О СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
А.А. ВИШНЕВСКИЙ,
кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: Avish@tut. by
Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы построения системы государственных органов обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.
Ключевые слова: экономическая безопасность, механизм формирования экономической безопасности государства, система государственных органов обеспечения экономической безопасности.
SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF BELARUS IN THE CREATION OF A SINGLE ECONOMIC SPACE
A.A. VISHNEVSKY,
candidate of jurisprudence, associate professor, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. The article examines the construction of the system of state bodies to ensure the economic security of the Republic of Belarus.
Keywords: economic security, the mechanism of economic security, the system of state bodies to ensure economic security.
В юридической литературе нередко допускается смешение, а порой и отождествление понятий «правовой статус», «правовое положение» и даже «правосубъектность». На наш взгляд, дело не в смысловом удвоении одного и того же термина, а в разграничении особых юридических явлений, отличающихся своим содержанием и назначением в механизме правового регулирования. В основе такого разграничения лежат принципиальные различия между субъектами права и субъектами правоотношений. Правовой статус служит для обозначения правового состояния абстрактного субъекта права, а правовое положение — для определения правового состояния реального, совершенно конкретного лица, находящегося в правовых отношениях с другими персонально обозначенными субъектами права.
Именно с вышеуказанных методологических позиций мы и будем освещать систему и административно-правовой статус органов обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь в условиях формирования единого экономического пространства.
Согласно Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь (п. 45), в которой закрепляется система органов обеспечения безопасности государства, в том числе и экономической, ее субъектами являются само государство, осуществляющее полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации, граждане1.
Общее руководство системой обеспечения экономической безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь путем реализации своих полномочий в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и его рабочий орган — Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, а также через Совет Министров Республики Беларусь.
Согласно ст. 79 Основного закона Республики Беларусь, Президент является Главой государства, га-
1 Указ Президента РБ от 9 ноября 2010 г. № 575 (ред. от 30 декабря 2011 г.) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
рантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране национальной безопасности и обеспечивает политическую и экономическую стабильность2.
В соответствии с конституционными нормами и нормами Закона «О Президенте Республики Беларусь»3 в сфере обеспечения экономической безопасности глава государства наделен полномочиями по образованию, упразднению и реорганизации Администрации Президента Республики Беларусь и других органов государственного управления. С согласия Палаты представителей, он назначает на должность премьер-министра, определяет структуру Правительства Республики Беларусь и принимает решение об отставке Правительства или его членов. Что, на наш взгляд, особенно важно в плане обеспечения экономической безопасности государства Президент назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; осуществляет в сфере обеспечения экономической безопасности иные полномочия.
Национальное собрание Республики Беларусь на законодательном уровне разрабатывает систему правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения экономической безопасности государства и определяет порядок деятельности ряда органов в названном направлении. Путем принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год определяет объем бюджетных ассигнований на мероприятия по обеспечению экономической безопасности. Оно же принимает законы в сфере обеспечения экономической безопасности государства, ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Беларусь в области обеспечения национальной безопасности в целом и экономической в частности4.
Высшим коллегиальным координационно-политическим органом, созданным в целях реализации полномочий Президента РБ как в области обеспечения национальной в целом и экономической безопасности в частности, является Совет Безопасности Республики Беларусь5, который осуществляет свою деятельность на основании Указа Президента Респуб-
лики Беларусь от 28 ноября 2000 г. № 633 «Вопросы Совета Безопасности Республики Беларусь»6.
Совет Безопасности формирует и возглавляет Президент Республики Беларусь.
К ведению Совета Безопасности, наряду с другими, относится и рассмотрение вопросов экономической, военной, экологической, информационной безопасности.
При Совете Безопасности, в соответствии с его основными задачами и функциями, могут создаваться межведомственные комиссии. Так, указом Президента Республики Беларусь при Совете Безопасности создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. В соответствии с утвержденным Положением, на комиссию возлагаются такие задачи, как участие в определении жизненно важных интересов Республики Беларусь в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия таким угрозам, участие в разработке приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности. Вместе с тем, названная комиссия координирует деятельность государственных органов и иных организаций при решении задач обеспечения экономической безопасности Беларуси, готовит предложения по вопросам совершенствования нормативной правовой базы в области ее обеспечения и контролирует исполнение законодательства в этой сфере7.
В соответствии со ст. 106 Конституции, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров — центральный орган государственного управления, который в своей деятельности подотчетен Президенту и ответственен перед Парламентом8.
2 Конституция РБ 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс. Мн., 2014.
3 Закон РБ от 21 февраля 1995 г. № 3602-ХП (ред. от 6 октября 2006 г.) «О Президенте Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
4 Закон РБ от 8 июля 2008 г. № 370-3 (ред. от 10 июля 2012 г.) «О Национальном собрании Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
5 Указ Президента РБ от 5 августа 1994 г. № 24 «О создании Совета безопасности Республики Беларусь». URL://http://-www.levonevski.net/pravo/norm2009/num43/d43295.html
6 Современная Беларусь: энциклопедический справочник. В 3 т. Т. 1. Страна. Население. Внутрення и внешняя политика / ред. кол.: М.В. Мясникович [и др.]. Мн., 2006. С. 369—371.
7 Указ Президента РБ от 10 июля 2002 г. № 371 (ред. от 1 августа 2011 г.) «О Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
8 Конституция РБ 1994 г.
Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции разрабатывает меры по обеспечению национальной безопасности, организует и контролирует их реализацию.
Вместе с тем, анализ основных нормативных правовых актов, определяющих компетенцию Правительства в области обеспечения экономической безопасности государства, дает основание придти к выводу о том, что в них отсутствуют правовые нормы, непосредственно закрепляющие его полномочия в обозначенной сфере. Так, в ст. 20 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» закреплены полномочия Правительства в области обеспечения национальной безопасности в целом и обороноспособности государства. При этом анализ обозначенных полномочий говорит о том, что законодатель, говоря об обеспечении национальной безопасности, основное внимание уделил вопросам обороны и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Поэтому возникает закономерный вопрос: в связи с чем законодатель акцентировал свое внимание именно на обеспечении национальной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций и почему отдельно были выделены вопросы обороны? Ведь понятие «национальная безопасность» включает в себя и военную безопасность в том числе. При этом в законе оказались незаслуженно «забыты» иные виды безопасности, в том числе и экономическая. А ведь без должного обеспечения экономической безопасности говорить об иных видах безопасности просто не приходится. Можно полагать, что компетенция правительства в области обеспечения экономической безопасности государства, скрыта под формулировкой «Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией РБ, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь»9. Иначе говоря, речь идет о необходимости распространительного (расширительного) толкования смысла данной правовой нормы, вложенного в нее законодателем.
В иерархической системе органов обеспечения экономической безопасности государства далее следуют государственные органы, подчиненные (подотчетные) Президенту РБ, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров РБ, а
также областные исполнительные комитеты и Минский горисполком, которые в рамках своих полномочий обеспечивают исполнение решений Президента РБ и Правительства, иных актов законодательства в сфере экономической безопасности РБ.
В соответствии с возложенными на них полномочиями, они определяют стратегию обеспечения экономической безопасности и ее реализацию на уровне экономической политики, обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов в сфере экономической безопасности, формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения экономической безопасности10.
Мы не будем подробно анализировать административно-правовой статус каждого из названных органов, а остановимся на наиболее значимом из них в плане обеспечения экономической безопасности государства.
Министерство экономики (Минэкономики), в соответствии с административно-правовым статусом, является республиканским органом государственного управления, подчиненным Правительству Республики Беларусь.
Непосредственно к компетенции Минэкономики в области обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь в условиях формирования единого экономического пространства относятся такие полномочия, как участие в разработке и осуществлении мер по развитию интеграционных процессов в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Содружества Независимых Государств (СНГ), а также по обеспечению экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ, иными государствами и международными организациями11.
Министерство финансов (Минфин) является республиканским органом государственного управления12. Осуществляет свою деятельность самостоятельно, а
9 Закон РБ от 23 июля 2008 г. № 424-З (ред. от 12 декабря 2012 г.) «О Совете Министров Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
10 Сюсюкин А.В. Административно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2004. С. 122.
11 Постановление Совета Министров РБ от 29 июля 2006 г. № 967 (ред. от 21 июня 2013 г.) «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
12 Постановление Совета Министров РБ от 31 октября 2001 г. № 1585 (ред. от 22 мая 2013 г.) «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
также через территориальные органы и финансовые управления либо отделы местных исполнительных и распорядительных органов.
В плане обеспечения экономической безопасности государства в условиях формирования единого экономического пространства министерство финансов осуществляет такие мероприятия, как разработку основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики, участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам.
Национальный банк Республики Беларусь (На-цбанк). В соответствии с функциями Национального банка, нормативно закрепленными в Банковском кодексе Республики Беларусь13 и в указе Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 32014, в сфере обеспечения экономической безопасности государства он осуществляет свою деятельность по таким направлениям, как разработка основных направлений денежно-кредитной политики РБ и совместно с правительством обеспечивает ее проведение. Осуществляет формирование и управление золотовалютными резервами, валютное регулирование и валютный контроль, выполняет функции финансового агента правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов. Проводит мониторинг финансовой стабильности. Возложение на Нацбанк Беларуси выполнения функции мониторинга финансовой стабильности ориентировано, прежде всего, на снижение вероятности возникновения системных банковских кризисов и обеспечение макроэкономической стабильности в стране.
Министерство по налогам и сборам (МНС). Рассматривая место налоговых органов в сфере обеспечения экономической безопасности следует указать, что само их появление в системе государственных органов вызвано произошедшими изменениями в экономических отношениях. Их деятельность направлена на реализацию налоговой политики государства, сущность которой выражается, прежде всего, в налоговом законодательстве15. Так, в соответствии со ст. 80 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговые органы в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.
В целях обеспечения экономической безопасности государства, на Министерство по налогам и сборам возложена обязанность ведения реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере16. Субъекты предпринимательской деятельности в названный реестр включаются на основании информации и документов, представленных инспекциями Министерства по налогам и сборам, Комитетом государственного контроля, Министерством финансов и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами.
Государственный таможенный комитет (ГТК). Таможенные органы как структурно обособленное звено механизма государства по своему изначальному функциональному предназначению являются органами, направленными на обеспечение экономической безопасности.
Правовой статус таможенных органов определен указом Президента Республики Беларусь 21 апреля 2008 г. № 22817. В соответствии с данным нормативным правовым актом, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления. Обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь осуществляется им посредством выполнения следующих задач: проведение государственной таможенной политики; осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других республиканских органов государственного управления и иных организаций; разработка и применение средств таможенного регулирования в целях развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь.
13 Кодекс РБ от 25 октября 2000 г. № 441-3 (ред. от 13 июля
2012 г.) «Банковский кодекс Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
14 Указ Президента РБ от 13 июня 2001 г. № 320 (ред. от 2 апреля
2013 г.) «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
15 Мусов Р.Х. Налоговые органы в системе обеспечения экономической безопасности России: Организационно-правовые аспекты: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 46.
16 Указ Президента РБ от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
17 Указ Президента РБ от 21 апреля 2008 г. № 228 (ред. от 19 января 2012 г.) «О некоторых вопросах таможенных органов (вместе с «Положением о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь», «Положением о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах»)» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле»18 Государственный таможенный комитет организует в пределах своей компетенции валютный контроль и контролирует работу таможен в обозначенном направлении.
Согласно п. 2 ст. 64 и п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Республики Беларусь, на таможенные органы возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь19.
Составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в целом и ее экономической безопасности в частности являются органы государственной безопасности20.
Возглавляет систему органов государственной безопасности Комитет государственной безопасности Республики Беларусь (КГБ), который является республиканским органом государственного управления и в пределах своей компетенции проводит государственную политику в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. В целях непосредственной реализации задач по обеспечению безопасности государства в экономической сфере в структуре Комитета государственной безопасности создано Главное управление экономической безопасности КГБ Республики Беларусь.
Органы местного управления и самоуправления обеспечивают решение задач в сфере обеспечения экономической безопасности, отнесенных законодательством к их компетенции21.
В третью группу государственных органов, непосредственно задействованных в обеспечении экономической безопасности государства, входят структуры, специально созданные для осуществления надзора и контроля за соблюдением интересов государства в экономической сфере, а также органы правосудия.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, основным контролирующим органом является Комитет государственного контроля Республики Беларусь (КГК).
Основными задачами Комитета государственного контроля является обеспечение экономической безопасности государства. В целях реализации возложенных на него задач КГК проводит комплексные мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и
социальной сфере. Осуществляет предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере. Также к его компетенции отнесено принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности22.
В целях реализации возложенных на КГК задач в его структуру входят Департамент финансовых расследований (ДФР) и Департамент финансового мониторинга (ДФМ).
Основными задачами органов финансовых расследований являются профилактика, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений в экономической сфере, производство дознания по уголовным делам и ведение административного процесса23.
Первостепенными задачами Департамента финансового мониторинга КГК РБ является принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности24.
Говоря об административно-правовом статусе иных государственных органов, чья деятельность касается вопросов обеспечения экономической безопасности государства, следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством на органы прокуратуры возложена обязанность от имени государства осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов
18 Закон РБ от 22 июля 2003 г. № 226-З (ред. от 12 июля 2013 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
19 Налоговый кодекс РБ (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (ред. от 26 октября 2012 г.) // Консультант Плюс. Мн., 2014.
20 Закон РБ от 10 июля 2012 г. № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
21 Указ Президента РБ от 9 ноября 2010 г. № 575 (ред. от 30 декабря 2011 г.) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
22 Закон РБ от 1 июля 2010 г. № 142-З (ред. от 10 июля 2012 г.) «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
23 Закон РБ от 16 июля 2008 г. № 414-З (ред. от 10 июля 2012 г.) «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
24 Указ Президента РБ от 14 сентября 2003 г. № 408 (ред. от 9 ноября 2010 г.) «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
на территории Республики Беларусь в области обеспечения экономической безопасности государства25.
Суды осуществляют правосудие по делам, связанным с посягательством на экономическую безопасность Республики Беларусь, а также в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, готовят предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности26.
Таким образом, предложенный нами вариант построения системы органов обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь в условиях формирования единого экономического пространства строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере.
В процессе формирования и функционирования такого административно-правового механизма должна быть четко определена система и компетенция го-
сударственных органов по защите экономических интересов страны на всех этапах государственного управления: при определении основных направлений социально-экономического развития государства; основных направлений реформирования экономики, привлечения иностранных инвестиций; принятии нормативных правовых актов, регулирующих сферу экономических отношений. Из этого следует вывод о том, что решение вопросов, реально способствующих снижению угроз экономической безопасности государства, находится, на наш взгляд, в компетенции высших органов власти и государственных органов, полномочия которых непосредственно связаны с управлением экономикой страны.
25 Закон РБ от 8 мая 2007 г. № 220-3 (ред. от 10 июля 2012 г.) «О прокуратуре Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Мн., 2014.
26 Кодекс РБ о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (ред. от 13 июля 2012 г.) // Консультант Плюс. Мн., 2014.
ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОБЪЕКТОВ
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Ю.В. КИВИЧ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются специфические признаки общественного порядка и общественной безопасности, позволяющие выделять их среди иных общественных отношений в качестве самостоятельных объектов административно-юридической защиты, охраняемых административно-правовыми нормами.
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, административно-правовая охрана, объект административно-юридической защиты.
PUBLIC ORDER SIGNS AND PUBLIC SAFETY AS OBJECTS ADMINISTRATIVELY-LEGAL PROTECTION
YU.V. KIVICH,
the doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article specific signs of a public order and the public safety, allowing are considered to allocate them among other public relations as the independent objects is administrative-legal the protection, protected administratively — rules of law. Keywords: public order, public safety, is administrative-legal protection, object is administrative-legal protection.