ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
SPECIFIC TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION
УДК 376 ББК 74.5 В 62
М.Г. Водолажская
Доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и экологии Ставропольского государственного педагогического института; E-mail: [email protected]
Г.И. Водолажский
Доктор биологических наук, профессор кафедры физической культуры Северо-Кавказского федерального университета; E-mail: [email protected]
О СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ»
( Рецензирована )
Аннотация. Предложен новый фундаментально-практический подход к содержанию дисциплины с акцентом на профилактическую медико-биологическую составляющую. Представлены результаты смыслового анализа пятимодульной компетентностно-ориентированной иерархической системы сведений, приоритетом в которых выступает формирование здорового мировоззрения будущего педагога-дефектолога, его будущих воспитанников, их родителей. Междисциплинарный комплексный характер и реализация принципа научности достигаются путём доступного (нейрофизиологического, психофизиологического, биохимического, перинатально-психологического, дидактического и философского) обоснования наиболее уязвимых ранних этапов развития ребёнка вплоть до стадий, предшествующих гаметогенезу их родителей.
Ключевые слова: профилактика, дефект развития, мировоззрение, духовно-нравственная сфера родителей, агрессия, патогенез зависимости, белковый пул.
M.G. Vodolazhskaya
Dr.Sci.Biol., Professor of Department of Biology and Ecology, Stavropol State Pedagogical Institute; E-mail: [email protected]
G.I. Vodolazhsky
Dr.Sci.Biol., Professor of Department of Physical Culture, North Caucasus Federal University; E-mail: [email protected]
ON SUBSTANTIAL ASPECT OF TEACHING DISCIPLINE "EARLY COMPLEX PREVENTION OF VIOLATIONS OF DEVELOPMENT IN CHILDREN"
Abstract. A new fundamental and practical approach to the content of discipline with an emphasis on the preventive medical and biological component is proposed. The results of the semantic analysis in the form of a five-module competence-oriented hierarchical information system are presented, the priority in which is the formation of a healthy outlook for the future defectologist, his future pupils, and their parents. The interdisciplinary complex nature and realization of the principle of scientificity is achieved through the available (neurophysiological, psychophysiological, biochemical, perinatal-psychological, didactic and philosophical) justification of the most vulnerable early stages of the child's development, up to the stages preceding the gametogenesis of their parents.
Keywords: prevention, developmental defect, world outlook, spiritual and moral sphere of parents, aggression, dependence pathogenesis, protein pool.
На сегодняшний день не вызывает сомнений высокая значимость личностных характеристик профессионала [1] в любом виде деятельности, включая социобразователь-ное пространство. Это положение обостряет актуальность повышения требований к содержательному аспекту университетского преподавания целого ряда дисциплин. Так, в большинстве доступных литературных учебно-методических материалах об организации и содержании дисциплины «Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей» [2 и др.] широко представлены приёмы диагностики уже состоявшихся либо манифестирующих дефектов на разных стадиях онтогенеза. Но, как ни странно, несмотря на название дисциплины, профилактическая часть предмета освещена слабо или не фигурирует вовсе, хотя и представляет собой ключевое дидактическое понятие со всей очевидностью. Актуальность профилактики врождённых и приобретённых дефектов развития ребёнка не вызывает сомнений и на современном уровне научного знания выходит на первый план [3], способствуя формированию компетентности будущего специалиста, включая социальную компетентность [4]. Очевидной является большая эффективность предупреждения причины пагубного воздействия и значительно меньшая
эффективность - воздействия лишь на следствие и/или на промежуточное звено патологии. То обстоятельство, что дисциплина преподаётся будущим педагогам, а не врачам, обостряет актуальность данного направления. Нехватка в содержании учебно-методического обеспечения профилактической компоненты вузовского курса, а главное - её слабое междисциплинарное (методологическое, педагогическое, психофизиологическое, нейрофизиологическое, фундаментально-медицинское, культурогенетическое) обоснование побудило нас к проведению настоящей работы. Целью смыслового аналитико-синтетического исследования явилось научное обоснование нового перспективного материала, составляющего содержание дисциплины «Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей», её дидактический и воспитательный аспекты.
Методика. Объектом исследования явилась содержательная часть дисциплины «Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей», а также сфера восприятия студентами (п = 38), осваивающими направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, отдельных компонентов предмета. Методы: 1) смысловой анализ дидактической и воспитательной составляющих изучаемой
дисциплины с современных научных позиций; 2) синтез (смысловое обобщение) междисциплинарных связей, оценка преемственности тем, разделов и динамичности в последовательности 5-ти модулей; 3) сравнение и приведение в соответствие содержания дисциплины содержанию формируемой компетенции «ПК-6 быть готовым к информационно-профилактической деятельности среди населения, направленной на предупреждение нарушений здоровья и их негативных последствий».
Результаты исследования и их обсуждение.
Модуль 1. Проведённый анализ показал, прежде всего, необходимость фундаментализации содержания дисциплины начиная с первой преподаваемой темы: «Введение в предмет. Методология ранней комплексной профилактики нарушений развития у детей». Здесь особенностью является установка на формирование здорового мировоззрения педагога-дефектолога в качестве фундамента для дальнейшего построения системы иерархических знаний по дисциплине. Мировоззрение (глубинная иерархия ценностей и приоритетов) тоже, в свою очередь, требует соответствия фундаментальным системным законам мироздания: перераспределению энергии, единству и борьбе противоположностей, приоритету духовно-нравственного развития (любви, доброжелательности в подсознании) над иными сознательными формами развития личности (социальной, психической, физической). Именно здоровое мировоззрение педагога-дефектолога может обеспечить ощутимую эффективность профилактической деятельности, изначально включающую работу над собой, работу с детьми (будущими учениками, воспитанниками), работу с их родителями. По современным представлениям [5], дефект мировоззрения родителей является ключевым эндогенным источником их поведенческого сбоя, формирования
вредных привычек и, как следствие, нарушений развития у детей.
Модуль 2. В преподавании модуля «Развитие. Уязвимые стадии развития ребёнка», кроме дидактических дефиниций о критических, сенситивных и переходных стадиях пренатального, постнатального детского и подросткового онтогенеза, гаметогенетического этапа родителей и опасностей, которые кроются в эти периоды жизни, должно фигурировать убедительное научное обоснование приоритета духовно-нравственного развития (любви, презумпции доброжелательности, жизнерадостности в подсознании) над иными сознательными формами развития личности (социальной, психической, физической), так или иначе содержащими в себе поверхностно-агрессивный компонент неокортикальной локализации. Такой подход, во-первых, обеспечит преемственность и логическую последовательность тем и модулей дисциплины. Во-вторых, сформирует междисциплинарные связи в восприятии материала студентами (нейрофизиология, психофизиология, перинатальная психология, философия). В-третьих, реализует принцип научности содержательного аспекта модуля. В-четвёртых, привьёт объективные представления о значимости и необходимости ранней (и «очень ранней») профилактики дефектов развития ребёнка, берущих свои истоки задолго до внутриутробного периода жизни и даже до зачатия. И, наконец, в-пятых, привнесёт очевидную воспитательную составляющую в преподаваемый предмет.
В данном контексте рекомендуется прибегнуть к нейрофизиологическому обоснованию приведённого положения. В частности, целесообразно представить доступные для восприятия студента электроэнцефалографические доказательства того, что позитивная подсознательная сфера (параметр высокого уровня духовно-нравственного развития личности) является первичным
перманентным источником жизненной энергии (запаса прочности) для остальных сознательных форм развития: социальной, психической, физической. И, наоборот, зашкаливающий за рамки инстинкта самосохранения агрессивный подсознательный статус (ненависть, зависть, ревность, мстительность, страх, обида, уныние и т.п. как черты характера) выступают фактором, способствующим истощению жизненного потенциала [6] вплоть до тератогенных эффектов и/или дефективных проявлений в развитии потомства. Приводится наглядное экспериментально -клиническое доказательство в виде уплощения амплитуды ЭЭГ у тех субъектов, чей подсознательно-агрессивный статус значителен. Затем демонстрируется противоположная картина: оптимизация амплитуды волн мозга лиц с преобладанием в подсознании любви, добра, умения прощать и заботиться. После иллюстрирования фактов следует дидактический материал, обосновывающий биологический и психофизиологический смысл амплитуды, комплексно отражающей биоэнергетическую (метаболическую) составляющую периода колебания как звена всего флуктуирующего процесса, входящую, например, в расчёт уровня постоянного потенциала, позволяющего оценивать энергозатраты головного мозга и его отдельных областей [7, 8], величины размерной сложности [9]. Иными словами, амплитуда живой функции служит показателем ее жизненного потенциала, запаса прочности, необходимого не только для персонального здоровья, но и для здоровья будущего потомства. Значимое для восприятия материала студентами впечатление производит завершающая иллюстрация общей онтогенетической тенденции к уплощению амплитуды церебральных волн по мере взросления и старения человека, когда смерть мозга идентифицируется амплитудой ЭЭГ, равной нулю, то есть прямой биоэлектрической линией.
Это является наглядным и, как правило, окончательно (Р<0,001) убеждающим доказательством преподаваемого положения.
Здесь уместна и смысловая топография различных дефектов развития ребёнка, которую всегда с нетерпением ждут будущие специалисты: топография задержки психомоторного развития, сенсорных нарушений, детского церебрального паралича и его последствий, аутизма, задержки речевого развития, их дифференцировки. Однако и тут важно подчеркнуть общую неспецифическую природу дефекта, тянущуюся из дефекта мировоззрения родителей, дедов, прадедов, так как материальным носителем подсознательной сферы является не только лимбическая система энцефалона субъекта, но и ДНК. Такой смысловой акцент способен повысить готовность будущего специалиста к информационно -профилактической деятельности среди населения, направленной на предупреждение нарушений здоровья людей и их негативных последствий у потомства, то есть способствовать формированию профессиональной компетенции.
Модуль 3. Следующий анализируемый модуль «Комплексная профилактика нарушений генеративной сферы родителей» позволяет овладеть сущностными основами, а также изучить профилактическое значение многоэтажной нейроэндо-кринной регуляции генеративных процессов. Темы данного модуля, среди прочих традиционных дефиниций, предполагают раскрытие понятия «Кортикализация человека», обоснование ее роли в планировании деторождения, роли подкорковых отделов головного мозга человека, корково-подкорковых взаимодействий в профилактике врождённых дефектов в аспекте междисциплинарных связей с перинатальной психологией. Глубинному пониманию вопросов профилактики дефектов развития и одновременно половому воспитанию будут способствовать
следующие темы данного модуля: «Основные принципы обеспечения комплексной профилактики репродуктивной функции», «Методы контрацепции, их классификация и основные принципы каждого метода», «Методы профилактики генитальных инфекций. ВИЧ и СПИД», «Последствия искусственного прерывания беременности и рождения нежеланного потомства», «Тератогенная опасность фармакологических средств», «Воздействие психоактивных веществ на детородную функцию человека и на его потомство».
Модуль 4. Последняя тема может послужить логическим переходом к освоению модуля «Ранняя комплексная профилактика формирования вредных привычек». Дидактический материал пронизывает та же мысль, изучается ключевой эндогенный источник поведенческого сбоя -дефект мировоззрения, первичные искажения фундаментальной системы ценностей и приоритетов. Схематично изображается причинно-следственная цепь возникновения поведенческого сбоя. На конкретном примере объясняется, как цепь замыкается в кольцо и формируется порочный круг - патогенетический механизм зависимости, например, пристрастия к психоактивному веществу (ПАВ) в случае злоупотребления им. Затем на примере алкоголя изучаются его метаболический и наркоманический эффекты. Важно акцентировать внимание студента на адресной точке приложения действия этилового спирта - на запуске лавинообразного катаболизма белка в собственных внутриклеточных митохондриях [10] Восприятие данного междисциплинарного физио-лого-биохимического материала [11] повышает схематичная лестница алкогольного танатогенеза, отражающая последовательность сгорания аминокислот под влиянием злоупотребления спиртным, начинающаяся с корковых отделов мозга, с недавно образовавшихся памятных
синаптических структур и заканчивающаяся тотальным опустошением белкового пула алкоголика (мозг погибшего от делирия субъекта -размером с кулачок ребёнка). Такая наглядная расшифровка патогенетического механизма алкогольной энцефалопатии связывает логическое восприятие обучающегося с модулем 5 «Развитие. Уязвимые стадии развития ребёнка». Ведь формирование новых синаптических связей малыша в процессе его нервно-психического развития, дифференцировка клеток и тканей мозга и организма в целом требует полноценного белкового пула как эмбрионально, так и после рождения. Однако нехватка общего белка в организме родителей передаётся потомкам в качестве предрасположенности ко всякого рода зависимостям в виде грубых дефектов развития (сенсорных нарушений, психомоторного отставания, интеллектуальной недоразвитости и др.) вплоть до полностью сформированного алкогольного синдрома плода и/или новорожденного. На фоне объективно существующего в медицине отставания диагностики алкоголизма такого рода опасность носит скрытый характер, известна далеко не всем. Например, устаревшая нижняя граница «нормы» общего белка в крови 65 г/л на самом деле более чем на 90% вероятности указывает на начало белковой дистрофии алкогольного генеза взрослого (пока не на алкоголизм). При таком с виду «безобидном» биохимическим показателе в анализе крови взрослому сегодня-завтра не рекомендуется планировать зачатие, а необходимо полностью отказаться от спиртного, упорно из месяца в месяц (а может быть индивидуально - из года в год) добиваться повышения уровня общего белка минимум до 75 г/л.
Выше приведён конкретный пример действительно ранней комплексной профилактики нарушения развития у потомства. На аналогичных примерах и рекомендациях, иллюстрирующих фундаментальные
закономерности (в логической связи с модулем 1), целесообразно выстраивать весь преподаваемый курс. В случае же, когда дефект ребёнка уже диагностирован, коррекцион-ное воздействие является отнюдь не профилактическим, а лечебным, реабилитационным и т.п., не менее важным, но выходящим за рамки компетенции анализируемой дисциплины.
Модуль 5. Подготовке к информационно-профилактической деятельности среди населения, направленной на предупреждение пагубных последствий непреодолённого стресса, будет способствовать освоение студентами модуля с одноимённым названием «Стресс». В рамках его изучения студентам прививается понимание адаптивной и развивающей (скачок в развитии в большей мере возможен у взрослых, но не у ребёнка) природы стрессового состояния, важности формирования стрессоустойчиво-сти. Последняя снова во многом зависит от уровня духовно-нравственного развития личности, а не только от физической и интеллектуальной подготовки к чрезвычайной ситуации (логическая связь с модулями 1 и 2). Раскрываются понятия: «Мобилизация энергии и пластических ресурсов», «Стрессовый синдром», «Стадии стресса», «Пути преодоления стресса», «Стрессовые системы», «Антистрессовые факторы», «Экстремальная агрессия». Здесь важен сравнительный анализ с биологически нецелесообразной агрессивностью характера родителей, проявляющейся вне стресса и способной резко понизить их стрессоустойчи-вость, а, передавшись детям, способной вызвать у них стойкие дефекты развития, связанные с нехваткой запаса прочности, белковым дефицитом. Например, экстремальная активизация гипоталамо-гипофи-зарно-адренокортикальной системы стрессированного ребёнка приводит к резким катаболическим сдвигам в белковом (а также в менее
дефектологически значимых - углеводном и жировом) обмене, что, в свою очередь, может вызвать отставание в росте, физическом и психическом развитии формирующегося детского организма. Ведь в процессе роста ребёнка, формообразования и дифференцировки тканей повышается потребность в белковом пуле, а именно он подвержен катаболизму при стрессе. Чрезвычайная активация гипоталамо-гипофизарного звена также может воздействовать на щитовидную железу, йодсодер-жащие гормоны которой непосредственно связаны с регуляцией умственного и физического развития ребёнка.
Что касается анистрессовых факторов, то к их числу, среди прочих, относятся эндогенные опиаты. Роль данных пептидов целесообразно изучать в рамках анализируемой дисциплины двояко: рассматривать морфиноподобные мозговые факторы и как ограничители чрезмерной мобилизации (эндогенная защита от формирования стрессогенных дефектов развития), и как факторы позитивного подкрепления при больших энергозатратах, например, при сложном и тернистом пути к достижению цели. Здесь восприятие материала повысит и воспитательная составляющая. В частности, эффективна сравнительная характеристика полезных и развивающих эндогенных опиатов (вырабатываемых собственным мозгом) и экзогенных фармакологических ПАВ, от которых в случае злоупотреблений формируется зависимость и которые напрямую вовлечены в конечные патогенетические звенья грубых дефектов развития у детей (логическая связь с модулем 4). Такой дидактически-воспитательный материал подготовит будущего пе-дагога-дефектолога к информационно-профилактической деятельности среди населения, направленной на предупреждение пагубных последствий непреодолённого стресса и злоупотребления ПАВ.
Заключение. Наиболее, на наш взгляд, эффективным подходом к освоению профессиональной компетенции (ПК-6) является фундамента-лизация содержания преподаваемой дисциплины «Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей» с методологическим акцентом на формирование здорового мировоззрения обучающихся как основы предупреждения
онтогенетических дефектов. Предложенное моделирование профилактики нарушений развития является ранним (предшествует пренаталь-ной стадии развития), комплексным (синхронно затрагивает междисциплинарные сферы, выходящие за пределы и прерогативу медицины) и перспективным, так как предупреждает дефект развития задолго до его манифестации.
Примечания:
1. Чермит К.Д., Чернышенко Ю.К., Калоев Ч.Ю. Значимость личностных характеристик военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства, в контексте результативности выполнения служебных обязанностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 1(213). С. 148-154.
2. Бенилова С.Ю., Давидович JI.A., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учеб. пособие для вузов. М.: Парадигма, 2012. 310 с.
3. Персонализированная медицина. Современное состояние и перспективы / И.И. Дедов, А.Н. Тюльпанов, В.П. Чехонин [и др.] // Вестник РАМН. 2012. № 12. С. 4-12.
4. Чермит К.Д., Аутлева А.Н., Вержбицкая Е.Г. Становление социальной компетентности и этнической идентичности студентов вуза в условиях поликультурного образовательного пространства // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 1(213). С. 78-83.
5. Лаврентюк Г.Н. Зависимость нашего здоровья от нравственности, или как быть здоровым душой и телом. СПб.: Береста, 2013. 247 с.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2013. 178 с.
7. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга: монография. М.: Антидор, 2003. 287 с.
8. Болыпевидцева И.Л., Депутат И.С., Кэрэуш Я.В. Особенности уровня постоянного потенциала головного мозга у пожилых женщин с высоким уровнем тревоги // Клиническая нейрофизиология и нейрореабилитация. Спец. вып. СПб.: Альта Астра, 2015. С. 52-53.
9. Complexity of electrocortical dynamics in children: developmental aspects / A.P. Anokhin, W. Lutzenberer, A. Nikolaev [et all.] // Clinical Neurophysiology. 2000. № 3. P. 9-22.
10. Рослый И.М., Абрамов C.B. Биохимические показатели плазмы крови при различных клинических состояниях // Врач. 2006. № 4. С. 6-11.
11. Рослый И.М. Правила чтения биохимического анализа: монография. М.: Медицинское информационное агентство, 2014. 100 с.
References:
1. Chermit K.D., Chernyshenko Yu.K., Kaloev Ch.Yu. The importance of personal characteristics of the military personel of the troops of air defense keeping the watch in the context of the effectiveness of performance of official duties // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2018. Iss. 1 (213). P. 148-154.
2. Benilova S.Yu., Davidovich L.A., Miklyaeva N.V. Pre-school defectology: early comprehensive prevention of developmental disorders in children (modern approaches): a manual for higher schools. M.: Paradigm, 2012. 310 pp.
3. Personalized medicine. Current state and prospects / I.I. Dedov, A.N. Tulpanov, V.P. Chekhonin [etc.] // Bulletin of the RAMS. 2012. No. 12. P. 4-12.
4. Chermit K.D., Autleva A.N., Verzhbitskaya E.G. Formation of social competence and ethnic identity of students of higher education institution in a multicultural educational space // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2018. Iss. 1 (213). P. 78-83.
5. Lavrenyuk G.N. Dependence of our health on morality, or how to have a healthy soul and body. SPb.: Beresta, 2013. 247 pp.
6. Ilyin E.P. Emotions and feelings. SPb.: Piter, 2013.178 pp.
7. Fokin V.F., Ponomaryova N.V. Energy physiology of brain: a monograph. M.: Antidor, 2003. 287 pp.
8. Bolshevidtseva I.L., Deputat I.S., Kereush Ya.V. Features of the level of the permanent brain potential in elderly women with a high level of anxiety // Clinical neurophysiology and neurorehabilitation. Special issue. SPb.: Alta Astra, 2015. P. 52-53.
9. Complexity of electrocortical dynamics in children: developmental aspects / A.P. Anokhin, W. Lutzenberer, A. Nikolaev [etc.] // Clinical Neurophysiology. 2000. No. 3. P. 9-22.
10. Rosly I.M., Abramov S.V. Biochemical parameters of blood plasma at various clinical conditions // Vrach. 2006. No. 4. P. 6-11.
11. Rosly I.M. Rules for reading biochemical analysis: a monograph. M.: Medical News Agency, 2014. 100 pp.