• потребностями всестороннего развития личности на разных возрастных этапах жизнедеятельности;
• необходимостью совершенствования уровня профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности.
В свою очередь, социально-педагогическая многомерность профессионального образования диктует необходимость нововведений в реальный педагогический процесс, обеспечивающих:
• осознание ведущей роли человека в образовании как социально-личностном явлении;
• ориентированность профессионального обучения на возможные изменения выбора человеком профессиональной сферы на протяжении жизни;
• стимулирование социально-профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающего поиск личностью возможностей для более полноценной самореализации своей жизненной и профессиональной судьбы.
Литература
1. Панкова Т. А. Реформирование системы образования в России 1990-х годов: социологическое исследование: Монография. - М., 2003.
2. Сальцева С. В. Социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов колледжа. - Оренбург, 2004.
3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. - СПб., 2002.
4. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
УДК 378.14 ББК 74.58
О РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В СТАНОВЛЕНИИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Т. А. Матвеева
Ключевые слова: информационные технологии; коммуникационные технологии; компетентность; компетентностный подход; компетенция; самостоятельная работа студентов.
Резюме: В статье рассматриваются методические аспекты самостоятельной работы студентов технического вуза, направленной на формирование компетенций, важных для становления их профессиональной компетентности.
Присоединение России к Болонскому соглашению послужило дополнительным стимулом для обращения внимания педагогической общественности на значимость компетентностно-ориентированного подхода в профессиональном
образовании [1; 2; 4; 6]. Именно профессиональная компетентность выпускника является основным результатом деятельности вуза, определяющим его конкурентоспособность в сфере образовательных услуг [7]. Профессиональная компетентность отдельной личности фактически определяет ее судьбу, возможность активного включения в систему общественных отношений и ценностей в соответствии с требованиями новой экономики [6; 9]. Введение в образовательную практику компетенций позволит решить проблему деятельностно-ориентированного образования. Компетентностный подход сегодня является видимым путем решения проблемы практико-ориентированной подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений [4; 5].
Формирование у студентов ключевых компетенций, интегрирующихся в профессиональную компетентность, происходит с первых дней обучения в вузе и основано на общеучебных умениях и навыках, приобретенных в школе. Ответственность за конечный результат обучения в полной мере разделяют и студенты, и преподаватели. В студенческой среде все меньше тех, кто проявляет потребительское отношение к преподавателю, требуя научить его, как выполнять конкретное задание. Гораздо больше студентов, которые нуждаются лишь в постановке задачи. Нередко сегодня встречаются личности, способные самостоятельно найти направление исследования в рамках той или иной дисциплины, для которых преподаватель становится равноправным коллегой в общей работе, реализующим на практике принципы креативной педагогики.
Очевидно, что в такой ситуации возрастает и нагрузка на преподавателя, и необходимость в постоянном повышении его собственной квалификации. Последнее абсолютно невозможно без активного участия преподавателя в научно-исследовательской деятельности. Все это требует огромных временных и физических ресурсов и становится реализуемым только при опоре на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
Целевые федеральные программы «Электронная Россия» и «Развитие единой образовательной информационной среды» способствуют расширению использования ИКТ в образовании. Однако информационные и коммуникационные технологии действительно эффективны для каждого студента только в том случае, если создана кафедральная образовательная информационная среда, где представлены авторские учебно-методические комплексы именно тех преподавателей, которые непосредственно работают со студентами, где налажена система автоматизированного контроля достижений студента, система опйпе-консультаций. Это особенно важно для организации продуктивной самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, так как сегодня в соответствии с новыми ГОСами (2000 г.) в учебных планах различных направлений и специальностей высшего профессионального образования более трети учебного объема отводится на самостоятельную работу. Все это требует модернизации методов обучения, способствующих формированию
у студентов практических навыков самообучения, анализа получаемой информации.
Современный студент с первых дней пребывания в вузе поставлен в условия необходимости создания личного электронного портфеля [3], к которому приходится постоянно обращаться в процессе самостоятельной учебной деятельности. Успешность продвижения студента по индивидуальной образовательной траектории напрямую связана с тем, насколько четко структурирован и глубоко наполнен его электронный портфель. В нем могут храниться образцы документов нормативно-правового уровня - от заявления на предоставление места в общежитии до резюме для поиска работы; компьютерные программы для решения задач по математике, физике, инженерной графике; отчеты по лабораторным работам, типовые расчеты, электронные конспекты лекций преподавателей и тематические интернет-ресурсы; курсовые проекты, собственные статьи и многое другое, в том числе электронные адреса преподавателей и своих товарищей по учебе. Наличие тех или иных материалов портфеля в качестве начальных образцов позволяет существенно сэкономить время на выполнение рутинной работы и продвинуться в самостоятельном решении проблемы, что, без сомнения, представляет собой значительную дидактическую ценность.
Эффективная организация самостоятельной работы студентов [8] опирается на диалог с преподавателем, усиление индивидуального подхода, работу в специализированных компьютерных лабораториях, где возможно общение по электронной почте, обращение к рекомендованным преподавателем материалам, выложенным на сайт кафедры или личный сайт преподавателя. Чем лучше организована эта работа, тем больше электронный портфель студента отражает его подготовленность к профессиональной деятельности. Структура электронного портфеля студента формируется постепенно, преподаватель может высказывать определенные советы и пожелания, однако в большинстве случаев электронный портфель носит личностный характер, хотя было бы интересно опробовать методику работы с общим начальным вариантом портфеля студента, например, первого курса.
Рассмотрим пример организации самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин математического цикла на кафедре «Информационные системы и технологии» института образовательных информационных технологий УГТУ-УПИ [8].
Для организации самостоятельной работы используются две новые формы, опирающиеся на информационные и коммуникационные технологии, -аудиторная (в специализированной компьютерной лаборатории кафедры, компьютеры которой объединены в локальную сеть и имеют выход в интернет) и внеаудиторная (на домашних компьютерах).
Основой самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является банк электронных учебных ресурсов, объединенных в учебно-
методический комплекс (УМК), который размещается в локальной сети, на сайте кафедры, в образовательном портале университета для студентов дистанционной формы обучения. Доступ к учебным ресурсам в локальной сети является открытым, а для внешних пользователей требуется знание ключей доступа.
Не останавливаясь подробно на структуре УМК, сошлемся на особую роль компонента «Полезные ссылки на ресурсы Интернет», который содержит аннотированный список гиперссылок на наиболее значимые образовательные порталы, сайты. Отметим, что среди прочих здесь присутствуют ссылки на официальные сайты федерального и регионального министерств образования, где студенты могут получить информацию тактического и стратегического характера о тенденциях развития отечественной системы образования, о государственных образовательных стандартах, о рейтинге вузов и специальностей, о состоянии дел на рынке труда и др. Играя роль исходных точек в едином информационном образовательном пространстве, эти данные позволяют молодому человеку свободно включиться в проблематику отечественного образования на фоне глобализации окружающего мира. Все это способствует своевременному формированию социальной компетенции выпускника.
Несколько подробнее осветим специфику организации самостоятельной работы студентов в компьютерной лаборатории. Присутствие преподавателя, группы студентов позволяет более результативно и дифференцированно консультировать отдельного студента. При обнаружении типичных затруднений преподаватель, привлекая общее внимание, делает необходимые разъяснения, с использованием современного проекционного оборудования (мультимедиапроектор). В условиях функционирования локальной сети можно, переключаясь с одного компьютера на другой, прокомментировать ошибки, или, наоборот, оригинальные решения. Обучающая и мотивационная функция таких консультаций является весьма высокой.
Следует, однако, подчеркнуть опасность увлечения индивидуализацией обучения. Умение работать в команде, ответственность и надежность, способность правильно реагировать на замечания и критику приобретаются только при совместном выполнении различных проектов. Проектный метод в системе профессионального образования пока не получил широкого распространения. Но уже сейчас работодатели делают запросы на выпускающие кафедры, интересуясь прежде всего наличием у претендента на вакантное место указанных выше компетенций. Однако возможности проектного метода еще более значимы для формирования ключевых профессиональных компетенций при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации. Наиболее распространенная форма контроля учебных достижений по этим дисциплинам - курсовая работа или курсовой проект, выполнение которых осуществляется студентом самостоятельно. Опыт кафедры «Информационные системы и техноло-
гии» показывает, что использование проектного метода приводит к более качественным результатам по сравнению с индивидуально выполняемыми работами.
Приведем краткое описание технологии формирования профессиональных компетенций при выполнении упомянутых проектов. При определении тем проектов преподаватель дает лишь общую формулировку проблемы. Студентам предлагается самостоятельно выполнить постановку задачи в рамках обозначенной проблемы. При этом оказывается, что перед тем как четко сформулировать окончательную постановку задачи, студенты делают некоторую «разведку» данной проблемы с целью выявить наиболее интересные для них моменты, в которых они сами хотели бы глубоко разобраться, и самостоятельно объединяются в творческие группы по два-три человека для решения конкретных задач. Далее каждая группа осуществляет поиск вариантов решения задачи (не менее двух), реализует наиболее перспективные варианты решения, проводит исследовательские эксперименты с каждым реализованным вариантом, анализирует результаты, формулирует выводы на основании полученных результатов, оформляет результаты, защищает проект. Преподаватель при этом выступает в роли координатора проектов, эксперта, консультанта и равноправного партнера в общем деле.
Что дает практика внедрения метода проектов студентам?
• Возможность сгруппироваться по интересам и уровню подготовки.
• Возможность более гибко «подстраивать под себя» постановку задачи и ход исследования, оставаясь в рамках общей проблемы, с целью получения более значимых результатов.
• Возможность развить умение работать в команде, координировать свои действия и действия коллег.
• Возможность развить способности принимать обоснованное решение.
• Возможность развить здоровое чувство соревновательности.
• Умение найти как саму недостающую информацию, так и первоисточники этой информации.
• Расширение кругозора, получение новых знаний за счет решения сопутствующих проблем.
• Овладение культурой представления результатов проделанной работы: на семинаре, в форме отчета, тезисов доклада, доклада с мультимедиа-сопровождением, в виде статьи.
Проведение работы от начала до конца позволяет охватить (быть в курсе производимых действий, контролировать ход выполнения работы) весь процесс исследования и оценить целостность проделанной работы.
Что дает практика внедрения метода проектов преподавателю?
• Более сложные и важные для будущей профессиональной деятельности задачи для самостоятельной работы студентов.
• Уменьшение общего количества работ при повышении их уровня.
• Получение новых дидактических материалов для новых студентов за счет креативного решения нетривиальных задач.
• Возможность предъявлять более высокие требования к ведению работы и оформлению результатов.
• Возможность уделить больше времени каждой работе.
• Возможность более эффективно управлять работой студентов.
Несколько слов об отношении к работающим студентам очной формы
обучения. Многолетние наблюдения за студентами, совмещающими учебу с работой в учреждениях с неполным и ненормированным рабочим днем, например на своей кафедре или близком по профилю предприятии, позволяют сделать вывод о том, что на финише эти студенты резко отличаются от сокурсников в лучшую сторону и по набору сформированных основных компетенций, и по общей профессиональной компетентности.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании требует поиска и практической отработки новых методов обучения, опирающихся на информационные и коммуникационные технологии, новые учебные материалы, на новые формы общения преподавателя и студентов, создающие ситуации активного включения обучающегося в практическую деятельность, формирующие готовность и способность к целеполага-нию, оценке, действию, рефлексии.
Литература
1. Байденко В. И., Оскариссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / / Профессиональное образование и формирование личности специалистов: Науч.-метод. сб. - М.: ИПР СПО, 2002.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 22-27.
3. Бухарова Г. Д., Матвеева Т. А. Формирование электронного портфеля студента технического вуза как условие становления его профессиональной компетентности / / Педагогическая наука - практике. Новые исследования (приложение к журналу «Профессиональное образование»). - 2005. - № 2. -С. 81-90.
4. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 16-21.
5. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука: Изв. УрО РАО. - 2003. -№ 5. - С. 79-90.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
7. Исаев В. А. Образование взрослых: компетентностный подход (Проект
ALLA): Монография. - Великий Новгород: Сев.-Зап. народная академия,
2005. - 50 с.
8. Матвеева Т. А. Необходимость формирования профессиональной компетентности выпускника вуза в современных условиях / / Педагогическая наука - практике. Новые исследования (приложение к журналу «Профессиональное образование»). - № 5. - 2005. - С. 91-96.
9. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-27.