Перминов О. Г., Глущенко Н. В.
О СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
16. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
16.1. О СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Перминов Олег Георгиевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии, заслуженный юрист РФ
Место работы: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина»
[email protected] Глущенко Никита Валерьевич, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Место работы: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина»
gluschenko. gubkin@gmail. com Аннотация: В статье рассматриваются вопросы системы и сущности экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли. Особое внимание уделено субъектам обеспечения безопасности, видам, направлениям и рекомендациям по совершенствованию их деятельности. Представлена авторская трактовка понятий: «система экономической безопасности», «политика экономической безопасности» и «стратегия экономической безопасности» предприятий. Данная статья будет полезна исследователям и практическим работникам нефтегазовой отрасли, обеспечивающим экономическую безопасность предприятия. Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, система экономической безопасности, механизм экономической безопасности, критерии оценки состояния безопасности предприятий, субъекты обеспечения безопасности, политика экономической безопасности, стратегия экономической безопасности.
ABOUT THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE OIL AND GAS INDUSTRY
Perminov Oleg G., doctor of law science, professor, professor department of criminal law and criminology, honored lawyer of Russia Federation
Work place: Russian State University of oil and gas named by I. M. Gubkin
Gluschenko Nikita V., senior lecturer department of criminal law and criminology
Work place: Russian State University of oil and gas named by I.M. Gubkin
Annotation: The article deals with the system and essence of the economic security of the oil and gas industry. Particular attention is paid to the subjects of security, types, directions and recommendations on improvement of their activity. Author's interpretation of the definition of «economic security», «economic security policy» and «economic security strategy» of enterprises are listed in the article. This article will be useful for researches and practitioners of oil and gas industry, ensuring the economic security of the enterprise.
Keywords: oil and gas industry, economic security, economic security mechanism, the criteria for assessing the security state of enterprise security entities, economic security policy, strategy of economic security.
Состояние экономической безопасности в государстве во многом определяется обеспечением её на отдельных предприятиях, учреждениях, акционерных обществах, отраслях народного хозяйства, имеющих стратегическое значение.
Российская Федерация на современном этапе развития относится к индустриальному обществу с сырьевой экономикой. Основу экономики в данном случае составляет углеводородное сырье: нефть и газ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 нефть сырая и нефтепродукты, отработанные нефтепродукты, а также газ природный, газы нефтяные и углеводородные, в сжиженном и газообразном состоянии относятся к стратегически важным ресурсам [5].
Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в мировой торговле ими и в международном сотрудничестве в этой сфере. Учитывая роль нефтегазовой отрасли в системе экономики Российской Федерации, обеспечение её экономической безопасности во многом определяет и состояние безопасности всей российской экономики.
Экономическая система отрасли, как и общества в целом, состоит из множества хозяйствующих субъектов, т.е. производственных единиц, прежде всего предприятий, обладающих экономической самостоятельностью. Они сами определяют свою экономическую политику, формируют портфель заказов, организуют производство и сбыт продукции и т.д., т.е. полностью отвечают за результаты своей хозяйственной деятельности. Всё это актуализирует проблему обеспечения их экономической безопасности и предопределяет создание собственной системы безопасности.
Для характеристики системы безопасности предприятия важными, на наш взгляд, являются следующие методологические положения.
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
6'2016
Во-первых, система безопасности предприятия является комплексной, состоящей из ряда элементов (научно технической, информационной, пожарной и др.) безопасностей. Однако основополагающей в этой системе является экономическая. В дальнейшем для удобства изложения термины: «безопасность предприятия», «экономическая безопасность предприятия», система обеспечения безопасности предприятия» будут употребляться как синонимы.
Во-вторых, система безопасности предприятия не может быть шаблонной. Она уникальна на каждом предприятии, так как зависит, например, от региона, где находится предприятие, уровня технической оснащенности, квалификации кадров, производственных связей предприятия, конкурентной среды и др.
В-третьих, создание системы безопасности предприятия и организация её успешного функционирования должны опираться на методологические основы научной теории безопасности и теории социального управления, поскольку система безопасности является элементом системы управления предприятием.
Целью системы безопасности предприятий нефтегазовой отрасли является достижение состояния защищенности, т. е. обеспечение стабильности и бесперебойной работы объектов добычи, транспортировки, переработки, реализации, имеющих стратегическое значение товаров и производственных задач, оказывающих существенное влияние на экономическую безопасность страны. Добиться этого можно на основе решения целого комплекса задач. К наиболее значимым из них относятся:
- выявление реальных и прогнозирование потенциальных опасностей и угроз;
- нахождение средств и способов их предотвращения, минимизации или ликвидации последствий их воздействия;
- организация взаимодействия с правоохранительными органами, иными учреждениями и организациями в целях предупреждения и пресечения правонарушений, направленных против интересов и целей предприятия;
- создание собственной, соответствующей опасностям и угрозам службы безопасности предприятия и др.
Система безопасности предприятия призвана выполнять и определенные функции, т.е. основные направления её деятельности. Выделим главные из них: прогнозирование, выявление, предупреждение, минимизация опасностей и угроз; обеспечение защищенности деятельности предприятия и его персонала, сохранение его имущества, создание благоприятной конкурентной среды, ликвидация последствий нанесённого ущерба.
Система безопасности предприятия должна строится на определенных принципах - основных исходных положениях, руководящих началах и идеях, являющихся обязательным ориентиром для целей соответствующей деятельности. Для обеспечения экономической безопасности предприятия основополагающими, на наш взгляд, являются принципы: законность, комплексность и системность, экономичность, приоритет предупредительных мер, гласность и конфиденциальность, научная обоснованность. По существу принципы имеют некое директивное, системообразующее начало и значение, исходя из них определяются цели и задачи, характер и виды мер, круг субъектов и объектов этой деятельности и т.д.
Система принципов обеспечения безопасности любого объекта, предприятия в том числе, не является застывшей, раз и навсегда заданной. В зависимости от социально-
экономической, производственной, информационной, кадровой и иной ситуации, иных конкретных условий могут появляться и приобретать особую значимость различные основополагающие направления этой деятельности.
Сущность экономической безопасности страны, отрасли, предприятия реализуется в системе критериев (показателей). Основными показателями (критериями) оценки состояния обеспеченности экономической безопасности для предприятий нефтегазовой отрасли выступают: защищенность, стабильность, устойчивость (надежность), развитие. Не рассматривая их подробно, отметим два важных обстоятельства.
Во-первых, в системе общих показателей - индикаторов экономической безопасности следует выделить:
- уровень и качество жизни;
- темпы инфляции;
- уровень безработицы и дифференциации доходов;
- экономический рост;
- встроенность в мировую экономику;
- криминализацию общества и хозяйственной деятельности.
Во-вторых, для экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, несоблюдение значений которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности. Показатели и пороговые значения должны разрабатываться как для страны в целом, так и для региона, отрасли и отдельного хозяйствующего субъекта [7].
Следует отметить, что наивысшая степень обеспечения экономической безопасности любого объекта достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим [2, с. 27-28].
Систему экономической безопасности предприятия необходимо рассматривать и как комплекс взаимосвязанных элементов, имеющих отношение к обеспечению безопасности предприятия и достижению целей и задач, стоящих перед предприятием. К таковым относятся: объект и субъекты безопасности, механизм обеспечения безопасности, а также практические действия по обеспечению безопасности.
Объектом безопасности выступает всё то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности. К нему следует отнести:
- имущество и ресурсы предприятия (материальные, финансовые, информационные и др.);
- различные виды деятельности предприятия (производственная, управленческая, коммерческая и др.);
- персонал предприятия, его руководители, различные структурные подразделения, службы и др.
Субъектами безопасности предприятия являются те лица, подразделения, службы и т.д., которые непосредственно занимаются обеспечением безопасности предприятия, обладая определенной компетенцией по участию в такой деятельности.
Все они могут быть классифицированы по различным признакам. В зависимости от их принадлежности субъекты безопасности можно разделить на:
- службы, отделы, лица, занимающиеся этой деятельностью непосредственно на предприятии;
- внешние органы и организации.
К первой группе относятся субъекты, которые входят в структуру самого предприятия (службы безопасности или охраны, пожарные команды, юридический отдел, финансовая, кадровая, медицинская и иные службы, персонал предприятия).
Перминов О. Г., Глущенко Н. В.
О СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Ко второй группе относятся те службы, которые находятся за пределами предприятия и не подчиняются его руководству. Это прежде всего, законодательные, исполнительные, правоохранительные, судебные органы, частные охранные предприятия и т.д.
Одним из основных элементов системы обеспечения безопасности предприятия является механизм её обеспечения, который представляет собой совокупность организационных, правовых, финансовых и иных мер, сил и средств, с помощью которых достигается необходимая степень защищенности предприятия. Он является своего рода теоретическим обоснованием - концептуальной моделью последовательности принимаемых практических действий, мероприятий по обеспечению экономической безопасности того или иного объекта.
Поэтому формирование механизма обеспечения безопасности дело довольно сложное. Одним из основных его элементов следует считать определение необходимых потребностей такого обеспечения.
Современная наука рассматривает категорию «потребность» не только как определенное состояние дискомфорта, нужды, нехватки и т.п., но и как соответствие реального функционирования личности, социальной группы, общества в целом нормальному эффективному содержанию их деятельности. В философской энциклопедии отмечается, то потребность - «это состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности» [8].
По мнению известного российского ученого А.Г. Здравомыс-лова, потребность - существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторых условиях его бытия. «В этом своём качестве потребность выступает как причина деятельности (шире как причина всей жизнедеятельности)» [3, с. 12].
Удовлетворение различного рода потребностей в сфере экономики (экономических потребностей) создает благоприятные условия для организации жизнедеятельности предприятия и его сотрудников.
Потребности обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли складываются, прежде всего под влиянием целого ряда деструктивных факторов -объективных и субъективных, внутренних и внешних, прогнозируемых и непредсказуемых и т.д.
Важнейшими элементами механизма обеспечения безопасности являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. В то же время мониторинг и прогнозирование этих факторов входят в содержание практической деятельности по обеспечению экономической безопасности того или иного объекта - как элемента системы экономической безопасности.
Помимо этого деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
- выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
- правовое регулирование обеспечения безопасности;
- разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз экономической безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
- применение специальной техники в целях обеспечения безопасности;
- координацию деятельности различных субъектов обеспечения безопасности;
- финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств.
Система обеспечения безопасности любого объекта во многом зависит от обстановки, в которой находится общество, государство, отдельный регион, предприятие. Один подход в обеспечении безопасности в мирное время и совершенно другой - иные направления, мероприятия и т.п. по обеспечению в военное время, третий в условиях глубокого экономического кризиса и т.д. Серьезно зависит система обеспечения безопасности и от степени криминализации общества, региона, отрасли или хозяйствующего субъекта.
Конкретная обстановка, а также тенденции к её изменению непосредственно влияют на содержание безопасности, а именно, на содержание практической деятельности по её обеспечению. Каждый вид обстановки и переход от одного типа к другому может привести к кардинальным изменениям в структуре реализации обеспечения безопасности. В первую очередь это касается характера рисков и угроз и соответственно направлений, методов и средств их устранения. Заблаговременная разработка средств и методов с учетом каждой указанной выше обстановки и процесса перехода от одной обстановки к другой позволяет своевременно реагировать на изменение обстоятельств, в том числе внезапно возникших, и тем самым повышает эффективность обеспечения безопасности.
Несвоевременная реакция, может привести к неблагоприятным, а порой и трагическим последствиям для государства, отрасли, предприятия и т.д. Следовательно, обеспечение безопасности того или иного объекта является своего рода сторожем, готовым незамедлительно принять все необходимые меры по противодействию угрозам и мощным фактором предупреждения этих угроз.
Формирование системы безопасности и прежде всего создание её органов, служб, т.е. субъектов зависит от размеров предприятия, его экономических, производственных, финансовых, кадровых и иных возможностей.
Опыт показывает, что малые предприятия для обеспечения своей безопасности часто пользуются услугами частных детективных и охранных организаций.
Средние предприятия используют комбинированную систему безопасности. С одной стороны, в случае необходимости получают услуги от внешних организаций, с другой активно используют возможности в сфере своих служб и подразделений, таких как юридические и финансовые отделы, службы охраны, техники безопасности, кадров, пропускного режима и.т.д. В целях повышения эффективности создается координирующий орган (совет безопасности или назначается один из руководителей предприятия ответственный за обеспечение безопасности).
Для крупного предприятия характерно создание своей собственной службы безопасности. А для выработки предложений и выполнения консультативных функций может создаваться и совет по безопасности во главе с одним их руководителей предприятия.
Система безопасности предприятия способна успешно решать стоящие перед ней задачи тогда, когда все субъекты безопасности будут скоординировано реализовывать возложенные на них полномочия и практические мероприятия по обеспечению безопасности предприятия. Эффективность системы экономической безопасности предприятия во многом зависит от комплексного подхода, то есть от максимально полного
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
6'2016
учета и задействования всего множества факторов, влияющих на решение этой проблемы.
Поэтому они должны строиться на основе разработанных и принятых на предприятии политики и стратегии обеспечения безопасности.
Необходимо отметить, что общие вопросы политики и стратегии обеспечения экономической безопасности закреплены в таких официальных документах как: «Федеральный закон «О безопасности»; «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»; «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и др. Однако дефиниций понятий «политика экономической безопасности», «стратегия экономической безопасности» в них нет.
В специальной литературе имеются различные трактовки этих понятий. Однако большинство авторов сходятся в том, что политика призвана определять основные направления, цели, задачи, принципы, формы и содержание деятельности различных органов, учреждений, организаций и т.д. в сфере их деятельности [1], [6].
Под стратегией принято считать - совокупность (комплекс) наиболее значимых (основных) решений, планов, мероприятий, подходов и т.д., направленных на обеспечение успешного функционирования органа, учреждения, организации предприятия и т.д.
На наш взгляд, под политикой сфере обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли следует понимать основополагающие начала и направления деятельности по достижению защищенности его экономических планов и интересов от внешних и внутренних угроз и посягательств в различных противоправных формах и действиях, препятствующих стабильному функционированию и развитию предприятия.
Стратегия обеспечения экономической безопасности предприятия - это совокупность (комплекс) наиболее значимых (основных) решений, планов, мероприятий по созданию необходимых условий для успешного противостояния влияния различного рода угроз и опасностей и минимизации их негативного воздействия.
В отличие от политики обеспечения экономической безопасности предприятия, которая должна быть единой для всего предприятия, стратегия обеспечения экономической безопасности может подразделяться по своему содержанию на различные виды, например, на стратегию кадрового обеспечения экономической безопасности предприятия, на стратегию предупреждения экономических преступлений и др.
Основные положения, задачи и принципы как политики, так и стратегий обеспечения экономической безопасности предприятия должны быть нормативно закреплены. Таким нормативно-правовым актом могут быть, например, «Концепция обеспечения экономической безопасности предприятия», «Стратегия профилактики экономических преступлений на предприятии» и др.
Практическое значение нормативного закрепления политики и стратегии обеспечения экономической безопасности предприятия, заключается в том, что они, таким образом, приобретают характер обязательности и, что очень важно, открытости. Следовательно, правовой аспект обеспечения безопасности является важным элементом в системе безопасности предприятия [4]. Безопасность любого объекта не может быть обеспечена без опоры на право.
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующее определение системы экономической безопасности предприятия, это - совокупность специальных служб, структурных подразделений, средств, методов и мероприятий, направленных на защиту жизненно важных прав, интересов и потребностей предприятия и его сотрудников от внутренних и внешних угроз и посягательств.
Таким образом, можно сделать вывод, что сущность системы экономической безопасности предприятия, и основной смысл заключается в том, что она призвана создавать необходимые условия для нормального функционирования предприятия, достижения поставленных перед ним целей и задач, для прогнозирования, профилактики и обнаружения различного рода угроз и опасностей и минимизации их негативного воздействия.
Список литературы:
1. Анищенко Е.В., (2015), Устойчивость и экономическая безопасность развития социально-экономических систем (теоретические аспекты, взаимосвязь и взаимообусловленность) // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 1: 251-258.
2. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. // Вопросы экономики. 1994. №12 С. 27-28.
3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 12.
4. Перминов О.Г., Глущенко Н.В., (2016), О правовом регулировании обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 4: 132-135.
5. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: утвержден Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923. Доступ из справ - правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 10.10.2016). URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_135376/
6. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. - М.: БИНОМ, 2015. 815с.
7. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. (Основные положения) [Электронный ресурс]: утверждена Указ Президента РФ от 29.04.1996г. №608. Доступ из справ - правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 10.10.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/
8. Философская энциклопедия. URL: http://iphras.ru/elib/2385.html (дата обращения: 20.10.2016).