Научная статья на тему 'О результатах трехлетнего мониторинга разлива мазута в Керченском проливе'

О результатах трехлетнего мониторинга разлива мазута в Керченском проливе Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
325
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мазут / УГЛЕВОДОРОДЫ / загрязнение / побережье / ДОННЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ / вода / ТРАНСФОРМАЦИЯ / Fuel oil / hydrocarbons / pollution / Coast / Bottom sediments / water / Transformation

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Андрей Николаевич, Федоров Юрий Александрович, Заграничный Константин Андреевич

Анализируются результаты трехлетних наблюдений за изменением содержания и компонентного состава мазута, разлившегося в Керченском проливе в ноябре 2007 г. вследствие крушения танкера «Волгонефть-139». Рассмотрены особенности перераспределения поллютанта между водной толщей, донными отложениями и побережьем в условиях небольшой мелководной акватории. Выявлены направления переноса мазутных агрегатов из района аварии с вдольбереговыми течениями. По данным об изменении соотношения между содержанием суммы углеводородов и консервативных смолисто-асфальтеновых веществ оценена скорость процесса самоочищения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Кузнецов Андрей Николаевич, Федоров Юрий Александрович, Заграничный Константин Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the analysis of results of three-year monitoring of fuel oil content and composition in the Strait of Kerch. The fuel oil was spilled in November 2007 in consequence of tanker "Volgoneft-139" wreck. The peculiarities of the pollutant redistribution between water column, bottom sediments and shoreline in the conditions of a small-scale shallow water area are considered. The directions of fuel slicks transport by the alongshore currents are revealed. The rates of natural cleansing process are assessed using the data on the alteration of ratio between concentrations of total hydrocarbons and conservative asphaltic components.

Текст научной работы на тему «О результатах трехлетнего мониторинга разлива мазута в Керченском проливе»

УДК 504.45.054:058

О РЕЗУЛЬТАТАХ ТРЕХЛЕТНЕГО МОНИТОРИНГА РАЗЛИВА МАЗУТА В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ

© 2011 г. А.Н. Кузнецов, Ю.А. Федоров, К.А. Заграничный

Южный федеральный университет, ул. Зорге, 40, г. Ростов н/Д, 344090, dek_geo@sfedu.ru

Southern Federal University, Zorge St., 40, Rostov-on-Don, 344090, dek_geo@sfedu.ru

Анализируются результаты трехлетних наблюдений за изменением содержания и компонентного состава мазута, разлившегося в Керченском проливе в ноябре 2007 г. вследствие крушения танкера «Волгонефть-139». Рассмотрены особенности перераспределения поллютанта между водной толщей, донными отложениями и побережьем в условиях небольшой мелководной акватории. Выявлены направления переноса мазутных агрегатов из района аварии с вдольбереговыми течениями. По данным об изменении соотношения между содержанием суммы углеводородов и консервативных смолисто-асфальтеновых веществ оценена скорость процесса самоочищения.

Ключевые слова: мазут, углеводороды, загрязнение, побережье, донные отложения, вода, трансформация.

The paper is devoted to the analysis of results of three-year monitoring of fuel oil content and composition in the Strait of Kerch. The fuel oil was spilled in November 2007 in consequence of tanker "Volgoneft-139" wreck. The peculiarities of the pollutant redistribution between water column, bottom sediments and shoreline in the conditions of a small-scale shallow water area are considered. The directions of fuel slicks transport by the alongshore currents are revealed. The rates of natural cleansing process are assessed using the data on the alteration of ratio between concentrations of total hydrocarbons and conservative asphaltic components.

Keywords: fuel oil, hydrocarbons, pollution, coast, bottom sediments, water, transformation.

Керченский пролив является важнейшим транспортным коридором, соединяющим порты Азовского моря, бассейнов Дона и Волги с Черным и Средиземным морями. В его акватории функционируют Керченский морской порт и порт Кавказ, общий грузооборот которых в 2010 г. составил около 12,5 млн т, в том числе 1,4 млн т мазута. Причем около половины этого количества грузов, включая мазут, перегружается с борта на борт на якорных стоянках в открытой части пролива. В этих условиях существенно возрастает риск возникновения экологических катастроф техногенного характера. Подтверждение тому - серия кораблекрушений, произошедших в Керченском проливе в ноябре 2007 г., в результате чего в акваторию попало около 1,3 тыс. т мазута. Для данного района это - самый масштабный инцидент подобного рода за всю историю. Изучению его последствий и динамики самоочищения береговой зоны и посвящена настоящая статья.

Характеристика разлива мазута

10-11 ноября 2007 г. прохождение глубокого средиземноморского циклона над Крымом вызвало сильный юго-восточный ветер с переходом в юго-западный, средняя скорость которого составляла 27 м/с. Волны, сформировавшиеся над акваторией Черного моря, в Керченском проливе достигали высоты 5 м. Такие погодные условия для рассматриваемого района являются крайне редкими [1]. Наиболее сильные штормы здесь обычно связаны с преобладающими северо-восточными ветрами, от которых южную часть пролива закрывают врезающиеся в его акваторию косы Тузла и Чушка. Резкое ухудшение погоды застало врасплох десятки судов, стоявших на рейде у южного входа в Керченский пролив, значительную часть которых составляли суда класса «река-море». В результате затонули три сухогруза, сели на мель две баржи, разломился надвое танкер «Волгонефть-139», получил повреждения танкер «Волганефть-123», в воду попало 6,8 тыс. т гранулированной серы и около 1,3 тыс. т мазута.

При штормовом ветре южного и юго-западного направлений пятна мазута дрейфовали к северу - северо-востоку от места аварии. Согласно модельным расчетам Росгидромета и результатам наблюдений, уже через 6 ч после начала утечки они достигли о. Тузла, через сутки -косы Чушка, через двое суток -северного побережья Таманского полуострова [1]. Наибольшее количество нефтепродукта было выброшено на дамбу и остров Туз-линской косы и на западное побережье косы Чушка (рис. 1).

Для борьбы с последствиями разлива Минтрансом и МЧС России, по официальным данным, было задействовано более 1200 чел., около 400 единиц строительной техники и грузового транспорта, 20 судов и 7 единиц авиации. К 6 декабря 2007 г. от мазута было очищено более 50 км побережий, с

которых собрано около 48 тыс. т отходов, главным образом пропитанного нефтепродуктом песка и водорослей, в том числе 42 тыс. т - в российской береговой зоне [2]. В то же время на некоторых участках, труднодоступных для техники или плохо поддающихся очистке, остались довольно крупные скопления мазута. Отчасти они могли быть связаны с последующими поступлениями поллютанта уже после завершения очистных мероприятий. К таким участкам относится черноморская сторона Тузлинской дамбы. На слагающих ее блоках известняка до сих пор повсеместно встречаются многочисленные корки и потеки мазута.

Разлившийся нефтепродукт является мазутом марки М-100, т.е. его вязкость при температуре 80 °С составляет 60-118 сСт. Такой нефтепродукт содержит крайне незначительное количество летучих и водорастворимых соединений, обладающих повышенной токсичностью. Поэтому в ходе исследований сотрудниками АзНИИРХ не было выявлено заметных отрицательных последствий разлива для гидробиологических сообществ. В то же время обнаружено большое количество погибших водоплавающих птиц, которое оценивается в 15,5-18,5 тыс. особей [3, 4]. Дело в том, что свежий мазут немного уступает по плотности морской воде и в первое время держится на ее поверхности. За счет высокой вязкости он способен плотно обволакивать оперение. При низкой температуре и сильном волнении мазут формирует еще более легкую и вязкую эмульсию, что обеспечивает поллютанту положительную плавучесть и обусловливает его дрейф в соответствии с направлением ветра. На небольшой акватории пролива с изрезанной береговой линией при штормовом ветре уже в течение суток большая часть разлившегося мазута была выброшена на берег.

В первые дни после инцидента уровень нефтяного загрязнения водной толщи Керченского пролива был очень высок. 13 ноября 2007 г. у косы Чушка специалистами Краснодарского ЦГМС отмечено 50-кратное превышение ПДК углеводородов [1]. 13-17 ноября 2007 г. сотрудниками АзНИИРХ было обнаружено содержание суммы нефтяных компонентов на уровне 1,3-156 мг/л вдоль всего побережья косы Чушка,

Рис. 1. Загрязнение мазутом побережья Керченского пролива

7,4-22,6 мг/л в районе косы Тузла и до 707 мг/л (14 140 ПДК!) у пос. Кучугуры (Темрюкский залив). Однако уже к концу ноября - началу декабря концентрации снизились до 1-3 ПДК и в дальнейшем сохранялись на этом уровне [1, 3].

Высокое содержание нефтяных компонентов, обнаруженное в водной толще сразу после аварии, по всей видимости, обусловлено активным диспергированием нефтепродукта в условиях штормовой погоды без его перехода в растворенное состояние. Поэтому по мере затухания шторма и аккумуляции поллютанта на побережье произошло резкое падение его концентраций в водной толще. В очищении воды от мазута, безусловно, важную роль сыграли природные сорбенты, такие как водные растения-макрофиты, друзы мидий, взвешенные частицы, которые в больших количествах фиксировались нами в составе сликов, выброшенных на берег. Однако процессы агрегирования и утяжеления поллютанта могли способствовать загрязнению донных отложений. Впрочем, согласно данным АзНИИРХ, 30 ноября - 7 декабря 2007 г. содержание суммы нефтяных компонентов в поверхностном слое донных отложений соответствовало фоновому уровню, изменяясь в пределах 0,02-0,33 мг/г сухой массы [3].

Материалы и методы

Рассматриваемый район с 1990-х гг. является одним из объектов изучения авторов. Первые результаты исследования донных отложений устья р. Кубань и Темрюкского залива с использованием газохромато-графических и изотопных методов приведены в монографии Ю.А. Федорова [5]. Неоднократно в разные сезоны нами изучалось распределение нефтяных компонентов, радионуклидов, метана, сероводорода и ртути в водной толще и колонках донных отложений [6-9]. Это обеспечило наличие информации о «фоновом» экологическом состоянии акватории.

В декабре 2007 г., августе - сентябре 2008, 2009 и 2010 гг. авторами была проведена серия экспедиционных исследований на акваториях и побережьях Керченского пролива, Темрюкского залива, в устье Кубани, на участке Черноморского побережья от Туз-линской косы до г. Новороссийска (рис. 2). В задачи мониторинга входило определение уровня нефтяного загрязнения водной толщи, донных и береговых отложений, направлений распространения и динамики естественной трансформации сликов. Наиболее детальному обследованию были подвергнуты побережья кос Тузла и Чушка, принявшие на себя основной удар «черных приливов» [10].

Выполненные работы включали визуальную оценку уровня нефтяного загрязнения береговой зоны, сбор и описание образцов мазутных агрегатов и корок, опробование воды, колонок береговых и донных отложений. В общей слож-

ности за три года было отобрано и проанализировано более 240 проб. Анализ проб выполнялся в соответствии с современными аттестованными методиками, включающими колоночную и тонкослойную хромото-графию, оптические и гравиметрические методы, позволяющие раздельно определять суммарное содержание предельных, моно- и диароматических углеводородов (УВ), 3-5-ядерных ароматических углеводородов (ПАУ) и смолистых компонентов - смол и асфаль-тенов (СК), а также выявлять присутствие углеводородов современного биологического происхождения [1113 ]. В настоящее время эти исследования продолжаются.

Результаты и их обсуждение

Результаты мониторинга показали сохранение повышенного уровня нефтяного загрязнения водной толщи в районе аварии как в декабре 2007 г., так и в последующие три лета. В целом в условиях активного судоходства и значительных масштабов транспортировки нефти и нефтепродуктов через Керченский пролив и российские порты на Черном море устойчивое превышение содержания нефтяных компонентов в воде по отношению к предельно допустимой норме (0,05 мг/л для рыбохозяйственных водоемов) было характерно для рассматриваемой акватории и до аварии. Об этом свидетельствуют материалы предыдущих исследований авторов (таблица). Согласно этим данным, в районе Керченского пролива в период 2006-2007 гг. средние концентрации изменялись в пределах 0,02-0,78 мг/л, увеличиваясь в периоды осенних штормов, а также во время цветения воды во второй половине лета - начале осени за счет биосинтеза углеводородов. В конце декабря 2007 г., через полтора месяца после аварии, содержание суммы нефтяных компонентов (главным образом, углеводородов) в воде пролива составляло 0,19-0,22 мг/л (3,84,4 ПДК), т.е. фактически соответствовало фоновому. В конце лета 2008, 2009 и 2010 гг. фиксировались более высокие концентрации - от 0,21 до 0,60 мг/л. Эти значения для рассматриваемого района также не

Рис. 2. Схема расположения станций наблюдений и отбора проб в районе Керченского пролива в 2006-2010 гг.

является необычными и могут быть обусловлены хроническим загрязнением, наиболее активным именно в теплую часть года. С другой стороны, рост концентраций углеводородов может быть связан с биохимической деструкцией сликов, остающихся на побережье, в результате чего происходит распад высокомолекулярных соединений до более простых, обладающих лучшей способностью растворяться в воде, особенно при высоких температурах. Это предположение подтверждается динамикой содержания суммы нефтяных компонентов в воде Керченского пролива, которое за время наблюдений снизилось в среднем с 0,44 мг/л в 2008 г. до 0,25 мг/л в 2010 г. одновременно с уменьшением количества сликов на побережье. Следует также учитывать, что до подъема носовой части танкера, которое было осуществлено в августе 2008 г., из нее могли продолжаться утечки, и тому есть свидетельства.

Изменение содержания суммы нефтяных компонентов в водной толще Керченского пролива и прилегающих акваторий в 2006-2010 гг., мг/л

С удалением от Керченского пролива в направлении устья р. Кубань и Цемесской бухты концентрации нефтяных компонентов оставались достаточно высокими (0,14-0,50 мг/л), причем в 2007 г. они были даже выше, чем в районе разлива мазута. Эти значения соответствуют уровню, который мы наблюдали ранее, и обусловлены деятельностью ряда крупных источников хронического загрязнения, таких как морские терминалы по отгрузке нефти и нефтепродуктов в г. Новороссийске и пос. Южная Озереевка, сток р. Кубань, грязевые вулканы Таманского полуострова.

В колонках донных отложений мощностью 1540 см, отобранных по фарватеру Керченского пролива с помощью ударной грунтовой трубки и представленных плотным песчано-илистым материалом с примесью ракуши, суммарное содержание углеводородов и смолистых соединений составляло 0,01-0,15 мг/г су-

хой массы. Причем максимальное значение было зафиксировано в нижнем (35-40 см) слое колонки, извлеченной между оконечностью косы Чушка и островом Тузла. В поверхностном слое донных отложений концентрации составляли 0,04-0,12 мг/г сухой массы и, как правило, уменьшались с глубиной. Такие низкие значения, а также ярко-голубая люминесценция зоны смолистых компонентов на тонкослойных хро-матограммах и отсутствие люминесценции в других хроматографических зонах свидетельствуют о том, что вещества, обнаруженные в пробах, не связаны с разливом мазута и являются преимущественно продуктами современного биосинтеза. Отсутствие следов загрязнения в донных отложениях может объясняться изложенными выше соображениями о том, что разлившийся мазут, изначально имея меньшую плотность по сравнению с водой, в течение нескольких дней дрейфовал на ее поверхности и практически весь был выброшен на побережье. Немаловажную роль в этом отношении также могли сыграть высокие скорости придонных течений, особенно во время аварии и в первые дни после нее, и низкая сорбирующая способность донного субстрата [10].

Полученные нами сведения хорошо согласуются с результатами водолазного обследования и отбора проб поверхностного слоя донных отложений, которые были выполнены Институтом океанологии РАН в феврале - марте и июле 2008 г. в российской части Керченского пролива и в Таманском заливе, Институтом географии РАН и представителями ЮНЕП в июле-августе 2008 г. - в украинской части пролива. В ходе этих работ также не удалось обнаружить следы мазута в донных отложениях, за исключением непосредственно места затопления носовой части танкера «Волгонефть-139» и единичных случаев в Таманском заливе [1, 14].

При обследовании побережий Керченского пролива в декабре 2007 г. и в последующие три лета на всем протяжении Тузлинской дамбы со стороны Черного моря, особенно на участке от ее средней части до дис-тали, на блоках известняка были обнаружены многочисленные подсохшие с поверхности корки и потеки мазута. На примыкающих к дамбе пляжах, особенно на берегу косы Чушка вдоль уреза воды, а в 20082010 гг. в толще пляжевого материала на глубине до 25 см местами фиксировались скопления загрязненных водорослей и створок моллюсков, пропитанные мазутом прослои песка (с концентрациями 4,41-351 мг/г сухой массы). Впрочем, на большинстве береговых станций в колонках песчаных отложений содержание углеводородов не превышало 0,23 мг/г. Судя по люминесцентным характеристикам проб, они были представлены преимущественно продуктами современного биосинтеза.

Большая часть образцов сликов, отобранных в Керченском проливе, имела относительно однородный состав со свойственным «свежему» загрязнению преобладанием фракции предельных, моно- и диароматических углеводородов (в среднем 57 % в декабре 2007 г., 51 % в августе 2008 г.) и характерной для мазутов высокой долей 3-5-ядерных ароматических углеводородов (1416 %), многие из которых обладают канцерогенными свойствами. Как было показано нами в ряде предыду-

Время отбора проб Керченский пролив Береговая зона Темрюкского залива Береговая зона Черного моря

Июль 2006 г. 0,12-0,15 0,14 (2) 0,01-0,03 0,02 (2) -

Сентябрь 2006 г. 0,27-1,28 0,78 (2) 0,45-0,53 0,49 (2) -

Ноябрь 2006 г. - 0,34-0,36 0,35 (2) -

Август 2007 г. - - 0,64-0,74 0,69 (4)

Декабрь 2007 г. 0,19-0,22 0,21 (4) 0,20-0,46 0,37 (4) -

Август 2008 г. 0,34-0,60 0,44 (9) - 0,34-0,50 0,41 (11)

Август -сентябрь 2009 г. 0,24-0,41 0,36 (3) 0,41 (1) 0,14-0,36 0,26 (11)

Август -сентябрь 2010 г. 0,21-0,33 0,25 (5) 0,21-0,33 0,27 (3) 0,14-0,27 0,22 (8)

Примечание. В числителе указан диапазон изменения концентраций; в знаменателе - среднее значение, в скобках - количество учтенных проб.

щих работ [8, 15, 16], при естественной трансформации сликов в окружающей среде ПАУ, обладая сложной и устойчивой структурой, длительное время сохраняют свое исходное процентное содержание и поэтому могут служить индикаторами загрязнения тяжелыми нефтепродуктами. В целом из 45 проб нефтяных агрегатов, отобранных на побережье Керченского пролива с декабря 2007 г. по сентябрь 2010 г., 38 образцов по составу были идентифицированы нами с мазутом танкера «Волгонефть-139».

За пределами Керченского пролива на побережьях Азовского и Черного морей, особенно в районе г. Новороссийска, на пляжах и скалах абразионных террас также были зафиксированы следы нефтяного загрязнения. Судя по составу и физическому состоянию, они имели различное происхождение и длительность пребывания в береговой зоне. Причем на многих участках они наблюдались нами и до аварии в Керченском проливе и могли быть связаны с деятельностью нефтеналивных терминалов Южной Озереев-ки, Новороссийска и Туапсе.

Однако начиная с августа 2008 г. на побережьях Темрюкского залива и Черного моря вплоть до Цемесской бухты появились более «свежие» агрегаты с включением песка и обломков ракуши, по составу схожие со сликами на Тузлинской дамбе. Окатанная форма и наличие выветрелой поверхностной корки свидетельствуют о длительном воздействии волн, прибоя и неоднократном переотложении на берег. Эти «маркеры» позволяют приблизительно очертить район дальнейшего распространения мазута с вдоль-береговыми течениями из Керченского пролива в пределах российского сектора Азово-Черноморского бассейна (рис. 3). На украинском берегу пролива и на прилегающем побережье Азовского моря вплоть до мыса Казантип и Арабатского залива в ходе исследований, проведенных в июле 2008 г. специалистами ЮНЕП, также были обнаружены нефтяные агрегаты, которые по составу можно идентифицировать с мазутом танкера «Волгонефть-139» [14].

Результаты повторных визуальных обследований побережья Керченского пролива показали закономерное уменьшение количества и размеров все еще сохранявшихся следов разлившегося мазута. Вследствие трансформации, в наибольшей степени затрагивающей углеводородную фракцию, ее доля в составе сликов за 33 мес. сократилась в среднем с 57 до 36 %, при этом остаточное содержание суммы смол и асфальте-нов увеличилось с 28 до 48 %, а ПАУ сохранялись на исходном уровне (рис. 4).

Сопоставление компонентного состава проб мазута, отобранных в разное время на побережье Керченского пролива, позволяет оценить скорость его естественной

трансформации. Как видно из рис. 5, уменьшение соотношения между лабильной (углеводородной) и консервативной (смолисто-асфальтеновой) фракциями сликов хорошо аппроксимируется экспоненциальной кривой. Это дает возможность использовать для описания скорости процесса такой показатель, как полупериод трансформации.

Рис. 3. Распространение нефтяного загрязнения из района аварии в Керченском проливе вдоль побережий Черного и Азовского морей

Количество дней после аварии

Рис. 4. Изменение с течением времени компонентного состава мазута на побережье Керченского пролива: 1 - насыщенные, моно- и диароматические углеводороды; 2 - ПАУ; 3 - смолы и асфальтены. Данные о составе мазута в момент разлива и семь дней спустя взяты из работы [3]

Для береговой зоны Керченского пролива наименьшие его значения, соответствующие максимальной скорости самоочищения, отмечены у агрегатов мазута с примесью морской травы, водорослей и обломков раковин, обнаруженных на песчаных пляжах кос Чушка и Тузла (до 750 дней), а также у подсохших с поверхности тонких корок, покрывающих блоки известняка Тузлинской дамбы (960-1650 дней). В первом случае, вероятно, легкоокисляемые органические вещества растительных остатков используются микроорганизмами в качестве ростового субстрата, что способствует интенсификации окисления нефтепродукта. Крупные скопления мазута, укрытые от прямого воздействия прибоя и солнечных лучей, разлагаются значительно медленнее (более 2010 дней).

3,5 -I

3 о I А2 ОЗ

2.5 - = 2080 с>'т п 4 • 5

Т4 - 710 сут Я

0 -I-.-1-.-=--г

0 365 730 1095

Количество дней после аварии

Рис. 5. Изменение соотношения между содержанием углеводородов и смолистых компонентов мазута (УВ/СК) на побережье Керченского пролива: 1 - крупные скопления мазута у уреза воды, укрытые от прямого воздействия прибоя; 2 - толстые, подсохшие с поверхности корки на блоках

известняка; 3 - тонкие сухие корки на скальных блоках; 4 - мазутные агрегаты с примесью песка, водорослей и обломков раковин на пляжах кос Чушка и Тузла; 5 - пробы свежего загрязнения, отобранные в первые дни после аварии [2]; Т - средние значения полупериодов трансформации (индекс соответствует номеру в легенде)

Сравнение этих значений с данными, полученными нами в ходе многолетних наблюдений за нефтяным загрязнением на малых реках бассейна Нижнего Дона (1290-14150 сут) и западном побережье Франции (1230-2245 сут), говорит о близости результатов [15, 16]. Несколько более высокая скорость естественного распада поллютанта в Керченском проливе может быть обусловлена благоприятными термическими условиями, особенно в теплую часть года, большим количеством солнечных дней, высокой продуктивностью экосистем и свежестью загрязнения.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки России (госконтракт № 02.740.11.0334, гранты Президента РФ НШ-8030.2010.5, МК-4216.2010.5).

Литература

1. Оценка загрязнения морской среды Керченского пролива и прилегающих акваторий морей в результате аварийного разлива нефтепродуктов 11 ноября 2007 г. по данным математического моделирования, регулярного мониторинга и эпизодических наблюдений. М., 2009. 71 с.

2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-

Поступила в редакцию_

хийных бедствий. Официальный сайт. URL : http ://www. mchs.gov.ru (дата обращения 04.02.2011).

3. Керченская авария: последствия для водных экосистем / под ред. И.Г. Корпаковой, С.А. Агапова. Ростов н/Д, 2008. 229 с.

4. Матишов Г.Г., Бердников С.В., Савицкий Р.М. Эко-системный мониторинг и оценка воздействия разливов нефтепродуктов в Керченском проливе. Авария судов в ноябре 2007 г. Ростов н/Д, 2008. 78 с.

5. Федоров Ю.А. Стабильные изотопы и эволюция гидросферы. М., 1999. 367 с.

6. Комплексные экосистемные исследования в российской части Азовского моря (18 - 25 июля 2006 г.) / Ю.А. Федоров [и др.] // Океанология. 2007. Т. 47, № 2. С. 316-319.

7. Федоров Ю.А., Кузнецов А.Н., Трофимов М.Е. Скорость осадконакопления в Азовском море по результатам определения удельной активности Cs-137 и Am-241 // Докл.АН. 2008. Т. 423, № 2. С. 262-263.

8. Кузнецов А.Н. Самоочищение при нефтяном загрязнении // Наука в России. 2008. Т. 168, № 6. С. 23-30.

9. Закономерности распределения Сорг. в донных отложениях российской части Азовского моря / Ю.А. Федоров [и др.] // Океанология. 2009. Т. 49, № 2. С. 229-236.

10. Кузнецов А.Н., Федоров Ю.А. Закономерности распределения и трансформации нефтяного загрязнения в районе техногенной катастрофы в Керченском проливе // Изв. Рус. географ. общ. 2010. Т. 142, вып. 2. C. 53-59.

11. РД 52.24.505-95. Методика выполнения измерений массовой концентрации нефтяных компонентов в донных отложениях с идентификацией их состава и происхождения / Страдомская А.Г., Ляпкина Н.С., Анохин С.В. М., 1995. 21 с.

12. РД 52.24.513-2002. Методика выполнения измерений массовой концентрации 4-7-ядерных полициклических аро-магических углеводородов (ПАУ) в донных отложениях с использованием тонкослойной хроматографии и люминесценции / Страдомская А.Г., Коваленко Л.Н., Ковалева Г.Е. М., 2002. 11 с.

13. РД 52.24.454-2006. Массовая концентрация нефтяных компонентов в водах. Методика выполнения измерений ИК-фотометрическим и люминесцентным методами с использованием тонкослойной хроматографии / Страдомская А.Г., Рязанцева И.А. Ростов н/Д, 2006. 45 с.

14. UNEP. Oil Spill in the Kerch Strait. Ukraine PostDisaster Needs Assessment. United Nations Environment Program, 2008. 80 p.

15. Федоров Ю.А., Страдомская А.Г., Кузнецов А.Н. Закономерности трансформации нефтяного загрязнения в водотоках по данным многолетних наблюдений // Водные ресурсы. 2006. Т. 33, № 3. С. 327-337.

16. Кузнецов А.Н., Федоров Ю.А., Фатталь П. Естественная трансформация нефтяного загрязнения на западном побережье Франции по результатам многолетних наблюдений // Экологические проблемы. Взгляд в будущее : сб. тр. 5-й меж-дунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2008. С. 258-262.

_14 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.