Научная статья на тему 'О риторическом подходе к характеристике героя художественной литературы'

О риторическом подходе к характеристике героя художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
148
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М С. Хлебникова

В статье рассматривается вопрос о развитии коммуникативных технологий в ходе анализе художественного образа человека в литературе. Автор обосновывает актуальность и необходимость создания характеристики героя художественного произведения в риторическом аспекте. В статье речь идет о том, что традиционная схема характеристики героя литературного произведения не соответствует основной коммуникативно-методической задаче школы: подготовке учащихся к успешному общению в актуальных для них сферах деятельности. Анализ образа человека на современном уроке словесности перспективно производить с опорой на коммуникативную составляющую личности героя. Также отмечается, что именно герой драмы наиболее наглядно и достоверно воплощает риторический идеал современности. В заключение автор подчеркивает, что подобного рода работа явится попыткой соединить уроки литературы и риторики. Изучив и описав риторический идеал, воплощенный в литературе, учащиеся смогут повысить уровень своей речевой культуры, а впоследствии выработают «технологию» создания собственного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article a question concerning the development of communication technology in the analysis of an artistic image of a person in literature is considered. The author justifies the actuality and necessity of creating a characteristic of fictitious character in rhetorical aspect. The article states that the traditional scheme of description of fictitious character does not correspond to the main communication-methodological task of school: preparation of students to successful communication in actual for them spheres of activity. It is most perspective to analyze the image of a person at a modern lesson of literature on the basis of a communicative component of character’s personality. Is it also noted that a character of drama personifies the rhetorical ideal of contemporaneity on the highest outward and realistic level.. In conclusion the author emphasizes that work of that kind is an attempt to combine lessons of literature and rhetoric. Having examined and described rhetorical ideal incarnated in literature, students will be able to increase the level of their speech culture, and will subsequently work out «technology» of creating their own image.

Текст научной работы на тему «О риторическом подходе к характеристике героя художественной литературы»

УДК 82.085:371.3

М.С. ХЛЕБНИКОВА

Кузбасская государственная педагогическая академия,

г. Новокузнецк

О РИТОРИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматривается вопрос о развитии коммуникативных технологий в ходе анализе художественного образа человека в литературе. Автор обосновывает актуальность и необходимость создания характеристики героя художественного произведения в риторическом аспекте. В статье речь идет о том, что традиционная схема характеристики героя литературного произведения не соответствует основной коммуникативно-методической задаче школы: подготовке учащихся к успешному общению в актуальных для них сферах деятельности. Анализ образа человека на современном уроке словесности перспективно производить с опорой на коммуникативную составляющую личности героя. Также отмечается, что именно герой драмы наиболее наглядно и достоверно воплощает риторический идеал современности. В заключение автор подчеркивает, что подобного рода работа явится попыткой соединить уроки литературы и риторики. Изучив и описав риторический идеал, воплощенный в литературе, учащиеся смогут повысить уровень своей речевой культуры, а впоследствии выработают «технологию» создания собственного имиджа.

In the article a question concerning the development of communication technology in the analysis of an artistic image of a person in literature is considered. The author justifies the actuality and necessity of creating a characteristic of fictitious character in rhetorical aspect. The article states that the traditional scheme of description of fictitious character does not correspond to the main communication-methodological task of school: preparation of students to successful communication in actual for them spheres of activity. It is most perspective to analyze the image of a person at a modern lesson of literature on the basis of a communicative component of character's personality. Is it also noted that a character of drama personifies the rhetorical ideal of contemporaneity on the highest outward and realistic level.. In conclusion the author emphasizes that work of that kind is an attempt to combine lessons of literature and rhetoric. Having examined and described rhetorical ideal incarnated in literature, students will be able to increase the level of their speech culture, and will subsequently work out «technology» of creating their own image.

В современной методике словесности прослеживаются негативные тенденции. Это связано, в первую очередь, со снижением интереса к чтению литературы. Растет пропасть между героем художественного произведения и учеником. Литература - сокровищница, где хранятся типичные ситуации, человеческие успехи, удачи и неудачи, нравственные уроки писателей. Все это остается невостребованным, потому что анализ образа происходит по традиционной схеме: от определения его места в произведении, роли в художественной системе автора к средствам выразительности, которые превращают героя-схему в живого человека. Невостребованной остается риторическая

составляющая, которая определила бы коммуникативные удачи / неудачи героя. Новые подходы к анализу художественного образа личности можно найти в риторике, которая изучает понятие «риторический идеал».

Исследование художественного образа человека в риторическом аспекте на современном уроке словесности является одним из этапов достижения главной коммуникативно-методической задачи школы: всесторонней подготовки учащихся к успешному общению в актуальных для них сферах деятельности. Характеристика же риторической (коммуникативной) составляющей личности героя, которую следует отличать от традиционной речевой характеристики, когда

внимание читателя нацелено на «выяснение функциональной роли высказываний героев <...>, понимание их связи с характерами, с

содержанием и проблематикой произведе-

*

ния в целом» и на анализ отдельных языковых средств, как правило, отсутствует. Это существенно обедняет эстетическую реакцию читателя, фиксирует его внимание на дискретных (прерывистых), порой случайных чертах.

Более перспективной представляется попытка оценить художественный образ человека, опираясь на его риторическую составляющую. Для этого необходимо выявить и охарактеризовать некий образец, который может быть назван риторическим (речевым, коммуникативным) идеалом.

Семантическая размытость и неопределенность категории «идеал» определяет трудности, возникающие при попытке сформулировать определение понятия. Идеал трактуется как «образец» (Ю.Н.Давыдов), как «целевая программа социального поведения» (Н.А.Ястребова), «доминирующий мотив», «мысль, побуждающая к действию» (Ф.С.Худушин, О.В.Лармин). В.Соловьев выделяет идеалы, противоречащие действительности, и действительность, несоответствующую идеалам, а также идеалы, служащие преобразованию действительности.

На наш взгляд, при подходе к определению идеала необходимо учитывать следующее: 1) каким образом идеальное соотносится с типичным; 2) как связан идеал с национальным менталитетом; 3) насколько идеал является «живым» и «жизненным» в условиях времени, социально востребованным и воспроизводимым.

Исходя из этого, риторический идеал можно рассматривать как образец речевого поведения личности, как «систему требований к речи и речевому поведению, исторически сложившихся <...> в культуре и отражающих систему ее ценностей»**, так и как

*Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. М.: Флинт: Наука, 2003. С.158.

**Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С.10.

саму личность в ореоле ее имиджа (некой коммуникативной «маски»), где учитывается так называемый гендерный тип речевого поведения.

Особый интерес вызывает изучение на уроке словесности воплощения риторического идеала в произведениях литературы рубежа ХХ-ХХ1 веков. Наиболее перспективным представляется описывать речевой идеал, воплощенный в драматургическом произведении, так как: а) в основе драмы лежит специфическое представление о мире и человеке, представление, которое выступает как максимально жизненное, максимально приближенное к действительности, воплощающееся в том, что зритель еще более чем читатель, отождествляет себя с героем на сцене; б) театр - синтетический канал трансляции коммуникативного замысла драматурга, на сцене между писателем и читателем нет посредника, поэтому воздействие этого искусства очень заразительно; в) театр - особый вид искусства, основанный на зрелищности и действенности изображаемого, поскольку именно на сцене в непосредственном контакте с партнерами и залом актер реализует свой неповторимый речевой образ; г) драматическое произведение более наглядно реализует речевую составляющую личности героя; д) только в драме, а тем более поставленной на сцене, особенно ярко и достоверно может быть воплощен риторический идеал современности, его составляющие: имидж личности, стиль общения, ее коммуникативные предпочтения. Итак, для формирования риторической культуры именно драма содержит огромные возможности.

Рассмотрим, например, вариант традиционного анализа образа Катерины из пьесы А.Н.Островского «Гроза» и возможное направление исследования образа в риторическом аспекте. Большое внимание обычно отводится речевой характеристике героини. Психологический и эмоциональный накал ее речи реализуется через использование риторических восклицаний, эмоционально окрашенной лексики, эпитетов, прерывистости мысли и другого. Дальше обозначения групп языковых еди-

- 193

Санкт-Петербург. 2005

ниц, используемых героиней, анализ обычно не следует. Но подобное «называние» не определяет понимания сути характера, модели личности. Поэтому необходимо вносить в анализ образа коммуникативные составляющие и рассматривать художественную личность с точки зрения риторики: каким образом реализуются не только вербальные, но и невербальные (пантомимические) и ритмико-интона-ционные характеристики образа (звучание голоса и другое), как соотносятся эмоции и мимика, звук и эмоции, как речевое поведение определяет героя-человека. Риторический анализ образа можно выполнять, используя в качестве приема, например,

постановку на уроке, анализ видеофрагмента, чтение по ролям.

Только такой синтетический подход к характеристике героя произведения литературы устранит преграду между ним как некой схемой, которую ученик не воспринимает как реально существующую действительность, и живым человеком.

Подобного рода работа явится попыткой соединить уроки литературы и риторики. Изучив и описав риторический идеал, воплощенный в произведениях художественной литературы, выявив его составляющие, учащиеся смогут повысить уровень своей речевой культуры, а впоследствии выработают «технологию» создания собственного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.