УДК - 410
О СООТНОШЕНИИ КОНЦЕПТА «ПРАВЕДНИК» И АНАЛОГИЧНОГО ПОНЯТИЯ
В ЛИНГВИСТИКЕ
М.М. Корсикова
В русле когнитивной лингвистики рассматривается соотношение терминов концепт и понятие, а также приводиться их уточнение применительно к концепту и понятию праведник. Ключевые слова: концепт, понятие, ядро концепта, константа.
В настоящее время термин концепт широко употребляется в научной литературе, но его толкования весьма неоднозначны. Достаточно часто затрагивается проблема соотношения концепта и слова, концепта и значения. Термин концепт берет свое начало от латинского слова сопсер1;ш, которое в переводе означает:
1. Собирать, вбирать в себя;
2. Представлять себе, воображать;
3. Написать, сформулировать;
4. Образовывать.
Концепт - это единица ментальная, мыслительная. С.А. Аскольдов считает, что концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода, [1,с.267] концепт - это огромный пласт человеческого опыта. Ю.М. Лотман подчеркивает, что концепт - это концентрат культуры и опыта народа [5,с.36].
Кроме того, концепт является частью культуры. Ю.С. Степанов считал, что концепт - это основная ячейка культуры в ментальном мире человека [8,с.43]. Тем не менее, концепт не может существовать без вербальной репрезентации, т.е. без плана выражения.
В.В. Воркачев утверждает, что концепт - культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом совокупных языковых реализаций [2,с.47]. Также, концепт включает в себя огромное количество компонентов, таких как эмоциональный, оценочный и национальный. Учитывая все перечисленные свойства, можно сделать вывод, что концепт - это мыслительная единица, имеющая свой план выражения, которая является неотъемлемой частью человеческого опыта и культуры.
Рассмотрим в сравнении с отмеченным содержание термина понятие: понятие - русское слово, по смыслу близкое значениям греческих слов идея, категория. Происходит от русского глагола понимать (постигать умом, познавать, разуметь). Понятие — «отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений»[10,с.494], необразное, выраженное в слове отражение действительности. В понятии выделяется и фиксируется, прежде всего, общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
Сравним основные характеристики, чтобы четко представить специфику свойств обоих явлений. Концепт очень часто отождествляется с понятием, так как и понятие, и концепт характеризуют какое-либо явление или предмет, но следует отметить, что понятие относится к концепту как часть к целому. Отличия концепта от понятия заключаются в следующем:
1. Концепт и понятие являются терминами разных наук; понятие употребляется в логике и философии, а концепт является термином когнитивной лингвистики и культурологии.
2. Понятие говорит только о существенных, самых ярких признаках предмета, а концепт включает в себя все знание о предмете.
3. Понятие включает в себя познанные, реальные признаки предмета, а концепт -совокупность всех признаков, и реальных, и мыслимых.
4. Не каждому понятию соответствует концепт, концепты - это наиболее сложные и важные для данной культуры понятия.
5. Концепты связаны с множеством одинаково значимых точек зрения, а понятие восходит к единой точке зрения.
6. Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом [6,с.38], а понятие лишь в общем характеризует предмет.
Описанные явления рассмотрим применительно к концепту «Праведник» и соответствующему понятию. Содержание понятия представим, обращаясь к словарным источникам.
«Праведник — 1. Человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности...» (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой)
Праведник, или праведные на церковном языке название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни, и в частности, святых ветхозаветных, например, "праведный Ной", "праведные Симеон и Анна". (См. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
«Праведник - (книжн. устар). Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь религии. || Человек, в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий против требований нравственности. ...» (Толковый словарь Д.Н. Ушакова)
Праведник - 1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью. 2 Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (Толковый словарь В.И. Даля)
Принимая во внимание словарные определения термина «праведник», можно сделать вывод, что понятие в основном имеет два толкования: религиозное и обыденное (у Т.Ф. Ефремовой, С.И. Ожегова, Ц.Н. Ушаков ). С религиозной точки зрения, в самом общем виде, праведник - это человек, который беспрекословно соблюдает предписания или заповеди какой-либо религии. С обыденной точки зрения, праведник - это человек, который ведет правильный образ жизни и не нарушает моральных норм, правил, законов. Таким образом, данное понятие может рассматриваться в разных аспектах, но праведник - это прежде всего человек, образ жизни которого можно назвать правильным, так как он не нарушает религиозные или гражданские нормы.
По мнению Ю.С. Степанова, ядро вербально выраженного концепта ближе всего к понятию, выраженному данным словом. Так, ядром концепта «праведник» является словарное толкование, которое включает в себя все основные характеристики предмета. Более того, концепт не разделяется на религиозный и нерелигиозный, он включает оба значения понятия.
Кроме ядра, концепт имеет также внутреннюю форму и актуальный слой, который включает все мыслимые и немыслимые признаки. Понятие не включает эмоциональный ореол, ассоциативное поле, и также этимологию происхождения слова.
Возникает вопрос: является ли «праведник» концептом русской культуры, или только понятием? Коррелятивная пара «Святые и Праведники» определяется Ю.С. Степановым как одна из фундаментальных констант русской культуры. «Константа в культуре - это концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время» [8,с.84].
Принимая во внимание характеристику констант Ю.С. Степанова, можно выделить несколько существенных признаков константы:
1. Константы постоянны, с момента их появления в национальной культуре.
2. Константы не являются неизменными.
3. Константы включают в себя неизменяемую и переменную часть.
4. Константы прослеживаются на определенном отрезке времени.
5. В список базовых концептов попадают и их производные, играющие определенную роль в русской духовной жизни сегодня.
6. Вербализация. В концептосфере любого языка функционирует огромное количество концептов, большая часть которых существует лишь в виде ментальных образований и не подвергается вербализации. Вербализуются лишь те концепты, которые наиболее социально значимы, востребованы данной культурой.
Для того чтобы определить, относиться ли концепт «Праведник» к основным концептам русской культуры, нужно охарактеризовать его в соответствии с вышеназванными признаками.
С момента крещения Руси в 988 году русское национальное сознание стало непрерывно обогащаться за счет понятий, которые появились вместе с православной религией. К таким понятиям относятся: святой, Бог, грех и многие другие. Некоторые из них так и остались на уровне понятий, в то время как другие постепенно выросли в концепты и приобрели свою национальную специфику.
Концепт «Праведник» формировался постепенно. Возможно, в доправославной Руси был концепт со значением «человек, который живет правильно, соблюдая нормы и законы», но вербализация концепта имела место в связи с религиозными догматами. Слова «праведник», «праведный», согласно этимологическим словарям, происходят от слова «правда», «истина», т.е. буквально означают «по правде живущий, истинно живущий». Вербализация данного концепта произошла достаточно рано, еще в Древней Руси. Согласно «Словарю русского языка 11-17» века, слово «праведник» появилось в церковном писании еще в 1076 году. Столь ранняя вербализация говорит о значимости данного понятия для русского национального сознания.
С момента своего возникновения данный концепт прослеживается на протяжении всей истории России. Концепт «праведник» - несомненно, концепт русской культуры, так как тема праведничества и праведности получила широкое распространение в художественных произведениях Н. С. Лескова,
который создал целую галерею праведников. Кроме того, данный концепт нашел свое отражение в поэзии, музыке и живописи.
В начале статьи было рассмотрено несколько точек зрения относительно понятия «праведник» и было сформулировано одно общее определение, которое соответствует понятию, а концепт включает в себя непосредственно все эти определения и дополняется различными оттенками значений.
Понятие «праведник», например, не включает второстепенное иронично-отрицательное значение лексемы Праведник в значении: человек, который внешне исполняет все обряды, а на самом деле, внутренне дурной и лживый.
Таким образом, следует отметить, что концепт шире понятия, многоаспектнее. Понятие -это только ядро концепта. Концепт «праведник» включает в себя обыденную, религиозную, национальную и эмоциональную составляющую, а также много других компонентов.
Taking into consideration the main principles of cognitive linguistics we study the correlation of the concept and
idea and compare the concept and idea of a just man.
The key words: concept, idea, constant, nucleus of the concept.
Список литературы
1. Асколъдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / Под ред. В.Н. Нерознака. М.: Academia, 1997.
2. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // ФН 2001, № 1. С. 64-72.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русс. яз., 1998. Т.3:П. 1998.
555с.
4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русс.яз., 2000. Т.2:П-Я. 1088с.
5. ЛотманЮ.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994.
6. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2008.
296с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М: «Советская энциклопедия», 1972.
8. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проспект, 2001. 990 с.
9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-принт», 2005. 1239с.
10. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989 815с.
11. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс] (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами) / под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева, Ф.Ф. Петрушевского Электронные данные Библиотека «Вехи», 2000 2009.
Об авторе
Корсикова М.М. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]