О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Л.Р. Юренкова, канд. техн. наук, доцент Е.Ю. Кичигина, старший преподаватель
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10339
Аннотация. В статье показано, как решается проблема адаптации студентов первого курса в Национальном исследовательском университете России - МГТУ им.Н.Э. Баумана. Приведен пример одного из многочисленных совместных проектов, выполненных учащимися инженерного класса школы и первокурсниками университета. В результате осуществления в течение нескольких лет работы над проектами под руководством преподавателей университета сделан вывод о том, что адаптация первокурсников к новым условиям жизни и учебы в университете проходит не только быстрее, но и положительно влияет на успеваемость.
Ключевые слова: адаптации, психология, методика преподавания, обучение, макет, компьютерное моделирование.
В настоящее время перед российским обществом стоит очень ответственная и сложная задача перехода на интеллектуально-промышленный путь развития. Будущие инженеры должны обеспечить конкурентоспособность отечественного производства в современных геополитических условиях.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЭ от 01.09.2013 г. [1,с. 195] обозначена задача формирования личности будущего специалиста, для успешного решения которой главным является адаптация студентов первого курса, вчерашних школьников, к условиям обучения в высшей школе. Первокурсники сталкиваются с проблемой адаптации к новой системе обучения, при которой в отличие от школьной системы большее внимание уделяется самостоятельной подготовке. Преподавателям следует учитывать, что особенно иногородним и иностранным студентам непросто приходится приспосабливаться к новым условиям и требованиям социальной среды [2, 3].
Обучение в техническом университете начинается с первой инженерной дисциплины «Начертательной геометрии», базой для которой служит школьная стереомет-
рия. Поэтому начертательная геометрия представляется для этого наиболее подходящей дисциплиной. Формирование в средней школе инженерных классов, организация проектной деятельности учащихся, участие в конкурсах и олимпиадах под руководством преподавателей университета способствует быстрому привыканию к новым условиям обучения и успешной учебе.
При изучении вопроса адаптации первокурсников к учебному процессу было проведено анкетирование по нескольким возникающим при этом проблемам. Анализ полученных анкет показал, что наиболее успешно справляются с программой дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» студенты с хорошей математической подготовкой (40% из числа опрошенных).
Кроме помощи студентам в адаптации к учебе другой задачей преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана, как национального исследовательского университета, является привлечение студентов к исследовательской деятельности. Решению этой проблемы способствуют инженерные комплексы с кабинетами по робототехнике, созданные в последние годы в школах России, проведение Общероссийских и
Международных конкурсов школьных инженерных команд.
Авторы статьи начали эту работу с подготовки учебных пособий по геометрии [46] и разработки элективного курса в одной из профильных школ. Сравнение методики преподавания геометрии в школе и университете позволило внести определенные коррективы в учебный процесс технического университета. Проведенное анкетирование студентов позволило выявить проблемы студентов и в дальнейшем рационально организовать работу с ними.
Участие школьных инженерных команд в конкурсах под руководством преподавателей МГТУ, показало, что эту работу следует продолжить в техническом университете. Начинается проектная деятельность в университете на базе дисциплин «Начертательная геометрия» и «Компьютерная графика» уже на первом курсе. Для коллективных проектов студентам-первокурсникам предлагаются исследовательские проекты, темы которых связаны как со школьной стереометрией, так и с университетской начертательной геометрией. Такая методика представляется удобной, так как главная ее цель заключается в том, чтобы заинтересовать студентов при изучении университетской дисциплины на знакомом со школы материале.
Приведем пример одного из таких проектов. При изучении темы «Многогранники» учащиеся 10-11 классов познакомились с созданными в последнее время кон-
струкциями таких многогранников, как изгибаемые [7]. Так случилось, что в том же 2016 году премия Президента России была вручена молодому математику - доктору физико-математических наук Гай-фуллину А.А. за его исследование изгибаемых многогранников. Правда, его новаторское исследование этих многогранников выполнено в топологическом пространстве и является очень сложным [8]. Учащиеся школы приступили к изучению изгибаемых многогранников еще в школе под руководством преподавателей МГТУ в рамках проектной деятельности в инженерном классе, а продолжили студенты, которые на первом курсе познакомились с графическим пакетом Inventor компании Autodesk. В результате совместной проектной деятельности был создан исследовательский проект, в который вошли макеты многогранников из бумаги, а также их электронные модели в среде программы Inventor. На рисунке 1 приведена развертка изгибаемого многогранника Штеффена, а на рисунке 2 макет из бумаги, выполненный школьниками. Электронная модель этого многогранника приведена на рисунке 3 [9]. Использование в проектной деятельности средств компьютерного моделирования увлекает учащихся, способствует эффективному развитию пространственного мышления, поэтому помогает в изучении стереометрии в школе и начертательной геометрии в техническом университете.
Рис. 1. Развертка многогранника Штеффена
Рис. 2. Макет многогранника Штеффена из бумаги
Рис. 3. Электронная модель многогранника Штеффена в среде графического\
пакета Inventor
Применение изгибаемых многогранников в технике представляется сложной задачей, мало проработанной, но перспективной. Поэтому для школьников и студентов открываются перспективы для дальнейшего исследования. Так, применение гибких пленочных солнечных батарей может способствовать увеличению роста энерговооруженности космических аппаратов различного целевого назначения [10].
Приведенная в статье электронная модель многогранника создана студентами 1 -го курса МГТУ им. Н.Э. Баумана, а макет из бумаги выполнен учащимися 10 класса.
Перечисление недавно открытых многогранников можно продолжить: интеллектуальный штурм математиков остановить невозможно.
Выводы
1. Коллективная работа над исследовательскими проектами школьников и студентов повышает интерес к учебе, развивает навыки совместной деятельности.
2. Благодаря руководству преподавателями университета проектной деятельностью учащихся школы и первокурсников происходит быстрая адаптация их к условиям обучения в университете, что значительно повышает успеваемость.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 01.09.2013 г.
2. Редько Л. Л., Лобейко Ю. А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: Учеб. пособие. - М.: Илекса, 2008. - 296 с.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: «Питер», 2012. - 448 с.
4. Юренкова Л. Р., Бурлай В. В., Ковальчук А. К., Соколик А. Ю. Решение стереометрических задач методом проекций. Библиотека первокурсника. - М.: Радио и связь, 2001. - 38 с.
5. Юренкова Л. Р. Учитесь видеть. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 112 с.
6. Юренкова Л. Р., Бурлай В. В. Учитесь чертить или первый шаг в или первый шаг в машиностроительное черчение. Учеб. пособие. М.: МГОУ. 2008. - 187 с.
7. Многогранник Шmеффена.https://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Гайфуллин А.А. Лекция . http://www.mathnet.ru/present
9. Гузненков В. Н., Винцулина Е.В., Журбенко П. А. Autodesk Inventor 2016. М.: ДМК-Пресс, 2017. - 124 с.
10. Бекренев А. Г., Молохин И. В., Молохина Л. А.,Молохина М. В.,Филин С.А. Солнечная батарея космического аппарата. Библиотека: Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ. 2017. - 3 с.
ON THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF THE ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE TERMS OF TRAINING AT THE UNIVERSITY
L.R. Yurenkova, candidate of technical sciences, associate professor
E.Yu. Kichigina, senior lecturer
Baumana Moscow state technical university
(Russia, Moscow)
Abstract. The article shows how to solve the problem of adaptation of first-year students at the National Research University of Russia - Moscow State Technical University named after N.E. Bauman. An example is given of one of the many joint projects carried out by students of the engineering class of the school and university first-year students. As a result of several years of work on projects under the guidance of university professors, it was concluded that the adaptation of first-year students to new conditions of life and study at the university is not only faster but also has a positive effect on academic performance.
Keywords: adaptations, psychology, teaching methods, training, layout, computer modeling.