(№.4
The State Counsellor, 2017
УДК 504.75.06
М.В.Башаркин, Ю.А.Холопов
О соблюдении норм электромагнитной безопасности при строительстве жилых домов вблизи воздушных линий электропередач
Рассмотрена проблема обеспечения электромагнитной безопасности строительства жилых домов рядом с воздушными линиями электропередач (ЛЭП). Электромагнитные поля могут оказывать значительное воздействие, как на компоненты экосистем, так и на здоровье человека. Основу защиты от влияния ЛЭП составляет соблюдение охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Показано, что сервис Яндекс. Карты помогает оценить потенциальную опасность соседства ЛЭП и жилых домов.
Ключевые слова: линии электропередач, строительство, электромагнитные поля, электромагнитная безопасность, сервис Яндекс. Карты, Самара
M.V.Basharkin, Yu.A.Kholopov
On compliance with the electromagnetic
safety standards in the construction of residential houses near aerial power lines
Considered the problem of providing electromagnetic safety of construction of residential houses near aerial power lines. Electromagnetic fields can have a significant impact as on components of ecosystems and on human health. The basis of protection from the influence of power lines is compliance with the protective zones of electric grid facilities. It is shown that the Yandex. Card helps to assess the potential risk of neighborhood power lines and houses.
Keywords: power lines, construction, electromagnetic fields, electromagnetic safety, Yandex. Card, Samara
Введение
последние годы в Самаре и Самарской области наблюдается высокий рост темпов строительства жилья. Так, по данным Росстата в 2016 году Самарская область занимала 11 место среди регионов РФ по этому показателю[1]. Согласно анализу рынка недвижимости, проведённому специалистами Самарского областного фонда жилья и ипотеки, за первые 5 месяцев 2017 года было введено в эксплуатацию на 23,8 % жилья больше, чем за аналогичный период 2016 года [2].
Однако, несмотря на положительную тенденцию по показателям строительства жилья, существует ряд проблем, которые строители игнорируют в ходе возведения домов. Кроме проблем строительства парковок, детских садов, школ и новых больниц, которыми застройщики, увы, часто, пренебрегают, в угоду высоким показателям темпов строительства и получению прибыли, существует и проблема, которая угрожает жизни и здоровью жильцов новостроек. Речь идет о негативном воздействии электромагнитных волн от линий
электропередач (ЛЭП), которые находятся в непосредственной близости от построенных или строящихся объектов.
Экологические аспекты электромагнитной безопасности
С точки зрения экологических проблем, электромагнитные поля (ЭМП) промышленной частоты весьма существенны, так как они часто располагаются непосредственно в природных экосистемах и занимают значительные территории. Так, протяженность воздушных линий электропередач напряжением 6-1150 кВ в нашей стране составляет более 4,5 млн. км [3].
Технологии передачи и распределения электрической энергии не связаны с преднамеренным процессом излучения, однако сопровождаются электромагнитным загрязнением окружающей среды. Линия электропередач является источником как электрического, так и магнитного полей. Уровни поля под линией существенно зависят от высоты подвеса, расстояния между проводами, напряжения в линии, наличия
государственный СоВет-ник, 2017
растительного покрова, рельефа местности под линией [4].
Исследования воздействия электромагнитных волн проводов высоковольтных линий (ВЛ) на мозг и организм человека в целом доказали, что оно может привести к ряду болезней: радиоволновая, увеличение числа лейкоцитов, изменение частоты сердечного ритма и артериального давления. Отрицательное воздействие электромагнитных полей ЛЭП на человека и на те или иные компоненты экосистем прямо пропорционально мощности поля и времени облучения, то есть жильцы домов, которые большую часть времени суток проводят в своих квартирах, наиболее сильно подвержены воздействию электромагнитного поля [5].
Биологи показали, что ЭМП от линий электропередач влияют на поведенческие реакции насекомых (муравьи покидают прилегающие к ЛЭП участки леса), рыб (ЭМП от ЛЭП и подводных силовых кабелей, пересекающих водоемы, часто затрудняют миграцию рыб). Вместе с тем, разработка и введение нормативов приводят к появлению в обществе различных форм электромагнитной фобии (навязчивого состояния страха) [6]. Некоторые природные живые системы резко деградируют или даже исчезают при воздействии ЭМП гораздо меньших уровней, чем предельно допустимые для человека. Они могут являться биоиндикаторами электромагнитного фактора окружающей среды [7].
По мнению [8, 9] проблема инструментария экологического контроля электромагнитной обстановки для широкого спектра потребителей может быть решена посредством геоэкологического и геоэлектромагнитного картографирования, а экологические карты электромагнитной обстановки, доступные on-line с помощью web технологий, помогут в принятии решений по проблемам электромагнитной безопасности.
Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется новыми Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон [10]. Например, безопасное расстояние от линий электропередач 110 кВ до жилого дома должно составлять 20 м.
Следует учесть, что указанные нормативные расстояния санитарных зон возле ЛЭП, которые считаются безопасными для человека, не учитывают вредного воздействия магнитного излучения ВЛ, которое гораздо опаснее электрического, поэтому в научной литературе все чаще предлагается безопасным расстоянием от дома до ВЛ считать 150-200 м.
№°4
Под электромагнитной безопасностью здания следует понимать такое его состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда персоналу/жильцам здания от воздействий источников электромагнитных излучений (ЭМИ), находящихся в здании и вблизи него, а также вреда окружающей среде (природной и антропогенной) от ЭМИ-воздействий инженерно-технического комплекса (ИТК) здания [11].
Возможности сервиса Яндекс.
Карты для оценки влияния ЛЭП на электромагнитную безопасность объектов жилищного строительства
Нами при помощи сервиса Яндекс. Карты была проведена выборочная оценка расстояний от ЛЭП 110 кВ до жилых объектов в г. о. Самара. Установление фактической погрешности измерения расстояний с использованием GPS-навигации по сервису Яндекс. Карты проводилась следующим образом: объектом измерения служил трамвайный вагон марки Tatra T3SU, длина которого составляет 14 м [12]. Измерения производились в точке с координатой (53.203730, 50.236201) в режиме «Спутник», масштаб 1:1000. Данной координате соответствует территория трамвайного депо «Кировское». Территория данного депо была выбрана не случайно. Это единственное депо в городе, в котором не эксплуатируется никаких других трамвайных вагонов, кроме вагонов марки Tatra T3SU [13], соответственно, чтобы избежать ошибки в измерении и случайно не измерить какую-либо другую марку вагона, было выбрано данное депо. По результатам измерений инструмент «линейка» показал длину вагона равную 13,9 м. Погрешность составила 0,7%. Для большей точности было проведено дополнительное измерение в точках с координатами (53.203147, 50.235213) и (53.203693, 50.236519), в том же режиме и масштабе, для первой точки измерения показали величину 13,7 м, погрешность составила 2,1%, для второй точки 13,9 м, погрешность составила 0,7%. Средняя величина погрешности по результатам трёх измерений составила 1,17%. Учитывая то, что величина погрешностей меньше 5%, мы можем говорить о высокой точности сервиса Яндекс. Карты в режиме «Спутник» и масштабе 1:1000.
Полученные результаты заставляют усомниться в благоприятности условий проживания в квартирах некоторых домов с точки зрения электромагнитной экологии. Так, фасад дома, построенного в городе Самара на пересечении улиц Антонова-Овсеенко и Советской Армии, находится от ЛЭП 110 кВ [14] на минимально возможном расстоянии 20 м, а уже торец дома санитарным нормам не соответствует. Расстояние от торца до ВЛ
№°4
The State Counsellor, 2017
по улице Долотной составляет всего лишь 12 м, согласно данным сервиса Яндекс Карты (рис 1.). Жильцам данного объекта рекомендуется провести тестирование жилых помещений на уровень электромагнитных воздействий.
На минимальном расстоянии в 26 м находятся и новые жилые дома, возведённые также вдоль ЛЭП по улице Советской Армии на участке от улицы Антонова-Овсеенко до
улицы Дыбенко. Хотя минимальные санитарные нормы в новостройках выполняются, дома, построенные в 80-90-х годах прошлого века по нечётной стороне улицы Советской Армии, находятся на расстоянии 50-ти метров от ВЛ электропередач, что достаточно безопасно. Кроме того, между домами постройки прошлого века и ВЛ находится ряд зелёных насаждений, что снижает влияние электромагнитных полей.
Рис 1. Жилая застройка вблизи ЛЭП на ул. Долотная
Решением данной проблемы является перенос ВЛ электропередач по улице Советской Армии под землю на участке длиной 650 м: от улицы Дыбенко до Долотной, а также участка линии длиной 250 м по улице Долотной, так как перенести уже построенный дом на безопасное от воздушной линии электропередач невозможно. По данным компании Энерго-промстрой примерная стоимость работ по переносу линий электропередач составит 1000 евро за метр, или же 900 тыс. евро за всю работу (65 млн. руб.) [15].
Однако это не единственный участок в городе, где ЛЭП располагается на расстоянии меньше положенного. Такая же проблема существует и на улице Артиллерийская, по которой проходит ЛЭП 110 кВ [14]. ЛЭП размещается по средней линии между домами по улице Артиллерийская, 34 и Луначарского, 62. Учитывая, что расстояние между домами 38,5 м, согласно данным сервиса Яндекс. Кар-
ты (рис. 2.), то расстояние от каждого из домов до ЛЭП менее 20 м, что не соответствует санитарным нормам и правилам. Это видно и исходя из длины автомобилей, которая не превышает 5 м. На рис. 2 умещается не более 2 автомобилей, тогда как на расстоянии между домом и ЛЭП должны свободно располагаться 4 автомобиля. Решением проблемы на этом участке является также перенос ЛЭП под землю.
Рекомендации
Во избежание подобных ситуаций в дальнейшем властям города предлагается более внимательно относиться к документации застройщиков. Выдавать разрешение на строительство только при соблюдении требований о минимально допустимом удалении строящегося объекта от ЛЭП, либо, если эти требования выполнить невозможно, по договорённости с застройщиком осу-
<№4
Рис. 2 Ситуация с ЛЭП на ул. Артиллерийская
ществлять перенос ВЛ электропередач под домах, расположенных в непосредственной
землю. Следовать рекомендациям Всемир- близости от ЛЭП, проводить тестирование
ной организации здравоохранения о разме- жилых помещений на степень ослабления
щении новых воздушных линий электропе- техногенных внешних электромагнитных
редач вне территории жилой застройки. В излучений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d01/21.htm
2. Патрикеев А.Л. Мониторинговый отчёт (по состоянию за июнь 2017 года) // Рынок жилой недвижимости городских округов самарской области. - 2017. - С. 26.
3. Довбыш В.Н., Маслов М.Ю., Семаков Л.М., Сподобаев Ю.М. Экспериментальные исследования электромагнитных полей высоковольтной линии электропередач // «Инфокоммуникационные технологии» Том 4, № 4, 2006. - С. 74-76.
4. Маслов М.Ю., Ружников В.А., Семаков Л.М., Сподобаев Ю.М., Требунская Д.А. Программный комплекс анализа электромагнитной обстановки в коридорах прохождения высоковольтных ЛЭП // «Инфокоммуника-ционные технологии» Том 8, № 2, 2010. - С. 81-86.
5. Ефимов В.И., Рыбак Л.В. Производство и окружающая среда : учеб. пособие. - М. : Московский государственный горный университет, 2012. - С. 115.
6. Сподобаев Ю.М., Кубанов В.П. Основы электромагнитной экологии. М.: Радио и связь, 2000. - 237 с.
7. Голубенко Д.А., Маслов М.Ю., Сподобаев Ю.М. Живые системы в электромагнитных полях // Прикладная электродинамика, фотоника и живые системы. Дополнительные материалы Международной научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2015. - С. 4-8.
8. Довбыш В.Н., Сивков В.С. Цифровая электромагнитная модель местности // ИКТ. Т5. №1, 2007. - С. 85-88.
9. Сивков В.С., Сподобаев М.Ю. Геоинформационная система как интеграционная платформа электромагнитного мониторинга // «Инфокоммуникационные технологии» Том 9, № 2, 2011. - С. 57-62.
10. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12165555/#friends#ixzz4qIn5UzAo
11. Любимова Н.С., Волков А.Б., Мартемьянов В.А. Электромагнитная безопасность зданий // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(24). - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 158-169.
12. Портал Саматранс.т£э [Электронный ресурс]. URL: http://www.samaratrans.info/wiki/index.php/Tatra-T3SU
13. Портал Саматранс.т£э [Электронный ресурс]. URL: http://www.samaratrans.info/wiki/index.php/Самара_КТД
14. Схема и программа развития электроэнергетики Самарской области на период 2017-2021 годов - Самара, 2016 г. - 189 с.
15. Сайт компании «Энергопромстрой» [Электронный ресурс]. URL: http://www.enpromstroy.ru/lep.html
с(№4
REFERENCES
1. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/free/ B09_03/IssWWW.exe/Stg/d01/21.htm
2. Patrikeev A.L. Monitoringovyj otchjot (po sostojaniju za ijun' 2017 goda) // Rynok zhiloj nedvizhimosti gorodskih okrugov samarskoj oblasti. - 2017. - p. 26.
3. Dovbysh V.N., Maslov M.Ju., Semakov L.M., Spodobaev Ju.M. Jeksperimental'nye issledovanija jelektromagnitnyh polej vysokovol'tnoj linii jelektroperedach // TInfokommunikacionnye tehnologiif Tom 4, s 4, 2006. - pp. 74-76.
4. Maslov M.Ju., Ruzhnikov V.A., Semakov L.M., Spodobaev Ju.M., Trebunskaja D.A. Programmnyj kompleks analiza jelektromagnitnoj obstanovki v koridorah prohozhdenija vysokovol'tnyh LJeP // TInfokommunikacionnye tehnologiif Tom 8, s 2, 2010. - pp. 81-86.
5. Efimov V.I., Rybak L.V Proizvodstvo i okruzhajushhaja sreda : ucheb. posobie. - M. : Moskovskij gosudarstvennyj gornyj universitet, 2012. - pp. 115.
6. Spodobaev Ju.M., Kubanov VP. Osnovy jelektromagnitnoj jekologii. M.: Radio i svjaz', 2000. - 237 p.
7. Golubenko D.A., Maslov M.Ju., Spodobaev Ju.M. Zhivye sistemy v jelektromagnitnyh poljah // Prikladnaja jelektrodinamika, fotonika i zhivye sistemy. Dopolnitel'nye materialy Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov. 2015. - pp. 4-8.
8. Dovbysh V.N., Sivkov V.S. Cifrovaja jelektromagnitnaja model' mestnosti // IKT. T5. s1, 2007. - pp. 85-88.
9. Sivkov V.S., Spodobaev M.Ju. Geoinformacionnaja sistema kak integracionnaja platforma jelektromagnitnogo monitoringa // TInfokommunikacionnye tehnologiif Tom 9, s 2, 2011. - pp. 57-62.
10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 fevralja 2009 g. N 160 "O porjadke ustanovlenija ohrannyh zon ob#ektov jelektrosetevogo hozjajstva i osobyh uslovij ispol'zovanija zemel'nyh uchastkov, raspolozhennyh v granicah takih zon". Sistema GARANT: http://base.garant.ru/12165555/#friends#ixzz4qIn5UzAo
11. Ljubimova N.S., Volkov A.B., Martem'janov V.A. Jelektromagnitnaja bezopasnost' zdanij // Tehnicheskie nauki - ot teorii k praktike: sb. st. po mater. XXVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. s 11(24). Novosibirsk: SibAK, 2013. pp. 158-169.
12. Portal Samatrans.info [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.samaratrans.info/wiki/index.php/Tatra-T3SU
13. Portal Samatrans.info [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.samaratrans.info/wiki/index.php/Samara_KTD
14. Shema i programma razvitija jelektrojenergetiki Samarskoj oblasti na period 2017-2021 godov. Samara, 2016. 189 p.
15. Sajt kompanii TJenergopromstrojf [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.enpromstroy.ru/lep.html
Информация об авторах Башаркин Максим Викторович
(Россия, Самара) Студент
ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» Эл. почта: [email protected]
ФГБОУ ВО «Самарский государственный
Доцент кафедры «Строительство»
Холопов Юрий Александрович
университет путей сообщения»
Эл. почта: [email protected]
(Россия, Самара)
Information about the authors
Basharkin Maxim Viktorovich
(Russia, Samara) Student
Samara State Transport University E-mail: [email protected]
Kholopov Yurii Aleksandrovich
(Russia, Samara) Associate Professor of the Department "Construction' Samara State Transport University E-mail: [email protected]