ББК 83.7
И. Ю. Чистякова Астраханский государственный университет
О РИТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
В наше время существует множество риторических концепций, образующих основные направления современной риторики: общая риторика как теория речемыслительной деятельности (Льежская школа неориторики: Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, П. Менге, а также Ю. В. Рождественский, А. А. Волков, А. К. Михальская, В. И. Аннушкин и др.); аргументативная риторика (Х. Перельман, А. А. Волков); военная риторика (Ч. Б. Далец-кий), педагогическая риторика (З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова и др.); духовная риторика (А. А. Волков); риторика как теория пластической выразительности оратора (О. И. Марченко); риторика в контексте социального взаимодействия (А.-Ж. Греймас, И. А. Стернин); метариторика, представленная риторической критикой (Р. Барт, Ц. Тодоров), и история риторики (В. И. Аннушкин, А. К. Михальская, Л. К. Граудина, А. А. Волков).
Риторика понимается нами как наука о законах порождения высказывания, прежде всего устного публичного монолога, и способах убеждения, а также о законах понимания, толкования высказывания реципиентом, поскольку высказывание состоится лишь при условии обратной связи (ритор - реципиент). Таким образом, главная задача риторики - порождение высказывания - осуществляется в двух аспектах - риторическом (убеждение) и герменевтическом (понимание). По мнению современных учёных, риторика изучает не все тексты, а лишь тексты, способные к «эффективному функционированию» [1]. Ведущие категории риторики получают разную интерпретацию и оценку. Сегодня необходим объективный анализ риторических концепций и ключевых понятий риторики.
Трехмерность риторического пространства очевидна. Следует согласиться с тем, что вся риторика построена на системе триад. Своеобразие такого подхода определяется прежде всего универсальным характером образования (Іхіуіит - лат. трехпутье), включающего в себя обязательное обучение:
1) грамматике;
2) диалектике;
3) риторике.
Важно и то, что риторика изучает монолог, диалог, полилог. В наших рассуждениях достаточно сослаться и на толкование образцовой речи, предложенное А. К. Михальской: это «такая речь, в которой сочетаются в гармоническом единстве:
1) мысль, смысловая насыщенность, устремленность к истине;
2) этическая задача, нравственная устремленность к добру и правде;
3) красота, понятая не как украшенность, красивость, а как целесообразность, функциональность, строгая гармония» [2, с. 7].
Истина, добро и красота как гармоничное сочетание этики (нравственности) и эстетики слова и дела являются главными концептами христианской православной культуры.
Следующей риторической триадой может быть названо единство составляющих образа оратора (ритора):
1) этос (этические основания и условия, обстоятельства речи);
2) пафос (замысел речи);
3) логос (словесное воплощение пафоса речи).
При этом вершиной риторической триады становится взаимодействие 1) ритора, 2) речи (монолога) и 3) реципиента. Так, Аристотель убежден, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается...» [3, с. 99].
Помимо этого ораторика порождает три рода речей: 1) совещательные; 2) судебные; 3) эпидейктические. Далее одна триада порождает другую. Так, совещательные речи делятся:
1) на политические;
2) дипломатические;
3) военные.
Объединение этих речей происходит по их назначению, цели - разрешить какой-то вопрос. Только при соблюдении этой цели речь становится эффективной, действенной, влиятельной и порождает благое дело. Кроме того, если существуют три вида публичных речей, то существует и столько же родов слушателей.
Наиболее существенным является и то, что созидающая речевая деятельность формирует три типа речевых действий (речедеятелей): 1) красноречие, 2) ораторское искусство, 3) диалектика; разрушительная представлена также тремя типами: 1) демагогией, 2) эристикой, 3) софистикой. Легко заметить, что главными противоборствующими типами здесь становятся диалектика как характеристика греческой и русской православной речевой культуры и софистика, порожденная американской цивилизацией [3, 4].
Попытка построения системы риторических триад, наконец, приводит наши рассуждения к главной проблеме - риторическому канону. Как известно, канон имеет пятичастную структуру: 1) inventio, 2) dispositio,
3) elocutio, 4) memoria, 5) actio, однако, строго говоря, сам текст как материальная данность завершается уже на третьем этапе композиции. Не вызывает никакого сомнения, что риторическую схему: 1) что? 2) где? 3) как? в связи с созданием текста можно считать завершенной.
Следует добавить, что композиция готового текста также имеет троичную структуру:
1) exordium (вступление);
2) narratio (основная логосическая часть);
3) perroratio (заключение).
По убеждению П. А. Флоренского, «число три свойственно всему тому, что обладает относительной самозаключенностью, - присуще заключенным в себе видам бытия. Положительно, число три являет себя всюду, как какая-то основная категория жизни и мышления. Попытаемся
26З
показать, насколько ценна может быть идея троичности, точнее - Триипо-стасной сущности христианского Бога, в качестве эвристической модели для понимания природы космического вакуума - одного из центральных понятий современной космологии и физики. По библейской легенде, Бог создал человека по образу и подобию своему. Бог существует в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святый» [5, с. 45]. Итак, мы попытались рассмотреть триединую сущность риторики на примере отдельных ее категорий, каждая из которых ныне относится к базовым терминам самой филологии. Однако риторические проблемы и категории обрастали множественными смыслами. И этот процесс бесконечен - как бесконечна человеческая мысль в оценке действительности. Стабильность сложившегося в глубокой древности круга риторических понятий не тормозит развития этой фундаментальной филологической науки.
В советское время ведущим методом риторического изобретения и основой истолкования категорий риторики был объявлен диалектический и исторический материализм. Риторическое наследие наряду с другими духовными ценностями и ценностями сознания входило в надстройку и полностью зависело от базиса. Смена базиса диктовала смену надстройки. В соответствии с этим развивались теоретические и прикладные исследования в области практического красноречия. Таким образом, политическая и культурная ситуация ХХ в. не изменила статуса риторики как теоретической науки, установленного в середине XIX в., но создала условия для возрождения ораторики, вовсе не свойственной русской культуре. Достаточно сослаться на примеры из исследований истории русской риторики В. И. Аннушкина. «Петр I много писал.» [6, с. 235]. При этом «много говорил» мы не находим ни в одном источнике. Действительно, до начала ХХ в. в России много писали, а говорили редко. Это объясняется тем, что основой гуманитарного образования в России была и остается художественная литература. По вопросам политики культивируются письменные тексты: публикации и обсуждение в прессе, а не на площади или трибуне. Современный демократический период дает другую картину: чаще говорят, но все же говорят мало и плохо, подражая немногословному образцу западной речевой культуры.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.-М. Клинкенберг и др. - М.: Прогресс, 1986. - 392 с.
2. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М.: Academia, 1996. - 192 с.
3. Аристотель. Поэтика. Риторика. - СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.
4. Сычев О. А. Любовь как риторическая категория // Риторика. - М.: Лабиринт, 1995. - № 1. - С. 13-15.
5. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. - М., 2004. - 204 с.
6. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс: Учеб. пособие. - М.: Флинта-Наука, 2006. - 292 с.
Получено 6.06.06
RHETORICAL TERMINOLOGY
I. Yu. Chistyakova
This article analyses the classical rhetoric terminology to estimate its volume and reveal its unity or diversity within the framework of the main rhetoric branches. Such analysis enables us to arrive at conclusions about development trends in the science. Rhetoric is a philological subject, studying the relation of the idea to the word a great variety of aspects of rhetoric studies and the division into general and special. Rhetoric makes the problem of selecting terminology. As a science it is connected with the other two parts of the trivium -grammar and logic - and together with them constitutes an interdependent system of disciplines.