Научная статья на тему 'О содержании непенитенциарного режима'

О содержании непенитенциарного режима Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ РЕЖИМ / НАКАЗАНИЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / NON-PENITENTIARY DISCIPLINE / PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY / PENAL INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольховик Николай Владимирович

в статье раскрывается содержание непенитенциарного режима, его требования, вносятся предложения по совершенствованию законодательства с этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF THE CONTENT OF NON-PENITENTIARY DISCIPLINE

this article describes the content of nonpenitentiary discipline, its requirements, offers of legislative improvement are dealt with in this area.

Текст научной работы на тему «О содержании непенитенциарного режима»

УДК 343.847 ББК 67.409.11 О-56

N.V. OLKHOVIK*

OF THE CONTENT OF NON-PENITENTIARY DISCIPLINE

Аннотация: в статье раскрывается содержание не-пенитенциарногорежима, его требования, вносятся предложения по совершенствованию законодательства с этой сфере.

Ключевые слова: непенитенциарныйрежим, наказание без изоляции от общества, уголовно-исполнительная инспекция.

НИКОЛАИ ВЛАДИМИРОВИЧ ОЛЬХОВИК*

О СОДЕРЖАНИИ НЕПЕНИТЕНЦИАРНОГО

РЕЖИМА

Annotation: this article describes the content of non-penitentiary discipline, its requirements, offers of legislative improvement are dealt with in this area.

Key words: non-penitentiary discipline, punishment without isolation from society, penal inspection.

Под непенитенциарным режимом мы понимаем правопорядок исполнения наказаний без изоляции от общества, заключающийся в соблюдении осужденным общих и специфических обязанностей (требований), которые призваны, с одной стороны, нейтрализовать воздействие факторов, способных создать условия для совершения осужденным нового преступления, с другой - обеспечить благоприятные условия его исправления.

Непенитенциарный режим базируется на соблюдении осужденными определенных правил поведения и установленных для них ограничений. В непенитенциарном режиме, как и в режиме наказания, конкретно выражается то, что, согласно закону, свойственно соответствующему наказанию без изоляции от общества и отражает само его содержание (кару). Другую сторону непенитенциарного режима составляют правовые ограничения осужденных и иные предписания, не обладающие свойствами кары, а также правила, выражающие порядок деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.

Поскольку содержание непенитенциарного режима нельзя определить без выявления содержания соответствующих наказаний без изоляции осужденного от общества, то первым исходным положением, определяющим содержание непенитенциарного режима, является соответствие непенитенциарного режима качественному и количественному содержанию того или иного наказания без изоляции осужденного от общества. Так, к числу карательных требований непенитенциарного режима при обязательных работах следует отнести обязанность

* Кандидат юридических наук, доцент; заместитель директора института по научнойработе, доцент кафедры уголовногоправа

(Юридический институт Национального исследовательскогоТомскогогосударственногсуниверситета) E-mail: [email protected].

д

f

ш ■Ö

0 а

О" ^

Сс

(D

1 С

(D I .С С ш ■Ö I

О" ^

Сс

■8-

0

1

I &

«Q I

£ ^

I

0 ^

1 о

с

>3 «Q

0 £

1 g

осужденных выполнять в свободное от основной работы или учебы время бесплатные общественно полезные работы в размере от 60 до 480 ч для взрослых и от 40 до 160 ч - для несовершеннолетних. Аналогичным требованием непенитенциарного режима при исправительных работах является обязанность осужденных работать либо по месту работы, либо в иных местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, в период от 2 месяцев до 2 лет, при условии, что из его заработной платы будут производиться удержания в доход государства в размере от 5 до 20 %. Эти требования непенитенциарного режима обусловлены основным элементом содержания уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ, который заключается в ограничении личной свободы осужденного, лишении его свободного времени, а при исправительных работах - еще и в ограничении права на полное возмещение за труд. Непенитенциарный режим при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также при ограничении свободы должен содержать требование исполнения осужденным возложенных на него обязанностей и запретов, предусмотренных законом и приговором суда, поскольку основным элементом содержания этих наказаний должны являться обязанности и запреты, ограничивающие личную свободу осужденного, а при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - его право на самоопределение, на выбор вида общественно полезной деятельности, которой он хочет заниматься. Непенитенциарный режим при штрафе предусматривает обязанность осужденного уплатить штраф в форме и размере, установленных приговором суда, ибо основное содержание этого наказания заключается в ограничении права личной собственности осужденного. Вышеперечисленные требования отражают карательное содержание непенитенциарного режима, являются обязательными, предъявляются ко всем осужденным к тому или иному наказанию без изоляции от общества, устанавливаются только уголовным законом и конкретизируются в приговоре суда в виде определения их вида, меры, срока действия.

Наряду с карательными требованиями, непенитенциарный режим составляют правовые ограничения осужденных и иные предписания, не обладающие свойствами кары, они устанав-

ливаются для привлечения осужденных к «претерпеванию» лишений и правоограничений, относящихся к содержанию соответствующего наказания1. Эти требования непенитенциарного режима предусмотрены и должны предусматриваться Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации для всех осужденных к тому или иному наказанию без изоляции от общества.

Так, осужденные к обязательным работам обязаны работать на определяемых для них объектах, соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду, работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову (ч. 1 ст. 26 УИК РФ). Осужденные к штрафу без рассрочки выплаты обязаны уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Осужденные к штрафу без рассрочки выплаты, а также осужденные, в отношении которых суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения судав законную силу уплатить первую часть штрафа (ч. 1, 3 ст. 31 УИК РФ). Осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, а также об изменении места жительства (ст. 37 УИК РФ). Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову (ст. 40 УИК РФ). Осужденные к ограничению свободы обязаны соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания (ст. 50 УИК РФ).

К числу требований непенитенциарного режима можно отнести и некоторые из основных обязанностей осужденных, указанные в ст. 11 УИК РФ. Так, обязанности осужденных, предусмотренные в ч. 2-5 ст. 11 УИК РФ, на наш

взгляд, носят специфический характер и всецело распространяются на осужденных без изоляции от общества как на лиц, совершивших преступления. Более того, как отмечает А.И. Зубков2, обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора» в большей мере относится к осужденным, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества. Требование ч. 1 ст. 11 УИК РФ исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения является общегражданской обязанностью осужденных. В то же время применение положения ч. 1 ст. 11 УИК РФ «соблюдать требования санитарии и гигиены» к осужденным без изоляции от общества вызывает сомнения, поскольку оно рассчитано только на осужденных к наказаниям, связанным с концентрацией и совместным проживанием людей, а «в условиях свободы граждане вольны в установлении пределов выполнения требований санитарии и гигиены собственного тела и жилища»3, главное, чтобы не произошло ущемление прав и интересов других граждан.

Помимо карательных требований непенитенциарного режима и обязанностей, понуждающих осужденных к их выполнению (обязательные), требования непенитенциарного режима могут устанавливаться не каждому осужденному к тому или иному наказанию без изоляции от общества, а дифференцированно, с целью нейтрализовать воздействие факторов, способных, с одной стороны, создать условия для совершения осужденным нового преступления, с другой - обеспечить благоприятные условия его исправления (факультативные). Эти требования образуют некарательное содержание непенитенциарного режима, поскольку не включаются в содержание того или иного наказания без изоляции осужденного от общества. Суд и (или) уголовно-исполнительная инспекция в целях предупреждения совершения осужденным нового преступления и обеспечения благоприятных условий его исправления вправе уста-нав ливать осужденномудополнительные обязанности и запреты или отменять ранее установленные полностью или частично. Такая возможность предоставлялась уголовно-исполнительным инспекциям ст. 41 УИК РФ в отношении осужденных к исправительным работам. Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

№ 161-ФЗ этого права инспекции были лишены. В теории уголовно-исполнительного права отношение ученых к этому законодательному изменению различное4, но проведенный нами анализ рецидивной преступности осужденных к исправительным работам свидетельствует о необходимости не только восстановления этого права уголовно-исполнительных инспекций в отношении осужденных к исправительным работам, но и в отношении всех осужденных, состоящих на учете в инспекции5. В настоящее время этот принцип реализован только при исполнении ограничения свободы (ст. 54 УИК РФ), а также при определении осужденному к обязательным и исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью периодичности явки в уголовно-исполнительную инспекцию.

Установление осужденным этих требований как предполагает привлечение осужденных к выполнению карательных требований, так и непосредственно направлено на предупреждение совершения осужденными новых преступлений и обеспечивает благоприятные условия его исправления. Так, определение уголовно-исполнительной инспекцией осужденномук обязательным работам вида работ и объекта, на котором они будут отбываться, должно обеспечить не только карательное содержание этого наказания, но и благоприятные условия его исправления и предупреждение совершения осужденным нового преступления. Невыполнение этого требования может привести к тому, что наказание не будет отбываться либо его отбывание будет проходить формально (только с точки зрения учета «отработанного» осужденным времени). Аналогичный принцип должен действовать и при определении мест отбывания исправительных работ неработающим осужденным, а также при установлении дополнительных обязанностей осужденным к ограничению свободы (ст. 54 УИК РФ).

Проведенное исследование личности осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательным работам, исправительным работам, совершивших новое преступление в период отбывания соответствующего наказания, убедительно доказывает, что совершению этого преступления предшествовали паразитический образ жизни осужденных, отсутствие у них средств к существованию, систематическое совершение административных правонарушений, которые были однородны с тем преступлением, за совершение которого они

д

f

ш ■Ö

0 а

0" ^

Сс

(D

1 С

(D I .С С ш ■Ö I

0" ^

Сс

■8-

0

1

были осуждены. На наш взгляд, этого могло не произойти, если бы осужденные данной категории работали, учились, занимались иной общественно полезной деятельностью и суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции либо инспекция могли скорректировать содержание непенитенциарного режима. Действующее законодательство предусматривает такую возможность только при исполнении исправительных работ (ч. 2 ст. 46 УИК РФ) и ограничения свободы (ч. 3 ст. 53 УК РФ). В связи с этим считаем необходимым и своевременным предоставить суду возможность возложения на осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательным работам, исправительным работам обязанностей как при вынесении приговора, так и в период отбывания наказания по представлению уголовно-исполнительной инспекции, если эти обязанности направлены на обеспечение осуществления контроля за исполнением осужденным требований непенитенциарного режима (например, являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию с указанием периодичности, отчитываться перед уголовно-исполнительной инспекцией о своем поведении). При этом пере-

чень обязанностей, которые могут быть возложены судом, должен быть открытый, так как это позволит суду индивидуализировать требования непенитенциарного режима каждому осужденному. Кроме того, в уголовно-исполнительном законодательстве следует предусмотреть возможность уголовно-исполнительной инспекции возлагать на осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательным работам, исправительным работам обязанностей, направленных на обеспечение осуществления контроля за исполнением осужденным требований непенитенциарного режима, не только после нарушения осужденным требований этого режима, как это сейчас предусмотрено в ч. 2 ст. 46 УИК РФ, но и при постановке на учет.

Таким образом, правопорядок исполнения наказаний без изоляции от общества должен предполагать наличие как общих, так и специфических обязанностей (требований), которые призваны, с одной стороны, нейтрализовать воздействие факторов, способных создать условия для совершения осужденным нового преступления, с другой - обеспечить благоприятные условия его исправления.

Список использованной литературы

1 См.: ЧубраковС.В. Уголовное наказание в виде обязательных работ. Томск; 2005. С. 166.

2 См.: Уголовно-исполнительное право России: учеб. для юрид. вузов. М., 1999. С. 396.

3 Там же. С. 395.

4 См.: Данелян Р.С. Исправительные работы как вид уголовногонаказания в теории и практике: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002. С. 68; Рогова Е.В. Исправительные работы и особенностиих применения к несовершеннолетним дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск 2004. С. 162-163.

5 См.: ОльховикН.В., ПрозументовЛ.М. Рецидивная преступность осужденных и ее предупреждение Томск 2009. С. 87-100, 105-109, 136-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.