Торцев А.М.
О системной оценке эффективности государственного управления природными ресурсами (на примере рыбохозяйственного комплекса)
Торцев Алексей Михайлович — научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики, Российская академия наук, Архангельск, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 6717-3313
Аннотация
В статье проведен анализ отечественных и зарубежных подходов к определению эффективности государственного управления, а также рассмотрены эффекты управления и виды эффективности. Исходя из полномочий органов государственной власти по управлению природными ресурсами (на примере рыбохозяйственного комплекса) сделано обоснование системного подхода к оценке эффективности государственного управления с учетом экологической эффективности при проведении такой оценки. Полученные данные могут служить основой для разработки модели системной оценки эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом с учетом всего функционала субъектов управления.
Ключевые слова
Эффективность государственного управления, рыбохозяйственный комплекс, органы государственной власти, водные биоресурсы.
Повышение эффективности деятельности государственных органов является важным направлением совершенствования государственного управления. В обществе идет постоянный процесс поиска и формирования оптимальной и эффективной системы государственного управления, обеспечивающей всестороннее развитие всех сфер жизнедеятельности государства, в том числе экономики и социальной сферы. Одной из составляющих такого процесса является разработка и проведение оценки эффективности государственного управления, позволяющей определить достижение поставленных перед органами государственной власти целей и необходимость их трансформации в соответствии с жизненными реалиями.
При этом существует различное понимание данного понятия. Постоянное изменение социально-экономических процессов, смена идеологий, парадигм привело к различным толкованиям понятия «эффективность», которое с течением времени усложнялось, становилось более полным, приобретало новые аспекты. В научной литературе понятие «эффективность» имеет множество значений и переводов. В настоящее время значительное число определений эффективности можно найти не только в экономической, но и во многих других науках, при этом в рамках каждой из них данный термин нередко используется в различных его значениях. Под «эффективностью» понимается результативность процесса, операции, проекта,
определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение1. Также «эффективность» означает отношение к достижению того, чего мы хотим добиться, согласованность результата с целью. С точки зрения государственного управления под эффективностью в широком смысле понимается комплексная характеристика результатов с учетом соответствия полученных результатов целям и задачам2.
Исследователями по-разному используется понятие «эффективность» и его синонимы. В английском языке существует как минимум два понятия, созвучных русскоязычному слову «эффективность»: "effectiveness" — действенность, эффективность, результативность, производительность; и "efficiency" — эффективность, результативность, действенность, продуктивность,
производительность3. При этом оба понятия обладают собственным смыслом, и необходимо в каждом случае подробно анализировать контекст. В целом под понятием "effectiveness" понимается произведение эффекта или достижение результата, а значение слова "efficiency" — способность работать быстро и хорошо, с наименьшими потерями4. "Effectiveness" — это оценка деятельности по достижению конкретных целей, в то время как "efficiency" — оценка качества деятельности5. Зачастую также используется термин "productivity" — отношение результата (output) к затратам (input). В ряде случаев это понятие переводится как «производительность». Например, Гирт Бухарт включает понятия «результативность» и «эффективность» в единое понятие «производительность»6.
1 Шестаков А.В. Экономика и право: энциклопедический словарь. М.: Дашков и К, 2000.
2 Пугачева Л.В., Дягилева Т.В. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность, критерии, оценка // Актуальные вопросы социально-экономического развития современного государства: сборник научных статей по материалам II-й научно-практической конференции, 15 апреля 2015 г., г. Новочеркасск. Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2015. С. 30-38.
3 Жданова И.Ф. Новый англо-русский экономический словарь. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.-Медиа; Дрофа, 2008. С. 321.
4 Excellence in Public Administration for Competitiveness in EU Member States / Project leader: H. Pitlik; Austrian Institute of Economic Research (WIFO); Center for European Economic Research (ZEW); IDEAConsult. European Commission, 2012. P. 250. URL: ftp://ftp.zew.de/pub/zew-
docs/gutachten/pa report am2013.pdf (accessed: 17.10.2016).
5 Kjurchiski ^.Public Administration Efficiency in Resource Economies / RANEPA. May 2014. URL: http://cre.ranepa.ru/wp-content/uploads/2014/06/140521 Public-Administration-Efficiency-in-Resource-Economies.pdf (accessed: 02.03.2016).
6 Эффективность государственного управления / Пер. с англ.; общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Фонд «За экономическую грамотность»; Российский экономический журнал; Издательство АО «Консалтбанкир», 1998. С. 47.
Эффективность деятельности органов исполнительной власти можно также рассматривать на двух уровнях: внутренняя оценка эффективности их деятельности и внешняя — проводимая на федеральном уровне7.
Следует отметить, что использование термина «эффективность» в государственном управлении и в частном секторе отличается, поскольку цели в государственном управлении не так ясны, как цели в частном секторе8. Многие аспекты деятельности государства вообще невозможно замерить теми шкалами и механизмами, которые применяются в сфере экономики9. Так, например, экономическая эффективность рыбохозяйственного комплекса характеризуется ростом объема производства и улучшением качества рыбной продукции, уменьшением диспропорций в ее производстве в соответствии с необходимым ассортиментом по годам, во взаимосвязи с развитием материально-технической базы, способствующим формированию и рациональному использованию сырьевых ресурсов10.
При определении эффективности управления обычно устанавливается:
- объект управления;
- субъект (источник) управленческих решений;
- управленческие решения, оказывающие воздействие на объект;
- возникающие эффекты в деятельности объекта управления (Рисунок 1).
На основе эффектов управления, как правило, выделяют несколько видов эффективности:
1. Экономическая эффективность — отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объемов привлеченных для этого ресурсов. Она отражает внутреннее положение дел в системе государственного управления.
2. Техническая эффективность — степень достижения целей деятельности с учетом общественных интересов11. Она отражает соответствие государственного
7 Петрова Е.А., Шевандрин А.В., Калинина В.В. Формирование системы оценки эффективности территориального управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 54. С. 91. URL: http://e-joumal.spa.msu.ru/vestnik/item/54 2016petrova shevandrin kalinina.htm (дата обращения: 17.06.2016).
8 Raadschelders J.C.N. Government: A Public Administration Perspective. Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, 2003. P. 202.
9 Барциц И.Н. Конституционное право на хорошее (эффективное) управление: критерии, показатели, оценки // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 64-71.
10 Котов Н.М. Факторы эффективного функционирования рыбохозяйственного комплекса регионов Дальнего Востока // Рыбное хозяйство. 2014. № 6. С. 26-29.
11 Михайлова О.В. Основные направления развития государственного управления в РФ и его эффективность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 166-172.
управления требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества, и связана с количественными и качественными показателями.
3. Социальная эффективность: а) общая — характеризует вклад системы государственного управления в качественное развитие общества как объекта управления; б) специальная — отражает качество функционирования аппарата государственного управления; в) конкретная — соотносится с детальными особенностями организации процесса управления12.
производственный эффект - заключается в соотнесении результатов, полученных на выходе продукта (услуги) из стадии производства, н затрат на его изготовление (осуществление)
Субъект управления
И
Управленческие решения
Ж
Объект управления
>
Эффекты
~пг~
экономнческни
эффект -показывает, как ведет себя продукт (услуга) в стадии потребления и какую приносит пользу людям, обществу
Ж
социальный - представляет собой совокупный и общий положительный результат, который получает общество как в процессе производства того или иного продукта (услуги) или выполнения определенного рода работы, так и прн
потреблении соответствующих материальных, социальных и д\-ховных ценностей
Рисунок 1. Схема определения эффективности управления13
Вместе с тем указанные виды эффективности не в полной мере охватывают сферу государственного управления в области эксплуатации и сохранения природных ресурсов, т. е. компонентов природной среды, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления.
12 Лукьянова В.В., Рудакова О.В. Социальная эффективность государственного и муниципального управления // Основы экономики, управления и права. 2013. № 6 (12). С. 23-28.
13 Источник: составлено автором.
Так, например, рыбохозяйственный комплекс полностью зависит от состояния сырьевой базы, которая подвержена многочисленным ежегодным изменениям. Для рыболовства характерны циклические колебания, что обуславливает высокий уровень экономических рисков по сравнению с рисками других отраслей народного хозяйства. А.И. Кибиткин и Л.Е. Евграфова рассматривают один из элементов рыбохозяйственного комплекса — промышленное рыболовство — в качестве единой социо-эколого-экономической системы, в которой принимаемые управленческие решения и действия должны основываться на принципах рационального природопользования. Стратегическая цель данной системы будет заключаться в осуществлении процессов добычи, хранения, переработки, реализации рыбопродукции, на основе развития «предосторожного» подхода и «мягкого» промысла, оптимизации лова, последующей глубокой малоотходной технологии переработки водных биоресурсов14.
Таким образом, целесообразно выделить экологическую эффективность государственного управления, связанную с рациональным использованием и сохранением водных биоресурсов15, поскольку они являются основой деятельности всего рыбохозяйственного комплекса.
Рассмотрим рыбохозяйственный комплекс (объект управления) и органы государственного управления им (субъекты управления). Согласно одному из современных определений, рыбохозяйственный комплекс — это совокупность предприятий, организаций, фирм, компаний, занимающихся проблемами исследования и комплексного, рационального и эффективного использования водных биоресурсов Мирового океана, и хозяйственных структурных единиц, обслуживающих эти предприятия16. Т. е. рыбохозяйственный комплекс является сектором экономики, включающим научные исследования водных биоресурсов, организацию их рационального использования и сохранения, добычу, переработку и поставку готовой продукции населению.
По данным Росстата, в 2013 году количество организаций по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство» составило 8,5 тыс., а
14 Кибиткин А.И., Евграфова Л.Е. Рациональное природопользование, как основа управления развитием социо-эколого-экономической системы промышленного рыболовства // Рыбное хозяйство. 2015. № 2. С. 28-31.
15 Водные биологические ресурсы (водные биоресурсы) — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
16 Романов Е.А. Экономика рыбохозяйственного комплекса России. М.: Мир, 2005. С. 12.
среднегодовая численность работников таких организаций — 59,3 тыс. человек. Оборот организаций, занимающихся рыболовством и рыбоводством, в 2015 году достиг 269,9 млрд рублей17. В 2014 году общий вылов рыбы отечественными организациями составил 4 169,8 тыс. т, в том числе на долю океанического рыболовства в исключительной экономической зоне России пришлось 2 929,5 тыс. т, на пресноводные водные объекты — 86,544 тыс. т. Вылов водных биоресурсов в экономических зонах зарубежных государств составил 809,892 тыс. т18. Объем произведенной рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных за 2014 год достиг 3 644,5 тыс. т. Поставки рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации (в том числе по экспорту) за 2014 год составили 1 704,4 тыс. т.19
Государственное управление рыбохозяйственным комплексом осуществляют на федеральном уровне Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные управления, а на региональном уровне — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Рисунок 2).
Рисунок 2. Схема государственного управления рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации20
17 Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 18.02.2016).
18 Антонов Н.П. Использование сырьевой базы российского рыболовства в 2014 году // Рыбное хозяйство. 2015. № 2. С. 8-11.
19 Материалы к заседанию Коллегии Федерального агентства по рыболовству «Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2014 году и задачи на 2015 год» // Федеральное агентство по рыболовству [Официальный сайт]. URL: http://www.fish.gov.ru/ob-agentstve/kollegiYa-rosrybolovstva (дата обращения: 18.02.2016).
20 Источник: составлено автором.
Функциями государственного управления рыбохозяйственным комплексом являются:
- нормативно-правовое регулирование рыболовства, аквакультуры, сохранения водных биоресурсов, производства, переработки и реализации продукции из водных биоресурсов;
- охрана, рациональное использование, изучение, воспроизводство водных биоресурсов;
- контроль и надзор за водными биоресурсами и средой их обитания, хозяйственной деятельностью в данной сфере;
- оказание государственных услуг в сфере изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, охраны и рационального использования21.
Органы государственной власти:
1. В институциональной среде: определяют нормативно-правовые условия осуществления различных видов деятельности в рыбохозяйственной сфере, которые распространяют свое действие на население и организации рыбохозяйственного комплекса, в том числе правила любительского и промышленного рыболовства;
2. В сфере рыболовства: организуют изучение запасов водных биоресурсов, утверждение общих допустимых уловов, распределение квот добычи водных биоресурсов, заключение договоров пользования водными биоресурсами и договоров о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов, принимают решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование, выдачу разрешений на добычу водных биоресурсов и учет их вылова22;
3. В сфере сохранения водных биоресурсов: устанавливают ограничения на осуществление хозяйственной деятельности; устанавливают рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны; согласуют хозяйственную деятельность;
21 Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // КонсультантПлюс [Информационно -правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6542/ (дата обращения: 29.02.2016); Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 77705/ (дата обращения: 18.02.2016); Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» // Гарант [Информационно-правовая система]. URL: http://base.garant.ru/12160949/ (дата обращения: 18.02.2016).
22 Торцев А.М. Особенности государственного управления промышленным рыболовством в пресноводных водных объектах // Social and Economic Problems of Modern Society: Materials of the V International Scientific Conference on June 1-2, 2015. Prague: Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", 2015. P. 73. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2015/k-06 01 15.pdf (дата обращения: 17.10.2016).
организуют работы по компенсации наносимого ущерба, искусственному воспроизводству водных биоресурсов, рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, акклиматизации водных биоресурсов;
4. В сфере контроля и надзора: проводят рейдовые мероприятия, организуют плановые и внеплановые проверки, привлекают к ответственности лиц, совершивших правонарушения в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов, взыскивают штрафы и т. д.
Так, при раскрытии содержания эффективности государственного управления представляет интерес системный подход, который позволяет рассмотреть ресурсы государственных органов, их деятельность и результаты23. Учитывая, что действия органов государственной власти оказывают свое влияние как на население страны, так и на организации рыбохозяйственного комплекса в различных аспектах деятельности, а также на водные экосистемы и биоресурсы, при рассмотрении эффективности работы органов власти по управлению рыбохозяйственным комплексом целесообразно принимать во внимание все виды эффективности:
- экономическую (вылов водных биоресурсов, рентабельность деятельности организаций рыбохозяйственного комплекса, и т. д.);
- техническую (исполнение федеральных и региональных государственных программ, выполнение поставленных перед государственными органами целей и задач, и т. д.);
- социальную (обеспечение населения рыбопродуктами по доступным ценам, создание условий доступа к водным биоресурсам при осуществлении любительского рыболовства и ведения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов24, и т. д.);
- экологическую (управление рациональным использованием водных биоресурсов, реализация мер по их сохранению).
Таким образом, при оценке эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом целесообразен системный подход, учитывающий ее экономическую, техническую, социальную и экологическую составляющие.
23 Исупова И.Н. К вопросу об оценке эффективности государственного управления // Журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2010. № 2. С. 37-39.
24 Торцев А.М., Новоселов А.П. Государственное управление водными биологическими ресурсами в сфере их предоставления в пользование коренным малочисленным народам Севера на примере Ненецкого автономного округа // Вопросы управления. 2015. № 2 (14). С. 44-52.
Список литературы:
1. Антонов Н.П. Использование сырьевой базы российского рыболовства в 2014 году // Рыбное хозяйство. 2015. № 2. С. 8-11.
2. Барциц И.Н. Конституционное право на хорошее (эффективное) управление: критерии, показатели, оценки // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 64-71.
3. Жданова И.Ф. Новый англо-русский экономический словарь. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.-Медиа; Дрофа, 2008.
4. Исупова И.Н. К вопросу об оценке эффективности государственного управления // Журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2010. № 2. С. 37-39.
5. Кибиткин А.И., Евграфова Л.Е. Рациональное природопользование, как основа управления развитием социо-эколого-экономической системы промышленного рыболовства // Рыбное хозяйство. 2015. № 2. С. 28-31.
6. Котов Н.М. Факторы эффективного функционирования рыбохозяйственного комплекса регионов Дальнего Востока // Рыбное хозяйство. 2014. № 6. С. 26-29.
7. Лукьянова В.В., Рудакова О.В. Социальная эффективность государственного и муниципального управления // Основы экономики, управления и права. 2013. № 6 (12). С. 23-28.
8. Материалы к заседанию Коллегии Федерального агентства по рыболовству «Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2014 году и задачи на 2015 год» // Федеральное агентство по рыболовству [Официальный сайт]. иКЬ: http://www.fish.gov.ru/ob-agentstve/kollegiya-rosrybolovstva (дата обращения: 18.02.2016).
9. Михайлова О.В. Основные направления развития государственного управления в РФ и его эффективность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 166-172.
10. Петрова Е.А., Шевандрин А.В., Калинина В.В. Формирование системы оценки эффективности территориального управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 54. С. 91-108. ИЯЬ: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/ltem/54 2016ре^руа shevandrln kalinina.htm (дата обращения: 17.06.2016).
11. Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» // Гарант [Информационно-правовая система].
№Ь: http://base.garant.ru/12160949/ (дата обращения: 18.02.2016).
12. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 77705/ (дата обращения: 18.02.2016).
13. Пугачева Л.В., Дягилева Т.В. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность, критерии, оценка // Актуальные вопросы социально-экономического развития современного государства: сборник научных статей по материалам II-й научно-практической конференции, 15 апреля 2015 г., г. Новочеркасск. Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2015. С. 30-38.
14. РомановЕ.А. Экономика рыбохозяйственного комплекса России. М.: Мир, 2005.
15. Торцев А.М., Новоселов А.П. Государственное управление водными биологическими ресурсами в сфере их предоставления в пользование коренным малочисленным народам Севера на примере Ненецкого автономного округа // Вопросы управления. 2015. № 2 (14). С. 44-52.
16. Торцев А.М. Особенности государственного управления промышленным рыболовством в пресноводных водных объектах // Social and Economic Problems of Modern Society: Materials of the V International Scientific Conference on June 1-2, 2015. Prague: Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", 2015. P. 71-74. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2015/k-06_01_15.pdf (дата обращения: 17.10.2016).
17. Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 18.02.2016).
18. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система].
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6542/ (дата обращения: 29.02.2016).
19. Шестаков А.В. Экономика и право: энциклопедический словарь. М.: Дашков и К, 2000.
20. Эффективность государственного управления / Пер. с англ.; общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Фонд «За экономическую грамотность»; Российский экономический журнал; Издательство АО «Консалтбанкир», 1998.
21. Excellence in Public Administration for Competitiveness in EU Member States / Project leader: H. Pitlik; Austrian Institute of Economic Research (WIFO); Center for European Economic Research (ZEW); IDEAConsult. European Commission, 2012.
173
URL: ftp://ftp.zew.de/pub/zew-docs/gutachten/pa_report_am2013.pdf (accessed: 17.10.2016).
22. Kjurchiski ^.Public Administration Efficiency in Resource Economies / RANEPA. May 2014. URL: http://cre.ranepa.ru/wp-content/uploads/2014/06/140521 Public-Administration-Efficiency-in-Resource-Economies.pdf (accessed: 02.03.2016).
23. Raadschelders J.C.#.Government: A Public Administration Perspective. Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, 2003.
Tortsev A.M.
On Complex Assessment of the Efficiency of Public Administration (on the Example of the Fishing Industry)
Alexey M. Tortsev — research associate, Federal Center for Integrated Arctic Research, Arkhangelsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation
The article contains an analysis of domestic and foreign approaches to the determination of efficiency of public administration, and a consideration of the effects of management and types of efficiency. On the basis of the powers of public authorities in natural resources management (on the example of the fishing industry), the author justifies a complex approach to assessing the effectiveness of public administration, taking into account the ecological efficiency. The data presented in the article can form a basis for the development of a model for complex efficiency evaluation for public administration in the fishing industry, which accounts for all the functions of the management subjects.
Keywords
Efficiency of public administration, fishery complex, public authorities, water bioresources.
References:
1. Antonov N.P. Ispol'zovanie syr'evoi bazy rossiiskogo rybolovstva v 2014 godu. Rybnoe khoziaistvo, 2015,
2, pp. 8-11.
2. Bartsits I.N. Konstitutsionnoe pravo na khoroshee (effektivnoe) upravlenie: kriterii, pokazateli, otsenki.
Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, 2013, 11, pp. 64-71.
3. Zhdanova I.F. Novyi anglo-russkii ekonomicheskii slovar'. 4-e izd., stereotip. Moscow: Rus. iaz.-Media; Drofa, 2008.
4. Isupova I.N. K voprosu ob otsenke effektivnosti gosudarstvennogo upravleniia. Zhurnal MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie), 2010, 2, pp. 37-39.
5. Kibitkin A.I., Evgrafova L.E. Ratsional'noe prirodopol'zovanie, kak osnova upravleniia razvitiem sotsio -ekologo-ekonomicheskoi sistemy promyshlennogo rybolovstva. Rybnoe khoziaistvo, 2015, 2, pp. 28-31.
6. Kotov N.M. Faktory effektivnogo funktsionirovaniia rybokhoziaistvennogo kompleksa regionov Dal'nego Vostoka. Rybnoe khoziaistvo, 2014, 6, pp. 26-29.
7. Luk'ianova V.V., Rudakova O.V. Sotsial'naia effektivnost' gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia. Osnovy ekonomiki, upravleniia iprava, 2013, 6 (12), pp. 23-28.
8. Materialy k zasedaniiu Kollegii Federal'nogo agentstva po rybolovstvu "Itogi deiatel'nosti Federal'nogo agentstva po rybolovstvu v 2014 godu i zadachi na 2015 god". Federal'noe agentstvopo rybolovstvu [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.fish.gov.ru/ob-agentstve/kollegiya-rosrybolovstva (data obrashcheniia: 18.02.2016).
9. Mikhailova O.V. Osnovnye napravleniia razvitiia gosudarstvennogo upravleniia v RF i ego effektivnost'. Innovatsionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia, 2016, 1 (11), pp. 166-172.
10. Petrova E.A., Shevandrin A.V., Kalinina V.V. Formirovanie sistemy otsenki effektivnosti territorial'nogo upravleniia. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2016, 54, pp. 91-108. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/54 2016petrova shevandrin kalinina.htm (data obrashcheniia: 17.06.2016).
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.06.2008 № 444 "O Federal'nom agentstve po rybolovstvu". Garant [Informatsionno-pravovaia sistema]. URL: http://base.garant.ru/12160949/ (data obrashcheniia: 18.02.2016).
12. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.06.2008 № 450 "O Ministerstve sel'skogo khoziaistva Rossiiskoi Federatsii". Konsul'tantPlius [Informatsionno-pravovaia sistema].
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 77705/ (data obrashcheniia: 18.02.2016).
13. Pugacheva L.V., Diagileva T.V. Effektivnost' gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia: sushchnost', kriterii, otsenka. Aktual'nye voprosy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia sovremennogo gosudarstva: sbornik nauchnykh statei po materialam Il-i nauchno-prakticheskoi konferentsii, 15 aprelia 2015 g., g. Novocherkassk. Novocherkassk: Iuzhno-Rossiiskii gosudarstvennyi politekhnicheskii universitet (NPI) imeni M.I. Platova, 2015. Pp. 30-38.
14. Romanov E.A. Ekonomika rybokhoziaistvennogo kompleksa Rossii. Moscow: Mir, 2005.
15. Tortsev A.M., Novoselov A.P. Gosudarstvennoe upravlenie vodnymi biologicheskimi resursami v sfere ikh predostavleniia v pol'zovanie korennym malochislennym narodam Severa na primere Nenetskogo avtonomnogo okruga. Voprosy upravleniia, 2015, 2 (14), pp. 44-52.
16. Tortsev A.M. Osobennosti gosudarstvennogo upravleniia promyshlennym rybolovstvom v presnovodnykh vodnykh ob'ektakh. Social and Economic Problems of Modern Society: Materials of the VInternational Scientific Conference on June 1-2, 2015. Prague: Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", 2015. Pp. 71-74. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2015/k-06 01 15.pdf (data obrashcheniia: 17.10.2016).
17. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.gks.ru (data obrashcheniia: 18.02.2016).
18. Federal'nyi zakon ot 24.04.1995 № 52-FZ "O zhivotnom mire". Konsul'tantPlius [Informatsionno-pravovaia sistema]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6542/ (data obrashcheniia: 29.02.2016).
19. Shestakov A.V. Ekonomika ipravo: entsiklopedicheskii slovar'. Moscow: Dashkov i K, 2000.
20. Effektivnost' gosudarstvennogo upravleniia / Per. s angl.; obshch. red. S.A. Batchikova i S.Iu. Glaz'eva. Moscow: Fond "Za ekonomicheskuiu gramotnost'"; Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal; Izdatel'stvo AO "Konsaltbankir", 1998.
21. Excellence in Public Administration for Competitiveness in EU Member States / Project leader: H. Pitlik; Austrian Institute of Economic Research (WIFO); Center for European Economic Research (ZEW); IDEAConsult. European Commission, 2012. URL: ftp://ftp.zew.de/pub/zew-docs/gutachten/pa report am2013.pdf (accessed: 17.10.2016).
22. Kjurchiski N. Public Administration Efficiency in Resource Economies / RANEPA. May 2014. URL: http://cre.ranepa.ru/wp-content/uploads/2014/06/140521 Public-Administration-Efficiency-in-Resource-Economies.pdf (accessed: 02.03.2016).
23. Raadschelders J.C.N. Government: A Public Administration Perspective. Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, 2003.