УДК 37.01
UDC 37.01
О СОДЕРЖАНИИ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА1
Вострокнутов Евгений Владимирович аспирант
Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия
В статье рассматривается содержание творческих компетенций студентов технического ВУЗа. Автором выделены творческие компетенции студентов технического вуза, а также расширено и дополнено понятие «творческие компетенции студентов технического ВУЗа»
Ключевые слова: КОМПЕТЕНЦИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
ABOUT THE MAINTENANCE OF STUDENTS' CREATIVE COMPETENCY OF TECHNICAL INSTITUTE
Vostroknutov Evgeney Vladimirovich postgraduate student
Penza state technological academy, Penza, Russia
In this article the maintenance of students' creative competency of technical institute is considered. By the author students' creative competency of technical college are allocated, and also the concept of “students' creative competency of technical college” is expanded and added
Keywords: COMPETENCY, COMPETENCE, CREATIVITY, STUDENTS' CREATIVE COMPETENCY OF TECHNICAL INSTITUTE
В настоящее время высшее профессиональное образование в России осуществляет переход на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, которые предусматривают переориентацию при оценке результата образования с понятий «знания», «умения», «навыки» (ЗУН) на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, то есть делается ставка на компетентностный подход в ВПО. В то же время анализ литературы по этой проблеме показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки, как самих понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного из них подхода к процессу и результату образования.
Образование, ориентированное на компетенции, формировалось в 70-х годах прошлого века в США в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка. Термин «компетенция» (от лат. еошрйеге -
Статья выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 11-
36-00705м
быть способным к чему-либо), введенный Н. Хомским (или, точнее говоря, возвращенный в понятийный аппарат лингвистики, поскольку он встречался еще в работах В. Гумбольдта и других языковедов), поначалу обозначал «способность, необходимую для выполнения определённой, преимущественно языковой деятельности в родном языке». Компетентный говорящий/слушающий (по Н. Хомскому) должен:
образовывать/понимать неограниченное число предложений по моделям;
иметь суждение о высказывании, то есть усматривать формальное сходство/различие в значениях двух выражений [7, с. 30].
Что касается «компетентности», то впервые толкование названной дефиниции предложил в 1994 г. британский психолог Дж. Равен. Под компетентностью Дж. Равен понимал явление, «которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга ...некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие к эмоциональной.эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [9, с. 53].
В отечественной педагогической теории и практике понятиями «компетенция», «компетентность» стали оперировать лишь в конце 90-х г. XX века. Именно это объясняет различные толкования этих понятий, которые рассматриваются в научно-педагогической литературе.
В настоящее время понятия «компетенция» и «компетентность» широко используются в области психолого-педагогического знания, экономики, филологии, социологии и трактуются в двух вариантах: либо отождествляются (Л. Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров,
М.В. Рыжаков и др.), либо дифференцируются (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя и др.). Не случайно, детальное изучение справочноэнциклопедической (П.С. Гуревич, В.М. Полонский и др.), научной
психологической (Э.Ф. Зеер, Дж. Равен и др.), педагогической
(В.И. Байденко, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,
А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Ю.Г. Татур,
А.В. Хуторской, С.Е. ТТТитттов и др.) и другой литературы показало, что существует множество определений сущности понятий «компетенция» и «компетентность».
Понятия «компетенция» и «компетентность» в каком-то смысле синонимичны, но, тем не менее, это не одно и то же. Компетенция чаще применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника, овладении им определенными ЗУН, способностями справиться с поставленными задачами.
Суффикс «-ность» в русском языке означает степень овладения определенным качеством, например, информированность,
осведомленность.
Поэтому термин «компетентность» чаще используют для обозначения определенных качеств, степени овладения ими.
Таким образом, «компетенцию» будем понимать как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности. Под «компетентностью» будем понимать владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Содержание профессионального образования в настоящее время включает в себя набор компетенций специалиста того или иного профиля. Эти компетенции положены в основу ФГОС, которые соответствуют социальному заказу общества системе образования.
Во ФГОС ВПО технических направлений подготовки бакалавров в качестве конечных целей образования выделены общекультурные и
профессиональные компетенции. Профессиональные, в свою очередь, делятся на общепрофессиональные и компетенции в различных видах профессиональной деятельности: проектно-конструкторской,
производственно-технологической, организационно-управленческой,
научно-исследовательской, монтажно-наладочной, сервисно-
эксплуатационной, инновационной.
Творческие компетенции во ФГОС ВПО третьего поколения отдельной группой не представлены. Хотя, общеизвестно, что творчество присуще любому виду человеческой деятельности. Об этом свидетельствует анализ сущности понятия «творчество» в философской и психолого-педагогической литературе.
«Философский словарь» определяет творчество как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным
потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.д.)», то есть «в жизни всегда есть место творчеству». С другой стороны, «творчество характеризует способность к рекомбинации накопленного опыта, формированию механизмов разрушения стереотипов. Творчество связано с отражением действительности, законов ее развития и функционирования, оно - процесс постановки - решения проблем, нестандартных задач. Понимание его как процесса разрешения противоречий, поиска способов удовлетворения потребностей человека - главное в теории творчества. Движущая сила творчества - противоречия, разрешение противоречий - содержание творчества, а удовлетворение потребностей - цель» [8].
В «Большом психологическом словаре» Б.Г. Мещерякова и
В.П. Зинченко представлена развернутая трактовка сущности понятия «творчества» [1, С. 484-485]:
1) в узком смысле, творчество - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность;
2) в более широком (и весьма распространенном в психологии)
смысле, творчество (или творческая деятельность) - это всякая
практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).
С точки зрения педагогики (Н.А Ветлугина и др.), творческое развитие находится в тесной взаимосвязи с уровнем усвоения знаний, умений и навыков. По мнению Н.А. Ветлугиной, принципиально верным является нахождение правильных взаимоотношений между двумя понятиями: творчеством и обучением. Первое находится в прямой зависимости от уровня второго. Чем больше и лучше происходит овладение умениями и навыками, чем свободнее оперирование ими, «перенос» из одной деятельности в другую, тем богаче творческие проявления [2].
Таким образом, творчество в любом виде деятельности невозможно без знаний, умений и навыков в этой деятельности. И «компетенция» включает в себя знания, умения и навыки. Но парадокс состоит в том, что в творчестве важны не сами эти умения, знания и навыки, а возможность с их помощью добывать новые идеи, новые мысли, новые подходы и решения.
Анализ понятий «компетенция», «компетентность», «творчество», рассмотрение различных классификаций компетенций позволяют сделать
вывод, что «творческие компетенции» должны быть выделены в общей иерархии компетенций.
Особый интерес в рамках нашего исследования представляет классификация компетенций, предложенная И.А. Зимней и доработанная
С. М. Коломийцем в виде следующих групп [5; 6]:
1) познавательные (когнитивные) компетенции:
глубокое знание изучаемой дисциплины, включая знание истории ее развития, основных закономерностей, связей со смежными дисциплинами, а также связей различных разделов дисциплины между собой;
способность критически подходить к изучаемой дисциплине, включая анализ ее внутренней логики, выявление сильных и слабых сторон, анализ принятых ограничений (в том числе и по умолчанию) и их обоснованность применительно к конкретной задаче, способность применения полученных знаний к решению практических задач;
способность самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, включая самостоятельное определение этих источников.
2) творческие компетенции:
способность отыскивать причины тех или иных явлений, находить неизвестные связи известных величин, новые подходы к известным проблемам, выявлять возможности практического применения
закономерностей известных дисциплин в нетрадиционных ситуациях;
способность решать нестандартные задачи, в том числе из областей, внешне далеких от изучаемой области знаний;
способность выявлять основные противоречия в изучаемой области;
способности ставить новые задачи и проблемы.
3) социально-психологические компетенции:
способность следовать нормам принятого в обществе социального поведения, в том числе в отношениях с руководителями и подчиненными;
способность видеть и понимать мир как единое целое, осознать свое место в нем, включая способность целеполагания, выбора средств для достижения поставленной цели и их планомерного применения; способность принятия решений, в том числе и непринятых.
4) профессиональные компетенции: глубокие, критические знания как дисциплин определяемых профессиональной деятельностью, так и смежных дисциплин, включая способность самостоятельного выявления перечня смежных областей знания;
способность анализа основных противоречий, возникающих в рамках профессиональной деятельности, включая прогнозирование возможных будущих конфликтов;
способность творческого решения реальных практических задач профессиональной деятельности, способность постановки новых задач.
И.А. Зимняя и С.М. Коломиец выделяют творческие компетенции в отдельную группу и определяют их в большей степени как способность выявления новых подходов, нестандартных решений, противоречий. При этом все указанные выше группы компетенций связаны между собой, так что в определенном смысле деление компетенций на группы является условным [6, с. 19].
Для различных специальностей соотношение указанных групп компетенций может быть различным. Для научных работников профессиональные компетенции в значительной мере совпадают с познавательными и творческими компетенциями (но не сводятся только к ним). Для социальных работников, например, профессиональные компетенции в значительной мере совпадают с социальнопсихологическими компетенциями (но не сводятся только к ним) [4].
Таким образом, творческие компетенции мы понимаем как совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности,
необходимых для создания, усовершенствования, оптимизации материальных и духовных ценностей, удовлетворяющих потребности общества [3, с. 57].
На основании анализа ФГОС ВПО третьего поколения и сущности понятия «творческие компетенции» в таблице представлено содержание творческих компетенций студентов технического вуза по видам
профессиональной деятельности.
ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
ВУЗА
Вид профессиональной деятельности Творческие компетенции, включающие способность и готовность
Проектно- конструкторская Выполнять проектирование деталей, компонентов и узлов технических систем
Производственно- технологическая Применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей; внедрять результаты разработок в производство
Научно- исследовательская Участвовать в проведении научных исследований; оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях; организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы данных)
Инновационная Формировать новые конкурентоспособные идеи и реализовывать их в проектах
Творческие компетенции студентов технического вуза мы понимаем как совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для проведения научных исследований и оформления их результатов в виде статей и докладов на научно-технических конференциях; проектирования деталей и разработки экологически чистых
и безопасных технологий; выполнения новых технических решений (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п.) и внедрения их в производство.
Таким образом, проведенный анализ позволяет рассматривать формирование творческих компетенций у студентов технического вуза как адекватный ответ системы образования на новый социальный заказ, запросы работодателей и рынка труда, как важный фактор профессионального становления конкурентоспособной личности студента высшей технической школы.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / Сост. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2004. - 633 с.
2. Ветлугина Н.А. Основы дошкольной педагогики. - М.: Педагогика, 1980. -
271 с.
3. Вострокнутов Е.В. Формирование творческих компетенций у будущих
инженеров // Теоретические и прикладные аспекты личностно профессионального развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием: В 2-х частях. Часть 1. - Омск, 2011. - С. 56-58.
4. Еговцева Н. О коммуникативной компетенции социальных работников // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 164-167.
5. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.
6. Коломиец С.М. Творческие компетенции студентов социально-
экономических специальностей: Монография. - М.: Издательство «Перо», 2010. -181 с.
7. Кузнецова С.В. Формирование профессионально-коммуникативной
компетентности студентов экономических специальностей вузов в процессе обучения иностранному языку [Текст]: Дисс. ... к.п.н. / С.В. Кузнецова. - Пенза, 2008. - 179 с.
8. Лихолетов В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: Автореферат дисс. . док. пед. наук. - Екатеринбург, Российский гос. профессионально-педагогический университет, 2002. - 41 с.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 96 с.