Научная статья на тему 'О результативности преемственности образовательных программ по физической культуре средней и высшей школ'

О результативности преемственности образовательных программ по физической культуре средней и высшей школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О результативности преемственности образовательных программ по физической культуре средней и высшей школ»

Н.Н. Венгерова

О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Институт Международных образовательных программ, natalyavengerova@yandex. ги

Основной целью «Стратегии и развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» является «создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к различной инфраструктуре ...» (Разделы 9, п. 2.2.; 10, п.1.2.).

В соответствии с определением, данным С.М. Годник (1991) под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания.

Преемственность в обучении находит свое проявление в следующем:

1. в дальнейшем развитии у учащихся всего положительного, что заложено на предыдущих ступенях воспитания и обучения;

2. в обеспечении системности знаний и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения;

3. в опережающем воспитании и обучении учащихся, что предполагает к развитию в будущем;

4. в опережающем использовании содержания, методов и форм обучения, способствующих совершенствованию личности.

Непрерывность и преемственность процесса образования должны обеспечиваться на любом этапе обучения при последовательном освоении всей совокупности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, которые, согласно закону Российской Федерации «об образовании», являются важным элементом системы образования России. При этом образовательная программа представляет собой совокупность определенным образом структурированных знаний, овладение которыми обеспечит обучающему продолжение образования или получение квалификации, позволяющей занять определенную должность. Она закрепляет содержание образования определенных уровней и направленности и может быть как общеобразовательной, так и профессиональной.

Преемственность школьного и ВУЗовского образования с практической точки зрения предполагает, прежде всего, преемственность государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Однако анализ базисного учебного плана средних образовательных учреждений приводит к заключению о наличии концептуальных различий в структурировании школьного и вузовского образования. Вызывает много вопросов структурирования поля знаний на образовательные области, возникающая неопределенность принципов формирования образовательных областей, заметные отличия их наполнения конкретными предметами в разных регионах, в разных образовательных учреждениях, возможно, иногда неоднозначные, соотношение с перечнем направлений и структурой государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Для обеспечения преемственности как условия успешности процесса физического воспитания важно своевременное выявление и преодоление факторов, снижающих эффективность учебной деятельности учащихся, которые неизбежны в образовательно-воспитательном процессе. В целом проблема преемственности в педагогическом процессе остается все еще недостаточно исследованной, а в практике работы школ этому не уделяется должного внимания, особенно при наличии около десяти учебных программ для общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура», действующих в настоящее время.

о результативности учебного процесса по физической культуре в вопросе преемственности образовательных программ средней и высшей школы можно судить по показателям выполнения нормативов Г осударственного

образовательного стандарта (ГОС) для возрастной группы девушек 17-18 лет и их соответствии возрастно-половым нормам (ВПН). В начале осеннего семестра 2011-12 учебного года на базе кафедры физической культуры Санкт-Петербургского Г осударственного университета путей сообщения (СПб, Московский пр., д. 9) у студенток первого курса (n = 114), обучающихся на отделении «Художественная гимнастика», и у 111 студенток первого курса, обучающихся Санкт-Петербургского Г осударственного политехнического

университета на факультетах Института Международных образовательных программ (ИМОП) и Международной высшей школы управления (МВШУ) (СПб, Гражданский пр. 28), согласно учебному плану дисциплины проводился приём контрольных нормативов ГОСа. Учитывая материальные возможности кафедры (наличие спортивной базы) из всего перечня нормативов принимались: 1000м, прыжок в длину с места, глубина наклона в положении стоя. Бег на короткую

206

дистанцию (100м) студентки не сдавали, т.к. отсутствовала беговая дорожка.

Средняя статистическая должная величина прыжка в длину с места (на оценку «удовлетворительно») для девушек в соответствии с возрастно-половой нормой составляет 176,5±3,5см. Среднее групповое значение выполнения норматива девушками из СПбГУПСа составило 178±10см, что незначительно, но выше нормы. Практически у 50,4% девушек показатели выполнения прыжка в длину с места (188±10см) выше возрастно-половой нормы проявления взрывной силы мышц ног. Требования Г осударственного образовательного стандарта имеют оценочную градацию, исходя из которой определено, что 19 девушке (16,7%) выполнили задание на оценку «удовлетворительно», а 37 (32,4%) имеют неудовлетворительные показатели, а остальные на «хорошо» и «отлично».

Показатели выполнения прыжка в длину с места у девушек политехнического университета значительно хуже (151±14,5см), чем у сверстниц на 15,2% и не достигает значений в соответствии с требованием ГОСа на 11,7% и возрастно-половой нормы на 14,7% (табл. 1).

Таблица 1

Требования Г осударственной образовательной стандарта программы высшей школы по физической культуре и фактическим их выполнением девушками, ________________________поступивших на первый курс________________________

^\Норматив Вуз Прыжок в длину с места (см) Гибкость (см) Верхний пресс (сед) (кол.раз) 1000 м мпк мл/мин/кг

ГОС 171±2 12,0±2,5 40±5 4,36±0,3 40,9±2,2

ВПН 176,5±3,5 12,7±0,3 20±1 4,42±0,3 39,9±2,2

СПбГУПС 178±14 13,5±3,8 13±4 9,6±1,7 33,8±2,6

СПбГПУ 151±14,5 17,0±5,0 26±4 9,56±1,8 35,0±3,3

Результаты выполнения задания на проявление физического качества гибкость у студенток в различной степени превышает ВПН и требования ГОСа: СПбГУПСа и ИМОПа на 6,3% и 33,8%, соответственно; СПБГПУ на 33,8% и 23,5%, соответственно.

Требования ГОСа в определении уровня проявления скоростно-сило-вой выносливости мышц верхнего пресса превышает возрастно-половую норму в 2 раза. При этом девушки, обучающиеся в СПБГПУ демонстрируют выполнение тестового задания на 30,0% со значениями лучше ВПН, но ниже на 35,0% хуже требований ГОСа. У девушек выполнение данного теста вызвало определённые затруднения (на 35,0% и 67,5% ниже, соответственно).

В возрастном периоде 17-18 лет девушки должны пробегать дистанцию с

результатом 4'42"±0'30", что соответствует отличному результату ГОСа и среднему уровню физической работоспособности, определяемое по показателю максимального потребления кислорода (МПК) - 39,9±2,2 - 40,9±2,2 мл/мин/кг.

Выполнение бегового тестового задания (1000м) у всех студенток вызвало трудность и превышает по результатам в 2,2 раза. Уровень физической работоспособности у девушек СПГУПСа и СПбГПУ по показателям МПК определён в нижней границе «среднего» значения.

исходные значения физического развития студенток младших курсов высшей школы свидетельствуют:

• о несоответствии показателей возрастно-половым нормам физического развития;

• о низком уровне физического и функционального состояния организма;

• образовательный процесс по физической культуре в средней школе не соответствует нормативным требованиям высшей школы по показателям выполнения двигательных тестовых заданий Государственного образовательного стандарта 3 поколения.

Таким образом, у девушек, обучающихся на младших курсах высшей школы, выявлены некоторые несоответствия показателей физического развития (индекс Кетле, жизненная ёмкость лёгких, показатель частоты сердечных сокращений, артериальное и пульсовое давление) общепринятым возрастнополовым нормам.

Л.М. Волкова, В.Ю.Волков

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЕ КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Сегодня перед высшей школой ставится весьма ответственная задача по обновлению и совершенствованию технологий образования на базе создания и широкого внедрения инновационных высокоэффективных педагогических методов, обобщения современных технологий и их адаптации для образовательных систем.

Анализ состояния здоровья студенческой молодежи свидетельствует о том, что проблема укрепления состояния здоровья студентов является актуальной. Так, число студентов с ослабленным здоровьем, занимающихся в специальной медицинской группе, составляет, например, в Политехническом университете Санкт-Петербурга более 16% всех студентов, а число студентов, полностью

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.