и вместе с ними продвигают научно-исследовательские и практические разработки, совершенствуя систему профессионального образования, а выпускники данных учреждений связывают свое будущее с тем местом, где они живут [6].
1. Новиков А. М. Методология образования. — М.: Эгвейс, 2006.
2. Ткаченко Е. В., Смирнов И. П., Бурмистрова А. С. Профессиональное образование и молодежь России. — М.: НИИРПО, 2012.
3. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. — М.: ОИЦ «Академия» : ОАО «Московские учебники», 2010.
4. О развитии социального партнерства в системе профессионального образования Кемеровской области : постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10.2011 № 888-р.
5. О мерах по поддержке и развитию профессионального образования Кемеровской области : постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.05.2011 № 372-р.
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4.12.2014.
УДК/uDC 377
Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова G. Ibragimov, E. Ibragimova
о роли и месте многофункциональных центров прикладных квалификаций
about a role and place of multifunctional center OF APPLIED qualifications
На основе сравнения и анализа понятий «прикладные квалификации» и «профессиональные квалификации» обосновано, что использование понятия «профессиональные квалификации» является некорректным, а понятия «многофункциональный центр прикладных квалификаций» и «учебный центр профессиональных квалификаций» не могут рассматриваться как синонимы. Выявлены отличительные признаки понятия «многофункциональный центр прикладных квалификаций», показаны роль и место этих центров в системе подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.
Based on the comparison of «applied qualifications» and «professional qualifications» it was determined that the use of the definition of «professional qualifications» is incorrect and the definitions of a «multifunctional center of applied qualifications» and «training center of professional qualifications» cannot be considered as synonyms. The author clearly determines distinctive features of the definition of a «multifunctional center of applied qualifications» and discovers the role of these centers in a system of professional training and formation of applied qualifications.
Ключевые слова: многофункциональный центр прикладных квалификаций, прикладные квалификации, профессиональные квалифика-
ции, признаки многофункциональных центров прикладных квалификаций.
Keywords: multifunctional center of applied qualification, applied qualifications, professional qualifications, characteristics of multifunctional centers of applied qualifications.
В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 г, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации 18.07.2013, предусмотрено, что будет сформирована сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций (как структурных подразделений образовательных организаций, так и отдельных юридических лиц), обеспечивающих: доступ к получению профессиональных квалификаций для всех возрастных групп населения от 15 лет; оперативное реагирование на обновление производства и текущие запросы предприятий; гибкость программ профессионального обучения; повышение многообразия траекторий профессионального развития; расширение полномочий работодателей в управлении подготовкой кадров [1]. В 2013 г опубликованы методические рекомендации Минобрнауки России по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций [2]. В этом доку-
менте используются два термина: «многофункциональный центр прикладных квалификаций» (МЦПК) и «учебный центр профессиональной квалификации» (УЦПК), которые рассматриваются как синонимичные. За относительно короткий срок уже наработан некоторый опыт создания и функционирования подобных центров. В большинстве случаев они называются учебными центрами профессиональных квалификаций, но при этом все единодушны в том, что УЦПК и МЦПК — это синонимы. Но насколько верна и обоснована такая точка зрения? Каковы содержание и сущность понятия «многофункциональный центр прикладных квалификаций»?
Прикладные квалификации и профессиональные квалификации. Прежде всего следует разобраться в содержании понятий «прикладные квалификации» и «профессиональные квалификации». Некоторые исследователи полагают, что вместо термина «прикладные квалификации» целесообразно использовать термин «профессиональные квалификации». Мотивируется это тем, что термин «квалификация» уже предполагает наличие подтвержденных практических умений. В противном случае квалификация не присваивается работнику [4, с. 7]. Так ли это на самом деле?
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», «квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» [5, ст. 2, п. 5]. Очевидно, что квалификация характеризует уровень подготовленности человека к выполнению определенной профессиональной деятельности того или иного вида. Другими словами, когда мы говорим о квалификации, то априори имеется в виду, что человек владеет теми или иными знаниями, умениями и навыками, а также компетенцией для выполнения того или иного вида профессиональной деятельности. Квалификация может быть высокой или низкой, она может характеризовать подготовленность к выполнению разных видов профессиональной деятельности, которые имеют свою специфику в зависимости от уровня получаемого профессионального образования. Любая квалификация по определению является профессиональной. В этом контексте понятно, что понятие «профессиональные квалификации» ничего не добавляет к базовому термину «квалификация», а, напротив, запутывает читателя. Поэтому мы полагаем, что термин «профессиональные квалификации» является некорректным и,
следовательно, его использование нельзя считать оправданным.
Другое дело — термин «профессиональные компетенции», который оправдан, но и он не может быть синонимом понятию «прикладные квалификации». Дело в том, что здесь добавочное слово «прикладные» несет определенную дополнительную нагрузку. По словарю С. И. Ожегова, «прикладной — имеющий практическое значение, применяемый на практике» [6, с. 582]. Также известно, что знания и умения могут быть как теоретическими, так и прикладными (практическими). В этом контексте понятие «прикладные квалификации» означает, что речь идет о таких знаниях, умениях, навыках и компетенциях, которые связаны с деятельностью на уровне выполнения конкретных операций с использованием инструментов, приспособлений, материалов и т.д. Прикладные квалификации есть не что иное, как характеристика подготовленности человека к выполнению такого вида профессиональной деятельности, который носит практический характер, то есть предполагает непосредственное оперирование человека инструментами, материалами и т.п. Это то, что называют «делать руками», что связано с профессиями рабочих. В профессиональной педагогике известна классификация умений по уровням организации деятельности, в соответствии с которой выделяют операционные, тактические и стратегические умения [7, с. 63]. Операционные умения (умения выполнять отдельные технологические операции) и их совокупность могут быть отнесены к прикладным квалификациям. Такая же трактовка прикладных квалификаций дается и Н. М. Золотаревой, отмечающей, что прикладная квалификация означает квалификацию работника, необходимую для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами по профессии рабочего или должности служащего. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что понятия «прикладные квалификации» и «профессиональные квалификации» не являются идентичными, они не могут считаться синонимами. С точки зрения соответствия понятия тому содержанию, которое за ним стоит, адекватным является понятие «прикладные квалификации» и, соответственно, правильнее будет использовать сочетание «многофункциональный центр прикладных квалификаций».
Основные признаки МцПК. Обратимся далее к выявлению основных признаков понятия «МЦПК». Для этого рассмотрим два опре-
деления. В упомянутых методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ дается следующее определение понятию «учебный центр профессиональной квалификации»: «Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) — организация или структурное подразделение организации, осуществляющей деятельность по реализации практико-ориен-тированных образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов и/или согласованных с работодателями и обеспечивающих освоение квалификации, востребованной на рынке труда». Н.М. Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки Российской Федерации, отмечает, что «Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) — это организация (или структурное подразделение организации), осуществляющая образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований)» [3, с. 3].
Во-первых, из определений следует такой признак МЦПК, как быть самостоятельной организацией или структурным подразделением организации. Во-вторых, — ориентация на образовательную деятельность по реализации практико-ориентированных образовательных программ (в первом определении) и образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ (во втором определении). Какой из этих признаков является объективно присущим данному понятию?
Выделение в качестве признака «реализация практико-ориентированных образовательных программ», на наш взгляд, некорректно, так как нет однозначного толкования понятия «практико-ориентированная образовательная программа». Когда говорят о практико-ори-ентированной образовательной программе, то имеют в виду прежде всего, что человек, освоивший эту программу, будет готов к тому, чтобы применять полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности. Это означает, что человек приобрел не формальные знания и умения, а реальные, то есть такие, которые он может применить в своей непосредственной профессиональной деятельности.
В этом смысле к практико-ориентированным образовательным программам могут быть отнесены образовательные программы любого уровня — как общего, так и профессионального, и дополнительного образования: ведь целью каждой образовательной программы является подготовка выпускника, готового к применению полученных знаний и умений в своей деятельности. Только рабочий применяет эти знания и умения для выполнения профессиональной деятельности, связанной непосредственно с техникой и технологией, оборудованием, станками, инструментами (токарь, фрезеровщик, слесарь и т.п.), а, например, инженер использует полученные знания и умения для выполнения профессиональной деятельности другого рода: проектирования, конструирования, моделирования и т.п. Выпускник аспирантуры должен уметь применять знания и умения, но уже на более высоком уровне — для создания нового знания — это тоже практико-ориентированное обучение, но более высокого уровня.
С другой точки зрения понятие «практи-ко-ориентированная образовательная программа» — такая образовательная программа, в которой сочетание теоретического и практического обучения смещается в сторону увеличения доли практического обучения. Чем выше удельный вес практики в образовательной программе, тем она более практико-ориентирова-на! В этом смысле образовательные программы подготовки рабочих являются наиболее практико-ориентированными, а подготовки научно-педагогических кадров — наименее прак-тико-ориентированными.
Более корректным нам представляется признак «реализация образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ», который однозначно указывает на то, что является содержанием образовательной деятельности МЦПК. Эта однозначность обусловлена тем, что указанные образовательные программы (профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы) выделены и четко прописаны в законе «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с этим законом в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные
программы; основные профессиональные образовательные программы; основные программы профессионального обучения. Акцентируем внимание на том, что в законе выделяются как самостоятельные две программы, связанные с профессиональным образованием: основные профессиональные образовательные программы и основные программы профессионального обучения. Под основными программами профессионального обучения понимаются «программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих» [7, ст. 12, п. 3]. В этой же статье закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается более широкая трактовка основной программы профессионального обучения — «программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих» [7, ст. 12, п. 3.3]. Как видим, в последнем случае добавлена такая программа, как переподготовка рабочих, служащих.
Итак, МЦПК характеризуется таким признаком, как направленность на реализацию основных программ профессионального обучения, включающих: 1) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; 2) программы переподготовки рабочих, служащих; 3) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Но поставим вопрос: не дублирует ли основная программа профессионального обучения соответствующую программу среднего профессионального образования (в части подготовки рабочих и служащих)? Для ответа рассмотрим, как характеризуется основная образовательная программа среднего профессионального образования в законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена»[7, ст. 12, п. 3.2, «а»]. Сравнение формулировок позволяет выделить следующие различия. Во-первых, образовательные программы профессионального обучения: а) это программы профессиональной подготовки рабочих, что предполагает освоение только профессиональных знаний, умений и навыков (в отличие от подготовки квалифицированных рабочих, предполагающей освоение общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных
знаний, умений и навыков). Во-вторых, это программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, служащих (по конкретной профессии, конкретной должности служащего, то есть узкого профиля). Программы профессионального обучения в сравнении с программами среднего профессионального образования носят более конкретный характер, они меньше по объему и времени освоения (короткие образовательные программы), так как предназначены лишь для того, чтобы осуществить профессиональную подготовку (то есть сформировать конкретные профессиональные знания, умения, навыки и компетенции для выполнения вполне определенных трудовых функций). Но важно однозначно подчеркнуть, что речь идет о программах сугубо профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, а также о программах переподготовки и повышения квалификации по этим же профессиям и должностям.
Однако этим не исчерпывается вопрос. В определении еще выделяется такой признак, как реализация «дополнительных профессиональных программ. Что это означает? В законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что дополнительные профессиональные программы — это программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Отсюда следует, что речь идет о программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки (без указания уровня квалификации — рабочий, специалист среднего звена, высшего звена и др.).
В связи с этим возникает вопрос о корректности выделения такого признака в определении МЦПК, как «реализация дополнительных профессиональных программ». Получается, что в МЦПК можно реализовывать дополнительные профессиональные программы любого уровня — от рабочего до преподавателя высшей школы. Но тогда мы сталкиваемся с противоречием. Дело в том, что по указу Президента РФ и в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» МЦПК — это структура, основная задача которой — подготовка рабочих кадров и формирование прикладных квалификаций, то есть это форма, призванная работать на конкретном уровне профессионального образования, с образовательными программами профессионального обучения. Из изложенного можно заключить, что такой признак, как «реализация дополнительных профессиональных программ», не является харак-
теристикой МЦПК. Тем более что программы дополнительного обучения по определению включают программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям и должностям служащих.
Еще один важный признак МЦПК — разработка образовательных программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов. Это объективно требует тесной взаимосвязи, интеграции МЦПК и работодателей.
Складывающийся опыт МЦПК, создаваемых как структурное подразделение профессиональной образовательной организации, позволяет сделать вывод о том, что они начинают выполнять важнейшую функцию по удовлетворению образовательных потребностей не только населения местности, региона, но и студентов образовательной организации, уже получающих ту или иную рабочую профессию или специальность среднего звена. Студенты рассматривают возможность получить в короткие сроки, параллельно с основной профессией, еще одну-две дополнительные рабочие профессии, как фактор повышения их уверенности в трудоустройстве и профессиональной успешности после трудоустройства. Об этом говорит, например, опыт работы МЦПК Волжского строительно-промышленного колледжа Марийской Республики. За два года такой подготовки (2011-2013 гг.) повысились показатели трудоустройства, адаптации и карьерного роста выпускников колледжа. Так, число трудоустроившихся выпускников по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» выросло с 47 до 65%. Число выпускников, отличившихся карьерным ростом, выросло в 1,5 раза (с 8 до 12%). Улучшились и показатели адаптации выпускников (на 2,5%) [8, с. 144-146].
В реальной практике появляется опыт создания МЦПК и как структурных подразделений образовательной организации высшего образования. Подтверждением этого тезиса является пример первого в Московской области многофункционального центра прикладных квалификаций, созданного в Российском государственном университете туризма и сервиса совместно с группой компаний «Евросервис». Ректор университета Александр Федулин отмечает, что «самой главной задачей было найти возможность соединить знания и навыки. Мы искали партнеров, которые могли бы нам помочь дать студентам эти навыки, обеспечить базой для их приобретения». В рамках МЦПК студенты университета имеют возможность приобретать практические навыки благодаря
участию в этом процессе сотрудников компании «Евросервис» и их партнеров. В частности, в сотрудничестве с компанией «Яндекс» уже запущена программа «Яндекс-мастер». Ее суть заключается в том, что рабочим на телефоны и планшеты будут приходить заявки на выполнение различных работ внутри квартир. «Студенты будут учиться до обеда, а потом получат заявки и поедут выполнять их» — так описывает план обучения Сергей Малофейкин — управляющий группой компаний «Евросервис» [9, с. 6].
Таким образом, основными признаками МЦПК являются: возможность существования в разных организационно-правовых формах (самостоятельное юридическое лицо или структурная единица); реализация исключительно образовательных программ профессионального обучения; разработка образовательных программ на основе профессиональных стандартов и (или) требований работодателей. Кроме этих ведущих признаков, можно выделить еще ряд признаков, характеризующих понятие МЦПК: многообразие образовательных программ; вариативные сроки освоения образовательных программ; отсутствие лимитированных сроков приема на образовательные программы; разновозрастной контингент обучающихся (от 15 лет и выше); обязательное привлечение к обучению высококвалифицированных рабочих, мастеров, специалистов и руководителей производства; обучение на рабочем месте; оценка качества подготовки независимыми центрами оценки и сертификации квалификаций выпускников.
В заключение раскроем нашу позицию по вопросу о месте и роли МЦПК в системе подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. На наш взгляд, МЦПК должны быть ориентированы исключительно на решение задач профессионального обучения, то есть на реализацию функций: а) ускоренной подготовки персонала по рабочей профессии; б) повышения квалификации рабочих кадров по разным профессиям с целью получения последними более высокого разряда, уровня квалификации (вплоть до шестого уровня квалификации); в) переподготовки лиц, уже имеющих ту или иную профессию или специальность, с целью получения новой, необходимой им рабочей профессии или должности служащего. МЦПК не могут функционировать вместо учебных заведений среднего профессионального образования (колледжей, техникумов), а призваны к тому, чтобы развиваться параллельно им, решая задачи реализации «коротких» программ
профессионального обучения. Мы солидарны с позицией Е. В. Ткаченко, который отмечает, что «осуществлять реализацию обучения рабочих кадров по ускоренным и краткосрочным программам подготовки надо вместе, параллельно с системой начального профессионального образования, а не вместо нее» [10, с. 30-31]. В этом плане наилучшая форма существования МЦПК — структурное подразделение образовательной организации среднего профессионального образования (колледжа, техникума, училища и др.), в котором следует сосредоточить с помощью предприятий-заказчиков материально-техническую базу, отвечающую современным требованиям производства.
1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года : одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн). — М., 2013.
2. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций. - М., 2013.
3. Золотарева Н. М. Многофункциональные центры прикладных квалификаций: курс на обеспечение квалифицированными кадрами // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 10. - С. 2-6.
4. Никитин М. В. МЦПК: модель профессиональной успешности // Профессиональное образование. Столица. - 2014. - № 2. - С. 7-10.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 3-е изд., стер. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.
6. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Изд-во «Эг-вес», 2010. - 208 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск : Норматика, 2014. -128 с.
8. Гарифуллин Р. Г., Глазунов А. Т., Ибрагимов Г. И. Ресурсное управление колледжем. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2014. - 186 с.
9. Моргунова С. Гвоздь в программе: студентов научат работать руками // Поиск. - 2014. - 31 окт. - С. 6.
10. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 21-31.
УДК/uDC 37.018.46 Е. Я. Коган, Т. Г. Кутейницына,
Н. Ю. Посталюк, В. А. Прудникова
E. Kogan, T. Kuteynitsyna, N. Postalyuk, V. Prudnikova
ориентация региональных систем
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНОК ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
LEVEL OF ORIENTATION OF THE REGIONAL PROFESSIONAL education systems on the LABOR MARKETS (ON MATERIALS of PRIVOLZHSKY federal DISTRICT)
В статье рассматриваются результаты исследования соответствия региональных систем профессионального образования требованиям рынков труда (на примере Приволжского федерального округа). Показано, что в большинстве регионов системы профессионального образования преимущественно нацелены на выполнение социальной, а не экономической функции. Организации довузовского профессионального образования в большей степени ориентированы на взаимодействие с работодателями, нежели высшие учебные заведения.
The article deals with the results of the research the relevance of regional vocational
education to labor market demands (on materials of Privolzhsky Federal District). The professional education systems predominantly are aimed at the implementation of social rather than economic functions in most regions. The educational organizations of vocational education and training are more focused on the interaction with employers, rather than higher education.
Ключевые слова: профессиональное образование, образовательные организации, показатели соответствия, потребности рынка труда, работодатели.
Keywords: professional education, educational organizations, indicators of conformity, labor market demands, employers.