ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 327 Я. А. Бурляй
Чрезвычайный и Полномочный Посол, профессор кафедры теории и истории международных отношений Иниститута международных отношений и социально-политических наук, МГЛУ; e-mail: embaru@yandex.ru
О РОССИЙСКО-ИСПАНСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
В статье исследуются цели и задачи России в Латинской Америке. Рассматривается вопрос об использовании Ибероамериканского сообщества в интересах Испании. Делается вывод о том, что Россия и Испания смотрят на Латинскую Америку с совпадающих позиций. Вносятся предложения по налаживанию российско-испанского сотрудничества в Латинской Америке.
Ключевые слова: Латинская Америка; Россия; Испания; Иберо-американское сообщество; взаимодействие; совпадающие позиции; сотрудничество.
Burliay Yan
Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary, Professor, Department of Theory and History of International Relations, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty); MSLU; e-mail: embaru@yandex.ru
ON THE RUSSIAN SPANISH INTERACTION IN LATIN AMERICA
The article deal with Russian goals and objectives in Latin America. It opens the questions about use of Iberoamerican Community by Spain. The author draws the conclusion that Russia and Spain have similar views on Latin America and propose to establish Russian Spanish cooperation in Latin America.
Key words: Latin America, Russia, Spain, Iberoamerican Community, interaction, similar views, cooperation.
Наше взаимодействие с Испанией в Латинской Америке пока носит теоретический характер. Однако его практическое осуществление могло бы принести немало пользы всем заинтересованным
сторонам. Размышлениям на эту тему, в том числе предложениям по реализации конкретных совместных шагов России и Испании в латиноамериканском регионе, посвящены данные заметки.
Цели и задачи России в Латинской Америке
События последних лет подтвердили, что Латинская Америка - наш важный внешнеполитический резерв. Латиноамериканцы заинтересованы в расширении сотрудничества с Россией и, несмотря на давление Запада, не присоединились к антироссийским санкциям.
В основе политической философии латиноамериканцев - защита и утверждение национального суверенитета, приверженность международному праву, верность многосторонней дипломатии, соблюдению баланса интересов в международных отношениях, укреплению международной безопасности и стабильности. Латиноамериканцы не заинтересованы в однополярном мире и приветствуют самостоятельную активную внешнюю политику России. У нас исторически нет с ними конфликтов [Современные международные отношения... 2012].
Для России развитие сотрудничества со странами ЛАКБ -важное самостоятельное направление внешней политики. Нас объединяет приверженность принципам многосторонности в мировых делах, примату международного права, укреплению центральной координирующей роли ООН.
Это делает нас естественными союзниками на международной арене, позволяет продвигать взаимодействие по широкому кругу вопросов. Мы признательны латиноамериканцам за поддержку наших международных инициатив, включая неразмещение первыми оружия в космосе, укрепление международной информационной безопасности и противодействие героизации нацизма.
Особые чувства мы испытываем за наших латиноамериканских партнеров, которые, несмотря на серьезное давление со стороны США и ЕС, не присоединились к антироссийским санкциям в связи с событиями на Украине. Особую благодарность выражаем в адрес стран, проголосовавших в марте 2014 г. против антироссийского проекта резолюции ГА ООН «Территориальная целостность Украины» (Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа) [Центр новостей ООН... 2014].
Поддерживаем с нашими латиноамериканскими партнерами продуктивный политдиалог на высшем и высоком уровне, который опирается на принципы равноправного сотрудничества.
В 2014 г. состоялся визит Президента РФ В. В. Путина в ряд стран региона (Куба, Никарагуа, Аргентина, Бразилия), в ходе которого российский лидер принял участие в VI саммите БРИКС в бразильском городе Форталеза и встретился с лидерами БРИКС -Южная Америка [Официальный визит в Бразилию].
Совпадение интересов и взаимное стремление к развитию сотрудничества выводят наши отношения с ведущими государствами Латинской Америки на уровень стратегического партнерства. Россия поддерживает такого рода отношения с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой и Эквадором.
Успешно работает развитый механизм политконсультаций. Расширяется охват по тематике и кругу партнеров в ЛАКБ в рамках экспертных переговоров по ооновской проблематике, нераспространению и разоружению, правам человека и др.
Одним из важных направлений политического диалога и практического взаимодействия России с государствами Латинской Америки является сотрудничество в области новых вызовов и угроз, где особое место отводим взаимодействию на антинаркотическом треке.
В общей сложности подписано более полутора десятков межправительственных и межведомственных соглашений в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В контактах с латиноамериканскими партнерами постоянно обсуждается необходимость четкого соблюдения положений антинаркотических конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 гг., отказ от практики «двойных стандартов» в этом вопросе.
Россия сотрудничает с Межамериканской комиссией по контролю за злоупотреблением наркотиков (СИКАД). Российские межведомственные делегации регулярно принимают участие в качестве наблюдателей в работе ее сессий. Мы заинтересованы в продолжении этого диалога, в том числе по вопросам борьбы с отмыванием «наркодоходов», обмена опытом в сфере снижения спроса на наркотики, противодействия наркоторговле через Интернет.
Значительное внимание Россия уделяет практической совместной работе правоохранительных органов наших стран.
Налаживаются связи ФСКН России с СИКАД, Комиссией руководителей полицейских органов Центральной Америки, Мексики и Колумбии, а также с Генсекретариатом ЦАИС. В Никарагуа и Перу работают учебные курсы подготовки и повышения квалификации для наркополицейских. Латиноамериканские полицейские проходят обучение в образовательных учреждениях МВД России.
Неотъемлемой составляющей нашей работы в ЛАКБ является сотрудничество в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В целях лучшего взаимодействия со странами региона, прорабатываем проект создания регионального центра МЧС России в Венесуэле, с недавнего времени на базе училища МИД Кубы в Гаване действует Региональный российско-кубинский центр по подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля. Мы ведем работу по развитию национальной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в Никарагуа. Отлажен механизм сотрудничества с Перу в рамках регулярно проводимых заседаний двусторонней профильной межправкомиссии.
Отношения с государствами региона основываются на прочной, взаимовыгодной и транспарентной договорно-правовой базе. С большинством латиноамериканских стран подписаны рамочные договоры об основах отношений, дружбе и сотрудничестве. Заключены ключевые межправительственные соглашения в торгово-экономической, научно-технической, культурной сферах. Подписываются конвенции об избежании двойного налогообложения и о поощрении и взаимной защите инвестиций. Важный юридический «блок» - договоры о правовой помощи, о выдаче и о взаимной передаче осужденных. С большинством государств региона подписаны соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. В последнее время с ведущими странами ЛАКБ заключены соглашения о сотрудничестве в космосе, мирном освоении атомной энергии.
Существенная специфика региона ЛАКБ - множественность разнонаправленных интеграционных структур. Со всеми ведущими объединениями нами установлены рабочие контакты, с рядом -оформлен статус наблюдателя. При этом многосторонний формат продвигается там, где он открывает дополнительные рычаги для активизации двусторонних связей.
Приоритет Россия отдает Сообществу латиноамериканских и карибских стран (СЕЛАК), с которым идет согласование практических направлений политдиалога и сотрудничества. Мы готовы к налаживанию контакта с УНАСУР, а также с МЕРКОСУР. Прорабатываем пути укрепления связей со странами КАРИКОМ и АКГ. Неизменно в поле зрения наши друзья по блоку АЛБА.
Россия внимательно следит за становлением Тихоокеанского альянса - интеграционного объединения стран-рыночников по западным либеральным стандартам (Колумбии, Мексики, Перу, Чили). При этом они не закрываются от сотрудничества с нами, активно идут к налаживанию связей с ЕАЭС / ЕЭК [Лавут 2012].
Латинская Америка может быть использована и для поиска прорывных решений застаревших проблем. Не случайно патриарх Кирилл выбрал Гавану местом исторической встречи с папой римским Франциском.
Немаловажна роль латиноамериканцев в формирующихся глобальных механизмах управления - в ООН, где у них 33 голоса, в «двадцатке», БРИКС и АТЭС. ВТО и ФАО сейчас действует под руководством бразильцев Р. Азеведо и Ж. Грациано да Силвы.
Это не значит, что у нас с латиноамериканскими странами нет расхождений. Неприемлема роль латиноамериканцев в радикальном антиядерном движении, их инициатива в сфере нарколиберальных подходов, близкие к западным оценки в области прав человека. Тем не менее общий позитивный баланс с регионом существенно важнее споров по проблемам.
Мы видим в Латинской Америке перспективного торгово-экономического партнера. Латиноамериканцы высоко ценят примеры успешного взаимодействия с нашей страной и готовы сотрудничать с нами в самых разных отраслях, начиная с рыболовства и сельского хозяйства до мирного атома и космоса. Полагаем, что заявленный латиноамериканцами нейтралитет в отношении антироссийских санкций открывает перед нашими странами новые возможности по развитию торгово-экономических и инвестиционных связей.
В планах наших компаний - участие в проектах по развитию электроэнергетики в Аргентине, Бразилии, Боливии, Венесуэле, Перу, Чили и Эквадоре; разведка и добыча нефти и газа - в Венесуэле, Уругвае и Эквадоре; поставки нефтяного оборудования
в Венесуэлу, авиатехники - в Аргентину и Чили, железнодорожного оборудования - в Аргентину, Бразилию и Эквадор, информационных технологий - в Бразилию и др.
Целенаправленно развивая сотрудничество, мы предлагаем взаимовыгодные формы локализации производства, офсетные схемы, гибкие возможности оплаты, в том числе товарами традиционного латиноамериканского экспорта.
В среднем ежегодный взаимный товарооборот составляет 15 млрд долл. США. Объем наших инвестиций - порядка 13 млрд долл. США [Лавут 2012].
Россия заинтересована в выстраивании полноценных проектных, производственных, технологических альянсов, максимальном использовании возможностей взаимодополняемого характера наших экономик, кооперации по таким направлениям, как нефтегазовая, гидро- и атомная энергетика, авиа- и вертолетостроение, инфраструктура, а в последнее время также биофармацевтика и информационные технологии.
Среди важнейших проектов сотрудничества - модернизация объектов энергетики и металлургии на Кубе, поставка 20 самолетов «Сухой Суперджет 100» в Мексику, строительство завода по производству вакцин в Никарагуа, соглашение о Центре ядерных исследований и технологий в Боливии, создание наземной инфраструктуры системы космического слежения ГЛОНАСС в Бразилии, содействие развитию электроэнергетики в Эквадоре и Аргентине, поставки вертолетной техники в Колумбию и Перу, инвестиции в алюминиевое производство в Гайане и Ямайке и др.
Важное значение придается культурно-гуманитарному сотрудничеству. Позитивный пример - вещание в регионе RT на испанском языке, включение канала в сети кабельного телевидения.
Россия стремится к расширению научно-образовательных контактов и заинтересована в том, чтобы больше студентов из латиноамериканских стран получало образование в российских вузах, прилагая усилия по оптимизации условий приезда и пребывания молодых латиноамериканцев в нашей стране. В 2014-2015 учебном году в российские вузы в счет средств федерального бюджета было принято 409 латиноамериканских студентов.
Россиян всегда привлекала разнообразная и богатая культура стран Латинской Америки. Постепенно возрождаются
лучшие традиции российско-латиноамериканского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. Растет число выставок, Недель российского кино, Дней российской культуры.
Крупными проектами стали успешная деятельность в Бразилии первой и единственной пока зарубежной школы Государственного академического Большого театра г. Жоинвиль и открытие музыкальной школы им. П. И. Чайковского г. Форталеза при содействии Московской консерватории. В Аргентине ежегодно проводится крупнейший в Латинской Америке фестиваль славянской культуры «Матушка Русь», организуемый силами российских соотечественников.
Испания и ибероамериканское сообщество
Испания традиционно поддерживает тесные связи с государствами Латинской Америки как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Особый упор делается на использовании «мягкой силы». Нет страны на латиноамериканском континенте где не было бы одного, а то и нескольких испанских культурных центров. Кроме того, испанцы стали инициаторами создания Ибероамерикан-ского сообщества (ИС) - влиятельного диалогового форума, объединяющего 18 испаноговорящих государств Латинской Америки, Бразилию, Испанию, Португалию и Андору. ИС было учреждено в 1991 г. в Гвадалахаре (Мексика) на первой Ибероамериканской конференции глав государств и правительств, поводом к созыву которой стало 500-летие открытия Америки.
Главными целями ИС являются координация внешней политики стран-участниц, объединение их усилий в целях содействия экономическому развитию и сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и т. д.
Институциональная форма деятельности Сообщества - Конференции глав государств и правительств. Кроме того, из состава участников Конференций образована координационная «тройка», состоящая из государств, где проходит саммит в текущем, предыдущем и последующем годах, и берущая на себя организационные функции.
С 2004 г. действует Генеральный секретариат ИС, штаб-квартира которого расположена в Мадриде. С октября 2014 г.
Генеральным секретарем ИС является Ребека Гринспан (в прошлом - вице-президент Коста-Рики).
Деятельное участие в ибероамериканском процессе принимает Испания, выступающая проводником европейской помощи латиноамериканским странам и их лобби в Европейском союзе, ставшая одним из инициаторов диалога по линии ЕС - страны Латинской Америки и Карибского бассейна.
В ходе ибероамериканских встреч на высшем уровне неоднократно удавалось создавать предпосылки для решения некоторых региональных проблем: урегулирования ситуации в Сальвадоре, прекращения вооруженного конфликта между Перу и Эквадором, заключения соглашения о границе между Чили и Аргентиной. На саммите в Коста-Рике благодаря контактам между представителями Кубы и Панамы была достигнута договоренность о восстановлении дипломатических отношений между этими странами.
Страны ИС реализуют проекты по различным направлениям взаимодействия в социально-экономической сфере. Развивается интеграция в области культуры и образования. ИС сотрудничает с Международным конгрессом испанского языка и Сообществом португалоговорящих стран. В мае 2015 г. подписан меморандум о взаимопонимании между МИД Испании и Генеральным секретариатом ИС об использовании разветвленной сети испанских культурных центров в странах сообщества.
В г. Веракрус (Мексика) в декабре 2014 г. состоялся 24-й саммит ИС, в ходе которого был одобрен ряд мер по реформированию и модернизации Сообщества с целью сохранения его в качестве авторитетной диалоговой площадки ЛАКБ - Европа в условиях чередования встреч в верхах в формате ИС с саммитами ЕС-СЕЛАК. В соответствии с новым регламентом очередной саммит состоялся в Колумбии. Заявленная тематика - «Молодежь, предпринимательство и образование».
Перспективы российско-испанского сотрудничества в Латинской Америке
Испания является для нас важным партнером в международных делах. Необходимо продолжать настойчивую работу по поддержке имеющихся направлений сотрудничества и формированию его новых векторов с целью сохранения интенсивной динамики двусторонних связей.
Перспективы развития российско-испанского стратегического партнерства внушают оптимизм. Двустороннее сотрудничество, основанное на тесной дружбе и взаимной симпатии между нашими народами, имеет большие возможности для дальнейшего роста.
Между нашими странами налажен механизм регулярных межмидовских консультаций, в ходе которых обсуждаются и латиноамериканские проблемы. Мы заинтересованно относимся к формату этих консультаций, принимая во внимание особое место Латинской Америки во внешнеполитической системе координат Испании.
Исходя из того, что Россия и Испания смотрят на Латинскую Америку с совпадающих позиций, наши страны выступают за укрепление в регионе демократии, защите прав человека, невмешательства во внутренние дела; заинтересованы в развитии равноправного политического диалога с латиноамериканцами, выстраивании взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с ними.
Москва рассматривает Латиноамериканский регион как влиятельный центр формирующегося полицентричного мира. Отрадно констатировать, что вес Латинской Америки в международных делах продолжает возрастать. Важной стороной политической консолидации региона является поступательное утверждение Латинской Америкой своей самостоятельной роли в мировых делах. Это позволяет латиноамериканским странам вырабатывать и продвигать в международных делах солидарные подходы.
Очевидно, что латиноамериканцы всё более настойчиво отстаивают свои национальные интересы в диалоге с внерегиональны-ми партнерами.
Россия выступает за сильную, экономически устойчивую и политически сплоченную Латинскую Америку. Мы не рассматриваем регион как сферу противостояния с другими державами. Взаимовыгодные отношения с Латинской Америкой для нас важнее, чем ее вовлечение в конфронтационные геополитические сценарии. Углублению наших связей с Латинской Америкой способствовало бы налаживание российско-испанского взаимодействия в регионе.
Россия проводит политику наращивания диалога с интеграционными объединениями ЛАКБ. Для латиноамериканцев Организация американских государств остается важной многосторонней
площадкой диалога с участием США и Канады. Вместе с Испанией мы являемся наблюдателями при ОАГ и принимаем регулярное участие в работе межамериканских комиссий по противодействию терроризму и незаконному обороту наркотиков. Как представляется, можно было бы найти возможности для российско-испанского взаимодействия на этом направлении.
Кроме того, важно задействовать Ибероамериканское сообщество, деятельное участие в котором принимает Испания, выступающая проводником европейской помощи латиноамериканским странам и их «лоббистом», если так можно выразиться, в Европейском союзе и ставшая одним из инициаторов диалога по линии ЕС -страны Латинской Америки и Карибского бассейна.
Первые контакты России с Ибероамериканским сообществом установлены в ходе обмена посланиями на высшем уровне в связи с проведением саммитов ИС на Кубе (1999), в Панаме (2000) и Перу (2001). Президент России направлял послания участникам саммитов в Доминиканской Республике (2002), Боливии (2003), Коста-Рике (2004) и Уругвае (2006).
7-9 февраля 2007 г. состоялся визит в Россию Генерального секретаря ИС Э. Иглесиаса. По итогам его переговоров с С.В. Лавровым был подписан Меморандум о сотрудничестве между МИДом России и Генеральным секретариатом ИС.
Важно наполнить его конкретным содержанием. На мой взгляд, можно было бы подумать о заключении меморандума о взаимопонимании между МИДом России, МИДом Испании и Генеральным секретариатом ИС об использовании российских и испанских культурных центров в странах Сообщества во взаимных интересах.
В условиях непрекращающейся международной финансово-экономической турбулентности ЛАКБ развивается достаточно стабильно. В силу этого конкуренция за доступ на емкие латиноамериканские рынки возрастает, а страны региона становятся заметными игроками на мировых экономических площадках. На этом фоне одним из важнейших вопросов остается обновление производственных мощностей государств ЛАКБ в целях повышения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, последующего формирования производственных цепочек и их встраивания в систему глобальных производственных отношений в сфере высоких технологий [Давыдов]. В этом контексте ключевой
необходимостью является создание современной транспортной инфраструктурной сети, которая позволила бы существенно снизить издержки внутрирегионального перемещения товаров и услуг, а важнейшим условием для выполнения такого сценария является привлечение значительных финансовых средств. Россия могла бы помочь в строительстве такой инфраструктуры, а Испания - получить под него доступные кредиты.
По моему мнению, следовало бы продумать возможность создания совместных российско-испанских предприятий для продвижения российских инновационных технологий в Латинскую Америку на взаимовыгодной основе. Россия обладает огромным запасом ноу-хау, который мог бы быть использован в интересах ускоренного развития стран ЛАКБ. Однако для эффективного осуществления этого проекта было бы желательно воспользоваться рабочими связями и деловыми контактами испанских предпринимателей.
Думается, что реализация этих предложений отвечала бы интересам России, Испании и стран Латинской Америки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Давыдов В. М. Прогноз развития Латино-Карибской Америки до 2020 г. URL: russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/prognoz-razvitiya- latino-karibskoy-ameriki-do-2020-goda/ Интервью министра иностранных дел России С. В. Лаврова // РИА Новости. URL: www.mid.ru/ru/maps/mx/-/asset_publisher/MnkiLq54CM99/ content/id/316778 Современные международные отношения: учебник / под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. М. : Аспект Пресс, 2012. 516 с.
Лавут А. А. Тихоокеанский альянс латиноамериканской четверки // Латинская Америка. 2012. № 4. C. 15. Официальный визит в Бразилию. Саммит БРИКС. URL: kremlin.ru/events/
president/trips/46239 Центр новостей ООН, 27.03.2014. URL: static.un.org/content/news/dh/ ru/2014/20140327-ru.pdf