Марина АЧЕЛАШВИЛИ
Кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономики Грузии
им. Пааты Гугушвили (Тбилиси, Гоузия).
Климентий АЧЕЛАШВИЛИ
Доктор экономических наук, ассоциированный профессор Тбилисского государственного университета
(Тбилиси, Грузия).
О РЕГИОНАЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (на примере ГрузиИ)
Резюме
Макроэкономическое регулирование экономического роста — сложный и не всегда результативный процесс. В связи с этим возникает необходимость в поиске новых направлений, к которым относится региональное регулирование подъема экономики. Экономический рост в конечном счете обусловливается эффективнос-
тью развития подсистем национальной экономики — ее регионов.
Региональное регулирование предполагает определение вклада регионов страны в ее экономический рост. В статье предложен метод определения данного вклада в темп прироста ВВП на основе темпов прироста валового регионального внутреннего продукта
(ВРВП) и доли регионов в ВВП. Для совершенствования процесса принятия решений использованы специальные производственные функции, описывающие функционирование национальной экономики в региональном разрезе и адаптированные к процессу регионального регулирования экономического роста. Их можно применять при ситуационном макроэкономическом анализе и прогнозировании регионального разви-
тия, формировании вариантов региональной экономической политики, имитации ее последствий на национальном и региональном уровнях, то есть для решения прикладных задач.
Предложенная аналитическая схема регионального регулирования экономического роста апробирована в Грузии. Но она пригодна и для других стран, а также для изучения глобальных экономических процессов.
1. Введение
Проблема регулирования экономического роста является центральной в макроэкономической науке и практике. Цель регулирования — достижение более высоких темпов развития экономики. От них зависит возможность решения не только задач в данной сфере, но и политических, социальных, экологических проблем; то есть регулирование экономического роста имеет огромное практическое значение для любого государства, но особенно важно для стран посткоммунистической рыночной трансформации, которым предстоит внедриться в мировую экономическую систему.
Концептуальные исследования рассматриваемой проблемы традиционно проводят наиболее известные западные школы: классического (неоклассического) направления, которые подходят к регулированию экономического роста с позиции факторов предложения, и кейнсианского (неокейнсианского) направления, которые подходят к регулированию экономического роста с позиции факторов спроса. В рамках каждого из этих направлений, исходя из сформулированных предпосылок, детально изучается проблема регулирования экономического роста и разрабатываются адекватные им модели, на основе которых формируется стимулирующая макроэкономическая политика. В этом плане наиболее известны соответственно модель Солоу и модель Харрода-До-мара, а современные модели, развивающиеся в последние десятилетия, по существу являются их усовершенствованными модификациями. В их основе лежит эмпирический анализ влияния различных факторов на экономический рост с применением эконометрических методов.
Как мы уже отмечали, макроэкономическое регулирование экономического роста — достаточно сложный и не всегда результативный процесс. Поэтому появляется необходимость в поиске новых направлений решения этой проблемы. К ним, в частности, можно отнести региональное регулирование экономического роста. Ясно, что последний в конечном счете определяется эффективностью развития отдельных подсистем национальной экономики — ее регионов. Однако региональное регулирование экономического роста как составляющая общей проблемы регулирования экономического роста практически в научной литературе не рассматривается: опубликованные материалы по макроэкономике и по региональной экономике непосредственно не связаны с проблемой регионального регулирования экономического роста. Изучение этой проблемы, в частности, предполагает определение вклада регионов в экономический рост, установление содержания и механизмов формирования региональной экономической политики, стимулирующей экономический рост, и обоснование экономических инструментов реализации этой политики. Данным вопросам и посвящена предлагаемая статья.
2. Сущность регионального регулирования экономического роста
В теории региональной экономики выделяют экономические регионы, которые формируют с позиций административного и экономического управления, территориального разделения труда, функционирования рынков, характера социально-экономических проблем и т.д. Другими словами, деление территории на экономические регионы является целевым или проблемно ориентированным.
Схема функционирования экономики региона зависит от политической и экономической организации государства. В унитарных (централизованных) странах регион рассматривается как часть единого экономического пространства и в гораздо меньшей мере — как подсистема, то есть носитель собственных экономических интересов. В децентрализованных государствах регион представляет собой относительно самостоятельную многофункциональную подсистему национальной экономики, которая имеет качественно иные экономические связи с центром, с другими регионами и с мировыми рынками.
При региональном регулировании экономического роста необходимо учитывать особенности развития регионов. Если национальная экономика развивается благоприятно, то региональные проблемы несколько сглаживаются, переходят в новое качество, но не исчезают. Причем со временем наряду со старыми возникают и принципиально новые региональные проблемы, связанные с переходом развитых стран к постиндустриальному и информационному обществу, глобализацией мировой экономики, с рыночной трансформацией посткоммунистических стран и т.д.
Региональное регулирование экономического роста должно играть важную роль в большинстве государств мира, особенно на этапах значимых политических, экономических и социальных перемен. Причем есть определенное сходство между региональными проблемами в странах, которые отличаются друг от друга по размерам территории, государственно-политическому устройству, социально-экономическому уровню, культурным традициям, характеру экономических проблем и т.д. Это обусловливает возможность использовать идентичные подходы к региональному регулированию экономического роста, которое сводится, с одной стороны, к анализу конкретной экономической ситуации в регионах и к определению их вклада в экономический рост, с другой — к созданию условий, при которых региональная структура и региональное развитие соответствовали бы национальным интересам. В общем случае этот процесс должен включать следующие аспекты: создание правовой базы, применение административных методов, использование аналитических средств, информационную составляющую, формирование региональной экономической политики и соответствующих экономических инструментов ее реализации.
Создание правовой базы
Прежде всего следует определить принципы регионального устройства государства; разработать положения, регламентирующие взаимодействие центра и регионов; сформировать перечень основополагающих законодательных и нормативных актов по региональному регулированию экономического развития; то есть правовая база регионального регулирования экономического развития должна существовать в виде государственных законов, указов президента, постановлений правительства и других нормативных актов.
Применение административных инструментов
Эти инструменты могут носить запретительный или поощрительный характер. В административных методах особо следует выделить защиту рыночной конкуренции в регионах. Государство должно регулировать ее рациональные масштабы как на региональном, так и межрегиональном уровне и не допускать монополизации. Кроме того, к административной сфере следует отнести регулирование трудовых отношений и охрану окружающей среды.
Использование аналитических средств
Процесс регионального регулирования экономического роста включает разработку национальной стратегии развития экономики и соответствующих ей сценариев регионального экономического развития. Это предполагает использование различных аналитических средств, которые призваны стать институциональной составляющей регионального регулирования экономического роста. Аналитические средства должны охватывать различные аспекты региональных воспроизводственных процессов и быть рыночно ориентированными. К аналитическим средствам следует отнести региональный анализ и прогнозирование, региональное экономическое программирование, региональное индикативное планирование.
Основное назначение регионального анализа и прогнозирования — оценка региональных экономических процессов и перспектив их развития с точки зрения экономического роста. Результаты целевого экономического анализа и прогнозирования, в свою очередь, могут составить основу для регионального экономического программирования. Последнее необходимо направить на решение стратегических (среднесрочных и долгосрочных) задач регионального экономического развития, имеющих национальное значение. Базовыми принципами регионального программирования в области экономического роста могут быть: целевая направленность и системность мероприятий программы, вариантная разработка программы с учетом неопределенности условий ее реализации, ресурсная обеспеченность программы, адресность ее основных положений, обеспечение управляемости программы (наличие необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов реализации).
Из опыта индустриально развитых стран следует, что к объектам конкретного регионального экономического программирования относятся, как правило, проблемные регионы (наиболее отсталые, депрессивные, неосвоенные и т.д.). При этом акцент делается в основном на «физическое планирование», то есть на развитие инфраструктуры, охрану окружающей среды и т.д. Однако такие программы целесообразно разрабатывать для всех регионов (с учетом их особенностей). В частности, в странах посткоммунистической рыночной трансформации для одних регионов это может быть программа по реструктуризации экономики приграничных территорий, для других — по преодолению хронической региональной отсталости, для третьих — по освоению природных ресурсов, для четвертых — по региональной приватизации и т.д.1
Региональное экономическое программирование обеспечивает основу для индикативного регионального планировании, при котором принятие решений является децентрализованным. Основная цель индикативного регионального планирования — совершенствование межрегиональных потоков информации внутри национальной экономики, снижение неопределенности и рисков при принятии основополагающих ре-
1 См.: Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: Tacis, 2001.
шений на уровне регионов. При этом можно выделить два подхода к индикативному региональному планированию. Первый заключается в том, что регионы представляют свои планы экономического развития и инвестиций на рассматриваемый период, которые необходимо изучать и оценивать в центре с точки зрения экономического роста. При втором подходе за начало отсчета принимаются прогнозируемые темпы экономического роста в национальном масштабе, которые используются как база для определения конкретных задач регионального экономического развития.
Информационная составляющая
Региональное регулирование экономического роста предполагает соответствующее информационное обеспечение. Поскольку в условиях рынка регион становится экономической подсистемой национальной экономики, это должно найти отражение в содержании и структуре региональной статистики. Ее необходимо направить на системное описание экономики региона и на представление национальной экономики как системы взаимодействующих региональных экономических подсистем.
В мировой практике существуют международные стандарты национальных счетов, позволяющие иметь в наличии статистическую информацию, необходимую для регулирования экономического роста в национальном масштабе. Однако процесс распространения этих стандартов на региональный уровень находится еще на стадии становления. В настоящее же время для регионального уровня официально не рассчитываются даже основные индикаторы экономического развития регионов. Поэтому одно из направлений совершенствования регионального регулирования экономического развития — стандартизация региональной статистики: создание системы региональных счетов и приближение ее структуры к системе национальных счетов.
Формирование региональной экономической политики и соответствующих инструментов ее реализации
Основная составляющая регионального регулирования экономического роста — формирование стимулирующей региональной экономической политики. В общем региональная политика — сфера государственной деятельности по регулированию политического, экономического, социального и экологического развития страны в региональном разрезе. Региональная политика присутствует практически в каждой стране, но в разных формах. Она может быть активной, институционально обособленной, оснащенной специальными инструментами, а может быть малозаметной (т.е. слабо выделяться среди других видов государственной деятельности). Дискуссия о том, существует или не существует региональная политика, объясняется тем, что осознанную и эффективную региональную политику нередко трудно идентифицировать в разноаспектной и слабо скоординированной работе различных органов государственного регулирования, оказывающих влияние на региональное развитие вообще2.
Термин «региональная экономическая политика» относится к решению лишь экономических проблем регионального развития. Региональная экономическая политика должна основываться, с одной стороны, на государственной экономической политике вообще, с другой — на учете региональных особенностей развития национальной эконо-
2 См.: Гранберг А.Г. Указ. соч.
мики. Ее главная цель — создание экономических условий, при которых развитие экономики регионов соответствовало бы национальным интересам. С помощью региональной экономической политики у регулирующих органов появляется возможность влиять на региональные экономические процессы.
С самых общих позиций формирование региональной экономической политики, стимулирующей экономический рост, предполагает:
— разработку национальной стратегии регионального развития и формулировку цели адекватной ей региональной экономической политики;
— определение конкретных задач региональной экономической политики, соответствующих поставленной цели и данному этапу развития;
— установление альтернативных вариантов региональной экономической политики и выбор наиболее эффективного;
— прогнозирование последствий региональной экономической политики;
— обоснование экономических инструментов реализации региональной экономической политики.
Разработка национальной стратегии предполагает анализ всех аспектов регионального развития: политического, экономического, социального и экологического. Соответственно формулируются цели региональной экономической политики, которые могут быть «вечными» (традиционными) и новыми. Последние определяются геополитическими, экономическими, институциональными и другими изменениями, происходящими в отдельных странах на разных стадиях их развития.
Конкретные задачи региональной экономической политики, стимулирующей экономический рост, необходимо определять с учетом всей совокупности факторов национального и регионального развития. При этом следует установить систему приоритетов в соответствии со сложившейся ситуацией и уровнем регионального экономического развития в данный период времени. Надо также иметь в виду, что в условиях глобализации усиление динамики экономических процессов предполагает своевременное выявление происходящих изменений, а также их соответствующее отражение в региональной экономической политике.
Региональная экономическая политика должна представлять собой систему последовательных и согласованных мероприятий, сконцентрированных на достижении определенного уровня регионального роста с целью повышения темпов экономического роста на национальном уровне. При региональном регулировании экономического роста целесообразно формировать различные варианты региональной экономической политики и оценки их эффективности. Такой подход к формированию региональной экономической политики позволит повысить уровень ее объективности и обоснованности.
Практическая реализация выбранного варианта региональной экономической политики предполагает применение соответствующих инструментов, которые могут быть весьма разнообразными, но по возможности рыночно ориентированными. В качестве таковых можно использовать налоговую и кредитно-финансовую системы, государственные закупки, регулирование регионального ценообразования, премирование за расширение региональной занятости, экономическую поддержку проблемных регионов и т.д.
Применение экономических инструментов предполагает учет особенностей регионов. При этом целесообразно использовать комбинации экономических инструментов, а по мере необходимости — изменять интенсивность и формы их применения. Может возникнуть необходимость даже в эксклюзивной практике их применения, позволяющей
учитывать проблемы развития конкретных регионов. В конечном счете эффективность региональной экономической политики во многом будет зависеть от того, насколько удачно сочетаются различные экономические инструменты друг с другом. К тому же их дифференциация не должна негативно воздействовать на национальный рынок, усиливать межрегиональное неравенство, создавать неоправданные преимущества одним регионам в ущерб другим. Получение отдельными регионами экономических льгот, субсидий и преференций должно обусловливаться объективной целесообразностью, а не зависеть от лоббистских способностей лидеров регионов.
3. Определение вклада регионов в экономический рост
Исследование проблемы регионального регулирования экономического роста предполагает учет влияния региональных факторов на эффективность развития национальной экономики. Под региональными факторами понимаются региональная структура национальной экономики, распределение по данным территориям производственных ресурсов и эффективность их использования. Без объективной количественной информации о характере влиянии этих факторов региональное регулирование экономического роста практически может оказаться неэффективным и даже невозможным.
Регулирование этой сферы прежде всего предполагает определение вклада регионов в экономический рост, которое можно формализовать следующим образом. На национальном уровне для определения экономического роста используется показатель валового внутреннего продукта, в региональном разрезе — показатель валового регионального внутреннего продукта — аналог показателя ВВП для национальной экономики. Обобщенная формула определения вклада регионов в темп прироста на основе темпов прироста ВРВП и доли регионов в ВВП в базисном периоде можно представить в следующем виде:
П
П = ^Пг °г
1=1
где 1 — индекс региона (г = 1, ..., п; п — число регионов);
п — темп прироста ВВП;
п — темп прироста ВРВП в г-м регионе;
О 1 — доля г-го региона в ВВП;
п. - О '1 1 — темп прироста ВВП, который приходится на г-й регион.
Это соотношение одновременно учитывает региональную структуру национальной экономики и темпы регионального роста, в результате чего появляется возможность отразить влияние региональных факторов на экономический рост.
Иллюстрация практической реализации предложенного метода определения вклада регионов в экономический рост приведена на примере Грузии — страны посткоммунис-тической рыночной трансформации. В 1990-х годах республика начала переходить к рыночной экономике, что сопровождалось тяжелейшим экономическим кризисом: катастрофическим падением производства, высокими темпами инфляции, резким сокращением доли накопления в национальном доходе, снижением инвестиционной активности и т.д. В тот период ВВП сократился на 72%, промышленное производство — на 85%, инвести-
ции в основной капитал — на 95%3. Уровень безработицы достиг в среднем 30%, а по отдельным регионам — 50%.
Экономический кризис охватил практически всю страну, однако кризисные явления имели значительные региональные особенности. Наибольший спад производства и безработица наблюдались на территориях, где была сконцентрирована легкая промышленность, не выдержавшая внешнюю конкуренцию и снижение покупательского спроса. Серьезно пострадало и машиностроение, потерявшее государственные заказы. Масштабы инвестиций в регионах были недостаточны не только для создания прогрессивной технологической базы для ускоренного экономического роста, но и для простого воспроизводства основного производственного капитала.
В 1996 году наметилась макроэкономическая стабилизация и страна приступила к реализации комплексной рыночной реформы. Она предусматривала создание адекватной законодательной базы, формирование налоговой, финансовой и кредитной систем, преобразование банковской сферы, приватизацию государственной собственности, либерализацию цен и внешней торговли. В тот же период началось строительство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. В 2000 году Грузия вступила в ВТО. Все это привело к относительно устойчивому экономическому росту: в 2000-м темпы роста ВВП (в сопоставимых ценах к предыдущему году) составили 101,4%, в 2001-м — 104,3%, в 2002-м — 105,4%, в 2003-м — 111,7%, в 2004-м — 105,6%, в 2005-м — 110,4%, в 2006-м — 109,5%. Соответственно развивались и регионы страны.
Темпы роста ВРВП, затрат капитала и труда по регионам, а также аналогичные индикаторы по национальной экономике в целом приведены в табл. 1. Для измерения затрат капитала по регионам использовалась стоимость основного производственного капитала (млн лари), а для измерения затрат труда — численность работающих (тыс. чел.). Все стоимостные индикаторы измерены в сопоставимых ценах.
Как видно из табл. 1, за рассматриваемый период наиболее динамично развивались следующие регионы: Тбилисский, Кахетинский, Мцхета-мтианетский, Самцхе-джавахетский, Шида Картлийский, Имеретинский. В Самегрельском и Земо Сванет-ском регионах ВРВП оставался на прежнем уровне, а в Аджарском, Гурийском, Рача-лечхумском и Квемо Сванетском — даже уменьшился. В результате сложившихся тенденций в региональном экономическом развитии экономический рост в стране за четыре года составил 123,8%.
В региональной динамике затрат капитала не было стабильных тенденций: объем капитала существенно варьировал по регионам (как в пространстве, так и во времени). Причем за рассматриваемый период стоимость основного производственного капитала в целом по стране возросла на 11,8%. Анализ структуры численности населения свидетельствует об уменьшении численности работающих на 1,1%. По большинству регионов наблюдаются такие же тенденции, хотя по некоторым из них динамика индикаторов несколько отличалась от усредненной.
Информация, приведенная в табл. 1, использована при экспериментальных расчетах вклада регионов в экономический рост страны на основе предложенного выше метода (см. табл. 2).
Как видно из табл. 2, из 23,8% общего темпа прироста ВВП на долю Тбилисского региона приходится 16,68 процентных пунктов, а на долю остальных регионов — 7,12 процентных пунктов. Причем один регион практически не дал никакого прироста ВВП, три — уменьшили темп прироста на 0,69 процентных пунктов. Соответственно вклад регионов в темп прироста ВВП распределяется следующим образом: на долю Тбилисского региона приходится 70,1%, Шида Картлийского — 11,1%, Самцхе-джавахетского —
3 См.: Папава В.Г., Беридзе Т.А. Очерки политической экономии посткоммунистического капитализма. М.: Дело и Сервис, 2005. С. 162.
Таблица 1
Темпы роста ВРВП, затрат капитала и затрат труда по регионам страны
Регионы ВРВП, млн лари Затраты капитала (основной производственный капитал) млн лари Затраты труда (численность работающих)
2000 г. 2003 г. Темп роста, % 2000 г. 2003 г. Темп роста, % 2000 г. 2003 г. Темп роста, %
Тбилисский 2 344,9 3 069,9 130,9 2 012,3 2 479,4 123,2 349,2 468,1 134,0
Аджарский 400,6 377,7 94,3 199,6 231,5 116,0 131,9 166,3 126,1
Гурийский 33,7 31,5 93,5 24,6 33,3 135,4 69,3 76,8 110,8
Рача- лечхумский, Квемо Сванетский 23,9 19,0 79,5 12,9 9,6 74,4 23,1 21,0 90,9
Самегрельский, Земо Сванетский 258,3 258,7 100,1 182,4 189,1 103,7 225,4 199,2 88,4
Имеретинский 365,0 411,8 112,8 342,1 335,9 98,2 378,3 267,2 70,6
Кахетинский 66,5 116,7 175,5 121,6 68,5 56,3 188,2 146,6 77,9
Мцхета- мтианетский 80,5 98,7 122,6 48,7 60,6 124,4 46,5 52,9 113,8
Самцхе- джавахетский 31,6 117,2 370,9 29,1 33,2 114,1 80,7 103,9 128,7
Квемо Картлийский 557,4 583,1 104,7 483,6 441,1 91,2 223,5 209,7 93,8
Шида Картлийский 183,0 298,1 162,9 127,5 126,8 99,4 192,8 175,8 91,2
Национальная экономика в целом 4 345,4 5 382,4 123,8 3 584,4 4 009,0 111,8 1 908,9 1 887,5 98,9
П р и м е ч а н и е: Таблица рассчитана на основе первичных данных Государственного департамента статистики Грузии.
8,0%, Имеретинского 4,6%, Кахетинского — 4,8%, Квемо Картлийского — 2,5%, Мцхета-мтианетского — 1,8%. Вклад Самегрельского и Земо Сванетского региона в темп прироста ВПП практически нулевой, Аджарского, Гурийского, Рача-лечхумского и Квемо Сва-нетского — отрицательный.
Значительный вклад Тбилисского региона объясняется, с одной стороны, его высоким удельным весом в ВВП Грузии; но, с другой стороны, в региональном разрезе ос-
Таблица 2
Расчет вклада регионов в экономический рост республики
Регионы Темп прироста В Р ВП, % П Удельный вес региона в ВВП в базисном году, % Распределение темпа прироста ВВП по регионам, процентные пункты %■ Ц Вклад регионов в темп прироста ВВП, %
Тбилисский +30,9 54,0 +16,68 +70,1
Аджарский -5,7 9,2 -0,52 -2,2
Гурийский -6,5 0,8 -0,05 -0, 2
Рача-лечхумский, Квемо Сванетский -20,5 0,6 -0,12 -0,5
Самегрельский, Земо Сванетский +0,1 5,9 +0,01 +0,0
Имеретинский +12,8 8,4 +1,08 +4,6
Кахетинский +75,5 1,5 +1,13 +4,8
Мцхета-мтианетский +22,6 1,9 +0,43 +1,8
Самцхе-джавахетский +270,9 0,7 +1,90 +8,0
Квемо Картлийский +4,7 12,8 +0,60 +2,5
Шида Картлийский +62,9 4,2 +2,64 +11,1
Национальная экономика в целом +23,8 100, 0 +23,8 100, 0
новная доля инвестиций приходится на экономику этого региона, и лишь малая доля — на иные регионы страны. Такое распределение иностранных инвестиций нерационально с точки зрения межрегионального уровня экономического развития. Оно также свидетельствует о низкой активности зарубежных инвесторов, что объясняется слабостью региональной экономической политики, прежде всего в вопросах страхования, залога, гарантий безопасности инвестиций, обеспечения потенциальных инвесторов соответствующей информацией об инновационных проектах4. Следует отметить и высокую степень риска регионального инвестирования вследствие политической нестабильности, значительных масштабов коррупции и теневой экономики в стране. Выявленные особенности региональной структуры экономики республики и тенденции экономического развития ее территорий следует учитывать при региональном регулировании экономического роста, в частности при формировании региональной экономической политики.
Исходя из сказанного выше, темпы экономического роста можно рассматривать как функцию региональной структуры экономики и темпов регионального роста:
4 См.: Папава В.Г., Месхия Я.Е. Проблемы иновационно-инвестиционной политики в Грузии. Тб.,
2003.
п = / п ).
Региональный рост, в свою очередь, определяется региональными производственными факторами, влияние которых можно смоделировать с помощью производственных функций, построенных для совокупности регионов; то есть совершенствование процесса принятия решений в сфере регионального регулирования экономического роста предполагает использование производственных функций.
4. Использование производственных функций
На практике чаще всего рассматриваются производственные функции, которые в качестве факторов включают капитал, труд и технологический прогресс. Природные ресурсы, как правило, не включаются в производственные функции, поскольку в пределах определенного периода времени они практически не меняются. Что касается технологического прогресса, то в данной статье (в соответствии с целью исследования) рассматриваются статические производственные функции. По этой причине вводить в производственную функцию переменную, характеризующую технологический прогресс, не было необходимости.
Национальная экономика представляется совокупностью регионов: А1, А2, ... , А , каждый из которых характеризуется ВРВП и соответствующими ему производственными факторами: региональными затратами капитала и труда. На основе приведенной выше информации по регионам с помощью методов линейного регрессионного анализа были построены статические производственные функции двух видов: мультипликативная — У = аКа ■ Lв и линейная У = а + ЬК + cL. Ниже приведены эти функции с основными статистическими оценками.
Производственные функции для совокупности регионов страны
Мультипликативная производственная функция:
У = 1,43К°’777 ^>-245, Я = 0,974; Я2 = 0,949; ^ = 75,066;
Линейная производственная функция:
У = 22,599 + 1,193К + 0,187L, Я = 0,998; Я2 = 0,997; ^ = 1 599,644,
где У — ВРВП (млн лари);
К — региональные затраты капитала (млн лари);
L — региональные затраты труда (тыс. чел.).
Построенные производственные функции можно использовать при решении прикладных задач регионального регулирования экономического роста: ситуационном макроэкономическом анализе, прогнозировании влияния региональных (производственных и структурных) факторов на экономический рост, обосновании региональной экономической политики, имитации ее последствий (на национальном и региональном уровнях), формировании альтернативных вариантов региональной экономической политики.
В частности, мультипликативная производственная функция может быть полезна в макроэкономическом анализе и прогнозировании последствий регионального экономического развития с точки зрения экономического роста. С ее помощью можно оценить влияние изменений производственных факторов на ВРВП: при увеличении затрат капитала на 1% ВРВП в среднем возрастет на 0,78%, увеличение же затрат труда на 1% приведет к росту лишь на 0,25%. Согласно линейной производственной функции при увеличении затрат капитала на 1 млн лари ВРВП возрастет на 1,193 млн лари, а при увеличении численности занятых на 1 000 человек ВРВП — на 0,187 млн лари. Сказанное объясняется низкой эффективностью труда в Грузии. Поэтому увеличение затрат труда дает такие незначительные результаты с точки зрения экономического роста.
Для сравнения в качестве примера рассмотрим мультипликативные производственные функции СССР (а затем Российской Федерации) и США за период с 1960 по 1995 годы: для первого государства: У = 0,931К0>539 L°’594; для второго: У = 2,248К0’‘Ю4 L°’8°3 5. Приведенные производственные функции базируются на динамических рядах и характеризуют зависимость ВВП от стоимости основных производственных фондов и численности работающих. Все стоимостные индикаторы представлены в сопоставимых ценах и в валютах указанных стран.
Как видно из приведенных функций, соотношение между затратами капитала и затратами труда в рассматриваемых странах различно. Если в РФ соотношение между капиталом и трудом примерно одинаковое, то в США на долю капитала приходится 0,4, а труда — 0,8. В Грузии соотношение между этими факторами в мультипликативной производственной функции, построенной для совокупности регионов, составляет по капиталу 0,78, по труду — 0,25, то есть соотношение, обратное США. Отсюда следует, что чем прогрессивнее экономика (США), тем выше роль труда в создании ВВП и наоборот (Грузия). По-видимому, это объясняется тем, что в Грузии накоплен огромный потенциал физически и морально изношенного оборудования, и он учитывается в стоимости основного производственного капитала по регионам и по национальной экономике в целом, что и отражается на соотношении затрат капитала и труда. Сложившиеся пропорции означают, что в Грузии труд непроизводительный, поэтому увеличение затрат труда мало способствует экономическому росту. Поэтому для его стимулирования прежде всего следует повышать эффективность труда за счет притока инвестиций (как государственных, так и частных), в том числе в регионы, особенно за счет вложения средств в инновационные региональные проекты.
В краткосрочном периоде для описания производственных процессов наиболее приемлема линейная производственная функция. Кроме того, она имеет удобную для практического использования математическую форму: на ее основе можно формировать варианты региональной экономической политики, каждый из которых целесообразно представить в виде комплекса конкретных мероприятий, направленных на повышение объема и эффективности затрат капитала и затрат труда по объектам регионов, что, в свою очередь, отражается на уровне ВРВП. Поэтому следует составить прогноз развития регионов (с точки зрения производственных факторов), подставить в производственную функцию прогнозируемые значения затрат капитала и затрат труда по регионам и рассчитать ВРВП. Просуммировав последний, определим ВВП, на основе которого и рассчитывается прогнозируемый экономический рост, соответствующий данному варианту региональной экономической политики. Темпы роста ВРВП и ВВП характеризуют конечный результат реализации данного варианта региональной экономической политики.
Осуществив расчеты по всем вариантам региональной экономической политики и сравнив прогнозируемые ВВП, можно определить предварительный вариант, который
5 См.: Колемаев В.А. Математическая экономика. М.: ЮНИТИ, 2005. С. 16—22.
обеспечивает наиболее высокий уровень экономического роста. Однако каждый вариант региональной экономической политики имеет свою «стоимость», так как сопряжен с определенными прямыми и косвенными затратами. Например, субсидии, выделяемые на развитие регионов, — это прямые затраты. Применение льготного налогового режима по отношению к объектам региона — это прямые потери для региональной и национальной экономик. Вместе с тем отказ регионам в необходимой финансовой поддержке, которая могла бы дать определенный экономический результат, — это косвенные издержки или так называемые «издержки упущенных возможностей». Их также следует учитывать при интегральной оценке эффективности вариантов региональной экономической политики.
Сопоставив прогнозируемый прирост ВВП по всем вариантам региональной экономической политики с издержками на их осуществление, получим интегральные оценки их эффективности. Окончательный вариант региональной экономической политики следует формировать с учетом этих оценок. Это позволит выбирать для практической реализации не только приемлемое, но и наиболее эффективное направление развития национальной экономики с учетом ее региональных составляющих.
В процессе формирования вариантов региональной экономической политики выделяются два основных направления: воздействие на капитал и на труд. Политика влияния на капитал предполагает дифференцированное налогообложение и субсидирование, экономическую поддержку конкретных регионов, содействие повышению эффективности использования основного производственного капитала, создание условий для его ускоренной амортизации и т.д. Политика в сфере труда включает профессиональную переориентацию, повышение эффективности труда, организацию миграции рабочей силы, премирование за расширение региональной занятости и т.д. Причем наиболее важным приоритетом в стимулировании регионального экономического развития должна обладать инновационная деятельность: внедрение новых технологий, создание малых и средних высокотехнологичных частных фирм, образование специальных инновационных фондов, увеличение объема производства экспортной продукции и т.д.
В экспериментальном порядке на основе линейной производственной функции было сформировано три условных варианта региональной экономической политики для Грузии. Экономический рост составил по первому варианту региональной экономической политики 102,8%, по второму — 103,8%, по третьему — 104,4%, то есть наиболее высокий уровень экономического роста достигается в третьем варианте. Абсолютная величина прироста ВВП была сопоставлена с условными затратами, связанными с реализацией каждого из этих вариантов региональной экономической политики. В результате получены интегральные оценки эффективности вариантов региональной экономической политики, исходя из которых наиболее эффективным вариантом региональной экономической политики для Грузии оказался второй. С точки зрения экономического роста при этом варианте получен наилучший результат при наименьших затратах (на 1 лари затрат на проведение региональной экономической политики получается 4,1 лари прироста ВВП).
5. Заключение
Региональное регулирование — важное условие экономического роста. Предложенная аналитическая схема регионального регулирования экономического роста дает объективную эмпирическую информацию о влиянии региональных факторов (региональной структуры национальной экономики и регионального роста) на экономический рост. С помощью данной информации появляется возможность формировать альтернативные варианты региональной экономической политики и обосновать наиболее резуль-
тативное направление регионального экономического развития с позиции экономического роста.
Аналитическую схему регионального регулирования экономического роста, апробированную в Грузии, можно использовать не только в других странах, но и при изучении глобальных экономических процессов в мировом масштабе; в частности, появляется возможность определить вклад различных стран (или регионов мировой экономической системы) в глобальный экономический рост. Это особенно важно для оценки последствий глобализации, которая ведет к изменению отраслевой и региональной структуры мировой экономики, что в конечном счете и должно способствовать глобальному экономическому росту. Результаты применения предложенной аналитической схемы регионального регулирования экономического роста могут стать источником достоверной информации для международных организаций (Международного валютного фонда, Всемирного банка, ВТО и т.д.), которые влияют на ход мирового экономического развития и определяют основу международной экономической политики в условиях глобализации.