Юридические науки
А.Г. Гришаков,
кандидат юридических наук, Барнаульский юридический институт МВД России
Ю.А. Прибытко,
кандидат юридических наук, доцент, Барнаульский юридический институт МВД России
О СООТНОШЕНИИ
ПОНЯТИЙ «ДИСЦИПЛИНА», «ЗАКОННОСТЬ»
И «ПРАВОПОРЯДОК» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
REVISITING THE CORRELATION OF THE CONCEPTS "DISCIPLINE”, "LAW” AND "ORDER” IN POLICING
В статье соотнесено правовое содержание понятий «дисциплина», «законность» и «правопорядок», на основе чего выявлена взаимосвязь указанных категорий. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения законности в административной деятельности участковых уполномоченных полиции, так как она неразрывно связана с защитой личности и применением мер принуждения. По итогам исследования делается вывод о необходимости системного контроля за законностью и дисциплиной указанных должностных лиц полиции.
The article correlated legal content of terms "discipline ", "lawfulness" and "legal order", based on what was revealed correlation of these categories. Particular attention is paid to the rule of law in the police precinct administrative activities, which is inextricably linked with person protection and coercive measures using. The study is concluded the importance of systematic monitoring of these police officers lawfulness and discipline.
Дисциплина и порядок необходимы при любом государственном строе, они являются первым и непременным условием нормального функционирования общества, повседневной жизни и деятельности людей, их коллективов. Проблема дисциплины непосредственно сталкивается с другими крупными проблемами (законность, правопорядок, ответственность, демократия, организованность, четкое исполнение всеми субъектами своих обязанностей, служебного долга и т.д.), которые тесно взаимосвязаны между собой. Соответственно, поддержание опреде-
ленного уровня дисциплины является объективной потребностью любой социальной общности.
В юридическом смысле дисциплина — это подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и иных социальных и технических предписаниях, имеющих цель упорядочить определенные общественные отношения [11. — С. 18]. Дисциплина в обществе подразумевает не только гарантию свободы граждан друг другу неукоснительным соблюдением своих обязанностей, но и гарантию
70
Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015
соблюдения государственными институтами прав и свобод граждан.
Сущность дисциплины заключается в определенных требованиях к должному поведению людей в той или иной области общественной жизни, связанному с соблюдением юридических и других социальных обязанностей. При этом дисциплина выражается в законопослушности и строгом исполнении обязанностей каждым по отношению к правам других людей. Безусловно, это касается и государственных служащих, в том числе и участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России.
Дисциплина — понятие более широкое, чем законность, так как она предполагает соблюдение не только законов и иных нормативных актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений и указаний, которые участковый уполномоченный полиции получает в процессе служебной деятельности. Кроме того, важнейшей частью дисциплины является соблюдение участковым уполномоченным полиции внутреннего служебного (трудового) распорядка, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации [14] и должностного регламента, определяющего основные права и обязанности по занимаемой должности.
Конечно, дисциплина включает в себя законность, но к ней не сводится, так как это близкие, но не совпадающие явления. Они соотносятся как часть и целое. Законность — стержень, ядро дисциплины, без которого последняя немыслима. Условием же укрепления того и другого выступают юридические обязанности, их четкое исполнение [13. — С. 439]. Существуют различные виды и разновидности дисциплины, например государственная, трудовая, служебная, кадровая, исполнительская, воинская и др. Каждый из видов имеет свою специфику. В то же время они тесно взаимосвязаны, служат одним и тем же целям и задачам, главной из которых является наведение порядка в стране, повышение управляемости общества.
К примеру, служебная дисциплина участкового уполномоченного полиции заключается, прежде всего, в добросовестном исполнении должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне. При этом служебная дисциплина связана с соблюдением правил внутреннего распорядка подразделения полиции, в котором он проходит службу, правил и норм безопасности и охраны труда, а также с исполнением конкретных приказов и распоряжений непосредственных руководителей. Следовательно, соблюдение участковым уполно-
моченным полиции служебной дисциплины, строгое исполнение им своих должностных обязанностей формирует, укрепляет и обеспечивает законность.
Следует подчеркнуть, что категория законности разработана в отечественной литературе (советской и постсоветской) достаточно основательно. Тем не менее, в трактовке этого сложного понятия до сих пор нет единства мнений и взглядов, существуют разные подходы к определению данного явления, его роли и места в жизни общества, содержания, принципов и т.д. [16. — С. 94, 95].
Традиционно под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение законов и иных нормативных актов всеми субъектами права. Разумеется, законы должна соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими, и в этом заключается ее первейшая обязанность. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других и, следовательно, не сможет обеспечить должного порядка, дисциплины и организованности в обществе.
Законность создается и формируется в процессе реализации права, вместе с тем ее нельзя ограничивать только правореализационной сферой. В современной юридической литературе подчеркивается, что требования законности должны распространяться и на законотворчество.
Если отвлечься от частных, связанных с типом правопонимания, различий в многочисленных дефинициях, законность представляет собой сложное и многогранное явление. Она «может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократического правового государства; как требование всех властных структур, органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц; как метод (средство) осуществления политической власти; как состояние (режим) общественной и государственной жизни; как элемент демократии, свободы личности и т.д.» [4. — С. 515].
Законность есть принцип, метод, режим функционирования правового государства и гражданского общества, в основе которых лежит точное соблюдение и исполнение законов всеми государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами [2. — С. 23]. Более того, законность есть система взаимосвязанных социальных, политических и юридических требований и их реализация в жизни общества (в совокупности общественных отношений, в функционировании правовой системы, в правотворческой, право-
71
Юридические науки
применительной и иной деятельности государства). Она является одним из важных условий развития демократии, построения правового государства, обеспечения прав и свобод граждан [8,— С. 6].
Таким образом, анализ различных точек зрения на понятие «законность» не дает основания противопоставлять одно определение другому, так как все они отражают реально существующие черты и свойства этого сложного и многогранного социального явления. Между тем практически в каждом определении выделяется то главное, что и образует суть, основу законности — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений [6. —С. 52].
Полагаем, что законность в деятельности участкового уполномоченного полиции наиболее ярко проявляется в обеспечении на территории административного участка общественного порядка и общественной безопасности, охране всех форм собственности, борьбе с преступлениями и административными правонарушениями и поддержании правопорядка в целом. Указанная деятельность должна строиться на основе строжайшего соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
На наш взгляд, существует два уровня законности. Первый — механическое исполнение законов, второй — исполнение сознательное и даже активное. Именно на втором уровне формируется правосознание граждан, их отношение к своим обязанностям, общественному долгу. В идеале закон должен быть таким, чтобы его адресаты были внутренне с ним согласны, согласны с теми нормами, правами и обязанностями, которые в нем предусмотрены. Отсюда и возникает необходимость формирования положительного отношения граждан, проживающих на административном участке, к закону.
В связи с этим соблюдение законности в деятельности самого участкового уполномоченного полиции особенно важно, так как она носит правоохранительный характер, неразрывно связана с защитой личности, применением мер принуждения, вследствие чего какое-либо отступление от закона неизбежно приводит к нарушению основных прав, свобод и законных интересов граждан и влечет за собой подрыв авторитета органов внутренних дел [7.— С. 32].
Необходимо также отметить, что обязанности, возложенные на участкового уполномоченного полиции федеральным законодательством, ведомственными нормативными правовыми актами и должностным регламентом, тесно взаи-
мосвязаны не только с законностью, но и с правопорядком на территории административного участка. Без соблюдения обязанностей он, как и законность, немыслим. Все три названные категории (дисциплина, законность, правопорядок), выступают важнейшими элементами правовой системы общества [9].
Безусловно, содержание правопорядка объемно и многогранно. В нем переплетаются самые различные связи, отношения, интересы, потребности. Важнейшими его компонентами являются права, свободы и обязанности граждан, взаимная ответственность личности и государства, правовые предписания, их реализация [3.— С. 533]. Правопорядок есть основанный на праве порядок общественных отношений, при котором возникающие споры и конфликты решает «третье лицо» (правосудие) на условиях, определенных до возникновения данного спора или конфликта, причем исполнение принятого решения обеспечивается принуждением, монопольно осуществляемым государством [10.— С. 39].
В юридической науке принято различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Правопорядок — это часть общественного порядка, его главная составляющая. «Являясь венцом, итоговым результатом действия права, он как бы замыкает цепь основных общественнополитических явлений из области правовой надстройки (правозаконность — законность — правопорядок)» [1.— С. 297—298]. Установление правопорядка влияет на состояние социальных связей. Он призван эффективно координировать субъективные права, законные интересы и юридические обязанности участников правоотношений для поддержания требуемого социального баланса в обществе [12. —С. 27].
На участкового уполномоченного полиции возложен определенный перечень обязанностей [5], которые он выполняет посредством определенных методов [15. — С. 42—44] в процессе административной деятельности на закрепленном участке, во время профилактического обхода, при рассмотрении обращений граждан, что, в конечном счете, и обеспечивает соответствующий правопорядок на территории административного участка.
Обобщая изложенные положения, применительно к участковым уполномоченным полиции можно утверждать, что надлежащее исполнение ими своих обязанностей с использованием соответствующих форм и методов их реализации является неотъемлемым условием укрепления дисциплины, законности и правопорядка на обслуживаемых административных участках, а также соблюдения, исполнения, практической
72
Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015
реализации, защиты и охраны прав граждан. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей участковым уполномоченным полиции дестабилизирует законность, разрушает дисциплину и правопорядок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С.С. Общая теория права: Т. 2. — М.: Юридическая литература, 1982.
2. Байтин М.И. Законность и правопорядок в условиях формирования правового государства // Становление правового порядка в Российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1995.
3. Борисов В.В. Правовой порядок // Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. / под ред. М.П. Марченко. — Т. 2. — М.: Зерцало-М, 1998.
4. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородской акад. МВД России, 1993.
5. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 // РГ. — 2013. — 27 марта.
6. Гришаков А.Г. Правовое положение подразделений милиции, осуществляющих охрану собственности на основании договоров: дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 2010.
7. Гришаков А.Г. Принцип законности в дея-
тельности подразделений милиции, осуществляющих охрану собственности на основании договоров// Правовое обеспечение социальноэкономического развития Дальневосточного региона: материалы межвузовской научно-
практической конференции 20 июня 2006 г. — Владивосток: Принт-Восток, 2007.
8. Демидов В.В. Законность в современном российском государстве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2004.
9. Еремеев И.А. Взаимосвязь и взаимозависимость категорий «законность» и «правопорядок» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — Сер.: Юриспруденция. — 2005. —Вып. 51.
10. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. — М.: Зерцало-М, 2002.
11. Малько А.В. Дисциплинарная политика как особая разновидность правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. — 2001. — №2.
12. Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. — СПб.: Юридический центр-Пресс, 2004.
13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. — М.: ЮристЪ, 2004.
14. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. №1377. — СЗ РФ. — 2012. — № 43. — Ст. 5808.
15. Прибытко Ю.А. О понятии «методы осуществления обязанностей участковыми уполномоченными полиции как государственными служащими» // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы двенадцатой международной научнопрактической конференции: в 3 ч. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2014. — Ч. 3.
16. Прибытко Ю.А. Формы и методы осуществления обязанностей государственными гражданскими служащими Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2010.
REFERENCES
1. Alekseev S.S. Obschaya teoriya prava: T. 2. — M.: Yuridicheskaya literatura, 1982.
2. Baytin M.I. Zakonnost i pravoporyadok v usloviyah formirovaniya pravovogo gosudarstva // Stanovlenie pravovogo poryadka v Rossiyskom gosudarstve: realnost i perspektivyi (sotsialno-pravovyie problemyi). — Saratov: Izd-vo Sara-tovskogo un-ta, 1995.
3. Borisov V.V. Pravovoy poryadok // Obschaya teoriya gosudarstva i prava. Akademicheskiy kurs: v 2 t. / pod red. M.P. Marchenko. — T. 2. — M.: Zertsa-lo-M, 1998.
4. Vitruk N.V. Zakonnost: ponyatie, zaschita i obespechenie // Obschaya teoriya prava / pod red. V.K. Babaeva. — N. Novgorod: Izd-vo Nizhego-rodskoy akad. MVD Rossii, 1993.
5. Voprosyi organizatsii deyatelnosti
uchastkovyih upolnomochennyih politsii: prikaz
MVD Rossii ot 31 dekabrya 2012 g. # 1166 // RG. — 2013. — 27 marta.
6. Grishakov A.G. Pravovoe polozhenie po-drazdeleniy militsii, osuschestvlyayuschih ohranu sobstvennosti na osnovanii dogovorov: dis. ... kand. yurid. nauk. — Omsk, 2010.
7. Grishakov A.G. Printsip zakonnosti v
deyatelnosti podrazdeleniy militsii, osuschestvlyayuschih ohranu sobstvennosti na osnovanii dogovorov// Pravovoe obespechenie sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Dalnevostochnogo re-giona: materialyi mezhvuzovskoy nauchno-
73
Юридические науки
prakticheskoy konferentsii 20 iyunya 2006 g. — Vladivostok: Print-Vostok, 2007.
8. Demidov V.V. Zakonnost v sovremennom ros-siyskom gosudarstve: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — N. Novgorod, 2004.
9. Eremeev I.A. Vzaimosvyaz i vzaimozavisi-most kategoriy «zakonnost» i «pravoporyadok» // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatischeva. — Ser.: Yurisprudentsiya. — 2005. —Vyip. 51.
10. Leyst O.E. Suschnost prava. Problemyi teorii i filosofii prava. — M.: Zertsalo-M, 2002.
11. Malko A.V. Distsiplinarnaya politika kak osobaya raznovidnost pravovoy politiki // Pravovaya politika i pravovaya zhizn. — 2001. — #2.
12. Malko A.V., Subochev V.V. Zakonnyie inter-esyi kak pravovaya kategoriya. — SPb.: Yuridicheskiy tsentr-Press, 2004.
13. Matuzov N.I., Malko A.V. Teoriya gosudar-stva i prava: uchebnik. — M.: YuristЪ, 2004.
14. O Distsiplinarnom ustave organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 14 oktyabrya 2012 g. #1377. — SZ RF. — 2012. — # 43. — St. 5808.
15. Pribyitko Yu.A. O ponyatii «metodyi osusch-estvleniya obyazannostey uchastkovyimi upolnomochennyimi politsii kak gosudarstvennyimi sluzhaschimi» // Aktualnyie problemyi borbyi s prestupleniyami i inyimi pravonarusheniyami: materi-alyi dvenadtsatoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 3 ch. — Barnaul: Bar-naulskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2014. — Ch. 3.
16. Pribyitko Yu.A. Formyi i metodyi osusch-estvleniya obyazannostey gosudarstvennyimi gra-zhdanskimi sluzhaschimi Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk. — Saratov, 2010.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Гришаков Алексей Геннадьевич. Начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук.
Барнаульский юридический институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49. Тел. _(3852) 379-288.
Прибытко Юлия Александровна. Доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук, доцент.
Барнаульский юридический институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49. Тел. _(3852) 379-318.
Grishakov Aleksey Gennadyevich. Head of the chair of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Agencies. Candidate of Sciences (Jurisprudence / Law).
Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 656038, Barnaul, Chkalov Str., 49. Tel. (3852) 379-288.
Pribytko Julia Alexandrovna. Assistant Professor of the chair of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Agencies. Candidate of Sciences (Jurisprudence / Law), Assistant Professor.
Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 656038, Barnaul, Chkalov Str., 49. Tel. (3852) 379-318.
Ключевые слова: дисциплина; законность; правопорядок; общественный порядок; правосознание; исполнение обязанностей; участковый уполномоченный полиции; административный участок.
Key words: discipline; legitimacy; law and order; public order; justice; performance of duties; police commissioner; administrative area.
УДК 351.741
74