УДК 338.242+[330.46:510.6](045)
О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ABOUT THE SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS
© Белицын Виктор Николаевич, кандидат экономических наук, старший преподаватель Архангельского филиала Финансового университета при Правительстве РФ. Контактный телефон: +7 921 075 45 27
© Belitsyn Victor Nikolaevich, Ph. D. in Economy, senior lecturer Arkhangelsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Contact phone: +7 921 075 45 27
Аннотация. Саморегулирование во многом оптимизировало функционирование субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, в определенной степени минимизировало административные барьеры. Данная форма технического регулирования обеспечивает отраслевой надзор и контроль участников рынка, позиционируется как знаковое императивное звено логистических систем
Ключевые слова: саморегулирование, государственный контроль (надзор), некоммерческая организация, имущественная ответственность, конфликт интересов
Abstract. Self-regulation in many ways optimized the function of the subjects of business and professional activities, to some extent, minimize administrative barriers. This form of technical regulation of the industry provides supervision and control of the market participants, is positioned as a symbolic link imperative logistics systems
Keywords: self-regulation, state control (supervision), a non-profit organization, property liability, conflict of interest
Актуальность деятельности саморегулируемых организаций в условиях Российской Арктики, как и в других регионах Российской Федерации, не вызывает сомнений. Принятие федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» определило радикальную модернизацию системы технического регулирования, функционирования субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, осуществление взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также порядок государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями требований законодательства РФ. В законе предусмотрено также урегулирование конфликта интересов [1].
До появления федерального закона № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» техническое регулирование в различных видах деятельности осуществлялось строго на государственном уровне соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Технические характеристики товаров, работ и услуг разрабатывались и регламентировались в виде ГОСТов, технических условий, СНИПов и пр. Разрешение, допуск, полномочия, право-возможность на различные виды деятельности определялись и регламентировались соответствующими лицензиями, предоставляемыми на определенный срок, что в определенной степени провоцировало коррупциогенность в федеральных ведомствах. Вполне правомерно, что в соответствии с федеральным законом эта функция возложена на само регулируемые организации (СРО). Вместе с тем, вступил в силу в полном объеме федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, которое предусмотрено в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности [2]. Под лицензированием в России остаются 49 видов деятельности. При этом лицензии будут действовать бессрочно. Отдельно в законе прописана норма о недопустимости взимания с предпринимателей платы за лицензии. Единственный взнос — официально установленная государственная пошлина. Упрощен порядок лицензирования: с 1 июля 2012 г. соискатели лицензий могут направлять заявления и документы для получения и переоформления разрешительных документов в электронной форме. В этом законе также прописано: осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Кроме того, действие федерального закона не распространяется на саморегулируемые организации рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев и инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.
В законодательстве под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или про-
фессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Основные функции СРО приведены на схеме 1.
Схема 1
Образование третейских судов для членов СРО, разрешение споров
СР »О
Участие в разработке и обсуждении федеральных законов и нормативных актов
Представление интересов членов в органах государственной власти
Обеспечение информационной открытости деятельности членов
Сертификация услуг членов СРО
Обучение и аттестация членов СРО
Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской деятельности в СРО, которыми признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. СРО признается таковой при условии ее соответствия всем установленным федеральным законом требованиям, а именно:
• объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида;
• наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственностью каждого ее члена перед потребителями товаров (работ, услуг) и иными лицами.
Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в СРО. СРО разрабатывает и утверждает стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми ее членами.
Источники формирования имущества СРО представлены на схеме 2.
Схема 2
Стандарты и правила СРО должны устанавливать запрет на осуществление ее членами деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО является добровольным.
Распределение добровольных СРО по сферам деятельности выглядит следующим образом [3]:
-I- ЖКХ и управление недвижимостью — 39 %;
-I- промышленность и пожарная безопасность — 16 %;
-I- транспорт — 9 %;
-I- техэкспертиза автотранспорта — 5 %;
-I- лифтовое хозяйство — 3 %;
-I- кадастровая деятельность — 3 %;
-I- другое — 25 %.
Стандарты и правила СРО должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов СРО, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО. Структура СРО приведена на схеме 3.
Общее собрание членов СРО
Схема 3
Контролирующий орган
Ревизионная комиссия
Председатель Правления СРО
I
Правление СРО
4
Специализированные органы СРО
Контрольный комитет Комиссия по взаимодействию с органами власти
Комиссия по контролю выполнения
стандартов и правил
Комиссия по экспертизе и выдаче
допусков Комиссия по правовой защите
Дисциплинарный комитет Комитет по разработке стандартов и правил
Комитет по финансовой политике и инвестициям Комиссия по сертификации
Комитет по страхованию 1 Комиссия по аттестации персонала
Третейский суд
Генеральный директор, заместитель генерального директора
Исполнительный аппарат
Финансовая служба Юридическая служба
Бухгалтерия Служба по обучению персонала
Секретариат, делопроизводство и архив Аналитический отдел
Служба ГГ Отдел выдачи свидетельств и разрешений
Административно-хозяйственный отдел Отдел по связям с общественностью и СМИ
В большей степени общественность и прежде всего собственников жилья беспокоит ЖКХ. Отсутствие эффективных и прозрачных механизмов регулирования в данной отрасли привело к тому, что у рядовых граждан ЖКХ ассоциируется с хаосом и беспределом. Чтобы изменить ситуацию, нужно вернуться к старому и, по некоторым не всегда, правда, аргументированным утверждениям, механизму лицензирования либо перейти к саморегулированию. Второй путь представляется властям более адекватным существующим реалиям, тем более что СРО на практике доказывают свою самостоятельность. Несмотря на то, что механизмы функционирования таких СРО еще не окончательно оформлены законодательно, эта система достаточна активно действует в регионах. По состоянию на конец 2011 г. в 58 субъектах страны было зарегистрировано 73 подобных организации, объединяющих около 15 % управляющих компаний. По некоторым оценкам, Архангельская область пионер в этом процессе. Некоммерческое партнерство «СРО УН «Гарант», в состав которого входят 28 управляющих компаний Архангельска и области, стало второй официально зарегистрированной в России СРО в ЖКХ [4].
п « "
В определенной степени, с одной стороны, саморегулирование защитит коммунальный рынок от проникновения недобросовестных компаний, с другой — увеличит финансовую нагрузку на собственников жилья, ведь они в конечном счете будут оплачивать вступительные и членские взносы, страховку СРО, взносы в компенсационный и другие фонды. По 100 тыс. рублей взносов придется отдать в компенсационный фонд, плюс обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью людей, общему имуществу в доме на сумму 500 тыс. рублей. Надо сказать, что надежная защита граждан в этом контексте во многом зависит от правоприменительной практики в судебной системе. Как показывает опыт, счет идет далеко не всегда в пользу собственников квартир. Уповать на благородство страховых компаний большого резона нет, не случайно законодатель вынужден был исключить из 94-го федерального закона о госзаказе такой способ обеспечения исполнения контракта, как страхование ответственности.
По мнению сотрудников управляющих компаний, вошедших в СРО, преимуществ у саморегулирования более чем достаточно. Во-первых, члены СРО добровольно подчиняются стандартам (профессиональным, техническим, этическим). Во-вторых, в СРО создаются органы контроля. Любой собственник (если его что-то не устраивает или нарушены какие-то нормы) вправе обратиться в дисциплинарную компанию. К примеру, в Архангельске в СРО «Гарант» созданы и действуют специализированные комитеты: дисциплинарный и по контролю за деятельностью управляющих компаний. По заявлениям жильцов, в проблемные
дома выезжают с проверкой и схалтурившую УК заставляют выполнить «работу над ошибками». В организации работает собственная информационная служба, счет звонков пошел на тысячу. По каждому из них — внимательное рассмотрение. Немаловажно, что СРО коммунальной направленности взаимодействуют с органами власти. Представители СРО, как правило, входят в состав коллегий министерств и департаментов ТЭК и ЖКХ, что позволяет членам организаций участвовать в обсуждении и реализации федеральных и региональных программ, отстаивать свои интересы. Председатель комитета по собственности Госдумы ФС РФ В. Плескачевский отметил: «Сегодня, когда на рынке ЖКХ работают и члены СРО, и «вольные казаки», у собственников жилья появился выбор, с кем заключать договор на управление домом. Показатели работ тех управляющих компаний, которые являются членами первых в стране СРО, намного лучше и по исполнению обязанностей перед собственниками жилья, и по своевременности оплаты ресурсов поставщикам»[4].
С 1 января 2010 г. действует новый механизм регулирования строительной отрасли в части инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. С этого момента в государственный реестр саморегулируемых организаций включено более 230 СРО [5]. Допуск на рынок по новым правилам получили более 85 тыс. строительных компаний. Однако непродолжительный опыт показал, что саморегулирование при всех его плюсах потянуло за собой и минусы прежней системы. В частности, вместо лицензий начали продавать членство в СРО без какой-либо проверки учредительных документов и даже с фиктивными документами и работниками соискателя. Проблемой отрасли также является устаревшая нормативно-техническая база. Из 91 СНИПа и ГОСТа около 20 требуют кардинального обновления, во многих других не отражены возможности использования новых технологий и материалов. Не снижается планка административных барьеров, количество процедур и сроки получения разрешений на строительство колеблются от 22 процедур и 194 дней в Ростове-на-Дону до 48 и 1 207 в Воронеже, 54 и 704 в Москве [6]. Многие муниципалитеты все еще не утвердили правила землепользования и застройки, как того требует Градостроительный кодекс. Ситуацию осложняет отсутствие на местах программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, на основе которых должны определяться тарифы на подключение к сетям, а при тех тарифах, что диктуют естественные монополии, социальное жилье убыточно для застройщика. Все это значительно увеличивает цену квадратного метра, повышает риски инвестиционной деятельности и ставит под вопрос безопасность возводимых объектов. Нередко победителями торгов по 94-му федеральному закону становятся «случайные гастролеры»,
демпингующие и пользующиеся отсутствием предквалификации участников. Они легко выходят на аукционы, а также срывают проекты или нанимают на субподряд гастайбартеров и гонят брак. Основная задача СРО — отсеять таких исполнителей. А они упорно просятся, сознательно идут в другие регионы, считая, что там их хуже знают [7]. Такие примеры имели место в Архангельской области.
Все это ни в коей мере не ущемляет предприятия малого и среднего строительного бизнеса. Во-первых, соискатель, исполнитель субподряда может не быть членом СРО. Во-вторых, вступили в силу новые требования к выдаче свидетельства о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства. Постановление правительства от 24 марта 2011 г. № 207 вносит несколько принципиальных изменений. Устанавливается обязательное требование о прохождении специалистами организации аттестации по правилам, установленным Ростехнадзором. Причем в ряде случаев количественный состав работников компании, получающей свидетельство о допуске, ставится в зависимость от цены контракта. Предыдущая редакция устанавливала фактически не достижимые для МСП требования для работы на таких объектах, а сейчас требования по количеству работников в штате подрядчика значительно снизились. Эта мера позволит строительным фирмам среднего и малого масштаба расширить возможности ведения бизнеса и получить допуск к работам на этой группе объектов.
А вот выход на широкий рынок, а значит и наращивание кадрового, технического, технологического потенциала МСП тормозится в определенной степени финансовыми затруднениями. Бизнес, особенно в регионах, обеспокоен тем, что выход на рынок обходится ему в три раза дороже, чем раньше, когда функции регулятора осуществляло государство. Ощутимее всего финансовый вопрос сказался на проектировщиках. Искусственное разделение изысканий и собственно проектирования заставили их вступать в две СРО, нести затраты в этой связи в двойном размере. Причем, как правило, обе эти СРО, образно говоря, находятся под одной крышей, практически с одним и тем же штатом — аппаратом, под одним президентом, генеральным директором, главным бухгалтером. Хотя в бюджете практически любого уровня в смете любого объекта капитального строительства обозначена одна строка — ПИР (проектно-изыскательские работы), относительное цифровое значение которой не изменилось с советских времен - в пределах 2 % (к слову, везде в мире это стоит порядка 10 %). На моей памяти только по одному объекту — путепроводу в городе Мирном Плесецкого района ПИР составили 5 % сметной стоимости строительства. Вопрос, который должен стать предметом разговора СРО с властью, заказчиками.
В институте саморегулирования существует кадровая проблема: руководители предприятий, членствующих в СРО, подчеркивают, что далеко не все, кто организует их деятельность, обладаю достаточной квалификацией.
В целом, можно сказать, что институт саморегулирования состоялся. СРО, как неотъемлемые элементы развивающегося гражданского общества, получили значительные права и возможности самоуправления в масштабах всей страны, включая северные территории России. Всего, по данным Минэкономики, создано более 750 СРО, действующих в восьми отраслях экономической деятельности, еще 40 вводят саморегулирование. По оценкам экспертов, введение саморегулирования возможно в 70—80-ти секторах российской экономики. Наступает пора его совершенствования, включая принятие новых законов, обеспечение информационной открытости СРО для заказчиков и потребителей, совершенствование механизмов принятия внутренних стандартов, норм и правил, процедур имущественной ответственности СРО, государственного контроля. Литература
1. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 (ред. от 25.06.2012) «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 132974 (дата обращения: 16.05.2013).
2. Федеральный закон от 4.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности». СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142935 (дата обращения: 16.05.2013).
3. Доклад Минэкономразвития России «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности». - М.,2010. URL: http://www. econo-my.gov.ru/wps/wcm/connect/57a5be004573a3e6b78fbf4dc8777d51/doklad_.pdf?MÜD=A JPERES&CACHEID=57a5be004573a3e6b78fbf4dc8777d51 (дата обращения: 17.05.2013).
4. Управляющие компании сроднятся. URL: http://www.gkhgarant.ru/index.php?id=762 (дата обращения: 21.05.2013).
5. Реестр саморегулируемых организаций. URL: http://www.gosnadzor.ru/ osnovnaya_deyatelnost_slujby/gosudarstvenniy-stroitelniy-nadzor/samoreguliruemie-organizatsii/ reestr-samoreguliruemih-organizatsiy/ (дата обращения: 23.05.2013).
6. Российская бизнес-газета. - 2011.- 15 февраля. № 5407.
7. Российская бизнес-газета. - 2011. - 26 апреля. № 5465.
Рецензент — Калашников Евгений Владимирович, кандидат исторических наук, доцент