Е.С. Пономарёва
О СЕМАНТИКЕ СЛОВА НЕСЧАСТЬЕ (КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ НЕСЧАСТЬЯ КАК «ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА»)
Статья посвящена поиску семантических составляющих значения лексемы с точки зрения концептуализации обозначаемого словом ‘несчастье’ как «физического объекта». Поиск ограничен методом выявления вещных коннотаций слова, а также материалом, предоставленным Национальным корпусом русского языка. В результате анализа определяются релевантные признаки значения.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика; семантический компонент; релевантный признак значения; вещная коннотация; концептуальное содержание абстрактного имени.
Абстрактное существительное несчастье по-своему трактуется каждым из пытающихся осознать и сформулировать его значение. Как следует из содержания приведенных в эпиграфе сентенций, русский человек предпочитает либо философски осмыслить отвлеченную реалию, обозначаемую словом несчастье (сравнивая со счастьем), либо приравнять ее к конкретному жизненному явлению или к нравственной категории.
Какая информация об указанном слове хранится в сознании носителя русского языка? Возможно, интересующее нас значение подробно описывается в толковых словарях? Ср.:
МАС: Несчастье, -я, ср. ‘тяжелое событие, тяжелое положение; горе, беда, бедствие’ [1].
БАС: Несчастье, ср. ‘бедствие, горе; несчастный случай’ [2].
Словарь Даля: ‘Несчастие, -тье, несчась, ср. про-тивоп. счастье; неудача, безчастье, противная судьба; неблагополучие, неблагоденствие, злосчастье, злополучие; бедствие, горе, беда, грех, притка’ [3].
Источники толкований описывают несчастье как некоторое происшествие (бедствие, неудача) или неблагополучное положение дел (горе, злополучие) - как некоторые обстоятельства, сложившиеся во внешнем по отношению к человеку мире и обусловленные внешними же обстоятельствами (случайностью, случаем, рождением). Главная проблема заключается в том, что во всех толкованиях отсутствуют релевантные признаки значения, поэтому составить дифференцированное представление о том, что обозначено данной лексемой, невозможно. Вероятно, существует некое представление о несчастье сверх дефиниции - концептуальное содержание лексемы? Поскольку поименованное абстрактным существительным отвлеченное понятие (идеальная сущность) в процессе осмысления не может не ассоциироваться с более простыми понятиями и всегда концептуализируется в сознании носителя языка как некоторая реалия (реалии), то что является объектом уподобления в данном случае, т.е. какова «онтологическая» реализация события/положения, обозначаемого лексемой несчастье1? В настоящее время у лингвистов вызывают сомнения те работы, в которых исследуются всякого рода языковые концепты, на этой почве возникают споры о правомерности соотнесения языковой единицы (слова) и единицы неязыковой (кон-
Счастье и несчастье — это только два различных измерения жизни.
... несчастье, конечно, только болезнь.
М. Пришвин
Личное счастье — эгоизм, а личное несчастье — добродетель!
А. Чехов
цепта). Согласно Э. Лассан [4], ЛЗ слова и его (слова) концептуальное содержание находятся в потенциально привативных семантических отношениях, а именно: будучи аксиологической установкой носителя языка, ценностным взглядом на содержание некоего абстрактного имени, концепт представляет собой некое расширение ЛЗ слова в зависимости от ракурса его рассмотрения субъектом. Э. Лассан утверждает, что носитель языка, рефлектируя над компонентами ЛЗ слова, тем самым экспрессивно концептуализирует определенную реалию, вырабатывает к ней отношение; соответственно, концептуальное содержание абстрактного имени можно извлечь из его (имени) метафорической (условно) и дискурсивной сочетаемости, в результате удачно совмещая семантический и концептуальный анализ.
В связи с изложенной лексикографической проблемой предлагается выделить максимальное количество семантических составляющих значения слова несчастье путем анализа содержащихся в Национальном корпусе русского языка2 контекстов3. В качестве методики выбран синтагматический анализ - анализ словосочетаний и предикативных конструкций4, акцентированный на сочетаемост-ных особенностях исследуемой лексемы с одной/двумя другими лексемами. Поскольку исследуемое слово является отвлеченным существительным, то первоначальным вариантом анализа сочетаний представляется выявление «вещных коннотаций абстрактного существительного» на основе найденных связей лексемы несчастье с другими лексемами. «Отвлеченное существительное может иметь такую лексическую сочетаемость, как если бы оно обозначало некоторый материальный предмет (образующий материальную, или вещную, коннотацию рассматриваемого существительного), и потому в мысленном эксперименте может быть воспринято как конкретное существительное, обозначающее этот предмет» [5. С. 151]. Иными словами, выделение вещных коннотаций - это раскрытие образной составляющей лексемы. Итак, в данной статье извлечение концептуального содержания лексемы производится исключительно в рамках словосочетаний, поскольку объемы статьи ограничены5.
Анализ сочетаний с лексемой несчастье
Внутри сочетаний с существительным несчастье обозначаемая реалия «материализуется» через призна-
ки «вещи». Судить об этом можно по тому, как лексема сочетается с другими словами, в данном случае - как название материального «объекта», который обладает физическими параметрами, пространственной и физической реализацией.
Размеры несчастья превышают привычные, нормальные размеры, это обнаруживают атрибутивные словосочетания и словосочетание с фразеологическим сочетанием, подчиненным исследуемой лексеме: .. .огромное удобство для жителя мегаполиса, но одновременно и большое6 несчастье (Д. Донцова). Великое7 несчастье свалилось на потомство Рогатой матери-оленихи (Ч. Айтматов). ...смотрю на все это как на огромное8, общее, возникшее независимо от отдельных людей -несчастье (С. Бабаян). Несчастье такого калибра пробивало в финансах Аннушки брешь величиной в несколько совсем голодных дней (М. Палей).
Вес несчастья значителен, поэтому оно воспринимается субъектом как нечто тяжелое/ноша, ср. в атрибутивных словосочетаниях и в глагольных конструкциях: На жизнь эти люди смотрели как на тяжкое9 несчастье (В. Вересаев). ...на ней произошло первое тяжелое10 железнодорожное несчастье от свалившегося под насыпь и объятого пламенем поезда (А. Кони). ...всякое вообще несчастье взвалить на совесть счастливых <...> (Л. Шестов). Эстер несет с собой несчастье (И. Авраменко). ...ее смелость и находчивость в искусстве выносить, претерпевать, истолковывать, утилизировать несчастье <...> (Л. Шестов). Она перенесла это несчастье стоически и перешла на педагогическую работу в школу (Б. Езерская). Какое несчастье над ними всеми тяготеет! (Ю. Тынянов). Исключителен контекст, говорящий о том, что ноша легка, при этом есть указание на относительность этой «легкости»: . если бы в этот момент ему принесли весть о том, что с кем-то из его недругов случилось легкое, не смертельное, несчастье, типа автомобильной катастрофы, подскольз-новения на банановой кожуре, банкротства или попадания в больницу <...> (К. Глинка).
Несчастью присуща вкусовая, зрительная, осязательная и обонятельная ощущаемость, ср. в атрибутивных словосочетаниях и в сочетаниях с глаголом: Горьким бывает только несчастье (С. Куняев). Я пишу книгу о моем несчастье, может быть, еще более невидимом (А. Мариенгоф). . предались искушениям, когда видимое несчастье от них удалилось, и, заслужив Бога наказанье, навлекли на себя бедствия хуже тех, от которых уже избавились (М. Чванов). А несчастье - длительное, тупое, сродни разочарованию (Ю. Кантор. А. Володин). По степным сказаньям, так, зачуяв несчастье дома, доможил, его заботник и покровитель, стонет и плачет в глухую, одинокую полночь (А. Левитов). ... он лучше умрет в тюрьме, чем на свободе увидит такое несчастье (Э. Радзинский). Субъект ощущает несчастье вплоть до осознавания его как болезни, что эксплицируется в словосочетании исследуемой лексемы с управляющим существительным: Другой источник любви от счастья (тоже и непременно от счастья) выздоравливающего от болезни несчастья (несчастье, конечно, только болезнь) (М. Пришвин).
Несчастье часто ассоциируется с пространством, при этом представляясь субъекту «помещением», ср. в
атрибутивном словосочетании и в сочетаниях с глаголом/формой глагола: Безвыходное несчастье (П. Нилин). Она, как в пустой гулкий храм, войдет в свое несчастье и никого туда не пустит (В. Токарева). ... его влекло туда не только сочувствие людям, находящимся в несчастье; он питал непонятную любовь к огню (Г. Газданов). У отца Михаила в Красноярском тоже хорошо, да вот в несчастье попал (П. Мельников-Печерский). Несчастье в словосочетаниях с примыкающим существительным предстает локализованным в определенном месте: Он вот полюбил по вечерам распить бутылку вина вдвоем с зеленым и заморенным офицером, у которого несчастье в Индии (Ю. Тынянов). Хотя, когда случилось несчастье в Беслане. (А. Казинцев). Я же хотела отдать послание милиции, но, узнав о несчастье в Ложкине, забыла про все (Д. Донцова). В сочетании с глаголом несчастье -«место/местность»: Анализировать, обнажать от кулачества и довести через несчастье до человека, через основные чувства жизни (М. Пришвин).
В предикативных/полупредикативных сочетаниях несчастье может восприниматься как «препятствие/стена»: Причина сего: несчастье его, которое загородило ему дорогу к свету, радости народной (М. Пришвин). Должно быть какое-то препятствующее несчастье, которое поможет пятому акту (С. Кржижановский). Несчастье - «стена/здание» в сочетании с управляющим глаголом и в предикативных конструкциях: . а, напротив, обрушить на полячку свое несчастье, пусть спасает, пусть сама (Б. Окуджава). А в начале ноября обрушилось11 новое несчастье. (П. Акимов).
Несчастье локализуется в изолированном пространстве и, в результате, представляется «пространством клетки», в которое помещает один субъект другого: <...> что выкинет этот тип - выручит его или загонит в несчастье (А. Азольский).
Идея перемещения на некоторый уровень ниже земли воплощается в контекстах, где несчастье оказывается «пропастью», в которую падает субъект. Это характерно для словосочетаний с подчиняющими существительное причастиями: . я, кажется, поняла другую свою подругу, рухнувшую в несчастье, о котором говорят: «Не доведи господи» (Г. Щербакова). И будучи низринуты в несчастье, в самые крайние положения, от которых бы закружилась и потерялась у всякого другого голова, вы не впали в отчаяние <. > (М. Гершензон).
Также несчастье обладает внутренним пространством, реализуясь в контексте как «сосуд», ср.: Может, он почувствовал в Сергее ... именно глубокое несчастье и побоялся, что это несчастье и меня засосет, как омут? (А. Слаповский). А вы здесь: он, видите ли, подозреваемый, он несчастный, наша дочь его в несчастье втянула (В. Распутин).
Несчастье часто ассоциируется с веществом, при этом из контекста всегда понятно, что данное вещество не является твердым. Так, например, несчастье - жидкое вещество, поглощаемое субъектом: «Встречая несчастье, не принимай его по капле, проглоти его разом; глуп тот, кто отведывает его понемногу» (Т. Грановский). Несчастье - «нетвердое вещест-
во/излучение», как показывают контексты с предикативными конструкциями: И еще было ясно, что нынешнее несчастье не рассеется ни само по себе, ни от прижимания руки к закрытым глазам... (М. Семенова). Это несчастье, которое влечет за собой столько других, меркнет все же перед возможностью решения кровавого конфликта (Е. Цимбаева). Счастье и несчастье исчезают: мы уже более не индивидуум, - он забыт, - а только чистый субъект познания <...> (В. Вересаев). Только дважды несчастье ощущается как твердый «вещественный» предмет - как «нить» и как «зерно», ср. в сочетаниях с подчиняющими существительное формой глагола/глаголом: По вагонам брели нищенки и книгоноши, вплетая несчастье в визгливый голосок колес (П. Алешковский). ...и там, в басах, долго топталась молва, перемалывала чужое несчастье (Д. Рубина).
Несчастье воспринимается субъектом как большой объем жидкого вещества, заполняющего пространство вокруг субъекта, ср. в сочетании с фразеологическим единством и в предикативном сочетании: Про несчастье знали - но было и своих несчастий выше горла (М. Осоргин). И всюду разлито несчастье, и надо всем - призрак бедной Александрины (Б. Окуджава). Также несчастье ассоциируется с «водоемом», поглощающим субъекта, ср. в предикативной конструкции и в сочетании с глаголом: <...> это несчастье и меня засосет, как омут? (А. Слаповский). Все мелкие обиды ее утонули в несчастье... (А. Азольский).
Идея пространственной локализации несчастья воплощается и менее очевидным способом, когда большое количество (/ число) несчастья (/ несчастий) передается через уподобление последнего «перемещению его в пространстве»: Несчастье, как всегда, бродит там, где есть чужие! (Ю. Тынянов).
Несчастье уподобляется дереву, см. в предикативной конструкции: На этот раз несчастье непосредственно выросло из моих трудов праведных (Е. Гинзбург).
Несчастье предстает «существом» (в целом же осознается как ситуация борьбы субъекта с этим «существом»). Несчастье почти всегда обнаруживает доминирующий характер, т.е. преобладает в силе и побеждает. Борьба может представать как непосредственное физическое взаимодействие, ср. в атрибутивных сочетаниях и в сочетаниях с глаголом, а также в многочисленных предикативных конструкциях: . разве каждое личное несчастье доломает грудь, какое-нибудь
Человек чаще воспринимает несчастье так, как обычно воспринимается существо, нежели так, как воспринимается предмет. Реалия, обозначаемая словом несчастье, ассоциируется с существом, поскольку именно для кого-то живого характерно доминировать/подчиняться (семантический элемент «доминантность», как показал анализ контекстов, входит в значе-
колесо жизни рассыплется (А. Герцен). Это последнее несчастье окончательно подавило его (Ф. Достоевский). Несчастье затянуло свой узел накрепко: без паспорта нельзя было и думать получить справку о смерти... (В. Рецептер). ...в несчастье, которое, нелепо и дико обрушившись на него, исковеркает его такое ясное и такое точно определившееся нынче будущее (Ю. Герман). ...несчастье, поразив человека, почти всегда его роняет, спускает его ниже в мнении других - стало, мол, ты плох, коли не умел увернуться! (И. Тургенев). Вот как бедность и несчастье убивают человека! (М. Загоскин). Чтобы поймать за хвост свое несчастье (А. Мариенгоф). ...«Россия творила свое несчастье сама, - говорил Людендорф...»
(А. Деникин). Этого Бога можно познать, только когда обездоленность, горе, несчастье, одиночество, сиротство вдруг нас охватят и будут держать в своих тисках (Антоний (Блум), митрополит Сурож-ский). И некому было подойти, оттолкнуть это несчастье, а самому стать на его место (В. Токарева). По ее мнению, такого короткого знакомства с богом было совершенно достаточно для того, чтобы он отстранил несчастье (А. Грин). Неодолимое, глубокое несчастье - вот что сокрыто в каждом жесте, в каждом взгляде колгуевского жителя... (В. Голованов). А вот у римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье... (С. Мельникова). Вот ведь как получается: не угадаешь, где несчастье настигнет (В. Тендряков). Ах, какое большое несчастье надвигается на меня! (Ю. Олеша).
. рядом со счастьем постоянно подстерегает, вламывается в душу, в жизнь несчастье, неотлучно следующее за тобой, извечное, неотступное (Ч. Айтматов). Потому что / я думаю / нет ни одной такой семьи / которую не захватило бы это всеобщее несчастье (Беседа с социологом). Несчастье с детства витало над ними в воздухе (И. Кузьмичев). Борьба может осознаваться уже как отвлеченная, без физического взаимодействия, ср. в предикативных конструкциях: Сахалинские тюрьмы наполнились людьми, которых на каторгу привело только несчастье (В. Дорошевич). И перед мамой, которую это несчастье вогнало в гроб (Н. Катерли). Грозило ей большое несчастье, беда непоправимая (П. Мельников-Печерский).
В результате подсчета данных анализа предметные «проявления» несчастья можно свести в таблицу:
ние слова), неживое может только отягощать жизнь или угрожать жизни. В результате анализа достаточно ясно вырисовывается «образно-онтологический портрет» лексемы несчастье. Несчастье - кто-то большой (размер больше нормального) (или что-то тяжелое (вес больше нормального)), воздействующий (воздействующее) на тело и/или на душу человека. Для субъ-
Реализованная вещная коннотация Кол-во употреблений
Существо 26
Тяжелый предмет/ноша 14
Помещение/место/пропасть/клетка/сосуд 13
Препятствие/стена/здание 10
Жидкое вещество/водоем 6
Излучение/нетвердое вещ-во 3
Тверд. вещ. предмет 2
Дерево 1
екта важны последствия несчастья, и в первую очередь то, каково воздействие несчастья на тело (человека). Субъект ощущает несчастье, задействовав все органы чувств, кроме слуха, но преобладают зрительные ощущения. Несчастье (кто-то/что-то) часто связано с некоторой локально зафиксированной ситуацией, а также с необратимостью свершившегося. На подобных внешних ситуациях акцентируется внимание тогда, когда субъект фиксирует, в первую очередь, результат свершившегося (или представляет этот результат в будущем, когда действие происходит в настоящем) - как его (свершившегося/свершаемого) разрушительные последствия. Несчастью присуща доминантность -
оно уподобляется предметам/субстанциям/существам, превосходящим человека по каким-либо характеристикам/силе. В преобладающем большинстве контекстов субъект подавляется несчастьем. В результате можно выделить главный релевантный признак лексемы несчастье - «обусловленное некоторым необратимым разрушением» (разрушительным воздействием кого-то или чего-то). Соответственно, при переосмыслении реалии до абстрактного понятия словом несчастье именуется некоторая негативная ситуация. Ситуация, как правило, «физическая» (тело человека «участвует» во внешнем мире), но приводящая субъекта к душевным переживаниям.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Под «онтологической» реализацией подразумеваются ответы на вопросы: кто/что? где? когда? почему? как? и т.д.
2 иЯЬ: http://corpora.yandex.ru/
3 В корпусе общее количество контекстов с лексемой несчастье - 2228, но контекстов, удовлетворяющих целям анализа, в том числе контекстов, каждый из которых достаточен для указанного анализа, - 137.
4 Типовые конструкции приводятся ниже.
5 В данной статье абстрактное имя как таковое нас не интересует; не интересуют и особенности строения метафорических моделей или же типы метафор, субъективных взглядов на них существует огромное множество, - здесь рассматривается лексема, концептуальное значение которой (в дополнение к скудным словарным статьям) можно выделить с достаточной точностью, благодаря извлечению вещных коннотаций слова. Отметим и тот факт, что в случае с выделением вещных коннотаций слова исследователи говорят об ослаблении метафорического переноса его значения, поскольку происходит акцентирование внимания на однотипности постижения некоторых реалий, но не на сходстве между ними, ср.: «Вещная коннотация абстрактного существительного образуется на основе сопряженных с этим существительным способов выражения лексических параметров и других аналогичных характеристик лексической сочетаемости. В свою очередь, вещная коннотация может рассматриваться как компактный, синкретический способ кодирования таких характеристик» [5. С. 151-152]. «Сочетание конкретного имени с абстрактным не является номинативно эквивалентным абстрактному слову уже потому, что конкретное имя выступает в словосочетании в роли “скрытого” предиката, высвечивающего определенный аспект видения умозримого» [6. С. 264].
6 40 единиц. Здесь и далее: подчеркнуты самые частотные в сочетании со словом несчастье лексемы.
7 12 единиц.
8 5 единиц.
9 т
3 единицы.
10 5 единиц.
11 7 единиц.
ЛИТЕРАТУРА
1. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1985-1988.
2. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под ред. А.М. Бабкина, С.Г. Бархударова, Ф.П. Филина и др. М.; Л., 1948-
1965.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994.
4. Лассан Э. «Надежда»: семантический и концептуальный анализ // Яевреси рЫЬ^юш. 2002. N° 2 (7).
5. Успенский В.А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Языки русской культуры. Русские словари. Семиотика и информа-
тика. М., 1997. Вып. 35. С. 146-152.
6. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997. С. 260-264.
Статья представлена научной редакцией «Филология» 22 апреля 2011 г.