УДК 76
Даниил Юрьевич Семёнов Камский институт технологий
г.Ижевск
О РЕКОНСТРУКЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ МИФОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ УДМУРТОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(на материале произведений современной станковой графики
Удмуртии)
На современном этапе развития изобразительного искусства обращение художников к традиционной этнической культуре объясняется не только интенсивными процессами глобализации, диверсификацией и стандартизацией культуры, но и стремлением художников заново переосмыслить наиболее древние, аутентичные пласты традиционной культуры. «Обращение художников к языку архаической памяти необходимо сегодня как путь преодоления синдрома эстетической амнезии в современном обществе», - пишет по этому поводу А.И. Поляк, анализируя основные тенденции развития современного изобразительного искусства Удмуртии [1. С. 17]. Изменился и сам подход художников к национальной теме: на смену соцреализму пришёл постмодернизм, отражение повседневной действительности сменила свободная интерпретация религиозных и мифологических сюжетов. Эти тенденции развития современного изобразительного искусства постепенно оформились в целое направление, получившее широкий резонанс в финно-угорском мире - этнофутуризм -основной идеей которого является переосмысление традиционной культуры этноса в постмодернистском культурном контексте. В современном поликультурном пространстве этнофутуризм стал не только своеобразным каналом связи прошлого, настоящего и будущего, но и способом культурной самоидентификации финно-угорских народов. Это своеобразный диалог, соотнесение традиционного и современного уровня финно-угорской культуры. Интегрируя и заново переосмысливая наиболее древние, значимые и сакральные смыслы финно-угорской культурной традиции, этнофутуризм вступает в диалог с опытом мирового изобразительного искусства. Вместе с тем, он служит одним из важных маркеров этнической идентичности. В современном искусстве Удмуртии этнофутуризм активно развивается в самых разных видах искусства -станковой живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве; также активно используются художниками и новые формы творческой деятельности, непосредственно заимствованные из опыта постмодернистской эстетики - перформансы, хэппенинги и т.д. Процессы, происходящие в упомянутых видах искусства, безусловно, заслуживают пристального внимания и комплексного научного исследования, однако в
рамках данной статьи нам хотелось бы обратить особое внимание на те характерные особенности, которые получили религиозные, мифологические и этнографические сюжеты в произведениях современной станковой графики. Одной из наиболее характерных черт этнофутуристической графики является большое разнообразие используемых техник. Среди них можно назвать как традиционные (гуашь, акварель, тушь, литография, карандаш), так и новые (маркер, цветная глина, акрил, гелевая ручка). Также для произведений графики характерно разнообразие стилей, почерков, индивидуальный подход к осмыслению традиционной культуры этноса. Всё это позволяет художникам свободно интерпретировать мифологические и религиозные сюжеты, расширяет возможности творческой импровизации, и, вместе с тем, способствует созданию образных, эмоционально насыщенных произведений искусства. Одним из первых в республике к национальной и религиозно-мифологической тематике обратился в графике Удмуртии М.Г. Г арипов. В своих произведениях он показал окружающий мир через призму традиционных духовных ценностей удмуртского крестьянина. Его работы проникнуты мягким юмором, лирикой, непосредственностью,
размышлениями о судьбах человека и мироздания.
М.Гарипов. Батыр
В графике М.Г. Гарипова были намечены те основные принципы, которые впоследствии получили дальнейшее развитие в этнофутуризме -органичное слияние повседневного и мифологического начал, ярко выраженная личностная интонация, юмор и тонкий психологизм, стремление к передаче не только внешних национальных признаков (жилище, одежда, детали быта), но и менталитета, традиционных духовных ценностей удмуртов и т.д.
Традиции, заложенные М.Г. Гариповым в области станковой и при-
кладной графики, были затем продолжены современными художниками, также обратившимися к фольклорному материалу. Здесь следует назвать, в первую очередь, В.Г. Мустаева.
Серьёзное внимание уделяется художником материалу произведений. Так, в работах, посвящённых мифологии и искусству древних удмуртов, используется гуашь, придающая произведениям особую выразительность и монументальность. В ряде других произведений художник использует акварель в сочетании с тушью, чем добивается особой лёгкости и ясности работ. Для своих работ художник выбирает чёткие формы и линии, лаконичные композиционные решения. Его работы причудливо и, вместе с тем, органично сочетают в себе миф и сказку, образы древнего искусства и фантазию художника. Для них характерны неторопливый ритм легенды или эпического повествования.
Внешняя сдержанность, лаконизм цветового и композиционного решения характерны для работы «Созвездие» (1992). В центр фона, изображающего ночное небо, художник помещает причудливый образ - полубы-ка-полурыбу, который словно плывёт над спящей землёй. В этом образе представлены два наиболее почитаемых удмуртами мифологических персонажа - рыба и бык, который держит землю на своих рогах. Деревья, изображённые под проплывающей фигурой символизируют лес, как традиционную среду обитания удмуртов. Центральный образ - фигуру быка -художник выполняет звучными и насыщенными красным и чёрным цветами - традиционными для искусства южных удмуртов, а для контура, который замыкает его (рыба) используются звучные цветовые пятна, напоминающие пёструю мозаику. Данный цветовой контраст подчёркивает единство образа, придаёт ему определённую декоративность. Использование гуаши придаёт работе особую выразительность, эпичность, внутреннюю целостность.
Часто в произведениях художника можно встретить непосредственные цитаты - произведения древнего искусства финно-угров. Однако это не слепое копирование, а стремление органично включить их в пространство произведений, сделать их частью общего ансамбля. Так, например, в работе «Лестница в небо» (1997) художник обращается к образу медведя, заимствованному из бляхи пермского звериного стиля IV - V вв. Композиция чётко делится художником по вертикали на три уровня - деление, принятое в традиционной мифологии удмуртов. Нижний ярус составляют медвежьи головы, написанные крупными пятнами гуаши в светло-коричневой гамме тёмно - коричневым. Средний ярус - воздух - написан пятнами несколько размытого голубого цвета. Завершает работу ночное небо - фон, который часто используется художником. Сама лестница, декорированная зелёным и красным цветом, и чёрным диском позади, напоминает тамгу (пус) - родовой знак собственности удмуртов. Для работы характерны плавный и размеренный ритм, спокойная интонация, свободное построение внутреннего пространства произведения.
Мотив другого священного образа удмуртской мифологии -рыбы - использован в работе «Река преданий» (2000). Уже само название работы напоминает зрителю о реке, как о символической границе между миром людским и миром потусторонним. В маленькой лодке, слишком тесной для его массивного тела, плывёт древний седобородый старик, который изображён художником в символической форме - как деревянный идол, лицо которого, с резкими и словно вырубленными чертами, завершается рыбьей головой и плавниками. Центральный персонаж написан художником пятнами гуаши коричневого и белого цвета, для головы и плавников рыбы он выбирает приглушённые болотно-зелёный и тёмно- красный цвета. Над чёрной гладью реки высовывают головы любопытные рыбы, которые, располагаясь на переднем и заднем планах работы, создают ощущение глубины, внутреннего пространства произведения. Солнце, размещённое художником в правом верхнем углу, носит ярко выраженный декоративный характер, и напоминает по цвету и ритму традиционную резьбу на воротах удмуртского дома.
Художник не изображает берег или линию горизонта, что усиливает фантастический, легендарный характер произведения, придаёт ему определённую таинственность и загадочность. Путешествие, изображённое в данной работе, совершается вне времени и вне пространства. Гуашь, выбранная в качестве материала, придаёт работе особую звучность, делает цвет основным средством выразительности данного произведения. Также большая роль отводится художником в этой работе и линии, которая придаёт произведению чёткий ритм, внутреннюю цельность.
В ряде случаев, обращаясь к прошлому удмуртского народа, художник напрямую использует в качестве своеобразных цитат произведения древнего искусства - материалы археологических раскопок. Являясь центральными образами произведений, памятники древнего искусства органично вписываются в общую композицию работы, составляют единый ансамбль с её цветовым и пространственным решением. В качестве примера можно обратиться к произведению «Левитация» (1998). Две подвески -двухголовая коньковая и шумящая в виде утиных лапок -моделированы художником крупно, чёткими контурами на первый плане. В качестве фона он изображает Солнце - ярко-красный круг, внутри которого расположен знак родовой собственности (пус), моделированный чёткими белыми линиями, подчёркивающими его значение как центра композиции. Сияние, исходящее от Солнца, художник моделирует пёстрыми пятнами оранжевого, зелёного, красного и жёлтого цветов. Это сияние словно озаряет археологические находки, что подчёркивается художником рефлексами розового. Доминирующие цвета - красный, белый и чёрный, которые являются наиболее древними и архаичными не только в удмуртском, но и во всём финно-угорском искусстве, символизируют в данной работе связь времён, воскрешают для зрителя образы давно ушедшей эпохи.
С.А. Орлов в своих графических работах, как и в ряде живописных
произведений, часто использует новые материалы, что позволяет ему экспериментировать с цветом, искать новые стилистические приёмы, существенно обогащать живописный язык своих произведений. Одним из новаторств художника в области графики стало использование цветной глины в качестве основного материала.
В произведении «Утка» (2001) художник обращается к древнейшему образу финно-угорской мифологии - водоплавающей птице, доставшей в клюве землю со дна мирового океана. Как и в ряде живописных произведений, художником используется мозаика из рисунков белого цвета, но они становятся более крупными и чёткими, появляются также декоративные вставки, имитирующие орнамент первобытной керамики. Симметрично располагаясь в центральной части утки, эти орнаментальные полосы придают работе определённый ритм и упорядоченность. Для произведения характерна спокойная интонация, но, вместе с тем, чрезмерная перегруженность фигуры утки рисунками и орнаментом несколько снижает общее впечатление.
Одна из работ - «Голова батыра» (2001) тематически связана с батырами - легендарными богатырями - героями удмуртских сказаний. В аллегорической форме художник изображает причудливый образ, который можно трактовать в равной мере и как антропоморфный, и как зооморфный. Основным средством выразительности данной работы является цвет глины, который варьируется от тёмно - коричневого до светло-песочного. Также очень выразительна здесь и линия, придающая произведению чёткий ритм. Помещение изображения на белом листе бумаги усиливает звучание цвета и чёткость контура головы.
Орлов С.А. Голова батыра.
Сходной по стилистике является работа «Пус-знак-2» (2001). Пус (тамга) - знак родовой собственности удмуртов, имеющий форму пикто-
граммы. Художник помещает в центр листа обобщённый образ знака, придавая ему форму причудливого восьмиугольника. Цвет глины располагается на листе в виде мозаики, пятнами глины, которые варьируются от тёмно - коричневого до песочного. Усиливается и декоративность работы: практически всё пространство фигуры художник заполняет россыпью мелких рисунков, выполненных белой краской и чёрными линиями. Контурная линия, очерчивающая фигуру - гибкая и энергичная - придаёт произведению внутреннюю цельность, упругий, подвижный ритм.
В.И. Михайлов в своих произведениях графики обращается к тем же темам, которые волнуют и занимают его в области станковой живописи -это мир деревни, традиционный уклад жизни удмуртского крестьянства. Важное место уделено в графике художника духовной культуре удмуртов, особенностям традиционного мировоззрения удмуртского этноса.
Иллюстрации к удмуртскому эпосу «Дорвыжы» (2002) по своему сюжету и образному решению непосредственным образом связан с обрядовой практикой удмуртского язычества. Художник выбирает в качестве основного материала простой карандаш, что позволяет ему добиться чёткого рисунка и моделировки фигур.
В иллюстрациях к эпосу художник лаконично и, вместе с тем, образно, попытался раскрыть внутренний мир удмуртов, их представления о Боге, человеке и мире. Глубина и философичность иллюстраций подчёркивается также и использованием простого карандаша в качестве основного материала, что позволяет художнику сосредоточить внимание зрителя, в первую очередь, не на композиции произведения или его второстепенных деталях, а на смысловой глубине содержания триптиха, на его мировоззренческой составляющей.
Михайлов В.И. Иллюстрация к удмуртскому эпосу «Дорвыжы».
Одна из иллюстраций изображает удмуртского жреца (восясь) в традиционной ритуальной одежде, который держит хлеб на ритуальном полотенце; позади него стоят две женщины, очевидно, готовящиеся к молению. Художник располагает персонажи на фоне традиционного места молений удмуртов - куалы. Связь мира людей с миром богов, неразрывное единство человека и природы подчёркивается художником введением в композицию изображений птиц и рыб на крыше куалы, соразмерных человеческим фигурам. Поток света, льющийся с неба, и облака не только обогащают светотеневую моделировку, но и образует верхний ярус традиционной модели мира удмуртов.
В другой иллюстрации художник изображает коллективное моление в луде - священной роще. Лес является здесь не только фоном, но приобретает и символическое звучание, как традиционная среда обитания удмуртского этноса, получившую детальную разработку в мифологии, фольклоре и культовой практике.
Для К.Ш. Галиханова обращение к язычеству в области станковой графики не является данью моде или мимолётным увлечением художника. Он родился и вырос в удмуртской диаспоре Башкирии, среди тех удмуртов, предки которых триста лет назад бежали за Каму, спасаясь от насильственной христианизации, где сохранялись неизменными древние традиции народа, его верования и традиционный уклад жизни. Художник с самого раннего детства принимал участи в семейных и родовых языческих молениях, в общинных праздниках.
Галиханов К.Ш. Млечный путь. Ожидание. Из серии «Пик».
«Его творчество целиком окрашено национальной тематикой, корень своеобразия которого кроется в способности художника вслушиваться в безупречную непорочность и незамутнённую чистоту духовного наследия удмуртского народа»,- отмечает А.В. Золотухин [2. С.48].
Графические работы художника сочетают в себе ясность тонких линий, образующих в своих причудливых сочетаниях те или иные мифологические образы и предельный лаконизм композиционного решения. Это усиливает выразительность работ, подчёркивает пластичность образов, придаёт им особую мелодичность. К графике этого художника очень точно подходит высказывание выдающегося отечественного искусствоведа Б.Р. Виппера: «Из всех видов изобразительных искусств графика всего ближе к поэзии и музыке» [3, с.98].
Серия работ «Йыл» («Пик») (1995) непосредственно связана с духовной культурой и мифологией удмуртского народа. Изобразительный язык этого цикла приобретает пластичность, рельефность, создаёт у зрителя иллюзию глубины в пространстве белого бумажного листа. По своему пространственному решению листы этой серии близки к скульптуре и архитектуре этого автора. Графические миниатюры приобретают масштаб эпического повествования, интонацию притчи, философского размышления. Художественные образы предельно уплотнены, сжаты до уровня метафоры, знака, символа. Художник не ограничивает себя рамками удмурт-
ской культуры - он размышляет о проблемах мироздания и бытия, о смысле жизни, о конечном и бесконечном, о вечных духовных ценностях. Здесь доминирует стремительная линия, лёгкий штрих, изысканность и предельный лаконизм композиции. Уже сами названия некоторых листов -«Дух», «Млечный путь», «Ожидание» - говорят о стремлении художника вместить в пространство одного листа столь сложные для изображения мотивы и образы, максимально наполнить изображение и, в то же время -сохранить композиционную ясность и внутреннюю мелодичность каждой работы.
Характерными чертами другой серии листов - «Космическая диагональ» (1999) - являются языческая символика, стилизация под памятники «пермского звериного стиля», широта философского обобщения. Здесь также определяющую роль играет линия, но её движение становится более причудливым, изощрённым; рисунок становится более гибким, пластичным и выразительным. Своеобразие изобразительного языка подчёркивает символический, аллегорический характер изображённых художником образов. Уже сами названия работ - «Мироздание», «Двигатель вечности», «Отражение», «Прерванный полёт» - являются для зрителя своеобразными ключами к прочтению и пониманию. Данная серия достаточно сложна для неподготовленного зрителя - она требует от него не пассивного восприятия, а внутренней сосредоточенности, но, вместе с тем, позволяет ему, посредством ассоциаций узнать внутренний мир художника, своеобразие его мировосприятия.
Стремление к модернизации традиционных мифологических представлений, к диалогу с первообразами народного искусства подчёркивает национальную самобытность графики художника. По своей стилистике эти листы близки к древней обрядовой и ритуальной скульптуре, к пусам -знакам собственности древних удмуртов.
В.В. Окунь, обратившись к финно-угорскому духовному наследию, выполнил серию литографий - иллюстраций к карело-финскому эпосу «Калевала» (2006). В этих листах, по его собственному признанию, он хотел найти изобразительный язык, созвучный времени создания эпоса. Этим и обусловлен отказ от реалистической манеры, цитирование образов средневекового финно-угорского искусства. Для данной серии иллюстраций характерны скупость и предельная сдержанность цветового и пространственного решения. Большая роль отводится художником рисунку, который строится свободными, гибкими линиями. Интонации неторопливого эпического повествования, характерные для этих иллюстраций, также созвучны литературному первоисточнику. Они органично дополняют текст «Калевалы», лаконично комментируют его. Но, вместе с тем, резкость линий и асимметричность композиций некоторых листов не совсем точно отражают содержание текста.
Среди работ Ю.Н. Лобанова, выполненных в области графики, следует
выделить оформление флага и художественное решение герба Удмуртской Республики, отмеченные Государственной премией Удмуртской Республики (1994). Предельный лаконизм и сдержанность композиционного решения, контрастное и выразительное цветовое сочетание привлекают своей пластической простотой. В общем художественном решении государственных символов художник использовал традиционные формы народного творчества и фольклора, творчески интерпретировал, по собственным словам, традиции звериного стиля и южноудмуртского ткачества. В композиционном построении заложен принцип геометрического орнамента, характерного для удмуртской национальной вышивки. В основе цветового решения - сочетание контрастирующих цветов - символов удмуртского народа: красного, белого и чёрного, характерных также для национального текстиля. Также эта цветовая триада, по словам самого художника, является наиболее древней и сакральной не только в удмуртской, но и во всей финно-угорской художественной традиции. В центр флага художник помещает солярный знак - восьмиконечную звезду, которая в традиционном искусстве удмуртов получила названия «толэзь» («луна») и «толэзь кукъёс» («лунные лучи»).
В художественном решении герба Удмуртии художник изобразил на фоне красного и чёрного цветов стилизованную фигуру - белую полуп-тицу-получеловека, с широко расправленными крыльями. Изображение белой птицы отсылает зрителя к белому лебедю - священной птице удмуртов, символизирующей чистоту, непорочность и красоту. Расправленные крылья птицы, вокруг которых организуется остальное пространство герба, подчёркивают композиционную ясность произведения, усиливают его общую эмоциональную выразительность, и придают работе интонацию притчи. Органично дополняют работу восьмиконечные звёзды, расположенные в центре фигуры птицы и над её крыльями, которые не только повышают декоративность работы, но и придают ей определённый ритм.
Н.А. Быков не ограничивает себя в выборе материалов - он использует гелевую ручку, тушь, перо, маркер, простой и цветные карандаши. Первоначально, по словам художника, лист бумаги заполняется интуитивно, впоследствии определяется конкретная форма и пространственная организация работы. При создании своих произведений художник импровизирует, даёт волю своей фантазии. Во многом именно поэтому он работает без эскизов. В его графических листах основная роль отводится линии - то резкой, отрывистой, то плавной и гибкой, придающей работам определённый ритм и внутреннюю целостность.
Быков Н.А. Из серии «Люди - птицы»
Свои графические листы художник, как правило, объединяет в серии. С удмуртской мифологией связана серия листов «Адямиос-тылобурдоос» («Люди-птицы») (1998-2000). По своей стилистике и настроению работы этой серии близки к графике К.Ш. Галиханова -здесь также используется язык символов и ассоциаций, большая роль в восприятии работ отводится линии, пластичные и выразительные фигуры контрастируют с белизной бумажного листа. Вместе с тем, здесь становятся более чёткими контур и силуэт, формы - более конкретными.
В работе «Лулгур» («Мелодия души») (1999) художник изображает в символической форме двух удмуртских женщин в айшонах -головных уборах южных удмуртов с расправленными крыльями. Эт-
ническую специфику художник подчёркивает введением в композицию чалмы - головного полотенца южных удмуртов и крупными бутонами священного цветка удмуртов - италмаса (купальницы золотистой), которые замыкают женские фигуры в символический треугольник. В отличие от листов предыдущей серии, данная работа носит более праздничный, декоративный характер.
Сходными по стилистике и образному решению являются листы серии «Кылдысин» (2006), посвящённые Кылдысину - удмуртскому богу плодородия. Здесь также прослеживается и трансформация образов, которая происходит на глазах у зрителя, и доминирующая роль линии, и определённое сходство пространственного решения. Однако ритм здесь становится более плавным, спокойным; резкие цветовые контрасты практически отсутствуют. Многие из листов этой серии имеют интонацию притчи, философского размышления. Соединяя, «сплавляя» в единый образ людей, мифологические персонажи и силы природы (например, Солнце) художник пытается донести до зрителя традиционное языческое мировоззрение удмуртского народа: человек - это дитя природы, и поэтому он должен жить по её законам, в мире и гармонии с ней. В листах данной серии ясно прослеживается и стремление к трёхуровневой вертикальной организации композиции, и определённое воздействие памятников пермского звериного стиля.
Тема удмуртского язычества звучит и в другой работе - «Реинкарнация» (2004), изображающей постепенное превращение людей в деревья. Лес - это одно из ключевых, основополагающих понятий не только в мифологии, но и в мировоззрении, материальной и духовной культуре удмуртов (сам этноним «удмурт» переводится как «лесной (луговой) человек»). Связь человека и леса в традиционной культуре удмуртов нашла своё отражение и в фольклоре (пословицы, сказки, поговорки), и в религии (в священных рощах совершались коллективные моления и жертвоприношения), и в поверьях (например, нельзя рубить дерево, если в доме больной человек, иначе он может умереть). Людские фигуры, которые изображены предельно скупо и лаконично, перерастают постепенно в древесные стволы. Художник изображает целый лес подобных полулюдей- полудеревьев, который как будто разрастается на глазах у зрителя от центра композиции к краям. Здесь нет резких цветовых и светотеневых контрастов, короткие штрихи фломастера подчёркивают чёткий ритм работы и моделировку фигур. В данном листе заметно стремление не просто проиллюстрировать один из аспектов духовной культуры этноса, но и показать его как часть собственного мировоззрения - поэтому в работе отчётливо выражена личностная интонация художника.
Даже в листах, посвящённых, на первый взгляд, сценам из повседневной жизни, сплавляются воедино мир людской и мир ирре-
альный, земное и небесное - художник ещё раз подчёркивает тем самым неразрывную связь мифологических представлений с традиционным укладом жизни удмуртского этноса. Так, например, в произведении «Сюлмаськон» («Забота») (1998) женщина, держащая за руку ребёнка как будто парит, устремляя крыло вверх, к солнцу. По бокам от её фигуры художник изображает фрагмент ткани, украшенной национальным орнаментом, и крезь (гусли) - традиционный удмуртский музыкальный инструмент. Данный лист по своему композиционному и пространственному решению наиболее близок к графике К.Ш. Гали-ханова. Художник так же помещает центральный образ в центр бумажного листа, что создаёт определённую иллюзию призрачности, нереальности изображения.
Вместе с тем, в некоторых работах художника, также связанных с мифологическими сюжетами, присутствует юмор, ирония, определённая доля гротеска, что также напрямую связано, по его собственным словам, с подобным восприятием некоторых (особенно - низших) персонажей удмуртской мифологии. Примером может послужить работа «Водяной» (1995). Художник изображает водяного, одиноко сидящего в ночном пруду, высунувшего из воды голову и лапы. Очень выразителен пейзаж на заднем плане работы, изображающий ночной лес, освещённый неярким лунным светом, отчасти напоминающий графику М.Г. Гарипова.
Работая в цвете, художник использует, как правило, яркие, звонкие цветовые пятна, что придаёт работам эмоциональную приподнятость, теплоту, подчёркивает их декоративный характер. Теплом и светом проникнута работа «Италмас» (2002). Центральным образом здесь, как и в других листах, является образ женщины-птицы, но здесь художник подчёркивает мягкость, женственность образа. Порывистость фигуры усиливается и распахнутыми крыльями, и гибким, стройным силуэтом. Над головой женщины-птицы сияет, подобно солнцу, золотой цветок - италмас, далеко вокруг распространяя своё сияние. Работа наполнена внутренней энергией, движением, устремлённостью вверх, которая подчёркивается гибкой, изящной линией. Цветовая гамма - мягкая, пастельная, преимущественно тёплых тонов, созвучная традиционному колориту удмуртского народного искусства - как будто обволакивает центральную фигуру, подчёркивая её гибкую, пластичную фигуру.
Произведения О.Б. Листратовой, которые она сама называет «композициями», иногда используются как эскизы для других произведений декоративно-прикладного искусства (батик, аппликация), но чаще представляют самостоятельные произведения искусства. Основным выразительным средством в композициях художницы является цвет, который создаёт определённое настроение, определяет общую эмоциональную атмосферу работ. В произведениях использу-
ется широкий цветовой диапазон, сочетаются пятна и разнообразные фигуры, написанные акварелью. Вместе с тем, они не производят на зрителя производят ощущения сумбура, бессмыслицы или аляповатости, что обусловлено, в первую очередь, умением художницы точно соотносить цвета и формы в пространстве листа, организовывать внутреннюю структуру произведений. Подобное цветовое и пространственное решение композиций придаёт им особую декоративность.
Листратова О.Б. Композиция.
В одной из работ (1998) она использует образ рыбы - сакральный в финно-угорской мифологии - и элементы удмуртского народного орнамента. В этой работе также сохраняется принцип нонфигуративности изображения, но здесь цвет используемой акварели становится более спокойным, центральные образы (рыба, ломаные линии, стилизованные под национальный орнамент) смоделированы крупно, отчётливо. Для фона художница выбирает пятна, узорчатые линии и спирали, написанные акварелью более спокойных оттенков, что усиливает цветовую звучность центральных фигур произведения. В отличие от предыдущих произведений здесь присутствует равномерный и чёткий ритм. Композиция также достаточно выверенная, благодаря чередованию центральных фигур и декоративных цветных спиралей. Узоры, которыми украшены геометрические фигуры и поверхность рыбы, перекликаются с решением фона и подчёркивают декоративность данного произведения.
Таковы лишь некоторые тенденции развития современной станковой графики Удмуртии, непосредственно связанные с традиционной матери-
альной и духовной культурой, мифологией, этническим менталитетом удмуртского народа. Безусловно, упомянутые нами художники не ограничиваются в своём творчестве тематическими рамками удмуртского этноса, а обращаются к самым разнообразным сюжетам и образам; многие из них активно работают также и в области прикладной графики. Однако в рамках данной статьи мы попытались показать индивидуальные особенности интерпретации художниками именно этнографических и мифологических сюжетов, раскрыв их на материале конкретных произведений современной станковой графики.
Литература
1. Поляк А.И. О свободе художественного творчества//Материалы Международного форума «Качество образования - 2006». Т.2. Ижевск, 2006, с.15 - 18.
2.Золотухин А.В. Художники родникового края.- Ижевск, 2001. - 70 с.
3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: АСТ -ПРЕСС КНИГА, 2004. - 368 с.