Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2
УДК 34:001.102
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ИНФОРМИРОВАНИЕ», «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ», «ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Е. Н. Тогузаева
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье анализируется соотношение таких понятий, как «информационная деятельность», «информационное обеспечение», «информирование». Раскрываются структурные элементы механизма информирования личности. По мнению автора статьи, понятие «информационное обеспечение» включает в себя и информирование, и информационную деятельность. Ключевые слова: информирование, субъекты информирования, информированность, механизм, правовая культура.
Correlation of Notions «Informing», «Informational Ensuring», «Informational Activity»
E. N. Toguzaeva
Correlation of such notions as «informational activity», «informational ensuring», «informing» are analyzed in the article, which is devoted to structural components of mechanism of informing individuals. According to author's opinion the notion «informational ensuring» includes both notions «informing» and «informational activity». Key words: informing, parties of informing, information distribution, mechanism, legal culture.
В настоящее время все большая роль отводится информационной сфере и ее составляющим, в том числе и в правоприменительной деятельности. Информационная сфера - понятие широкое, охватывающее ряд таких категорий, как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений1.
Немаловажная роль и определяющее место в информационной сфере принадлежат механизму информирования личности, общественности. Сам механизм представляет собой некую систему, в состав которой, на наш взгляд, входят следующие элементы:
субъекты информирования; объект информирования; адресат информирования; деятельность по информированию; средства информирования. При этом результатом работы данного механизма должна являться информированность адресата.
Проблеме информирования уделяется недостаточно внимания в правовой литературе, большая часть исследований, посвященных ин-
формированию и повышению его эффективности, относится к социологическим и психологическим наукам.
В силу современного развития информационно-коммуникационных технологий в настоящее время выделяют достаточно много различных средств информирования, однако по-прежнему самыми эффективными и распространенными остаются телевидение, радиовещание, печатные СМИ и Интернет2.
Успешное выполнение работ по информированию непременно отразится на уровне правовой культуры населения, его активности и социальной обстановке, поскольку в сознательной деятельности личности огромную роль играет фактор информированности вообще, и правовой в частности. Это обстоятельство не нуждается в доказывании, поскольку налицо пропорциональная зависимость уровня правовой культуры от показателей информационной обеспеченности.
Отсутствие надлежащего информирования населения лишает его возможности воспользоваться своими правами, защитить законный интерес или реализовать закрепленную обязанность, а соответственно, и о высоком уровне правовой культуры в данном случае говорить не приходится. При этом важно помнить о необходимости работы такого механизма информирования во всех отраслевых сферах3.
В некоторых случаях недолжное информирование или умышленное неинформирование населения приводит, в частности, к невозможности воспользоваться предусмотренными законодательством правами, создается некоторый информационный вакуум, являющийся одной из важнейших предпосылок для неиспользования гражданином своих субъективных прав, проявления им правовой пассивности и беспомощности.
Такие понятия как «информирование», «информированность», «информационная деятельность», «информационное обеспечение» довольно часто встречаются в современной научной литературе, однако многие их них зачастую употребляются как тождественные, что, на наш взгляд, не совсем верно, поскольку каждое из вышеназванных понятий имеет свою специфику и обозначает отличные друг от друга явления.
Так, например, в литературе указывается, что информационная деятельность осуществля-
© Тогузаева Е. Н., 2011
Е. Н. Тогузаева. О соотношении понятий «информирование», «информационное обеспечение»
ется федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации как особый вид деятельности, имеющей признак системности. Она включает такие составляющие, как деятельность по информированию общества о своей работе и ее результатах, а также государственное информационное обслуживание граждан. Следует обратить внимание и на насущную необходимость развития в качестве самостоятельного направления информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти массового информирования граждан, населения4.
Информирование можно определить как процесс доведения соответствующей информации до сведения адресата. Однако такой процесс также является чьей-то информационной деятельностью. Поэтому, на наш взгляд, термины «информирование» и «информационная деятельность» могут употребляться как тождественные. При этом возможно выделение двух вариантов информирования:
вариант 1 - по запросу граждан (когда граждане сами просят о предоставлении какого-либо рода информации - налоговой, таможенной, вытекающей из правоотношений по защите прав потребителей и т. д.);
вариант 2 - без всяческих запросов (например, в силу обязанности работодателя, закрепленной в трудовом договоре с работником).
Особую роль в процессе информирования играет правовое информирование граждан, поскольку от его уровня зависит состояние их правовой активности, а также повышение уровня эффективности реализации предусмотренных законодательством прав. Между тем, как указывает пояснительная записка к отклоненному ныне законопроекту «Об обязательном информировании», «принимая нормативные акты, органы государственной власти и местного самоуправления зачастую формально подходят к оповещению граждан об их принятии». Отмечается, что органами местного самоуправления не обеспечивается доступ к текстам публикуемых нормативных актов, а также к иной необходимой информации, содержащейся в периодических изданиях - официальных публикаторах нормативных актов. Целью законопроекта «Об обязательном информировании» являлось предложение «обязать органы местного самоуправления размещать в местах их расположения определенного количества текстов публикуемых нормативных актов. Также предлагается обязать органы местного самоуправления обеспечить размещение определенного количества периодических изданий, являющихся официальными публикаторами нормативных актов органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления»5.
Информированность представляет собой результат процесса информирования, то есть
состояние обладания некими переданными субъекту сведениями. Данный результат становится возможным в силу такого важного свойства информации, обозначенного В. А. Копыловым, как тиражируемость (распространяемость)6.
Представляется, что информационное обеспечение - это более широкое понятие, чем информирование, так как обеспечение подразумевает гарантированность и наличие чьей-либо обязанности проинформировать, создание условий для реализации права личности на информацию и обеспечение защиты в случае нарушения таких прав и законных интересов.
Таким образом, можно заключить, что понятие «информационное обеспечение» включает в себя и информирование, и информационную деятельность.
Примечания
1 Куняев Н. Н. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере на современном этапе развития Российского государства // Российская юстиция. 2010. № 5.
2 См.: Устинович Е. С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2010. № 2.
3 См., например: Постановление ФАС Центрального округа от 27.01.2009 по делу № А68-3194/2008-175/5. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»: отсутствие надлежащего информирования населения о продаже муниципального имущества лишает предпринимателей прав реализовать свои возможности на приобретение упомянутого недвижимого имущества ; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2008 по делу № А56-39342/2007. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»: в судебно-арбитражной практике нередки судебные акты о признании недействительными решений о даче согласия на отчуждение объектов ввиду отсутствия надлежащего информирования населения о продаже государственного либо муниципального имущества, поскольку такие решения лишают предпринимателя права реализовать свои возможности на приобретение упомянутого имущества и др.
4 См.: Устинович Е. С. Указ. соч.
5 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об обязательном информировании». Вносился депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации В. М. Тарасюком. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.duma. gov.ru (дата обращения: 14.04.2011).
6 См.: Копылов В. А. Информационное право : учебник. 2-е изд., перераб и доп. М., 2002. С. 201.
Право
113