Научная статья на тему 'О регионально-муниципальной поддержке малых предприятий Волгоградской области'

О регионально-муниципальной поддержке малых предприятий Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ТЕХНОПАРК / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / SMALL ENTERPRISE / REGIONAL INTERACTION / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / REGION / TECHNOPARK / BUSINESS INCUBATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Л. Н., Гончарова Е. В.

Выявлены основные особенности функционирования малых предприятий, рассмотрены условия поддержки их деятельности на уровне региона и муниципалитета, обосновано создание новой модели технологического парка для более эффективного взаимодействия малых предприятий и вузов области, улучшения экономической и инвестиционной привлекательности региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic features of functioning of small enterprises are discussed as including conditions of support to their activity at regional and municipal levels, creation of a new model of technological park as a means of more effective interaction of small enterprises and high schools of the area, improvement of economic and regional investment attraction.

Текст научной работы на тему «О регионально-муниципальной поддержке малых предприятий Волгоградской области»

© Медведева Л.Н., Гончарова Е.В., 2011

УДК 334:338.246(470.45):332.1 ББК 65.292

О РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.Н. Медведева, Е.В. Гончарова

Выявлены основные особенности функционирования малых предприятий, рассмотрены условия поддержки их деятельности на уровне региона и муниципалитета, обосновано создание новой модели технологического парка для более эффективного взаимодействия малых предприятий и вузов области, улучшения экономической и инвестиционной привлекательности региона.

Ключевые слова: малое предприятие, региональное взаимодействие, инновационная инфраструктура, регион, технопарк, бизнес-инкубатор.

Малое предпринимательство становится все более заметным явлением в экономике России. За годы рыночных преобразований предприниматели приобрели опыт ведения бизнеса, значительно повысился их профессиональный и образовательный уровень. В настоящее время малый бизнес представлен во всех отраслях национальной и региональной экономики, наметилась положительная тенденция их роста в инновационной сфере, выступающей основой модернизации экономики.

Мировой опыт показывает, что эффективность социально-экономической деятельности и качество жизни населения в городах и регионах в значительной мере зависят от деятельности малого предпринимательства в понимании его уязвимости, обусловленной институциональными особенностями и характером функционирования в сравнении с крупным капиталом и при наличии целенаправленной государственной политики по поддержке этого сектора экономики.

Как известно, малый бизнес - это наиболее динамичный элемент в структуре хозяйственных связей, так как способствует эффективной конкуренции, обеспечивает диверсификацию экономики на региональном и муниципальном уровнях, способствует инновациям и расширяет экспортные возможности территории. Но, как пока-

зывает анализ, уровень его развития в России еще не достиг уровня развитых стран, где доля малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет 50 % и выше. Активное развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) становится одним из ключевых факторов экономического подъема и модернизации РФ, а формирование региональных и муниципальных стратегий его развития - приоритетным направлением не только управленческой практики, но и регио-налистики как науки. Если отрасль - совокупность разных по размерам предприятий и производств, однотипных в технологическом отношении, то предпринимательство в регионе - это совокупность разных по размеру организаций (от индивидуальных предпринимателей до акционерных обществ) самых различных отраслей, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг, функционирование которых формирует качество социально-экономических отношений на определенной территории. При этом региональное предпринимательство как социально-экономическая система является более сложным образованием, чем отрасль.

В экономике Волгоградской области малый бизнес занимает важное место, так как является структурообразующим фактором рыночной экономики, движущей силой ее развития, социально значимым элементом общественной инфраструктуры по оперативному использованию высвобождаемых трудовых ресурсов. Социальный аспект присутствия МСП в регионе и городе - это заня-

тость и качество жизни населения, обеспечение потребителей необходимыми товарами и услугами; экономический аспект предпринимательства - вклад в валовой региональный или муниципальный продукт, повышение качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг; усиление диверсификации деятельности.

По темпам развития малого предпринимательства в 2009 г. Волгоградская область вошла в десятку регионов Российской Федерации [4]. Такой уровень был достигнут благодаря целенаправленной политике поддержки малого предпринимательства на областном уровне и на уровне городов области - Волгограда, Волжского, Камышина и Михайловки.

Доля занятых в МСП от общего числа занятых в экономике области к 2020 г. должна составить 28 %, а вклад малого и среднего бизнеса в ВРП - увеличиться до 40 %. Планируется, что производительность труда вырастет до 6 млн руб. на 1 чел., занятого в этой сфере (в 2007 г. - 1,1 млн руб.) [6]. Достижение этих целей возможно за счет создания благоприятных условий и инфраструктуры поддержки, включающей: агентства по развитию предпринимательства, гарантийные и залоговые фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, торгово-промышленные палаты и учебные заведения.

Анализ основных нормативных актов по поддержке малых и средних предприятий в Волгоградской области на государственном и муниципальном уровне (см. табл.) показывает, что при многообразии форм регулирования должного внимания поддержке начинающих предпринимателей еще не уделяется. Кроме того, для предпринимателей Волгоградской области пока еще остаются актуальными вопросы, связанные с высокой арендной платой за помещения; значительным ростом цен на энергоносители; трудностями при получении долгосрочных кредитов.

Инструменты регулирования и поддержки развития малых предприятий можно проанализировать на двух уровнях.

1. Региональный уровень. В Волгоградской области осуществлялась реализация трех программ по государственной поддержке малого предпринимательства: в 2001-2005, 2005-2010 и 2007-2010 годах. Администрацией области были определены

стратегические приоритеты развития малого предпринимательства под девизом «Шесть И»: Информация - Интеграция -Инновации - Импортозамещение - Инфраструктура - Инвестиции. В настоящее время государственная поддержка субъектов МСП осуществляется в рамках областной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 2009-2011 годы» и предоставляет предпринимателям двенадцать видов прямой финансовой поддержки и ряда других услуг, в частности предоставления поручительства в гарантийный фонд, сопровождение проектов на получение грантов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, преференции на участие в приватизации арендуемого государственного и муниципального имущества, гарантированное размещение госзаказа. Если региональная политика по развитию предпринимательства в большей степени связана с распределением денежных потоков между муниципальными образованиями, то муниципальное регулирование МСП - с привязкой инструментов поддержки к конкретным проектам и предпринимателям. Здесь в наибольшей мере совпадают интересы городских властей по развитию социально-экономической сферы и потенциал предпринимательской активности социально-экономической сферы. В Волжском, втором по численности городе Волгоградской области (316 тыс. жителей), в малом бизнесе заняты свыше 36 тыс. чел., или более 27 % от численности работающих [3]. Отраслевая структура малого предпринимательства в Волжском представлена на рисунке.

Грамотно выстроенное управление МСП способствует активному пополнению бюджета г. Волжского. Здесь в соответствии с Налоговым кодексом РФ субъекты МСП применяют три системы налогообложения: обычную, упрощенную и систему в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Так, общая сумма налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2009 г. составила 2 089 тыс. руб., что составляет около 10 % налоговых и неналоговых доходов бюджета города [3, с. 55].

Таблица

Институциональная база поддержки МСП в Волгоградской области *

Наименование документа Краткий комментарий

Закон Волгоградской области от 4 июля 2008 г. № 1720-0Д «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» Определяет отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства

Закон Волгоградской области от 6 октября 2005 г. № 1105-0Д «О государственной поддержке агропромышленного производства в Волгоградской области» Устанавливает меры государственной поддержки и регулирования агропромышленного комплекса в регионе

Закон Волгоградской области от 22 июня 2004 г. № 925-ОД «Об инновационной деятельности в Волгоградской области» Определяет условия и гарантии инновационной деятельности МСП

Закон Волгоградской области от 2 марта 2010 г. № 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» Определяет порядок осуществления ее поддержки инвестиционной деятельности в регионе

Постановление Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. № 246-п «О субсидировании субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП» Регулирует вопросы субсидирования малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП

Постановление Администрации Волгоградской области от 30.03 2009 г. № 85-п «О долгосрочной областной целевой программе “Развитие и поддержка МСП в Волгоградской области на 2009-2011 годы”» Утверждает долгосрочную областную целевую программу развития предпринимательства

Постановление Г лавы Администрации Волгоградской области от 21 июня 2007 г. № 1088 «Об утверждении Положения о порядке конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления помещений в региональном бизнес-инкубаторе» Предопределяет условия получения площадей и услу г в региональном бизнес-инкубаторе

Постановление Г лавы Администрации Волгоградской области от 28 августа 2006 г. № 1057 «О проведении в 2006-2010 годах ежегодного Волгоградского областного конкурса “Лучшее малое предприятие года” и “Лучший предприниматель года”» Поощрение субъектов малого предпринимательства, добившихся наилучших результатов хозяйственной деятельности

Постановление Администрации Волгоградской области от 9 ноября 2009 г. № 408-п «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на софинансирова-ние муниципальных программ по развитию малого предпринимательства, бытового обслуживания населения и народных художественных промыслов» Определяет условия предоставления субсидий из областного бюджета на развитие этого сегмента рынка

* Составлено по: [2; 3; 6].

Отдельные мероприятия городской программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа -город Волжский Волгоградской области на 2006-2010 годы» профинансированы за счет средств Волжской ТПП, привлеченных средств. За 2010 г. субъектами МСП в порядке реализации преимущественного права на выкуп помещений, находящихся в муниципальной собственности, заключено 15 договоров купли-продажи. Имущественную поддержку в рамках реализации городской программы развития и поддержки субъектов МСП получили 26 предприятий.

В целях поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в г. Волжском в 2009 г. был открыт первый в Волгоградской области и Южном федеральном округе бизнес-инкубатор. Основной задачей его деятельности стало предоставление разного рода услуг. В городе продолжается работа по реализации проекта строительства межрегионального бизнес-центра, который объединит все субъекты инновационной инфраструктуры регионального бизнеса: транспортный терминал, логистический центр, технопарк, бизнес-центр, сеть бизнес-инкубаторов, выставочный комплекс.

Транспорт и связь. 10,6 %

Прочие виды деятельности 9,1 %

Строительство

4,3 %

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, 10,9 %

Оптовая и розничная торговля; ремонт автосредств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 58,8 %

Обрабатывающие производства, 6,3 %

Рис. Отраслевая структура малого предпринимательства в г. Волжский (2009 г.)

Процесс интеграции предприятий и вузов на уровне региона или города можно усилить посредством создания такой инновационной структуры, как технопарк. Как известно, технопарк - это научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для коммерциализации результатов научных исследований в производственной сфере [5, с. 3]. Любое промышленное предприятие приобретает значительные преимущества, тесно сотрудничая с технопарком: с одной стороны, это возможности обогащения промышленного предприятия идеями и научно-техническими результатами; с другой - объединение разнопрофильных малых инновационных фирм для решения поставленной промышленным предприятием задачи позволяет найти новые неординарные пути решения проблем [1, с. 25].

Определенный интерес для властей регионов и городов представляет модель инновационно-технологического центра (технопарка) «Энергии будущего» как частно-государственной структуры, действующей на основе договоров (концессий). В составе технопарка современные офисы и лабораторные помещения, конференц-зал, выставочный комплекс, многофункциональная ГГ-площадка. Указанная модель технопарка позволяет выполнять общие функции и в то же время облает рядом специфических качеств: презенто-

вать новинки техники и технологий в области энергетики на территории ЮФО и СКФО, устанавливать взаимодействие венчурных фондов и «бизнес-ангелов» с наиболее востребованными инвестиционно-инновационными проектами. Основой для разработки модели Волгоградского инновационно-технологического центра (технопарка) «Энергии будущего» послужила существующая сеть технопарков «TCFE» (Technology and Founder Center for Future Energies) в Германии, в частности в г. Лихтенау [3, с. 89]. Реализация данного проекта будет способствовать «выращиванию» нового поколения специалистов-администраторов, обладающих инновационно-системным и ситуационным подходами в управлении бизнесом. Вполне вероятно, что начальной стадией для создания такой модели технопарка может послужить бизнес-инкубатор. В настоящее время вокруг будущего бизнес-инкубаторов ведется научная полемика, связанная с их эффективностью. Многие из известных бизнес-инкубаторов, используя льготные тарифы по аренде и энергетике, превратились в обычные торговые дома и не способствуют росту «слоя» предпринимателей в области науки и изобретений.

Освоение современных инвестиционных технологий, реализация мер, стимулирующих развитие бизнеса, участие в федеральных программах, проектах и конкурсах, использование всех возможностей для использования

экономического, инвестиционного, технического и туристическо-рекреационного потенциала региона будут способствовать развитию субъектов малого предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончарова, Е. В. О создании регионального технопарка в Волгоградской области / Е. В. Гончарова // Вопросы экономических наук. - 2009. -№2. - С. 25-26.

2. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 20092011 годы» (в ред. постановлений Администрации Волгоградской обл. от 27.04.2009 № 112-п, от 22.06.2009 № 221-п). - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.volgograd-consulting.ru/ mdex.php/artides/109-prog11. - Загл. с экрана.

3. Козенко, З. Н. Управление предпринимательством на региональном и муниципальном уровне: теория, опыт, тенденции : монография / З. Н. Козенко, Л. Н. Медведева, И. Г. Юдаев. - М. : Вол. экон. о-во России, 2010. - 208 с.

4. Межрегиональное агентство информации «Вся Россия» : офиц. сайт. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.allrussia.ru. - Загл. с экрана.

5. Старовойтов, М. К. Технопарк как форма научно-промышленной интеграции: опыт и перспективы регионов / М. К. Старовойтов, Л. Н. Медведева, Е. В. Гончарова // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 33. - С. 2-10.

6. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025 гг.) / авт. коллектив: О. В. Иншаков (рук. авт. коллектива) [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. В. Инша-кова ; РАН, Отд-ние обществ. наук, Юж. секция содействия развитию экономики; ВолГУ - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 356 с.

ON REGIONAL AND MUNICIPAL SUPPORT OF SMALL ENTERPRISES

IN VOLGOGRAD REGION

L.N. Medvedeva, E. V. Goncharova

The basic features of functioning of small enterprises are discussed as including conditions of support to their activity at regional and municipal levels, creation of a new model of technological park as a means of more effective interaction of small enterprises and high schools of the area, improvement of economic and regional investment attraction.

Key words: small enterprise, regional interaction, innovative infrastructure, region, technopark, business incubator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.