места рассмотрения дела, о вызове лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых материалов по делу, о назначении экспертизы.
Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных указанной нормой, влечет отмену вынесенных судебных постановлений.
В заключение хотелось бы отметить, что подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении - это обязательный и самостоятельный этап стадии рассмотрения дела об административном правонарушении судом, имеющий целью обеспечить правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела, заключающийся в выяснении ряда важных вопросов и включающий следующие действия судьи: определение подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении; проверку качества формы и содержания поступивших на рассмотрение материалов по делу об административном правонарушении; выяснение наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и возможность рассмотрения дела судьей; наличие ходатайств и отводов. Этап подготовки дела к рассмотрению является важным, поскольку недостаточная подготовка дела к рассмотрению приводит к ошибкам при вынесении постановления или решения. Учитывая сжатые сроки привлечения к административной ответственности, отмена судебного постановления может способствовать уклонению виновных от привлечения к административной ответственности. Поэтому при подготовке дела к рассмотрению необходимо выяснить достаточно полно и своевременно все вопросы, подлежащие проверке на данном этапе согласно КоАП РФ.
Примечания
1. Соловьева О. М. Производство по делам об административных правонарушениях: опыт системного изучения: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 94.
2. Там же. С. 101.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 г. № 5 // Российская газета. 2005. 19 апр.
4. Справка о практике рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с безопасностью движения и эксплуатации транспорта (подготовлена Пермским краевым судом 23.04.2007 г.). URL: http://www.nordcup.ru/index.php?ds=353006.
5. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 01.03.2006 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 5. С. 5.
6. Обзор практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 // Бюллетень ВС РФ. 2003. № 11. С. 12; Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О не-
которых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 г. № 5 // Российская газета. 2005. 19 апр.
УДК 342.922
Ф. Н. Киселев
О СИСТЕМАТИЗАЦИИ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ РЕГИСТРАЦИОННЫХ МЕР В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО САНКЦИОНИРОВАНИЯ
В статье вскрыты проблемы комплексной систематизации и регламентации регистрационных мер в сфере административного санкционирования и предложены пути их преодоления.
In the article problems of complex systematization and regulation of registation measures in the administrative sanctioning sphere are revealed and the ways of their surmounting are suggested.
Ключевые слова: административное санкционирование, регистрационное законодательство, регистрационные меры, регистрационные процедуры.
Keywords: administrative sanctioning, registration legislation; registation measures, registration procedures.
Из анализа сформировавшегося отечественного административного федерального законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с официальным разрешением, одобрением, признанием правильным, возможным правомерного использования техногенных и природных источников опасности (далее - сфера административного санкционирования), можно выделить ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих нормы, в которых формально определены, детализированы и конкретизированы разнообразные способы и приемы официального признания возможности физических и юридических лиц по использованию отдельных видов техногенных источников опасности.
Выделяемый массив федерального законодательства предлагается назвать регистрационным законодательством в сфере административного санкционирования.
В структуре регистрационного законодательства в сфере административного санкционирования можно выделить следующие специальные федеральные законы: ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [1]; ФЗ от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых
© Киселев Ф. Н., 2011
продуктов» [2]; ФЗ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [3]; ФЗ от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [4]; ФЗ от 05.07.1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» [5]; ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [6], ФЗ от 14.03.2009 г. № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» [7].
Из множества подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации к регистрационному законодательству можно отнести:
- специальные постановления Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» [8]; Постановление Правительства РФ от 04.04.2001 г. № 262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации» [9]; Постановление Правительства РФ от 12.11.1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» [10]; Постановление Правительства РФ от 18.01.2002 г. № 26 «О государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицирован-ных организмов» [11]; Постановление Правительства РФ от 12.10.2004 г. № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» [12]; Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 г. № 1371 «Об утверждении Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» [13];
- административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, наделяемых регистрационными полномочиями (Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения [14]; Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств [15]; Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов [16]; Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринар-
ному и фитосанитарному надзору государственной функции по государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-моди-фицированных организмов [17]; Административный регламент Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов [18]; Административный регламент исполнения Роспотребнадзором государственной функции по государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации) [19];
- специальные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие общеобязательные правила государственной регистрации отдельных видов техногенных источников опасности (Приказ Мин-сельхоза России от 10.07.2007 г. № 357 «Об утверждении Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов» [20], Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом РФ 16.01.1995) [21], Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.02.2006 г. № 35 «О государственной регистрации пищевых добавок территориальными органами Роспотребнадзора» [22] и др.).
Следует заметить, что в нормах составленного ряда нормативных правовых актов закреплены разнообразные регистрационные административно-правовые меры, применяемые уполномоченными субъектами исполнительной власти в отношении физических и юридических лиц. При этом следует отметить, что формально определенные регистрационные меры до настоящего времени не систематизированы и не унифицированы.
Действия и решения органов исполнительной власти по применению регистрационных мер в сфере административного санкционирования регламентированы в разной степени посредством нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Наиболее глубокой регламентации подвергнуты те виды регистрационных мер, которые закреплены в административных регламентах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. В этих случаях основным
средством регламентации выступают административные регистрационные процедуры, определяющие вид, характер, последовательность и срочность типичных регистрационных действий органов исполнительной власти по использованию техногенных источников опасности.
По нашему убеждению, достигнутый уровень регистрационного законодательства не обеспечивает необходимого единообразия, высокого качества и оперативности применения регистрационных мер в Российской Федерации. В свете проводимой в стране административной реформы считаем необходимым разработать и провести в жизнь научно обоснованную комплексную систематизацию и регламентацию регистрационных мер в сфере административного санкционирования.
В рамках предложенной систематизации и регламентации исследуемых мер из анализа материальных норм выделенного массива законодательства можно составить ряд унифицированных регистрационных мер, применяемых в сфере административного санкционирования:
1) государственная регистрация потенциально опасных для человека видов продукции, а также отдельных видов продукции, химических и биологических веществ, отходов производства и потребления [23];
2) государственная регистрация новых пищевых продуктов, материалов и изделий [24];
3) государственная регистрация лекарственных средств [25];
4) государственная регистрация пестицидов и ядохимикатов [26];
5) государственная регистрация медицинских изделий [27];
6) государственная регистрация управляемых техногенных источников опасности (автотранспорта [28], тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин [29], маломерных судов [30], воздушных судов [31] и др.);
8) государственная регистрация корма, полученного из генно-инженерно-модифицированных организмов [32];
9) государственная регистрация опасных производственных объектов [33].
Комплексный анализ административно-процессуальных норм, регламентирующих выделенные меры, позволяет разработать ряд типизированных административных процедур, в соответствии с которыми применяются регистрационные меры.
С нашей точки зрения, типизированными административными процедурами государственной регистрации отдельных видов продукции, веществ и препаратов являются:
- проведение экспертизы документов, представляемых заявителем;
- проведение экспертизы результатов токсикологических, гигиенических, ветеринарных и иных видов исследований (испытаний) (органо-лептические, физико-химические, микробиологические, радиологические по допустимому содержанию химических, радиологических, биологических объектов, запрещенных компонентов и их соединений, микроорганизмов и других биологических агентов, представляющих опасность для здоровья человека, эффективность применения -для дезинфекционных средств и биологически активных добавок к пище) продукции;
- принятие решения о выдаче свидетельства о государственной регистрации продукции, веществ, препаратов или об отказе в государственной регистрации;
- внесение сведений о продукции и ее изготовителе (поставщике), веществах и препаратах в соответствующие государственные реестры;
- внесение изменений в свидетельство о государственной регистрации, выдача нового свидетельства о государственной регистрации взамен утраченного.
Типизированными административными процедурами регистрации лекарственных средств, на наш взгляд, следует признать:
- рассмотрение документов и принятие решения о государственной регистрации лекарственных средств;
- внесение изменений в регистрационную документацию на лекарственные средства.
В качестве типизированных административных процедур государственной регистрации пестицидов или агрохимикатов следует признать:
- рассмотрение заявления с комплектом документов на государственную регистрацию пестицида или агрохимиката;
- принятие решения о государственной регистрации пестицида или агрохимиката или об отказе в государственной регистрации пестицида или агрохимиката;
- направление в Минсельхоз России информации о государственной регистрации пестицида или агрохимиката после выдачи свидетельства о государственной регистрации пестицида или агрохимиката;
- издание приказа Россельхознадзора о государственной регистрации пестицида или агро-химиката и выдача свидетельства о государственной регистрации пестицида или агрохимиката.
- направление в Минсельхоз России информации о государственной регистрации пестицида или агрохимиката для ее внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Типизированными административными процедурами государственной регистрации изделий
медицинского назначения, на наш взгляд, являются:
- рассмотрение документов и принятие решения о регистрации изделий медицинского назначения;
- внесение изменений в регистрационную документацию на изделия медицинского назначения.
В качестве типизированных административных процедур государственной регистрации управляемых техногенных источников опасности предлагается следующее:
- прием заявления о государственной регистрации управляемого техногенного источника опасности;
- осмотр и проверка учетных данных представленного управляемого техногенного источника опасности;
- постановка и снятие с учета представленного управляемого техногенного источника опасности;
- выдача регистрационных документов и знаков управляемого техногенного источника опасности.
Типизированными административными процедурами государственной регистрации корма, полученного из генно-инженерно-модифициро-ванных организмов, являются:
- рассмотрение регистрационных документов,
- принятие Россельхознадзором решения о государственной регистрации генно-инженер-но-модифицированного корма;
- выдача свидетельства о государственной регистрации генно-инженерно-модифицированно-го корма или отказ в государственной регистрации корма;
- продление срока действия свидетельства о государственной регистрации генно-инженер-но-модифицированного корма.
Типизированными административными процедурами государственной регистрации опасных производственных объектов являются:
- регистрация (перерегистрация) опасных производственных объектов;
- ведение государственного реестра опасных производственных объектов.
К типизированным административным процедурам государственной регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения относятся:
- оформление свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
- оформление дубликата свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
- перерегистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
- прекращение действия ранее выданного свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
- предоставление сведений о радиоэлектронных средствах и высокочастотных устройствах и их владельцах государственным органам в соответствии с их полномочиями.
Выделенные унифицированные виды регистрационных мер административного санкционирования и соответствующие им типизированные административные процедуры предлагается закрепить в специальном кодифицированном федеральном законе «Об основах административного санкционирования». Соответственно, будет логичным объединить данные меры в специальной главе закона «Регистрационные меры». В названной главе целесообразно закрепить типизированные административные процедуры, определяющие содержание данных мер, в таких разделах, как «Государственная регистрация отдельных видов продукции, веществ и препаратов», «Государственная регистрация лекарственных средств», «Государственная регистрация изделий медицинского назначения», «Государственная регистрация корма, полученного из генно-инже-нерно-модифицированных организмов», «Государственная регистрация управляемых техногенных источников опасности», «Государственная регистрация опасных производственных объектов», «Государственная регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения».
Примечания
1. СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
2. СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150.
3. СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006.
4. СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.
5. СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3348.
6. СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
7. СЗ РФ.2009. № 11. Ст. 1260.
8. СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. II). Ст. 124.
9. СЗ РФ. 2001. № 28. Ст. 2895.
10. САПП. 1992. № 20. Ст. 1669.
11. СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 323.
12. БНА. 2006. № 36.
13. СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5938.
14. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 № 735 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения» // БНА. 2006. № 51.
15. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 № 736 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств» // БНА. 2006. № 52.
16. Приказ Минсельхоза России от 17.06.2009 № 231 «Об утверждении Административного регла-
Е. А. Устюжанинова. Трибуналы как форма административной юстиции Великобритании
мента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов» // БНА. 2009. № 34.
17. Приказ Минсельхоза России от 06.10.2009 № 466 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицирован-ных организмов» // БНА. 2009. № 51.
18. Приказ Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» // БНА. 2007. № 46.
19. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 657 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации» // БНА. 2008. № 6.
20. БНА. 2007. № 37.
21. БНА. 2005. № 5.
22. БНА. 2006. № 17.
23. См.: Ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
24. См.: Ст. 10 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150.
25. См.: Гл 15 ФЗ «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006.
26. См.: Ст. 12 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.
27. См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 № 735 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения» // БНА. 2006. № 51.
28. См.: Ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
29. См.: Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом РФ 16.01.1995) // БНА. 2005. № 5.
30. См.: Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации
маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // БНА. 2005. № 35.
31. См.: Воздушный кодекс Российской федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // СЗ РФ.1997. № 12. Ст. 1383; ФЗ от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» // СЗ РФ. 2009. № 11. Ст. 1260.
32. См.: ФЗ от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3348; Постановление Правительства РФ от 18.01.2002 № 26 «О государственной регистрации кормов, полученных из ген-но-инженерно-модифицированных организмов» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 323.
33. Ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
УДК 342.9(410)
Е. А. Устюжанинова
ТРИБУНАЛЫ КАК ФОРМА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В статье рассматриваются основы правового статуса трибуналов Великобритании, образующих систему квазисудебных органов по разрешению споров между гражданами, организациями и органами публичного управления в сфере административно-правового регулирования. Исследуются отличительные черты и преимущества трибуналов в сравнении с обычными судами Великобритании. Автор касается также современной реформы системы трибуналов, осуществленной на основе Закона о трибуналах, судах и исполнительном производстве 2007 г.
The article considers the foundations of legal status of tribunals in Great Britain, constituting the system of quasi-judicial bodies to resolve disputes between citizens, organizations and public authorities in the administrative law regulated field. The distinguishing features and advantages of tribunals as compared to the courts of law in Great Britain are also examined. In addition the author touches upon the present-day reforms made to the tribunal system on the base of Tribunals, Courts and Enforcement Act 2007.
Ключевые слова: административная юстиция, судебный контроль, публичная власть, квазисудебные органы, трибуналы, преимущества трибуналов, доступность, независимость, открытость, беспристрастность, право обжалования, реформа системы трибуналов, Трибунал первого уровня, Высший трибунал, Совет по административной юстиции и трибуналам.
Keywords: administrative justice, judicial review, public authority, quasijudicial bodies, tribunals, advantages of tribun als, accessibility, independence, openness, impartiality, right of appeal, reorganization of tribunal system, First-tier tribunal, Upper Tribunal, Administrative Justice and Tribunals Council.
© Устюжанинова E. A., 2011