УДК 338.48 БКК 65.433
Шахшаева Л. М. — старший преподаватель кафедры «Маркетинг и коммерция» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Shahshaeva L. M. — Senior teacher of «Marketing and Commerce» Dagestan State University of the economy
О РОЛИ ТУРИЗМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ABOUT THE ROLE OF TOURISM IN ECONOMIC GROWTH THE
REPUBLIC OF DAGESTAN
В настоящее время туризм является одним из первоочередных социально-экономических и политических явлений в жизни общества и государства в целом. Социально-экономические составляющие туризма включают в себя такие рыночные аспекты, как экономические связи и социально-ориентированные цели развития региона и государства в целом.
Ключевые слова: туризм, рекреация, инвестиции, перспективы, маркетинг, туристический маркетинг, Дагестан.
Now tourism is one of the prime social and economic and political phenomena in society and state life as a whole. Social and economic components of tourism include such market aspects, as economic relations and the socially oriented purposes of development of the region and the state as a whole.
Keywords: tourism, recreation, investments, prospects, marketing, tourist marketing, Dagestan
Доходы от туризма сравнимы с прибылью от производства товаров народного потребления. Он является высокорентабельной частью экономики многих стран мира. Туризм развивается очень быстро, одновременно являясь конкурентным рынком. За привлечение туристов идет борьба между странами, между регионами одной страны, между городами региона и между туристическими фирмами города.
Самым важным условием в этой конкуренции является имидж страны, принимающей туристов. Дагестан и дагестанцы, как всем достаточно хорошо известно, рисуются средствами массовой информации России исключительно в черном цвете. После развала Советского Союза прошло 23 года и в российских СМИ нагнетается отрицательное отношение к Дагестану.
Противопоставить этому потоку можно только стратегию формирования привлекательного туристского имиджа и бренда Республики Дагестан. Согласно стратегии, необходимо принимать активное участие в крупнейших международных и региональных туристских выставках и форумах; сотрудничать с туристскими СМИ и Интернет-порталами.
Другие шаги стратегии: издание красочной рекламно-полиграфической продукции; разработка и размещение цифрового контента на туристских Интернет-ресурсах; активная работа в социальных сетях; проведение ознакомительных пресс-туров для региональных, федеральных и зарубежных журналистов и блогеров.
Туристы будут приезжать туда, где они уверены в собственной безопасности, туда, где есть спокойствие и стабильность. Отметим, что отношение к Дагестану тех, кто приезжает в республику в качестве туристов или с какими-то деловыми целями, всегда меняется в положительную сторону. Туристы и гости Дагестана начинают понимать, что все страхи и тревоги, предварявшие поездку в Страну гор, оказались ложными.
Туризм в Дагестане стабильно и последовательно развивался в годы существования СССР. Количество туристов, посещающих республику, ежегодно увеличивалось и достигло к концу 70-х годов 500 тысяч человек. Гости приезжали отдохнуть на море, побывать в горах, на охоту и рыбалку. Дагестанское побережье Каспийского моря имеет протяженность в 530 км, почти половина из нее - песчаные пляжи. Пляжный и купальный сезон длится 120 дней, средняя температура воды в море 21 градус. В Дагестане разведано и используется множество источников минеральных вод всех бальнеологических групп. Кроме того, в республике есть уникальные по своим лечебным свойствам грязи. Теплый климат, большое количество солнечных дней, разнообразные флора и фауна, характерные для разнообразных климатических зон - от субтропиков до пустыни и альпийских лугов, богатые урожаи и ассортимент плодов, овощей и ягод, обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов, памятников истории и природы - все это привлекало туристов в Дагестан.
В Дагестане более 6000 памятников истории и культуры, в том числе древнейший город России Дербент с цитаделью «Нарын-Кала», через который проходил торговый караванный маршрут «Великий шелковый путь». Уникальны по красоте Сулакский каньон, самый глубокий в восточном полушарии, и район пансионата «Орлиное гнездо» в Гуни-бе. Изделия традиционных центров народных художественных промыслов Дагестана стали его визитной карточкой, и ежедневно к златокузне-цам Кубачи, гончарам Балхара, деревообработчикам Унцукуля приезжали автобусы с туристами.
В девяностые годы рассыпался Советский Союз, начались процессы распада и разрушения. Безработица, отток населения из Дагестана, две чеченские войны, фактическая блокада республики, возрастающий негатив в СМИ - все это послужило разрушению туристической отрасли
РД.
Относительная стабильность, пришедшая в начале нулевых годов, позволила шаг за шагом начать возрождение туризма в Дагестане. Отметим, что ежегодно число гостей в республике растет на 4 - 7% и в 2013 году составило 272 тысячи человек, в том числе 30 тысяч гостей из-за рубежа. Общее количество занятых в туристской отрасли на постоянной основе достигает 6,5 тыс. чел [1].
В начале 10-х годов возникла программа кластера «Курорты Северного Кавказа», в который входил крупный проект горнолыжного курорта «Матлас» в районе села Хунзах стоимостью порядка 1 миллиард долларов. Проект признали нерентабельным из-за сложностей его осуществления, так как в местах проектируемых горнолыжных трасс даже в самую суровую зиму не всегда бывает достаточно снега. Однако в августе 2014 года З. Магомедов, руководитель группы компаний «Сумма», решил переформатировать проект и построить в Матласе туристический гостинично-развлекательный комплекс стоимостью 200 миллионов евро. И в августе 2014 года при участии Главы Дагестана Рамазана Абдулати-пова состоялась закладка первого камня в новый туристический объект Дагестана. На территории в 7,2 тыс. га планировалось создание особой туристско-рекреационная экономическая зона.
В октябре 2014 года в Махачкале прошел международный туристский форум «OPEN DAGESTAN», собравший представителей туринду-стрии из 18 регионов России и зарубежья. На нем был представлен опыт зарубежных стран в продвижении своих туристских продуктов. Для Дагестана имеют перспективу аграрный, этнокультурный, охотничий и рыболовный туризм.
В текущем году были проведены Международный фестиваль этнокультурного туризма, посвященный Расулу Гамзатову, «Журавли» - в Гунибе, фестиваль познавательного и экологического туризма «Цамау-ри» в Тляратинском районе, региональный туристский слет факультетов туризма «Туристский Альма-матер». Комитет по туризму РД принял активное участие в крупных выставках в России и за рубежом, представляя там предложения туристической индустрии республики: «Интур-маркет-2014» - г. Москва, EMIT - г. Стамбул, Турция.
Разработана концепция проекта «Гостевой дом». В 29 районах Дагестана создана сеть таких домов с элементами традиционного уклада народов республики для любителей этнического туризма. Турист может остановиться в доме, где сохраняется традиционная обстановка, питаться блюдами дагестанской кухни, ощутить на себе все особенности старинного быта дагестанцев.
В Дагестане прошел 1 -й Фестиваль рыболовного туризма «Рыбалка на Аграхане», который собрал более 300 любителей рыбалки из Дагестана и соседних регионов. В рамках реализации Международного исто-
рико-культурного проекта стран СНГ и Китая «Великий шелковый путь» разработан новый туристический маршрут по Дагестану, презентация которого прошла на IX Международной туристической выставке «Интурмаркет-2014».
На территории республики насчитывается 35 туристских предприятий, 110 гостиниц, 23 санатория, 51 туристическая база. Объём платных туристских услуг в 2013 году составил 4 610 млн руб. и за 1 полугодие 2014 года - 2934 млн руб. Объем налоговых отчислений предприятий туристской отрасли за 2 года вырос более чем вдвое - со 160 млн руб. в 2011 году до 359 млн руб. - в 2013 [1].
Введены в строй и начали функционировать дома отдыха и турист-ско-развлекательные центры на побережье Каспийского моря - «Мали-бу», «Дельфин», РК «Москва», гостиница «Каспий», «Джами» и другие. В Махачкале введен в эксплуатацию отель «Метрополь» - 53 номера на 100 мест, и туристическая база «Бригантина» - 43 номера на 110 мест; в Кумторкалинском районе построен 4-звездный отель «Сарыкум» - 54 номера на 110 мест; в Избербаше отель «Кассиопея» - 26 номеров на 70 мест; в Дербенте гостиница «Заря» - 16 номеров на 40 мест, и культурно-развлекательный центр «Алые паруса» - 14 номеров на 42 места [1].
Пять инвестиционных проектов включены в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». Это комплекс «Золотые дюны» в с. Крайновка, бальнеологическая туристская база «Живой родник» в с. Кардоновка, туркомплекс на берегу озера Большой Ачиколь, все эти объекты в Кизлярском районе. Кроме того, в программу включены туристский центр «Золотые пески» в с. Мичурино Дербентского района и оздоровительный комплекс «Алмак» в Казбековском районе. На строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры этих инвестиционных проектов из федерального бюджета планируется выделение средств в размере 509,15 млн руб.
Необходимо дальнейшее развитие летнего пляжного и развлекательного туризма. Гостиниц и пансионатов на побережье недостаточно, чтобы вместить всех желающих отдохнуть. Очень важна задача привлечения частных инвестиций в эту область.
Будут развиваться и горные туристические маршруты - походы и экскурсии в аул Кубачи, крепость Нарын-Кала, гору Шалбуз-даг, селение Ицари, места, связанные с жизнью и творчеством Расула Гамзатова. Развитие туризма в этом направлении связано с ростом интереса к этнокультурному наследию наших народов. Горнолыжная база «Чиндирче-ро», успешно функционирующая уже несколько лет, представляет сегодня большой интерес для отдыхающих дагестанцев и жителей близлежащих регионов. К услугам отдыхающих 2- 5-местные комфортабель-
ные номера и коттеджи на 150 мест, горные лыжи, сноуборд, квадро-циклы, снегоходы. На территории курорта расположены бары, кафе, рестораны, игровые площадки и т. д.
Важнейшим мероприятием, которое послужит привлечению большого потока туристов в Дагестан, является проведение в октябре 2015 года празднование 2000-летия г. Дербента. Интерес к этому событию проявляет множество туристских компаний России и зарубежья. Дальнейшие перспективы туристского бизнеса в Дагестане во многом зависят от того, как будет организовано это празднование и как будут приняты гости Дагестана.
С учетом вышесказанного турфирма, желающая повысить свою конкурентоспособность и укрепить свой бренд, должна реализовывать следующие мероприятия:
- увеличивать добавленную стоимость, исполняя мечты своих клиентов;
- вкладывать только в то, что ценно для клиента;
- не позволять краткосрочным результатам ослаблять долгосрочную ценность бренда;
- принимать на работу сотрудников, принадлежащих к разным культурам и имеющих разное прошлое, чтобы сочетать профессионализм и эмоции [2].
Однако следует помнить, что возрастающая конкуренция между турфирмами будет диктовать необходимость поиска и внедрения новых технологий укрепления бренда. Отмеченные факторы подчеркивают необходимость разработки и применения инструментов туристического маркетинга в Республике Дагестан для повышения уровня социально-экономического развития данного региона.
Список литературы:
1. Официальный сайт Комитета по туризму Республики Дагестан. [Электронный ресурс]. URL: http://dagtourism.com/ru/ (дата обращения 11.09.2015)
2. Шахшаева Л.М. «Перспективы развития туристического маркетинга в Республике Дагестан» //сборник материалов Международной конференции «Маркетинг: реальность и взгляд в будущее», г.Варна, Болгария