативного информирования общественности о значимости с точки зрения безопасности событий, происходящих на ядерных установках. Шкала разрабатывалась на основе изучения опыта прошлых событии, их классификации и оценок, а также в соответствии с параметрами ядерной и радиационной безопасности.
Важным элементом в структуре международной шкалы является соотношение уровней и трех критериев (табл. 1). Первый критерий связан с количеством выброса радиоактивных веществ во внешнюю среду, т.е. фиксирует наиболее опасную сторону аварийной ситуации, затрагивающую непричастных к объекту людей; второй критерий характеризует обстановку на объекте, имеющую отношение, прежде всего, к персоналу; третий критерий является показателем состояния технических систем объекта.
Таким образом, аварийная ситуация, сложившаяся на аэродроме Мигало-во, в соответствии с приведенной классификацией, носит общее название — инцидент.
В 2002 г. был проведен очередной радиационный контроль технической территории и жилой зоны, целью которого являлось:
— повторное измерение мощности эквивалентной дозы гамма-излучения на локальных участках радиоактивного загрязнения и сравнение полученных результатов с предьщущими;
— определение возможных изменений конфигурации участков загрязнения (миграции радионуклида из очагов его локализации);
— отбор проб почвы в точках с максимальным значением МЭД гамма-излучения и проведение спектрометрического анализа;
— оценка глубины слоя радиоактивно-загрязненной почвы.
На основе проведенных исследований были установлены границы радиоактивного загрязнения и его уровни. На базе полученных данных и данных обследований 1992 года была проведена оценка радиационного риска для персонала, работавшего на территории аэродрома.
Для определения рисков стохастических эффектов были выделены участки, на которых существовала большая вероятность нахождения людей и получения максимальных доз. Алгоритм расчета был следующим (Ваганов П.А., 1997; Ильин Л.А. и др., 1996; Комочков М.М., 1994):
— приблизительно оценить время нахождения человека на данном участке и сделать пересчет на год;
— определить экспозиционную дозу как произведение мощности экспозиционной дозы и времени нахождения человека на данном участке;
— по формуле пересчета рассчитать поглощенную дозу для биологических тканей
Бт = 0,0095 ■ X;
— по такому же принципу производится расчет эффективной дозы
Не = Кэ • Бт, где Кэ=0,7;
— величина риска стохастических эффектов определяется по формуле:
11з=го'Не,
где го — сумарный коэффициент риска соматических и генетических повреждений.
Пример. Определение риска на участке «курилка» — месте сбора персонала перед началом работ, инструктирования, постановки задач, периодического отдыха в течение рабочего дня, а также сбора и подведения итогов ра-
боты перед убытием с технической территории, что объясняет относительно продолжительное время нахождения людей.
Мощность экспозиционной дозы на этом участке составляла 8100 мкР/ч. Предполагая, что время пребывания здесь человека в день 1,5 ч., а в году было 300 рабочих дней получаем 450 ч/шд. Таким образом, экспозиционная доза Х=450-8100=3645000 мкР=3,65 Р, поглощенная доза 0Т=0,0095-3,65= 0,035 Гр, эффективная доза Не=0, 7-0,035=0,024 Зв, а биологический риск 11з=1,25-10-2-0,024 =4-10-4.
Аналогичным способом посчитаны биологические риски на других участках, результаты которых приведены в сводной табл. 2.
Таблица 2
Сводная таблица результатов расчета биологического риска стохастических эффектов
Название участка Р, мкР/час Время нахождения, ч/год X, Р От, Гр Не, Зв 1*3
Курилка 8100 450 3.65 0.035 0,024 4-10'4
Теплица 11000 800 8,8 0,084 0,06 1-ю-4
Дорога вдоль котельной 2500 300 0,75 0,007 0,005 8,3-Ю-5
Территория между ангарами и боксами 600 2400 1,44 0.014 0,01 1,7-10'4
Стоянка Ан-12 500 1500 0,75 0,007 0,005 8,3-10'5
Котельная 86000 2400 206,4 2 1,4 2,3-10'2
Для группы А норма эффективной дозы установлена в диапазоне 20-50 мЗв, но не больше 50 мЗв. На участках: теплица, территория между ангарами и боксами — значения эффективной дозы превышают установленный предел. Для группы Б на всех участках эффективная доза либо приближена к пределу в 5мЗв, либо превышает его. Около котельной эффективная доза превышает предел в почти 30 раз.
Величина биологического риска стохастических эффектов при данных эффективных дозах колеблется от 8,310~5 до 2,3-10 2. Как минимальное, так и максимальное значение, согласно НРБ-99 (Нормы, 1999), больше предела пожизненного риска, установленного как в 10~3 для персонала, так и 5Т0'5 для населения.
Военнослужащие, как принимавшие участие в ликвидации последствий радиационного инцидента, так и выполнявшие служебные обязанности в очаге РЗ до момента его обнаружения, получили опасные для здоровья дозы, каждая из которых превышает установленные нормативы.
В связи с тем, что правительство РФ распоряжением признало сам факт радиоактивного загрязнения и поручило трем министерствам ликвидировать его (МЧС РФ, Минприроды РФ, Минобороны РФ), возник вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, которые в течение десяти и более лет выполнили большой объем работ с высокоактивным грунтом (по состоянию на 1.06.2002 г. количество участвующих в ликвидации радиационного загрязнения составляло 58 человек).
Пути решения вопроса:
1. Приравнять участников работ к гражданам из подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 2123-1, Постановление Правительства РФ от 11.12.92 г. № 958);
2. Приравнять участников работ к гражданам, пострадавшим от радиоактивных воздействий (Постановление правительства РФ от 30.03.93 г. № 253). Последний путь оказался более реальным. Было подготовлено постановление Правительства РФ о внесении изменений в постановление № 253 и при поддержке комитета по обороне Государственной Думы, проект в течение 2001 года был согласован с семью министерствами и ведомствами (Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Минприроды РФ, МЧС РФ, Минздрав РФ, Минатом РФ, Госсанэпиднадзор РФ). Критерий подхода — внутреннее облучение. С этим подходом согласились Минздрав РФ и Госсанэпиднадзор РФ. Согласованный установленным порядком проект Постановления Правительства РФ не был реализован Департаментом социальной защиты Правительства РФ по причине отсутствия денежных средств на его реализацию, т.к. под проект постановления Правительства РФ автоматически могли попасть около 30-40 тыс. чел. (по данным МЧС РФ), которые с 1993 г. по 2001 г. участвовали в ликвидации техногенных радиационных загрязнений на территории РФ. В настоящее время имеются намерения вновь инициировать этот проект.
Действия Главного командования ВВС в вопросах льгот и компенсаций участникам ликвидации техногенного загрязнения не принесли желаемого результата. О льготах и компенсациях военнослужащим, проходившим службу в период с 1976 по 1992 гг., речь не шла, как и речь об их выявлении.
Нельзя забывать о гражданском населении, о котором в официальных документах и отчетах информации практически нет, несмотря на то, что жилые дома находятся в непосредственной близости от участка радиационного загрязнения.
Исходя из предположения, что подобного рода радиационные происшествия долгое время остаются латентными (скрытыми), необходима система, как общегосударственных, так и ведомственных мер по своевременному обнаружению и профилактике, к коим относятся: восстановление системы гражданской обороны на каждом предприятии и учреждении; максимально широкое распространение дозиметрических исследований; немедленное реагирование уполномоченных органов государственной власти по случаям радиационных происшествий и инцидентов.
В связи с тем, что локальные радиационные аварии уже происходили и могут иметь место в будущем, необходимо разработать законодательные акты и систему мер по социальной защите граждан, пострадавших в таких инцидентах.
ЛИТЕРАТУРА
Ваганов П.А. Ядермый риск: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1997,- 112с. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная безопасность и защита. Справочник. - М.: Медицина, 1996. - 336с.
Комочков М.М. Величины и оценки радиационного риска. Объединенный институт ядерных исследований. — Дубна. 1994. - 16 с.
Нормы радиационной безопасности. НРБ-99. - М.: Гос. СЭН РФ, 1999. - 126с. Отчет о деятельности Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности в 2000 году. РД-03-02-2000.
Рекомендации Международной комиссии по радиологической защите. 1990. Публикация 60,часть 2. — М.: Энергоиздат, 1994. — 208с.
Руководство по обеспечению радиационной безопасности при локализации и ликвидации радиационных аварий и катастроф на объектах России. — М.:МЧС, 1996. —110с.
ABOUT SOCIAL PROTECTION OF PEOPLES IRRADIATED IN THE LOCAL NUCLEAR ACCIDENTS
A.V. Hotuleva, A.A. Kasianenko
Ecological Faculty, Russian Peoples ’ Friendship University,
Podolskoye shosse, 8/5, 113093, Moscow, Russia
On example of one local accident is demonstrated that staff and population may receive the dozes of irradiation which excess allowed prescribed level. Actual Russian law no provide any social protection for peoples wrecked in such accidents.