Научная статья на тему 'О состоянии исследовательской деятельности педагогов-практиков'

О состоянии исследовательской деятельности педагогов-практиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ / ТЕСТИРОВАНИЕ И АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ставринова Наталья Николаевна

В статье представлены результаты изучения состояния и результативности решения педагогами-практиками исследовательских и инновационных задач на основании обоснованных критериев и показателей оценки компонентов готовности к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ставринова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии исследовательской деятельности педагогов-практиков»

О СОСТОЯНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ

В статье представлены результаты изучения состояния и результативности решения педагогами-практиками исследовательских и инновационных задач на основании обоснованных критериев и показателей оценки компонентов готовности к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, готовность к исследовательской деятельности, исследовательские задачи, тестирование и анкетирование.

Целью экспериментальной стадии нашего исследования была проверка результативности решения педагогами-практиками исследовательских и инновационных задач. При разработке программы эксперимента мы ориентировались на выявленные в ходе теоретического анализа компоненты готовности педагога к названным видам деятельности. При их же определении мы руководствовались положением о том, что быть готовым к какой-либо деятельности - значит обладать качествами, необходимыми для выполнения функций ее субъекта. Исследовательская и инновационная деятельности - это особые виды деятельности, вследствие чего они предъявляют специфические требования к качествам своего субъекта.

Нам удалось обосновать, что педагог-профессионал осуществляет исследовательскую и инновационную деятельность при решении следующих задач:

1) анализа ситуации обучения или воспитания и выделения в ней проблем;

2) планирования работы с обучающимися;

3) оценки степени полезности и эффективности технологий, методов и приемов, выбранных для разрешения конкретной педагогической проблемы или исследовательской задачи;

4) сбора информации о воспитанниках, учениках, их родителях, образовательном и социальном пространстве;

5) поиска средств активизации познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся;

6) разработки и внедрения в свою профессиональную деятельность новшеств.

В процессе рассматриваемых видов деятельности педагог выполняет действия двух типов: ориентировочные и исполнительские. Благодаря выполнению действий первого вида, выявляется потребность в решении исследовательских и инновационных задач того или иного вида, ставятся цели, планируется их достижение, подбираются методы выполнения действий, оцениваются их результаты. Действия второго вида - это собственно исследовательские и инновационные действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, организация и внедрение новшества, делаются выводы. При решении различных исследовательских и инновационных задач, исследовательские действия могут выполняться разными способами. Этому

будут соответствовать разные операции, поскольку действие в единстве со способом его выполнения образует операцию. Представление о строении и предметном содержании исследовательской и инновационной деятельности позволило, опираясь на него, содержательно определять критерии и показатели уровня готовности педагогов к выполнению функций субъекта этих видов деятельности.

Остановимся немного на исследовательской деятельности. Педагог, как ее субъект, должен быть способным: выявлять необходимость в проведении исследований для получения нового знания; ставить исследовательские задачи; разрабатывать гипотезы; планировать проведение исследований; выполнять исследовательские действия; анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований. На основании этого под готовностью к исследовательской деятельности мы будем понимать комплекс качеств человека, необходимых ему, чтобы выполнять функции субъекта этой деятельности. Мы выделяем четыре группы таких качеств - компонентов готовности: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический (операциональный). Созвучны представленным и характеристики субъекта инновационной деятельности.

Результаты проведенного нами эмпирического исследования подтвердили предположение о том, что уровень готовности педагогов разных ступеней образования к исследовательской и инновационной деятельности пока не соответствует современным требованиям к их осуществлению в реальной образовательной практике. Обусловлено это отсутствием целенаправленной работы в данном направлении на этапе подготовки педагогов в профессиональных учебных заведениях. Полученные результаты актуализировали целый ряд вопросов, требующих от нас постановки и решения задач планомерного и целенаправленного совершенствования готовности педагогов-практиков к решению профессиональных исследовательских и инновационных задач.

В данной статье более детально будут представлены результаты изучения состояния готовности педагогов-практиков к решению исследовательских задач. В ходе проведения тестирования и анкетирования педагогов выявлялись признаки сформированности у них компонентов готовности к их решению. В состав профессионально значимых для успешной деятельности педагога исследовательских задач мы включили:

1) изучение индивидуальных особенностей обучающихся; выявление и анализ учебных достижений учащихся;

2) анализ динамики развития обучающихся;

3) анализ динамики достижений учащихся;

4) выявление и анализ учебных затруднений учащихся;

5) анализ причин затруднений учащихся;

6) изучение мнений и отношений обучающихся к учебной деятельности и отдельным учебным дисциплинам;

7) анализ девиантного поведения учащихся;

8) изучение ценностных ориентаций и интересов учащихся;

9) изучение и анализ учебной мотивации учащихся;

10) анализ динамики изменений учебной мотивации учащихся;

11) изучение характеристик детского коллектива;

12) анализ динамики изменений характеристик детского коллектива;

13) сравнительный анализ содержания учебной программы;

14) сравнительный анализ технологий обучения;

15) сравнительный анализ учебников по дисциплине;

16) анализ эффективности мер воздействия на учащихся;

17) изучение опыта других педагогов;

18) изучение эффективности педагогических новшеств.

Степень готовности к решению каждой из этих задач предопределялась сформированностью соответствующих компонентов готовности к исследовательской деятельности.

Всего диагностикой и тестированием было охвачено 1200 педагогов (в возрасте от 25 до 54 лет с разным стажем работы) образовательных учреждений города Сургута и Сургутского района ХМАО Тюменской области.

Обобщенные результаты изучения их готовности к исследовательской деятельности по всем компонентам (таблица 1) реально отражают итоги процесса традиционной профессиональной подготовки педагогов к исследовательской деятельности, демонстрируя как его плюсы, так и минусы.

Таблица 1

Обобщенные результаты изучения готовности педагогов к исследовательской деятельности (2006-2008 годы)

Компоненты

Уровни Когнитивный Мотивационный Ориентировочный Технологический

Сургут Сург. р-н Сургут Сург. р-н Сургут Сург. р-н Сургут Сург. р-н

Высокий 11 12 2 3 0 0 4 4

Средний 36 38 15 14 38 39 31 33

Низкий 49 46 69 67 49 49 58 56

Не сфор-мир. 4 4 14 16 13 12 7 7

х2 х2 = 0,192 х 2 = 0,391 х 2 = 0,052 х 2 = 0,092

Р Р > 0,05 Р > 0,05 Р > 0,05 Р > 0,05

Сопоставление полученных по всем компонентам данных позволяет констатировать доминирование педагогов с низким уровнем готовности к рассматриваемой деятельности. При этом мы обратили внимание на факт, что самые низкие результаты получены по мотивационному компоненту готовности: 69% педагогов. Большинство из них ответственно относятся к освоению способов решения исследовательских задач, но не уверены, что это значимо для их профессиональной деятельности и карьеры. Они проявляют некоторый интерес к несложным исследовательским задачам и заданиям. Но отсутствие творческой активности и настойчивости при их решении не позволяет им достичь необходимых результатов. Некоторые из педагогов эпизодично участвовали в реализации исследовательских проектов в составе творческих групп, но самостоятельно такие проекты не разрабатывали. Не участвовали они и в конкурсах исследовательских работ (не считая редких выступлений на традиционных педагогических конференциях, семинарах). Но и в них не очень стремились участвовать. Не проявляют педагоги, отнесенные к этому уровню, и активности в саморазвитии, или она у них не высока.

У 10% педагогов, участвовавших в исследовании, мотивационная готовность к исследовательской деятельности оказалась не сформированной вовсе. Они пассивны, не проявляют интереса к освоению методов исследования, поскольку не считают исследовательскую деятельность важной для своего профессионального роста и развития. За время работы в системе образования никто из них не проявил интереса к разработке и реализации исследовательских проектов. Отсутствует у них и активность в профессиональном саморазвитии, они не стремятся узнать сверх того, что предлагают учебные программы в сфере профессиональной исследовательской деятельности. При выполнении исследовательских заданий и работ у них доминировала привычка делать все ради материального (изредка морального) поощрения. Такая позиция породила пассивность по отношению к профессиональному развитию, и она явилась существенным препятствием в самостоятельном профессиональном становлении многих наших респондентов.

Результаты сформированности когнитивного компонента несколько выше, о чем свидетельствует выход 14% педагогов города Сургута и 12% педагогов Сургутского района на высокий уровень. Эта группа педагогов хорошо понимает роль и значение решения исследовательских и инновационных задач в профессиональной деятельности педагога, знает требования к результатам их решения. Они имеют знания достаточные, чтобы решать исследовательские задачи практически всех типов. Ими хорошо усвоены требования, предъявляемые к исследовательским проектам, программам, к отбору и разработке диагностического материала. Прочно и осознанно усвоены знания о методах решения исследовательских задач и условиях их применения. У 34% педагогов города Сургута и 38% - Сургутского района выявлен средний уровень когнитивного компонента готовности к исследовательской деятельности. Они довольно хорошо понимают роль и значение решения инновационных и исследовательских задач в профессиональной деятельности педагога; имеют достаточно полные, глубокие знания, чтобы решать задачи большинства типов. Знают они и требования, предъявляемые к исследовательским и инновационным проектам, программам, к отбору и разработке диагностического материала, но эти знания осознаны слабее. Прочностью отличаются знания о разных группах методов исследования и условиях их применения.

Но у 49% педагогов города Сургута и 46% - Сургутского района когнитивная готовность сформирована на низком уровне. Они слабо понимают роль и значение исследования в профессиональной деятельности педагога, имеют знания, достаточные, чтобы решать лишь некоторые, наиболее простые исследовательские задачи.

Результаты готовности педагогов года по ориентировочному компоненту готовности к инновационной и исследовательской деятельности практически аналогичны предыдущим. Высокий уровень не выявлен. На среднем уровне рассматриваемый компонент готовности сформирован у 38% педагогов города Сургута и 39% - Сургутского района. Они умеют самостоятельно или с незначительной помощью научного консультанта ставить исследовательские задачи большинства типов, но не всегда определяют требования к результатам их решения. Могут самостоятельно планировать решение многих исследовательских задач, определяя структуру исследовательских действий, но в сложных случаях испытывают затруднения и не справляются с разработкой адекватного плана. В большинстве случаев они демонстрируют сформиро-ванность умения выбрать адекватные методы исследования. Их действия осознаны, но не достаточно самостоятельны. Однако в сложных случаях ис-

пытывают затруднения при оценке исследовательских программ или учебно-исследовательских работ. Крайне редко они выявляют даже часть имеющихся в них недостатков.

По 62% педагогов в каждом муниципальном образовании вышли по ориентировочному компоненту готовности на низкий уровень. Они смогли поставить только некоторые типы исследовательских задач; при планировании их решения использовали стандартные планы, т.е. его планирование их исследований репродуктивно. При необходимости строят план исследования в ситуациях, когда стандартные планы не могут быть применены, испытывают затруднения и редко справляются с этим. Во многих случаях не могут адекватно оценить качество исследовательских программ, совершенно не замечают в них даже явных недостатков.

При оценке состояния сформированности у педагогов технологического компонента готовности к исследовательской деятельности выявлено, что по 4% педагогов достигли высокого уровня готовности. Они умеют применять в соответствии с имеющимися условиями все основные методы исследования, которые требуются для решения исследовательских задач в педагогической деятельности: наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент, статистическая проверка гипотез, функциональный анализ, корреляционный анализ. Могут самостоятельно разработать недостающий диагностический инструментарий (анкеты, тесты), адаптировать имеющиеся диагностические методики. Делают это вполне осознанно и самостоятельно в любой ситуации.

31% педагогов города Сургута 33% - Сургутского района отнесены к среднему уровню выполнения исследовательских действий, необходимых для решения исследовательских задач в педагогической деятельности. Способны самостоятельно разработать недостающий диагностический инструментарий (тесты). Они умеют применять в соответствии с имеющимися условиями часть основных методов исследования. Испытывают затруднения при проведении статистической проверки гипотез, функционального и корреляционного анализа.

Но более половины педагогов (65% - город Сургут и 64% - Сургутский район) находились на низком уровне готовности к применению на практике знаний о методах исследования, могли применять в соответствии с имеющимися условиями некоторые методы исследования. Типичные затруднения возникали при проведении эксперимента, анкетирования, статистической проверке гипотез, функционального и корреляционного анализа и многих методов математической статистики. Педагоги оказались не готовы самостоятельно разработать недостающий диагностический инструментарий.

Для сопоставления результатов по всем компонентам и определения степени расхождения между двумя распределениями педагогов (таблица 2) использован критерий х2 Пирсона. Проведенные расчеты показали, что значение х1эмп. меньше х2кр. (оно равно 7, 815 для р = 0,05 и 11, 345 для р = 0,001). Следовательно, есть основания для принятия нулевой гипотезы о том, что различия между двумя эмпирическими распределениями педагогов города Сургута и Сургутского района на момент проведения обследования статистически не значимы.

Обобщая полученные по всем компонентам результаты готовности педагогов города Сургута и Сургутского района, мы пришли к выводу, что в целом они слабо подготовлены к самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности. В таблице 2 представлены результаты интегральной оценки их готовности к решению профессиональных исследовательских задач.

Таблица 2

Сводные данные интегральной оценки готовности педагогов города Сургута и Сургутского района к исследовательской деятельности

Интегральный уровень готовности к ИД Сургут (%) Сургутский р-н (%)

Высокий (8-9) уровень 0 0

Выше среднего (6-7) уровень 3 4

Средний (4-5) уровень 21 22

Ниже среднего (2-3) уровень 30 28

Низкий (0-1) уровень 36 37

Не сформирован (0 уровень) 10 9

Значение критерия согласия распределений (х2) х 2 = 0,301

Уровень значимости (р) Р > 0, 05

В целом и данные таблицы 2 наглядно демонстрируют, что лишь у 3% педагогов Сургута и 4% педагогов Сургутского района два компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на высоком уровне, а два других - на среднем. А у некоторых педагогов один компонент находится на высоком уровне, а три других - на среднем. На этом основании они отнесены к уровню готовности к исследовательской деятельности выше среднего.

К среднему уровню целостной готовности отнесены 21% педагогов города Сургута и 22% - Сургутского района. У них либо все компоненты готовности к исследовательской деятельности находятся на среднем уровне, либо один компонент находится на низком уровне, а три других - на более высоком.

На уровне выше среднего смогут осуществлять исследовательскую деятельность 30% педагогов города Сургута и 28% - Сургутского района. У многих из них два компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на низком уровне, а два других - на более высоком. Но у части педагогов три компонента готовности находятся на низком уровне, а один -на более высоком.

Представленные результаты позволили сделать вывод о том, что различия в распределениях педагогов города Сургута и Сургутского района статистически незначимы как по отдельным компонентам, так и по интегральной оценке. Это означает одинаковость состояния их готовности к исследовательской деятельности. Такое сходство вполне закономерно для реализуемой традиционно в педагогических вузах системы репродуктивно-ассоциативного обучения педагогов.

Сделанные нами по материалам эмпирического исследования выводы по многим моментам оказались созвучны с результатами аналогичных исследований ряда ученых, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием. Полученные нами результаты подтверждают, что продолжительное время в нашей стране существовала система высшего педагогического образования, предполагающая подготовку специалиста для определенного вида профессиональной предметной деятельности, кое-где эта тенденция еще устойчиво сохраняется, но принимает новые черты в соответствии с требованиями времени. Тем не менее, мы твердо убеждены, что система высшего профессионального педагогического образования, не реализующая деятельностный подход в подготовке специалиста, не дающая им возможности стать субъектами инновационной и исследовательской деятельности будет не способна обеспечить адекватную подготовку

будущих педагогов к исследовательской и инновационной деятельности. Большинство выпускников педагогических вузов не готовы сегодня занять субъектную позицию при решении профессиональных исследовательских задач, создании и внедрении новшеств. В наибольшей мере по результатам нашей диагностики это относится к мотивационному компоненту. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что формирование мотивационного компонента в значительно большей степени зависит от неконтролируемых нами внешних факторов, чем формирование других компонентов готовности. Без формирования мотивационной готовности к педагогической деятельности в целом невозможно сформировать на высоком уровне мотивационную готовность к решению исследовательских задач в этой деятельности. Это, пожалуй, будет одним из сложнейших направлений нашего дальнейшего взаимодействия с педагогами в рамках реализации разработанной на основании представленных выше результатов программы повышения их исследовательской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.