Научная статья на тему 'О реконструкции славяно-русских культовых сооружений бассейна Р. Вятки'

О реконструкции славяно-русских культовых сооружений бассейна Р. Вятки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ВЯТКА / ДРЕВНЕРУССКИЕ КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / MIDDLE VYATKA / ANCIENT RUSSIAN CULT STRUCTURES / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаров Леонид Дмитриевич

На Средней Вятке зафиксированы остатки двух славяно-русских культовых построек. Одна выявлена на Еманаевском городище конца VII X в. и представляет собой языческий храм на свободной от захоронений овальной площадке могильника XII-XIV вв. Реконструируется как бревенчатое сооружение с ямой по центру от вкопанного некогда деревянного идола. Следы второй постройки обнаружены в ходе раскопок комплекса Покста XIII-XV вв. Здесь на свободном от могил пространстве выявлена крупная подпольная яма с упавшими в нее фрагментами глинобитной печи, связываемая автором с остатками теплой кладбищенской церкви. Она была возведена на месте древнерусского селища XIII первой половины XIV в. и существовала вместе с кладбищем до конца XV в. Храм реконструируется в виде бревенчатой одноглавой постройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the reconstruction of the Slavonic-Russian cult structures of the Vyatka river basin

Cult structures are rare to be found when researching Slavonic-Russian monuments. The basin of the Middle Vyatka started to be populated in the second half of the XII beginning of the XIII centuries by newcomers from Ancient Rus. Artifacts prove that among them there were both pagans and the Orthodox. Two cases have traces of the cult structures connected with cemeteries on the Pizhma River. An oval 14x7m ground of the Emanaevo cemetery had no burials but have traces of a structure correlated with a pagan temple of the XII-XIII centuries. The supposed structure was surrounded by graves with a varied orientation and a fan-shape location. The graves feature bi-ceremonial rites, i.e. full or partial cremation and inhumation. A similar layout is known for the Novgorod cemeteries of the X-XIII centuries, eg. the Fyodovo cemetery. In the centre of such necropolises there was an early mound or any other, usually sacral object, eg. an Orthodox chapel or a church built on the place of a pagan temple. The middle of the ground had a 105x77cm pit of a rectangular shape and 59cm deep. The pit probably left from an embedded wooden idol that stood in the temple (traces of the wood did not preserve). Sacral structures similar by the layout and idols inside are researched in the Slavonic ancient fortified sanctuaries. We do not know whether this pagan structure was replaced with an Orthodox temple. However, a clear change in the ceremonial rites (final transition to the underground burial) and a partial use of the ground eastern part to locate later graves (XIII-XIV centuries) though fan-like oriented seem to prove it. More solid signs of an Orthodox structure were found during the excavations of Poksta, an ancient Russian complex of the XIII-XV centuries (the II ancient settlement and a cemetery). A 7x4m ground clear of graves contained a cellar pit and a clay stove fallen into the pit; to the north and south of the ground there were three small trenches left from fences and not destroyed by graves. To all appearances these are remains of a heated cemetery church. It was built on the place of an ancient Russian settlement of the XIII first half of the XIV centuries and functioned together with the cemetery in the second half of the XIV-XV centuries. It seems that one and the same population first established the Eman-aevo cemetery and then went on burying their people in the Poksta cemetery. Therefore, the reconstruction of both structures reflects one tradition. Specialists point out that absolute majority of types and modifications of Russian Orthodox wooden churches till the end of the XVII century were built on a local pagan basis; temples with tented or lantern-shape roofs were widespread especially. The lantern-shape roofs are more common in the eastern regions of Rus, and it let us use them as a basis for the reconstruction of the structures under study.

Текст научной работы на тему «О реконструкции славяно-русских культовых сооружений бассейна Р. Вятки»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23)

УДК 904:726.8(470.342) «11/14»(045)

Л.Д. Макаров

О РЕКОНСТРУКЦИИ СЛАВЯНО-РУССКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ БАССЕЙНА

р. ВЯТКИ

На Средней Вятке зафиксированы остатки двух славяно-русских культовых построек. Одна выявлена на Еманаевском городище конца VII - X в. и представляет собой языческий храм на свободной от захоронений овальной площадке могильника XII-XIV вв. Реконструируется как бревенчатое сооружение с ямой по центру от вкопанного некогда деревянного идола. Следы второй постройки обнаружены в ходе раскопок комплекса Покста XIII-XV вв. Здесь на свободном от могил пространстве выявлена крупная подпольная яма с упавшими в нее фрагментами глинобитной печи, связываемая автором с остатками теплой кладбищенской церкви. Она была возведена на месте древнерусского селища XIII - первой половины

XIV в. и существовала вместе с кладбищем до конца XV в. Храм реконструируется в виде бревенчатой одноглавой постройки.

Ключевые слова: Средняя Вятка, древнерусские культовые сооружения, реконструкция.

Одной из весьма редких категорий построек при исследовании славяно-русской деревянной архитектуры являются культовые сооружения. В письменных источниках, кроме упоминания «Повестью о стране Вятской» факта возведения церквей [1. С. 34-39], сведений о культовом строительстве на Вятской земле в Х11-ХУ вв. нет. Впервые описание одного из деревянных храмов конца XVI в. (Успенской церкви Трифонова монастыря) приводит «Житие Трифона Вятского» [2. С. 71]. Отдельные данные о церквах содержат писцовые и переписные книги и храмозданные грамоты конца XVI - начала XVII в., а древнейшие изображения вятских храмов имеются на клеймах иконы Трифона Вятского второй половины - конца XVII в. [3. Обложка]. Эти материалы дают представление о внешнем облике местных православных сооружений за указанный период времени. Вопрос же об устройстве церквей на Вятке в предшествующие древнерусские столетия остается открытым. Еще более затруднены наши знания о языческих культовых постройках. Поэтому столь важны данные археологических раскопок, в ходе которых иногда удается зафиксировать следы сооружений, выполнявших культовые функции. Так, на юго-западе Вятской земли в среднем течении р. Пижмы выявлены остатки двух построек предположительно культового характера [4. С. 157-160, 167-169].

На известном финно-пермском средневековом Еманаевском городище конца VII-X вв. исследован древнерусский могильник XII-XIV вв. (М.В. Талицкий, 1929; Н.А. Лещинская, 19851986), на котором обнаружена уникальная для региона обрядность. Центральная часть некрополя свободна от могил (если не принимать во внима-

ние двух, по-видимому, более поздних захоронений) и представляет собой овал размером 14 х 7 м. По его периметру располагались: 7 погребений с полной и 2 с частичной кремацией покойных, 4 могилы с одиночными ингумациями, одна - парное с останками погибших от поражения боевыми стрелами (в костях грудных клеток найдено по одному наконечнику стрел X-XIII и X-XIV вв.), захоронение черепа, два фрагмента круговой древнерусской керамики (следы обряда битья посуды при похоронах). К югу от овала располагались еще два погребения с частичной кремацией, два условных захоронения - кенотафы (в одном обнаружен бронзовый браслет К^ГУ вв.), еще одно погребение черепа. К ЮЗ и СВ зафиксированы два захоронения со слегка согнутыми в коленях ногами - предположительно, могилы волхвов [5. С. 89-92]. Посмертные манипуляции с телами последних нашли отражение в славянских фольклоре и этнографии [6. С. 398-399]. Данная группа описанных погребений предположительно относится к XII—XIII вв., преимущественно к домонгольскому времени и имеет непосредственное отношение к овальной площадке. Эти захоронения расходятся от последней наподобие веера, соответственно меняя и ориентацию. Более поздние могилы (вторая половина XIII - первая половина XIV в.) в целом также сохранили «веерность» своего расположения. Поэтому наряду с обычным расположением умерших головой на запад или с некоторым отклонением к югу, в южной части некрополя выявлены захоронения, ориентированные на СЗ (4 могилы) и ЗСЗ (9).

Подобное расположение погребений известно в Новгородской земле на отдельных могильниках X-XIII вв. (например, на Фёдовском), но там не

О реконструкции славяно-русских культовых сооружений бассейна р. Вятки

зафиксированы случаи кремации. Кроме того, новгородские бескурганные захоронения окружали более ранние сопки [7. С. 162-164]. Что же являлось центром притяжения на рассматриваемом кладбище? В процессе исследования возникали разные предположения [4. С. 157-158; 8. С. 55; 9. С. 36]. В их числе рассматривался и вариант с расположенной почти в центре овала подпрямоуголь-ной ямой размером 105 х 77 см и глубиной 59 см с наклонными стенками и уплощенным дном, отнесенной автором раскопок Н. А. Лещинской к предшествующему слою поселения [10. С. 83]. Однако состав находок (шлак, кости животных, кальцинированные кости) не давал уверенности в ранней дате. Поэтому я пришел к заключению о связи этой ямы с древнерусским комплексом, а именно - с ямой от некогда вкопанного деревянного идола, поставленного в языческом храме [3. С. 18. Рис. 42, 43; 11. С. 33-34]. Похожие постройки, в том числе и с идолами, исследовались на славянских городищах - святилищах [12. Рис. 39, 59, 61]. Мы не знаем, был ли построен на месте этого языческого сооружения православный храм. О возможности его возведения свидетельствуют окончательный переход к обряду трупоположения, лишь частичное заполнение восточного края овальной площадки более поздними могилами (XIII-XIV вв.) и сохранение ими «веерной» ориентации [3. Рис. 42]. О реконструкции Еманаевского комплекса см. ниже.

Более основательные признаки православной постройки обнаружены в процессе раскопок древнерусского комплекса Покста (II поселение и могильник) XIII-XV вв. (М.В. Талицкий, 1929; Н.А.Лещинская, 1985; Л.Д. Макаров, 1987, 1988). Здесь, в центре свободного от могил пространства (7 х 4 м), обнаружено сооружение 1: подпрямо-угольная яма размером 2 х 1,42 х 0,5 м, оставшаяся от подполья с остатками упавшей в него глинобитной печи [4. С. 162-163. Рис. 5, 6]. К северу и к югу от этой площадки располагались погребения (всего изучено 86 комплексов), а также три канавки от изгородей, которые также не были нарушены могилами. Судя по всему, это остатки теплой кладбищенской церкви, возведенной на месте древнерусского селища XIII - первой половины XIV в. и существовавшей вместе с кладбищем во второй половине XIV-XV в.

В отличие от Еманаевского могильника ориентация погребенных на могильнике Покста устойчиво западная с некоторым отклонением к югу. Несмотря на плохую сохранность костей, удалось установить, что здесь господствовал обряд трупо-положения. При этом в двух ямах обнаружены

единичные кальцинированные кости в засыпи, в трех таковые выявлены и в могилах с ингумация-ми, в семи могилах найден древесный уголь [4. С. 167. Рис. 5, В], что трактуется как пережитки традиций кремирования покойных [5. С. 77-78]. Данные языческие явления подтверждаются и находками предметов почти в половине погребений. Правда, большая их часть могла попасть в могилы из слоя предшествующего поселения. Но некоторые вещи оказались в них не случайно, например, железные гвозди, фрагменты скобы и пластины из пяти погребений могли остаться от крепежа могильных конструкций. То же касается присутствия обломков круговой керамики в засыпи четверти захоронений, как реликт обычая битья посуды при похоронах [4. С. 167-168; 5. С. 23-25]. Любопытное наблюдение отмечено относительно расположения могил. Всего насчитывается 9 сохранившихся рядов погребений, из них менее половины находилось во дворе постройки, а остальные - за ее изгородью. По православной традиции рядом с церковью хоронили наиболее уважаемых и состоятельных прихожан, остальных - на некотором удалении. Выяснилось, что могил с атрибутами языческих пережитков значительно больше за канавками от изгородей (каждая вторая), нежели рядом с постройкой (пятая часть) [4. С. 168. Рис. 5]. Думается, что данная картина отражает некую стратификацию конкретной русской общины, а точнее - общеизвестную приверженность представителей власти официальному православию, включая и XIV-XV вв.

Представляется, что на могильнике Покста продолжало хоронить своих покойных то же население, которое в свое время оставило и Еманаев-ский могильник. Поэтому и реконструкция обеих отражает одну традицию. К сожалению, ни внешний вид, ни размеры древнерусских деревянных культовых сооружений до сих пор практически не известны. Данная ситуация вынуждает исследователей обращаться к более поздним постройкам и пытаться выявлять архаичные элементы в их архитектуре [13. С. 155-180; 14. С. 151-159]. Другой перспективный путь - использование для реконструкции данных этнографии [15. С. 123-133; 16. С. 43-59; 17. С. 100-114; 18. С. 103-124]. Надо отметить, что древнейшие культовые объекты могли совмещать в себе функции и не свойственные православной церкви позднего времени, но обычные для поздних языческих помещений (например, кухня-храм) и ранних христианских церквей, возводимых нередко на месте языческих капищ [16. С. 48-53; 19. С. 37]. И хотя данный религиозный синкретизм был присущ в основном домонголь-

Л.Д. Макаров

скому времени, на периферии Руси, в особенности в северных вечевых республиках, в их числе и на Вятской земле, архаические традиции сохранились гораздо дольше [20. С. 12]. Весьма пёстрое содержимое находок в сооружении 1 как раз и подтверждает вероятность существования такой полифункциональной постройки на могильнике Покста.

Реконструкция рассматриваемых здесь культовых построек базируется, таким образом, как на этнографических данных, так и на достаточно поздних сооружениях, сохранивших архаичные детали, подвергшихся анализу И. М. Денисовой и А.А. Шенниковой [17. С. 100-114; 18. С. 103-123; 16. С. 43-59]. По мнению специалистов, абсолютное большинство типов и вариантов русских деревянных церквей, появившихся до конца XVII в., возникло на местной языческой основе. Из Византии был заимствован фактически только тип каменного крестово-купольного храма, почти не воспроизводившийся в дереве. А наибольшее распространение на Руси получили храмы, покрытые шатром или фонарем, возведение которых было официально запрещено около 1657 г. [16. С. 5659; 18. С. 117-119]. Поэтому до нашего времени деревянных построек, сооруженных в старых стилевых решениях, почти не дошло, и лишь немногочисленные рисунки дали о них представление. Наша реконструкция храмов воспроизводит покрытие их фонарями, что более характерно, кажется, для восточных районов Руси. Аналогичное покрытие в миниатюре практиковалось и при сооружении надмогильных конструкций - домиков [3. Рис. 43, 45]. В ряде случаев удалось выявить место сакральных («красных») углов в жилищах: на поселении Искра XII-XIV вв. в западном углу сооружения 1 обнаружена бронзовая кацея-кадильница [21. С. 104. Рис. 5/ А; 6/ А, 12; 7-5]; глиняный подсвечник найден в Хлыновском кремле в углу жилища 11 второй половины XIV -первой половины XV в.; два железных подсвечника выявлены в постройках XIII-XIV вв. на Ни-кульчинском городище. Имеются также сведения о некогда существовавших культовых объектах еще при трех кладбищах - Шабалинском вв.), Хлыновском I (XIII-XVI вв.), Северюхинской братской могиле (XIII в.?). Пока не выявлены какие-либо документальные данные о кладбищенских храмах на Никульчинском I (конец XII - XV в.) и Усть-Чепецком (XIII-XV вв.) могильниках, не исключено, что их там вообще не было [22. С. 192-195]. Однако приведенные выше сведения как

будто свидетельствуют об обязательной традиции возведения храмов при кладбищах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Повесть о стране Вятской (Вятский летописец) // Тр. ВУАК 1905 г. Вып. III. Отд. II. Вятка, 1905.

2. Житие преподобного отца нашего Трифона Вятского Чюдотворца // Тр. ВУАК 1912 г. Вып. ¡-П. Отд. II. Вятка, 1912.

3. Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X-

XV вв. Ижевск, 2001.

4. Макаров Л.Д. Древнерусские памятники среднего течения р. Пижмы // Проблемы средневековой археологии волжских финнов. Йошкар-Ола, 1994. (АЭМК. Вып.23).

5. Моця А.П. Население Среднего Поднепровья IX-XIII вв. (по данным погребальных памятников). Киев: Наукова думка, 1987.

6. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983.

7. Конецкий В.Я. Некоторые итоги исследования древнерусских грунтовых могильников в центральных районах Новгородской земли // Археологические исследования Новгородской земли. Л., 1984.

8. Макаров Л.Д. О древнерусских культовых постройках Вятской земли (XII-XV вв.) // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии: Материалы полевого симпозиума. Пермь, 1996.

9. Макаров Л. Язычество и христианство в духовной жизни населения Камско-Вятского междуречья в период развитого и позднего средневековья // Финно-угроведение. 1996. № 2.

10. Лещинская Н.А. Исследования Еманаевского городища // Новые археологические памятники Камско-Вятского междуречья. Ижевск, 1988.

11. Макаров Л. Д. Конфессиональное сознание населения Вятской земли XII-XVI вв. в свете письменных и археологических источников // Миромоделирование: гуманитарные и художественные процессы в общественной жизни. Ижевск, 2009.

12. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища ранних славян. М., 1993.

13. Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М.: Стройиздат, 1976.

14. Логвин Г.Н. О деревянном зодчестве домонгольской Руси // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976.

15. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.

16. Шенников А.А. О языческих храмах у восточных славян // Язычество восточных славян. Л., 1990.

17. Денисова И.М. Дерево - дом - храм в русском народном искусстве // СЭ. 1990. № 6.

18. Денисова И.М. Образ древнеславянского храма в русском народном искусстве // ЭО. 1992. № 5.

19. Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Христианские символы и языческие традиции Древней Руси // Символы в культуре. СПб., 1992.

10. Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Древнерусская церковь и архаические традиции // Язычество восточных славян. Л., 1990.

21. Макаров Л. Д. Поселение Искра - новый памятник в бассейне Средней Вятки // Памятники железного века Камско-Вятского междуречья. Ижевск, 1984. Вып.2.

22. Макаров Л.Д. Утверждение православия на территории Вятского края (XII-XVI вв.) // Пензенский археологический сборник. Пенза, 2012. Вып. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.