УДК 165.0
Н. Л. Караваев О РОЛИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАНИИ
В статье рассмотрены эволюционные изменения в когнитивной сфере человека, изучена ее взаимосвязь с информационными революциями и технологиями, а также показана их роль в познавательных процессах.
In article, the author discovers the évolution of the cognitive sphere of human being, explores its relationshi ps with information revolutions and technologies, as well as shows their role in cognitive processes.
Ключевые слова: информация, информационные технологии, информационные революции, знание, познание, когнитивные революции.
Keywords: information, information technology, information revolution, knowledge, cognition, cognitive revolution.
Проблема познания человеком самого себя и мира, в котором он обитает, всегда оставалась одной из самых острых и дискуссионных. Сегодня происходит становление нового типа общества, которое многие авторы обозначают как «информационное общество» (Е. Масуда, Д. Белл, H. Н. Моисеев и др.). Особенностью этого общества является то, что основная масса социальных, экономических, технологических и культурных изменений обусловлена быстрым развитием и распространением современных информационных технологий. Однако обратим внимание на то, что новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, являются всего лишь небольшой частью информационных технологий, которые использовались человеком задолго до изобретения компьютера. Рассмотрим под этим углом зрения эволюцию технологических средств и выявим их роль в познании.
В широком смысле слова под информационными технологиями следует понимать любые технологии, предназначенные для формирования и управления информационными процессами. Чтобы прояснить данное определение, рассмотрим структуру любого вида деятельности, или процесса. Здесь можно выделить три элемента: предмет, методы-средства и результат. Предмет играет пассивную роль, а методы-средства являют собой активное начало, благодаря которым предмет преобразуется в результат процесса, или деятельности. Поскольку в структуре информаци-
© Караваев Н. Л., 2011
онного процесса участвует информация, которая преобразуется в результат посредством различных методов и средств, то в этом смысле последние можно назвать информационными технологиями. Другими словами, информационный процесс - это процесс, предметом которого является информация, а методами-средствами -информационные технологии.
Процесс познания также можно представить в виде информационного процесса: в познании присутствует предмет в виде информации, воспринимаемой из окружающей действительности; в качестве методов-средств используются познавательные способности человека; результатом является новое знание как внутреннее личностное достояние человека. Именно поэтому развитие познавательных способностей человека совпадает с развитием информационных технологий, т. е. средств-методов для работы с информационными процессами.
Язык, письменность, радио, телевидение, компьютерная и телекоммуникационная техника являются разновидностями информационных технологий, которые появлялись поэтапно и отражали социокультурное развитие когнитивных способностей человека. Таким образом, любые познавательные процессы, а они включают в себя хранение, передачу или обработку информации и знания, осуществляются с помощью тех или иных информационных технологий.
Канадский ученый М. Дональд [1], рассматривая эволюцию человеческого познания, выделяет четыре этапа, каждому из которых присущи свои когнитивные преимущества в сравнении с предыдущими. Эволюция познания началась с эпизодического познания - сходного с тем, чем обладают животные, затем перешла в миметическое (подражательное) познание, основанное на действиях и жестах, потом в мифическое познание - появление устного языка и, наконец, в теоретическое познание, связанное с развитием письменных символических языков. Эти три перехода когнитивной эволюции привели к изменениям в структуре мозга и появлению новых коммуникативных и когнитивных возможностей.
Эпизодическое познание связано с «буквальным» вспоминанием событий и присуще большинству животных. Животные чувствительны к конкретным эпизодам своей жизни и обладают способностью вспоминать прошедшие события, однако эта способность не имеет ничего похожего на абстрактную символическую память человека, поэтому это не более чем порождение ассоциаций: не имея языка, невозможно «маркировать» эпизодические воспоминания. Благодаря появлению языка (изначально невербального) произошел переход на следующий этап в развитии познавательных способностей. Дональд на-
Философия и социология
зывает его мимезисом, или способностью производить сознательные репрезентационные действия, позволившие гоминидам использовать своё тело как устройство репрезентации. Американский когнитолог М. Роулендс считает такую способность преобразования из эндогенных репрезентаций эпизодического опыта к экзогенным миметическим репрезентациям посредством мимики и жестов фундаментальным поворотным моментом в развитии интеллекта [2], поскольку такая способность позволила совершать согласованные с другими индивидами действия.
Мимезис и сегодня является одним из важных условий человеческого познания, в частности познания практического. Передача информации в практическом познании происходит в основном за счёт подражания. Всё, что человек умеет делать, от простейших умений пользоваться ложкой и вилкой, забивать гвозди и играть в футбол до таких сложных умений, которые необходимы инженеру или врачу, - всё это он освоил практически, «подражая» старшим и опытным. По мнению Дональда, миметическая культура была необходима в качестве преадаптации к вербальному языку [3].
Следующая ступень эволюции процесса познания ознаменовалась появлением вербального языка и мифической культуры. Появление системы человеческой речи сделало возможным появление совершенно новой когнитивной способности для объективизации личностного знания в информацию и её дальнейшей передачи. Следует сказать, что в практическом познании наличие вербального языка не является обязательным и его роль сводится в основном к использованию минимального количества слов (в виде команд и названий используемых предметов и орудий), поскольку самое главное в практической деятельности - «как делать», умение, мастерство, которое необъективизируемо вербально и непередаваемо словами.
В мифологическом же познании роль вербального языка значительна выше, и здесь объективные формы репрезентации (т. е. технологии хранения информации) представлены в нескольких основных формах: рассказ, ритуал и артефакт. Все эти три формы переплетены и представляют собой единое когнитивное пространство индивида. Миф не только некий рассказ, он, как правило, выступает ещё и как объяснение и обоснование магического культа, ритуала или обряда. Миф танцуется и поётся с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных или человека.
Превосходство мифа в раннем человеческом обществе есть свидетельство того, что человек использовал язык для совершенно нового вида интегративного мышления. Осмысливая состоя-
ния сна и сновидения, болезни и смерти соплеменников, первобытные люди открыли духовные измерения культуры, что привело к изобретению морали, искусства, религии и философии, которые можно объединить в рамки мировоззрения («познание ради духовных идеалов»). И если практическое познание говорит о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального окружения, то мировоззренческое познание направлено на понимание и освоение человеческого отношения к миру.
Третий переход привёл к теоретической культуре, которая появилась только около пяти тысячелетий назад в связи с изобретением письма. Письмо, в частности, позволило внешне сохранять символически представленную информацию, которая, в свою очередь, стала доступной для анализа, передачи и интеллектуальной критики. Человеческая память более не была ограничена рамками тела, а расширилась благодаря внешним системам памяти. В миметической и мифической культуре способность к запоминанию была гораздо более важной, чем в теоретической культуре, где способы создания и получения информации, хранимой во внешней форме, являются преобладающими [4]. Дональд указывает на важные свойства внешних способов хранения символических репрезентаций, так называемых эк-зограмм (внешние носители информации): они хранятся дольше, чем эндограммы (человеческая память), и могут быть легче переданы другим субъектам, поскольку имеют внешний и, главное, явный характер существования. Если у животных прижизненный опыт не передаётся из поколения в поколение, то человеческая культура как раз развивается кумулятивно-исторически посредством передачи опыта. Именно в этом содержится зародыш культурной эволюции, в ходе которой адаптивные изменения в формах социально-исторической практики заменяют собой более медленные генетические средства их хранения и передачи, функционирующие на биологическом уровне.
Дональд остановил свою классификацию когнитивных революций на появлении письменности, однако очевидно, что вслед за ней человеческая культура породила ряд других изменений когнитивной составляющей человека. Последняя на сегодня революция в сфере управления информационными процессами связана с появлением современных технологий, основанных на применении компьютерной и телекоммуникационной техники. Благодаря им человек стал свидетелем рождения совершенно иных возможностей хранения, переработки и распространения социокультурной информации. Внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий кардинально изменило процесс формирования со-
циокультурных дискурсов, что привело в свою очередь к значительным изменениям коммуникативных взаимодействий между членами общества, а также обогащению их познавательных возможностей. Следует признать, что электронный способ обмена информацией оказал глубокое воздействие на образ жизни человека, его мышление и мировоззрение, поскольку изменились как сеть его социальных связей, так и средства формирования и управления информационными процессами, происходящими в обществе.
В то же время обратим внимание на то, что технологии, предоставляющие новые пути доступа к информации, создают как благоприятные возможности в плане познавательных и коммуникативных способностей, так и несут в себе отрицательные последствия их внедрения. Индустрия информационно-компьютерных технологий с каждым днем все глубже и глубже внедряется в нашу повседневную жизнь и окутывает ее со всех сторон. И естественно, что начинают подниматься вопросы о воздействии информационных технологий на человека, поскольку очевидно, что, например, компьютер являет собой не только средство эффективного решения задач и получения свободного доступа к необходимой информации. Он оказывается также источником компьютерной и информационной зависимости, а использование сети Интернет не только позволяет расширить социальные связи, но также приводит к сужению реальных человеческих контактов.
Внедрение новых информационных технологий весьма сильно влияет и на развитие науки. Ведь научное познание и наука как социальный институт непосредственно зависят от того, насколько благоприятна для учёного та информационная ситуация, в которой он находится, и насколько легко и успешно он способен удовлетворить свою потребность в научной информации. Между тем реальная информационная ситуация в науке на современном этапе её развития является неблагоприятной для учёных. Развитие современных технологий привело к тому, что современному учёному непросто обнаружить представляющую для него интерес информацию. Действительно, необходимая научная информация погружена в общий информативный поток, который за последние десятилетия вырос
в тысячи раз, однако выделить из этого потока то, что необходимо, оказывается нелёгкой задачей. В результате создается положение, когда учёный страдает от избытка информации так же, как от её недостатка.
Следующее высказывание Ю. Магаршака весьма симптоматично описывает сложившуюся ситуацию: «Сейчас человеческий ум находится под воздействием чрезвычайно агрессивной и несбалансированной информации. В результате для каждого из нас главным становятся отбор и фильтрация информации вместо ее восприятия. Искусство фильтровать информацию стало, как минимум, столь же важным, как познание и созидание» [5]. И хотя в последнее время ученые озаботились этой проблемой и начинают проводить целенаправленные исследования такого рода вопросов, на данный момент существенных практических решений данных проблем не существует.
Проведенный анализ эволюции информационных технологий и их связи с познавательными процессами позволяет сделать следующий вывод: если первые информационные (когнитивные) революции дали человеку огромные возможности роста и предопределили его развитие, то последующие изменения в информационной сфере общества, непосредственно связанные с внедрением компьютерной и телекоммуникационной техники, очевидно, обладают амбивалентным характером. Это в свою очередь ставит на повестку дня острую необходимость в глубоких научно-философских исследованиях проблем взаимодействия современных информационных технологий и человека как субъекта, использующего данные технологии в своей каждодневной деятельности.
Примечания
1. Donald M. Origins of The Modern Mind. Harvard: HUP, 1991.
2. Rowlands M. The Body in Mind: Understanding Cognitive Processes. Cambridge: CUP, 1999.
3. Donald M. A Mind So Rare: The Evolution of Human Consciousness. N. Y.: W. W. Norton, 2001.
4. Menary R. Cognitive Integration. Mind and Cognition Unbounded. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007.
5. Магаршак Ю. О пользе незнания // Знание -сила. 2007. № 3. С. 38.