удк 159.9:316.6
Вылегжанина С.Ю.
О СООТНОШЕНИИ КАТЕГОРИЙ «АКТИВНОСТЬ» И «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье последовательно рассмотрены понятия активности личности и деятельности в философской, психологической и педагогической литературе с учетом выделяемых исследователями их структурных составляющих и движущих сил и сделаны выводы о соотношении данных категорий.
Философами активность рассматривается как качественная характеристика деятельности, ее мера, степень проявления. В психологических исследованиях активность отождествляется с психической деятельностью. В педагогических исследованиях активность определяется как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.
Ключевые слова: личность, активность личности, деятельность.
Для выявления соотношения категорий «активность» и «деятельность» необходимо сначала рассмотреть категорию «личность» с точки зрения философии, психологии, педагогики.
По мнению Г. К. Селевко, личность есть устойчивая система индивидуальных социально значимых черт человека. Это означает постоянное включение человека в некие сообщества ему подобных, где ни он сам, ни его окружение не являются абсолютно свободными: желая или не желая того, люди влияют друг на друга [1].
В своих исследованиях К.А. Альбуханова-Слав-ская, А.К. Осницкий, В.А. Петровский [2] и другие, соотнося понятия «личность» и «субъект», отмечают следующее: во-первых, личность - всегда субъект собственной жизни и взаимоотношений человека с природными и социальными сферами; во-вторых, личность - это субъект общения, в нем формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставлен-ность обеих сторон; в-третьих, личность - это субъект предметной деятельности по преобразованию окружающей действительности; в-четвертых, личность - это субъект самосознания, включающий самооценку, открытие своего собственного «я».
Таким образом, личность является по своей природе социальной и деятельно-активной, в свою структуру личность включает два ряда величин: объективные - постоянные, относительно-устойчивые социальные условия (место в системе отношений, вид деятельности, принадлежность к определенной социальной группе и т.д.), и субъективные - переменные проявления в конкретной деятельности (активность, целеустремленность).
На основе целостного подхода В.С. Данюшен-ков [3] выделил системообразующий компонент личности, который продуктивнее других влияет на состояние и развитие всей системы, - активность. Рассмотрим эту категорию более подробно.
Проблемы активности исследуются в различных науках: философии, биологии, психологии и педагогике. В биологии активность - это важная жиз-
ненная предпосылка. Она присуща всем живым организмам и необходима им для приспособления к условиям окружающей среды. При этом следует различать активность человека как биологического существа и активность личности как социального объекта. Активность человека качественно отличается, по мнению А. Шпоны, тем, что «она направлена на приспособление условий к своим потребностям» [4]. Очевидно, что, только активно действуя, первобытные люди изготовили орудия труда и подчинили себе природу. Процесс физического и умственного труда, всей человеческой деятельности связан с развитием активности самого человека.
Ученые ведут споры о соотношении понятий «активность» и «деятельность». Можно выявить три подхода к объяснению сущности этих понятий: одни исследователи рассматривают активность шире, чем деятельность (В.И. Кремянский, В.Г. Мордкович, С.Л. Рубинштейн), другие ставят между этими понятиями знак равенства (М.В. Демин, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян), а третьи активность рассматривают как характеристику деятельности (А.Г. Ковалев, Л.П. Станкевич).
В.И. Кремянский, рассматривая активность не как свойство, а как процесс, определяет ее через «совокупность изменений и действий предмета, детерминируемую, главным образом, им самим и зависящую, в основном, от его внутренних противоречий, опосредствующих влияние извне (преобладание внутренней детерминации)» [5]. В соответствии с формами движения материи он выделяет физическую, химическую, биологическую и социальную активность.
М.В. Демин, анализируя взаимосвязь деятельности и активности, пишет: «Активность всегда выражается в действиях и иначе выражаться не может, потому что сама она есть не что иное, как известная совокупность актов действий - внешних или внутренних, материальных или идеальных» [6].
Существенным является то, что исследователи дают определение активности как свойства и как
112
© Вылегжанина С.Ю. 2013
процесса. Так, А.Г. Ковалев отмечает: «Активная -это максимально деятельная личность, принимающая участие в общественно-политической и идеологической жизни общества» [7]. Л.П. Станкевич определяет активность как меру деятельности.
На наш взгляд, сам подход к сущности активности как качественной характеристике деятельности является правильным, но не исчерпывающим. Активность определяет качество деятельности, но специфически, через отношение субъекта, которое включает готовность, стремление действовать, желание выполнить работу быстрее, проявить инициативу.
В психологии проблема активности личности рассматривается в различных аспектах: изучается структура, динамика активности как в общепсихологическом, так и в возрастном плане.
В психологическом словаре активность определяется как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования. Активность и ее особенности выступают в качестве констатирующего признака отражения; с активностью живого связывают такие способности, как способность к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организмов с окружающей средой» [8].
В исследованиях С.Д. Смирнова [9] активность отождествляется с психической активностью. Ученый выделяет основные направления развития психической активности, связывая их с внутренней деятельностью индивида: развитие активности субъекта с момента зарождения (психическая активность), последующее ее преобразование (внутренняя активность), мера деятельности (внешняя активность) материального мира, то есть животных и человека.
В отличие от активности других материальных систем, активность человека получает свою качественную характеристику через целенаправленную деятельность. По утверждению А.Л. Никифорова [10], активность человека проявляется в двух неразрывно связанных друг с другом функциях: деятельности и поведении. Первая, воздействуя на окружающий мир и преобразовывая его, служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида, вторая является средством выражения и развития знаний, умений, способностей личности.
Применительно к активности человека позволительно говорить как сущности, подталкивающей и осуществляющей реализацию имеющихся потенциалов личности в ходе взаимодействий с внешним миром, то есть в процессе деятельности. Следовательно, активность определяет деятельность. Под-
тверждением тому может служить принципиальное отличие между активностью и деятельностью, которое, следуя К.А. Абульхановой-Славской, заключается в их побуждениях: деятельность исходит из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности.
Во взглядах на возникновение и стимулирование активности человека отечественные и западные психологи во многом близки, принимая за них стремления (А.А. Боричев, М. Айгер, Д. Брунер, Ж. Пиаже), потребности (Н.Ф. Добрынин, И.Л. Баскакова, М.В. Гамезо, И.А. Домашенко), противоречия (А.Г. Асмолов).
Различные аспекты проблемы активности в последние годы интенсивно исследуются в психологии, т.к. имеют важное значение для понимания движущих сил и путей развития индивидуальности и личности.
Системный подход к изучению активности реализуется с позиций теории интегральной индивидуальности в пермской психологической школе -Л.Я. Дорфманом (теоретический подход) и Б.А. Вят-киным (теоретико-экспериментальный подход). В концепции Л.Я. Дорфмана дается типология форм человеческой активности. Автор, раскрывая многоаспектные процессы взаимодействия индивидуальности с миром, выделяет различные формы активности в связи с источниками и типами их детерминации [11].
Теоретико-экспериментальный подход Б.А. Вят-кина связан с изучением роли активности в структуре интегральной индивидуальности в соответствии с линией С.Л. Рубинштейна, продолженной К.А. Абульхановой-Славской и И. А. Джидарьян, «посредством категории активности подчеркивается то особое качество человека как субъекта деятельности, благодаря которому он выходит за пределы заданных условий и обстоятельств жизнедеятельности, проявляя инициативу, творческий поиск, добиваясь максимальной мобилизации внутренних резервов и возможностей для целенаправленного изменения и преобразования мира» [12].
Б.А. Вяткин указывает, что не все виды активности в одном и том же возрасте, в одной и той же деятельности являются равнозначными для развития индивидуальности. Он полагает, что ведущей активность может быть как в связи с определенным периодом возрастного развития в одной деятельности (например, учебной), так и в связи со спецификой деятельности (например, спортивной) или жизнедеятельности человека (например, пребывание осужденных в исправительных учреждениях) [13].
Экспериментальные исследования, проводимые Б.А. Вяткиным и его сотрудниками, касаются структуры стилей различных видов активности, их обусловленности разноуровневыми свойствами индивидуальности. Исследования ведущих видов активно-
сти в младшем и старшем школьных возрастах выполнены А.А. Волочковым, Н.А. Кириловой.
В целом, анализ философских и психологических начал активности показал, что философами она рассматривается как качественная характеристика деятельности, ее мера, степень проявления. В психологических исследованиях активность отождествляется с психической деятельностью. Отсюда можно сделать вывод: активность и деятельность существуют и проявляются в единстве. Участие человека в деятельности или общении, при условии сознательно поставленной цели и настойчивого достижения ее, определяет активное протекание внутренних (умственных) и внешних (двигательных) процессов, что благоприятно отражается на развитии личности.
Обратимся к трактовке активности личности в педагогических исследованиях.
Великие педагоги прошлого видели в активности сущность развития ученика. Я.А. Коменский считал, что формировать личность ученика можно только в случае побуждения его к накоплению личного опыта в процессе активной деятельности.
В России Ф.И. Янкович (1741-1814) одним из первых заговорил о необходимости использования в обучении элементов занимательности, игровых приемов, которые бы оживляли уроки, а также дополнительного познавательного материала, который бы вызвал интерес детей, приохотил бы их к знаниям.
Начало целенаправленного изучения педагогами проблемы активности учащихся в нашей стране приходится на 20-е гг. ХХ в. В этот период М. Пист-рак, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский и другие разрабатывали методы, которые побуждают школьников к высокой активности и самостоятельности: экскурсионный, практический, лабораторный, эвристический, проектный, исследовательский и др.
С.Т. Шацкий, возглавивший работу Первой опытной станции по народному образованию, обращал внимание на то, что в задачу школы должно входить создание подходящих условий для проявления активности ребенка, так как именно в процессе деятельности проявляется и развивается его самостоятельность.
Активность и самостоятельность до 40-х гг. рассматривались в качестве общественно-педагогических категорий, определяющих отношение ученика к учению как общественному долгу. Последовательно развивалась мысль о том, что школа призвана формировать активность и самостоятельность учащихся, но не только в процессе изучения различных дисциплин, а непосредственно в жизни. Н.К. Крупская утверждала, что источник активности необходимо искать в окружающих ученика социальных условиях, а развитие активности нужно осуществлять через включение учащегося в деятельность по преобразованию действительности. А.С. Макарен-
ко обращал внимание на воспитание ребенка с самого раннего возраста таким образом, чтобы он был активным, к чему-то стремился, чего-то требовал, добивался.
Таким образом, понятия «активность» и «самостоятельность» часто отождествлялись. Однако есть исследования, где авторы различают эти понятия. Так, по мнению И.Я. Лернера, самостоятельность включает активность как свое условие, ибо нельзя быть самостоятельным, не будучи активным, но активность может и не сочетаться с самостоятельностью.
В 1960-1970-е гг. появились работы Л.П. Аристовой, Д.В. Васильева, Б.П. Есипова, М.И. Махмуто-ва, Н.А. Половниковой, в которых рассматривались отдельные стороны активности, например волевая и эмоциональная настроенность субъекта, считавшаяся важнейшим показателем активности школьника. Так, М.И. Махмутов определяет активность как выражение в учебном процессе волевой, эмоциональной и интеллектуальной сторон личности. Л.П. Аристова считает, что активность следует понимать как проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объектам познания, и предполагает наличие таких компонентов активности, как избирательность подхода к объектам познания; постановка цели после выбора объекта; задачи, которые необходимо решать; преобразование объекта в последующей деятельности.
Несмотря на многочисленные определения, понятие «активность» рассматривалось на эмпирическом уровне, характерном для исследований того периода. Лишь в 1980-х гг. были опубликованы первые фундаментальные исследования по проблеме генезиса активности, от раннего возраста до старшего школьного возраста, проведенные в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина рядом ученых: С.П. Барановым,
A.Е. Дмитриевым, Р.Г. Казаковой, Д.И. Латышиной,
B.А. Ситаровым, В.А. Сластениным и др. Они рассматривают виды активности в связи с различными видами деятельности (труд, познание, игра, общение и т.п.), в результате чего ими выделяется познавательная, умственная, коммуникативная, суггестивная, творческая, нравственная, духовная, трудовая, художественная, этическая, физическая, речевая активность.
В.А. Ситаров, В.А. Сластенин и др. считают правомерным рассмотрение активности личности, в том числе активности ребенка, как самостоятельной категории, как социального явления, имеющего свои специфические особенности. Активность может изменяться в связи с изменением самой личности и той социальной среды, в которой она формируется. Основываясь на этом утверждении, мы предполагаем, что специальная работа, которая включает создание развивающей среды и особое
внимание к развитию самосознания сельских школьников, способствует повышению уровня их коммуникативной активности.
Важными для нас являются выводы В.С. Даню-шенкова, который в своем исследовании отмечает, что активность личности адекватна деятельности и состоит из двух подсистем: внутренней и внешней, определяя необходимые и достаточные условия развития личности. Личность становится целостным образованием благодаря такому своему свойству, как внутренняя активность, которая непосредственно связана с основными типологическими свойствами (характером, темпераментом, эмоциями, способностями), функциональными механизмами психики (памятью, мышлением, восприятием), с качествами личности, инвариантными деятельности (направленность, целеустремленность) и направляет их развитие. В.С. Данюшенков утверждает, что внешняя активность личности характеризует динамику ее поведения в процессе развития, адекватна социальной деятельности субъекта и характеризует ее интенсивность. Эти положения можно спроецировать и на коммуникативную активность как часть социальной активности подростка.
В.С. Данюшенков выделяет наиболее общие и существенные признаки понятия «активность», а также отмечает, что оно включает в себя:
- количественные и качественные характеристики уровня интенсивности протекания процесса или взаимодействия;
- количественную и качественную характеристику потенциальных возможностей субъекта (его свойства, качества) к взаимодействию;
- представление об источнике любого процесса или взаимодействия, которое исходит главным образом из внутренних противоречий субъекта, опосредованных влиянием извне;
- особое состояние, предрасположение к тому или иному взаимодействию, или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объеме взаимодействия, исходящей из его внутренней инициативы.
В работах А.В. Брушлинского, А.К. Осницкого, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой указано, что мера активности определяет меру субъектности. «Субъектом деятельности является человек, который своей активностью обеспечил реализацию всех элементов деятельности: осмыслил цель; осознал мотив; подбирал средства; выбирал способ; производил действия; оценивал результат» [14]. По В.В. Серикову, личностное развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром. Эти положения свидетельствуют о важности развития активности личности с точки зрения личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
Таким образом, в педагогических исследованиях подчеркивается важность развития активности ребенка, активность определяется как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества. Активность личности может быть потенциальной (состояние стремления и готовности к деятельности) и реальной (реализованные готовность и стремление, в результате чего достигается поставленная цель).
Активность, ее положительная направленность сама по себе не возникает. Исследователи ищут средства, источники и объекты различных видов активности. Будучи высшим уровнем развития, активность побуждает человека к деятельности, в ходе которой реализуются и совершенствуются личностные качества.
Библиографический список
1. Селевко Г.К. Личность как субъект и объект образовательной технологии //Современные образовательные технологии / ГК. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. С. 10-11.
2. Абдульханова-Славская К. А. Активность и жизненная стратегия личности // Стратегия жизни / К.А Абдульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. С. 76125; Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности /
A.К. Осницкий. М., 1986. С. 73-101; Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности /
B.А. Петровский. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 512 с.
3. Данюшенков В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе /
В.С. Данюшенков. М.: Прометей, 1994. 208 с.
4. В кн.: Князева Н. А. Формирование художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Князева. Киров, 2004.
5. В кн.: НаркевичН.Ю. Формирование социальной активности школьников в условиях взаимодействия школы и семьи : дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Наркевич. Н. Новгород, 2007. С. 15.
6. Габидуллина Л.Л. Развитие познавательной активности младших школьников при коммуникативном подходе : дис. ... канд. пед. наук / Л.Л. Габи-дуллина. Киров, 2003.
7. В кн.: Наркевич Н.Ю. Формирование социальной активности школьников в условиях взаимодействия школы и семьи : дис. . канд. пед. наук / Н.Ю. Наркевич. Н. Новгород, 2007. С. 16.
8. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 232-233.
9. Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения / С.Д. Смирнов. М.: МГУ 1985. 229 с.
10. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество / А.Л. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
11. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы / Л.Я. Дорфман. М., 1993.
12. Джидарьян И.А. Категория активности и ее
место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С. 56-88.
13. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
14. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. М., 1998. С. 88.
Vylegzhanina S. Yu.
THE CORRELATION OF “DYNAMIC” AND “ACTIVE” CATEGORIES IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC RESEARCH PAPERS
This paper successively considers the notion ofactivity in the person and work ofphilosophical, psychological and pedagogical literature, taking into account the allocation of researchers structural components and driving forces, and draw conclusions about the relationship of these categories .
Activity philosophers regarded as a qualitative characteristic activity, its measure, the degree of manifestation. In psychological research activity identified with mental activity. In educational research activity is defined as the ratio of active personality to the world, the ability to produce socially significant transformation of the material and spiritual development environment based on the historical experience of mankind
Keywords: ^personality, activity of the individual activities
УДК 377
Зайцева И.А.,Каменева Н.Е.
МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, предполагающей предоставление возможностей получения профессионального образования различного уровня в соответствии с требованиями рынка труда в условиях инновационной экономики. Особенности практической реализация многоуровневой модели представлены на примере объединения двух Ивановских государственных вузов.
Ключевые слова: непрерывность, многоуровневость, образовательный комплекс
«От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» [1].
В стратегии инновационного развития России [7] одной из основных задач является создание условий для формирования у граждан способности и готовности к непрерывному образованию. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на Форуме ЮНЕСКО крупнейшим теоретиком Ж. Делором и вызвала огромный теоретический и практический интерес [1]. Образование через всю жизнь («Иfelongeducatюn») рассматривается как единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях.
Анализ «американской», «европейской» систем
образования, а также системы, сложившейся в России, дается в работе В. Г Кинелева [2], где отмечено, что в большинстве развитых стран Европы и в США к концу 80-х годов прошлого столетия уже сложилась многоуровневая система образования с постоянно обновляемыми знаниями и компетенциями работников, без которых невозможно строить инновационную экономику. Подтверждением тому являются Сорбонская (1998) и Болонская (1999) декларации.
Именно такая идея системы многоуровневого непрерывного профессионального образования была положена в основу объединения двух вузов:
116
© Зайцева И.А., Каменева Н.Е., 2013